Вопросы для самоконтроля. 2. 3. Основные структурные единицы текста. 2. 4. Функциональные типы речи (текста). 2. 3. Основные структурные единицы текста единица текста определение сложное синтаксическое целое
Ø Какие из представленных в табл. 2. 2 метатекстовых средств наиболее употребительны в рамках строгих стилей?
Ø Приведите примеры вводных слов, используемых в роли метатекстовых средств.
Ø В текстах каких функциональных стилей наиболее последовательно и полно отражаются каузативные отношения? Почему?
2. 3. ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ЕДИНИЦЫ ТЕКСТА
Единица текста
Определение
Сложное
синтаксическое целое
Семантико-синтаксическая единица текста, которая раскрывает одну из его частных тем и состоит из двух или нескольких предложений, объединённых цепной или параллельной связью
Функциональный тип речи (текста)
Функционально-смысловые и композиционно-речевые формы, служащие для реализации обобщённой, типизированной семантики.
Каждому из функциональных типов текста присуща определённая прагматическая установка (коммуникативная цель), типовое значение и обусловленная этими факторами специфика речевой организации
Окончание табл. 2. 3
Рубрика
Композиционные фрагменты письменного текста, являющиеся способами смысловой упорядоченности текста, облегчая восприятие и понимание текста адресатом. Разновидности рубрик (по степени убывания их объёма): раздел, глава, параграф
Абзац
Один из способов рубрикации; композиционно-стилистическая единица письменного текста, которая представляет собой его фрагмент, расположенный между двумя соседними отступами в начале строки.
Заголовок
Графически выделенное название текста или его рубрики, которое может быть выражено словом, словосочетанием или предложением
Диалогическое
единство
Структурно-смысловая единица диалогического текста, создаваемого двумя или более участниками речевого взаимодействия; представляет собой последовательность взаимосвязанных реплик
2. 4. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТИПЫ РЕЧИ (ТЕКСТА)
Тип речи
Коммуникативная цель
Краткая характеристика
Сфера употребления
Описание
Нарисовать, воспроизвести какую-то картину, охарактеризовать положение дел
Характеристика объекта: его свойств, признаков, структуры и т. д. Объектом является человек, предмет, абстрактное понятие, событие, производственный процесс - любое явление действительности. Описание может носить сопоставительный характер, может быть статическим и динамическим. К нему можно задать вопросы типа: какой? каков? что из себя представляет?
Характерно для всех без исключения функциональных стилей
Повествование
Рассказать о чём-то, передать случай, эпизод из жизни, событие, произошедшее с кем-либо
Сообщение о событии, которое чаще всего представлено как уже произошедшее, характеризующееся временной и пространственной локальностью и последовательностью.
К нему можно задать вопросы типа: что произошло? что случилось?
Характерно для разговорной речи, художественной речи; используется в публицистике. Не свойственно научной и деловой речи
Рассуждение
Доказать мнение по какой-либо теме, ка-кому-либо вопросу с целью убедить адресата в истинности положения или правоте автора; прокомментировать какое-то явление действительности
Показ логических связей (причинно-следственных, условно-следствен-ных, уступительных, сопоставительных, противопоставительных и др. ) между явлениями, предметами и их свойствами, действиями
Типично для научного и публицистического стилей, разговорной и художественной речи. В гораздо меньшей степени характерно для деловых текстов
Окончание табл. 2. 4
Предписание
Передать обязательные для исполнения указания или вооружить адресата знани-ем технологических процессов; содержит разного рода директивы, рекомендации, инструкции, указания, рецепты и пр.
Выражение волеизъявления автора (составителя) текста, проявляющееся в семантике долженствования, разрешения и запрета
К нему можно задать вопросы типа: что, как и в какой последовательности делать?
Характерно для официально-дело-вого стиля, научно-технических текстов и разгово-рной речи. В других функциональных стилях практически не испо-льзуется
Констатация
Удостоверить тот или иной факт действительности вплоть до установления этого факта в статусе закона
Сообщение в форме предложений, для содержания которых характерна констатация факта, утверждение каких-либо фактов, событий, свойств, положения дел.
Типично для официально-делового стиля. Используется в научно-справочном подстиле научного стиля
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Ø В чём причина существования разных способов членения текста?
Ø В чём вы усматриваете различие между сверхфразовым единством (сложным синтаксическим целым) и абзацем?
Ø Каковы функции абзаца в текстах разных функциональных стилей?
Ø Какова роль заголовка (названия) в текстах разных функциональных стилей? Какие типы заголовков вам известны?
Ø Для какого именно жанра научно-справочного подстиля, на Ваш взгляд, характерна констатация как функциональный тип речи (текста)?
Ø Приведите примеры текстов, не имеющих заголовка. Прокомментируйте эти примеры.