Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопросы для самоконтроля. 2. 3. Основные структурные единицы текста. 2. 4. Функциональные типы речи (текста). 2. 3. Основные структурные единицы текста единица текста определение сложное синтаксическое целое




ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Ø Какие из представленных в табл. 2. 2  метатекстовых средств наиболее употребительны в рамках строгих стилей?

Ø Приведите примеры вводных слов, используемых в роли метатекстовых средств.

Ø В текстах каких функциональных стилей наиболее последовательно и полно отражаются каузативные отношения? Почему?

 

2. 3. ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ЕДИНИЦЫ ТЕКСТА

Единица текста Определение
Сложное синтаксическое целое Семантико-синтаксическая единица текста, которая раскрывает одну из его частных тем и состоит из двух или нескольких предложений, объединённых цепной или параллельной связью
Функциональный тип речи (текста) Функционально-смысловые и композиционно-речевые формы, служащие для реализации обобщённой, типизированной семантики. Каждому из функциональных типов текста присуща определённая прагматическая установка (коммуникативная цель), типовое значение и обусловленная этими факторами специфика речевой организации

Окончание табл. 2. 3

Рубрика Композиционные фрагменты письменного текста, являющиеся способами смысловой упорядоченности текста, облегчая восприятие и понимание текста адресатом. Разновидности рубрик (по степени убывания их объёма): раздел, глава, параграф
Абзац Один из способов рубрикации; композиционно-стилистическая единица письменного текста, которая  представляет собой его фрагмент, расположенный между двумя соседними отступами в начале строки.
Заголовок Графически выделенное название текста или его рубрики, которое может быть выражено словом, словосочетанием или предложением
Диалогическое единство Структурно-смысловая единица диалогического текста, создаваемого двумя или более участниками речевого взаимодействия; представляет собой последовательность взаимосвязанных реплик

2. 4. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТИПЫ РЕЧИ (ТЕКСТА)

Тип речи Коммуникативная цель Краткая характеристика Сфера употребления
Описание Нарисовать, воспроизвести какую-то картину, охарактеризовать положение дел Характеристика объекта: его свойств, признаков, структуры и т. д. Объектом является человек, предмет, абстрактное понятие, событие, производственный процесс - любое явление действительности. Описание может носить сопоставительный характер, может быть статическим и динамическим. К нему можно задать вопросы типа: какой? каков? что из себя представляет? Характерно для всех без исключения функциональных стилей
Повествование Рассказать о чём-то, передать случай, эпизод из жизни, событие, произошедшее с кем-либо Сообщение о событии, которое чаще всего представлено как уже произошедшее, характеризующееся временной и пространственной локальностью и последовательностью. К нему можно задать вопросы типа: что произошло? что случилось? Характерно для разговорной речи, художественной речи; используется в публицистике. Не свойственно научной и деловой речи
Рассуждение Доказать мнение по какой-либо теме, ка-кому-либо вопросу с целью убедить адресата в истинности положения или правоте автора; прокомментировать какое-то явление действительности Показ логических связей (причинно-следственных, условно-следствен-ных, уступительных, сопоставительных, противопоставительных и др. ) между явлениями, предметами и их свойствами, действиями Типично для научного и публицистического стилей, разговорной и художественной речи. В гораздо меньшей степени характерно для деловых текстов

Окончание табл. 2. 4

Предписание Передать обязательные для исполнения указания или вооружить адресата знани-ем технологических процессов; содержит разного рода директивы, рекомендации, инструкции, указания, рецепты и пр. Выражение волеизъявления автора (составителя) текста, проявляющееся в семантике долженствования, разрешения и запрета К нему можно задать вопросы типа: что, как и в какой последовательности делать? Характерно для официально-дело-вого стиля, научно-технических текстов и разгово-рной речи. В других функциональных стилях практически не испо-льзуется
Констатация Удостоверить тот или иной факт действительности вплоть до установления этого факта в статусе закона Сообщение в форме предложений, для содержания которых характерна констатация факта, утверждение каких-либо фактов, событий, свойств, положения дел.   Типично для официально-делового стиля. Используется в научно-справочном подстиле научного стиля  

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Ø  В чём причина существования разных способов членения текста?

Ø  В чём вы усматриваете различие между сверхфразовым единством (сложным синтаксическим целым) и абзацем?

Ø Каковы функции абзаца в текстах разных функциональных стилей?

Ø Какова роль заголовка (названия) в текстах разных функциональных стилей? Какие типы заголовков вам известны?

Ø Для какого именно жанра научно-справочного подстиля, на Ваш взгляд, характерна констатация как функциональный тип речи (текста)?  

Ø Приведите примеры текстов, не имеющих заголовка. Прокомментируйте эти примеры.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...