Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Спойлерное конфликтное управление в Мозамбике. Миротворческая миссия ЮНОМОЗ.




  Вскоре после провозглашения национальной независимости Республики Мозамбик в 1975 г.- государства на Юго-Востоке Африки и бывшей колонии Португалии - в Мозамбике началась гражданская война, которая продолжалась с 1976 г. по 1992 г. Гражданскую войну вели правительство Мозамбика, сформированное правящей партией Фронт освобождения Мозамбика (ФРЕЛИМО), и антиправительственная группировка Мозамбикское национальное сопротивление (РЕНАМО). 

ФРЕЛИМО (лидеры: С. Машел, с 1986 г. – Ж.А. Чиссано), будучи главной силой антиколониальной борьбы мозамбикского народа, после прихода к власти преобразовался в партию коммунистической ориентации, провозгласившей строительство социализма и радикальные социально-экономические преобразования по образцу СССР. Вследствие волюнтаризма, игнорирования особенностей исторического развития мозамбикского общества, данный политический курс ФРЕЛИМО привел к снижению и без того низкого уровня жизни населения. С конца 1980-х гг. ФРЕЛИМО преобразовался в партию социально-демократической ориентации и осуществил поворот к социально-экономическому устройству страны, основанному на многопартийной демократии и рыночной экономике. В гражданской войне на стороне правительства Мозамбика сражались военные формирования Танзании и Зимбабве. В обучении солдат правительственной армии Мозамбика участвовали советские военные советники.

  Негативным фактором, влиявшим на развитие Мозамбика, была деятельность РЕНАМО (лидер – А. Длакама), вооружённой антиправительственной группировки прозападной ориентации, боровшейся с правящим режимом партизанскими и террористическими методами. РЕНАМО пользовалось поддержкой вооружённых сил Родезии и ЮАР и помощью из Португалии и США. Хотя РЕНАМО не могло победить правительство Мозамбика,  конфликт между ними сделал большую часть страны неуправляемой. Последствиями гражданской войны были гибель 1 млн. местного населения, 5 млн. беженцев, разрушение экономики и гражданской инфраструктуры, рост угрозы безопасности соседним государствам. Осознавая невозможность решения затяжного конфликта в Мозамбике военным путем, мозамбикское правительство и РЕНАМО вместе со своими союзниками пришли к пониманию необходимости прекращения гражданской войны и переходу к национальному примирению. [65]      

 

4 октября 1992 г. в Риме (Италия) правительство Мозамбика подписало мирные соглашения с РЕНАМО. ООН, приняв задачу контроля соблюдения мирных соглашений в Мозамбике и, будучи свидетелем возобновления гражданской войны в Анголе в результате спойлерства Савимби, была обеспокоена неготовностью РЕНАМО и его лидера А. Длакамы выполнять достигнутые соглашения. Поэтому с декабря 1992 г. в Мозамбике ООН обеспечила развертывание миротворческих сил ЮНОМОЗ (Операция Организации Объединенных Наций в Мозамбике) для контроля прекращения огня, демилитаризации экс-комбатантов, обеспечения безопасности гражданского населения, репатриации беженцев, проведения демократических выборов и решения других миростроительных задач.[66]      (Паспортные данные ЮНОМОЗ представлены в Таблице 4).

В ходе миссии руководство ЮНОМОЗ во главе со Специальным представителем Генерального секретаря ООН Альдо Аелло столкнулось с трехмесячным бойкотом мирных соглашений со стороны РЕНАМО. Аелло диагностировал РЕНАМО умеренным спойлером. Для поворота спойлера к миростроительному процессу была избрана стратегию побуждения. Она включала 1) легитимацию РЕНАМО в качестве равноправного участника миростроительного процесса и 2) стимулирование трансформации РЕНАМО в партию парламентского типа.

            Таблица 4. Социальный паспорт ЮНОМОЗ.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Название миссии Операция Организации Объединенных Наций в Мозамбике (ЮНОМОЗ)

 

Местоположение Мозамбик
Штаб-квартира Мапуту
 
Продолжительность Декабрь 1992 года – декабрь 1994 года  
 
Санкционированный численный состав 6625 военнослужащих и военного вспомогательного персонала, 354 военных наблюдателя и 1144 гражданских полицейских; миссия включала также порядка 355 международных сотрудников и 506 местных сотрудников; кроме того, в ходе избирательной кампании ЮНОМОЗ командировала приблизительно 900 наблюдателей за проведением выборов.  
 
Число погибших 24 (21 военнослужащий, 2 гражданских полицейских и 1 международный гражданский сотрудник)  
 
Функции ЮНОМОЗ была учреждена для оказания помощи в выполнении Общего соглашения об установлении мира, подписанного 4 октября 1992 года в Риме президентом Республики Мозамбик и председателем Мозамбикского национального сопротивления (РЕНАМО). ЮНОМОЗ выполняла следующий мандат: содействовать осуществлению римского соглашения; осуществлять контроль и наблюдение за прекращением огня, разъединением и сосредоточением сил, их демобилизацией и за процессом сбора, хранения и уничтожения оружия; осуществлять контроль и наблюдение за полным выводом иностранных войск и обеспечивать безопасность в транспортных коридорах; осуществлять меры по обеспечению безопасности ключевых объектов; обеспечивать безопасность деятельности ООН и других видов международной деятельности в поддержку миростроительного процесса; оказывать техническую помощь и осуществлять контроль за процессом выборов; осуществлять координацию и контроль за операциями по оказанию гуманитарной помощи, в частности операциями, связанными с беженцами, вынужденными переселенцами, демобилизованными военнослужащими и пострадавшим местным населением.  
 

Расходы                        471 199 200 долл. США

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Спойлерное

конфликтное               Стратегия побуждения в отношении РЕНАМО

управление

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Критерий

эффективности           Устойчивый длительный позитивный мир

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

Руководство ЮНОМОЗ учитывало, что в период обсуждения условий Римского соглашения лидер РЕНАМО Длакама, помимо поиска гарантий безопасности, был заинтересован в легитимации РЕНАМО, общественном признании политического движения, имеющего местные  корни, борющемся за демократию и не являющимся марионеткой ЮАР. Большая часть поведения РЕНАМО противоречила  подобной самооценке, и видение демократии Длакамы не было многопартийным, когда партия не обращается к войне в случае своего проигрыша выборов или к уничтожению своего конкурента в случае своей победы на выборах. Ключевыми задачами Аелло были обучение РЕНАМО правилам и процедурам демократического процесса и обеспечение легитимности РЕНАМО, выполняющим условия мирных соглашений. Помощь руководству ЮМОНОЗ оказывали лидеры соседних африканских стран, поддержавших мирные преобразования в Мозамбике. Они преодолели отвращение к РЕНАМО и в международном общении с Длакамой относились к нему как одному из признанных национальных лидеров.

Для трансформации военизированной группировки в политическую партию, РЕНАМО получило финансовую помощь (15 млн. долл.) из Италии- страны происхождения Аелло. Средства использовались на формирование центральных и местных органов новой партии, обучение ёё членов демократическим способам ведения политического процесса и на предстоящую избирательную кампанию в органы власти Мозамбика. Получение финансовой помощи в сочетании с постепенным выполнением РЕНАМО условий Римских соглашений значительно повысили влияние Аелло и ооновской миссии на руководство РЕНАМО. Данному влиянию также способствовал особый контекст Мозамбика. В отличие от Анголы, где финансовым источником спойлерства Савимби была незаконная торговля алмазами, и Камбоджи, где «красные кхмеры» пополняли свое оружие и боеприпасы за счет теневой торговли драгоценными камнями и древесиной, РЕНАМО не имело постоянного контроля природных богатств страны, что лишало РЕНАМО ресурсов в случае отказа от участия в миростроительном процессе. Кроме того, режим апартеида в Южной Африке, являвшийся главным спонсором вооружено борьбы РЕНАМО, был свергнут.

Применяя стратегию побуждения к РЕНАМО, миротворцы в Мозамбике не препятствовали Длакаме высказывать жалобы и предъявлять требования в ООН. Аелло приходилось урегулировать инциденты, связанные с разоружением, расквартированием и демобилизацией экс-комбатантов и присоединиться к требованиям РЕНАМО в обеспечении своей безопасности, не учтённым в Римских соглашениях. Вместе с тем, затягивание РЕНАМО процесса разоружения требовало от миротворцев сочетания стратегии побуждения и принудительных средств, включая угрозу применения стратегии прерывной миссии. В октябре 1993 г. Аелло использовал визит тогдашнего Генерального секретаря ООН Бутроса-Гали в Мозамбик для   убеждения РЕНАМО в том,  что продолжение  миростроительного процесса зависит от выполнения РЕНАМО своих обязательств и что в противном случае ООН будет вынуждена прервать свою миссию. Угроза  прекращения миротворческой миссии дала положительный результат. РЕНАМО заново подтвердило свою приверженность миростроительному процессу, и ООН сообщала о прогрессе выполнения ключевых условий Римских соглашений.

По мере приближения общенациональных выборов в Мозамбике в октябре 1994 г., снижалась вероятность применения стратегии прерывной миссии со стороны ЮНОМОЗ. ООН израсходовала более 471 млн. долл. на миростроительный процесс и вряд ли смогла бы убедить РЕНАМО в своём желании прервать миссию, по крайней мере, до проведения выборов. Поэтому Аелло всё больше полагался на стратегию побуждения, хотя  и не исключал риск обструкционистского поведения Длакамы на предстоящих выборах.

 

Посредством полной демобилизации армий конфликтных сторон и создания новой национальной армии миротворцы ЮНОМОЗ стремились минимизировать негативное влияние спойлера в поствыборный период. Однако демобилизация  оставалась незавершённой. Во время выборов в октябре 1994 г. РЕНАМО и правительство имели свои армии. По сравнению с Анголой в октябре 1992 г., в Мозамбике вооружённые силы конфликтных сторон были малочисленными и насчитывали несколько тысяч военнослужащих с каждой стороны. Если бы проигравший выборы решил прервать миростроительный процесс, он располагал бы деструктивным потенциалом, но не военной силой, способной быстро выиграть гражданскую войну.

С. Стедман отмечает, что за четыре месяца до выборов в Мозамбике ни ЮНОМОЗ, ни американские советники в Мозамбике не имели плана на случай, если проигравший отвергнет результаты выборов.[67]  Вместо того, чтобы стратегически мыслить об этой возможности, США безуспешно убеждали стороны принять пакт о создании коалиционного правительства после выборов. С другой стороны, правительства африканских стран, подвергнутые испытанию спойлерством Савимби в Анголе, проводили консультации о способе коллективного реагирования в случае не принятия результатов выборов Длакамой.

 

В октябре 1994 г. в Мозамбике прошли первые в истории страны свободные демократические выборы, на которых избирались президент республики и парламент. Президентом страны был избран Ж.А. Чиссано, лидер партии ФРЕЛИМО, и его партия стала победителем на парламентских выборах. РЕНАМО пыталось бойкотировать выборы в Мозамбике и отвергнуть их результаты. Поскольку ООН не устанавливала границы применения стратегии побуждения, дипломаты из соседних стран Зимбабве и ЮАР предупредили Длакаму, что не потерпят обструкции выборов. Обратившись к желанию Длакамы стать легитимным национальным лидером, ООН поддержала это предупреждение и, вместе с тем, гарантировала расследование любых предполагаемых нарушений на выборах. РЕНАМО присоединилось к выборам, сняло свои обвинения в мошенничестве на выборах и заняло свои места в новоизбранном парламенте Мозамбика.

Следовательно, миротворческая миссия ЮНОМОЗ в Мозамбике оказалась успешной. Была прекращена многолетняя гражданская война и осуществлен поворот страны к устойчивому длительному миру. До сегодняшнего дня в Мозамбике действует многопартийная система. Хотя на всех прошедших выборах торжествует ФРЕЛИМО, борьба ведется политическими методами. Успех миротворцев был связан с эффективным спойлерным конфликтным управлением, включавшем правильную диагностику спойлерства РЕНАМО, адекватный типу умеренного спойлерства выбор стратегии побуждения, дополняемой мерами коэрсивной дипломатии, и международным консенсусом о необратимости миростроительного процесса в стране.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...