Методы описания и понимания психологии человека
Стр 1 из 10Следующая ⇒ 1. Психология – наука о закономерностях появления, проявления и развития психики. Задачи психологии: · Описание фактов психической жизни · Объяснение механизмов психической жизни · Раскрытие закономерностей психической жизни Объектом психологии как науки является: Или человек, или группа, или материальные продукты деятельности. Предметом психологии как науки является психика. Психика – свойство высокоорганизованной живой материи головного мозга отражать объективную действительность Отрасли: Фундаментальные (психологии и поведения людей независимо от того, кто они и чем занимаются. Прикладными (достижения на практике) Общие (развитие всех без исключения научных направлений, а специальные (вопросы, для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений).
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 2. три группы: 1) объективные методы психологии; 2) методы описания и понимания психологии человека; 3) методы психологической практики. Объективные методы психологии : • наблюдение (сплошное, выборочное); • эксперимент (лабораторный, естественный, формирующий); • тестирование (достижений, способностей, профпригодности и др. ); • анализ продуктов деятельности (графологический, контент-анализ, анализ рисунков и др. ); • опрос (анкетирование, беседа, интервью); • математическое моделирование и статистический анализ. Методы описания и понимания психологии человека • интроспекция; • самоотчет; • включенное наблюдение; • эмпатическое слушание; • идентификация и др. Методы психологической практики • психотерапия; • психологическая консультация; • психокоррекция; • психотренинг и др.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 3. Личность – это человек, обладающий таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением. (Направленность, способности, темперамент, характер). Индивидуальность – это человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей, с его своеобразием и неповторимостью. (Продуктивность, индивидуальные особенности, индивидуальная история, опыт). Индивид – биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида. Отдельный представитель. (Нейро – динамика, возраст, пол, конституция). Наследственность — это передача на генетическом уровне от предков потомству определенных признаков и особенностей вида. Следует учитывать характер воздействия среды, как сложной системы сложившихся извне обстоятельств, и активность реакции личности в ответ на это воздействие. Воспитание и обучение. Структура личности по Рубинштейну. Направленность – проявляется в потребностях, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивов деятельности и в поведении. Знания, умения, навыки приобретаются в процессе жизни. Структура личности по Фрейду. 1. Оно, Бессознательное. 2. Я, сознания. 3. Сверх – Я, сверхсознание. Оно, бессознательное – оно подчиняется принципу удовольствия. Я (эго), сознание, - формируется из того, что одобряют родители и человек. Установление высоких стандартов. Сверх – Я, система ценностей и норм. Родительский контроль заменяется самоконтролем. Я – концепция – развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая: осознание своих физических, интеллектуальных, социальных свойств, самооценка, субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 4. Темперамент — это индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его психической деятельности и поведения. Психологи выделяют два основных показателя динамики психических процессов и поведения: активность и эмоциональность. Активность — это особенности темпа, ритма деятельности, скорость и сила протекания психических процессов, степень подвижности, быстрота или замедленность реакций. Свойства темперамента: - Динамичность (быстрота условных рефлексов) (Сангвиник, Холерик) - лабильность /высокая чувствительность (присуща лицам со слабым типом высшей нервной деятельности - как быстро протекают процессы возбуждения и торможения (Сангвиник и Холерик) Типы темперамента (Ганс Юрген Айзенк) - экстраверсия (общительный, импульсивный, активный, высокая адаптация) (С и Х) - интроверсия (замкнутое пространство, необщительный) (М и Ф) - эмоциональная стабильность (С и Ф) Основные свойства нервной системы: 1) Сила и слабость – работоспособность и выносливость. 2) Уравновешенность и неуравновешенность – возбуждение и торможение находятся в равновесии. 3) Подвижность – способность их быстро сменять друг друга. Холерик – сильный неуравновешенный; сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный; флегматик – сильный, уравновешенный, инертный; меланхолик – слабый. (И. П. Павлов) В чем проявляются особенности темперамента детей? Дети холерики -активны -инициативны - коммуникабельны и работают в команде -азартны - нетерпимы, резки, подвижны - невнимательны из – за скорости выполнения действий - не сдержаны, вспыльчивы - не способны к самоконтролю, эмоциогенны в обстоятельствах -свойственны обидчивость и гнев. Путем воспитания можно развить у холерика сдержанность, направить свойственную ему энергию на более точное выполнение деятельности, в результате упражнений, осмысления совместно с учеником его ошибок и работы с ними у ребенка постепенно развивается новый темп деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|