Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы описания и понимания психологии человека




1.


Психология – наука о закономерностях появления, проявления и развития психики.

Задачи психологии:

· Описание фактов психической жизни

· Объяснение механизмов психической жизни

· Раскрытие закономерностей психической жизни

Объектом психологии как науки является:

Или человек, или группа, или материальные продукты деятельности.

Предметом психологии как науки является психика.

Психика – свойство высокоорганизованной живой материи головного мозга отражать объективную действительность

Отрасли: Фундаментальные (психологии и поведения людей независимо от того, кто они и чем занимаются. Прикладными (достижения на практике)

Общие (развитие всех без исключения научных направлений, а специальные (вопросы, для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений).


 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2. три группы: 1) объективные методы психологии; 2) методы описания и понимания психологии человека; 3) методы психологической практики.


Объективные методы психологии :

• наблюдение (сплошное, выборочное);

• эксперимент (лабораторный, естественный, формирующий);

• тестирование (достижений, способностей, профпригодности и др. );

• анализ продуктов деятельности (графологический, контент-анализ, анализ рисунков и др. );

• опрос (анкетирование, беседа, интервью);

• математическое моделирование и статистический анализ.

Методы описания и понимания психологии человека

• интроспекция; • самоотчет; • включенное наблюдение; • эмпатическое слушание; • идентификация и др.

Методы психологической практики

• психотерапия; • психологическая консультация; • психокоррекция; • психотренинг и др.


--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3.


Личность – это человек, обладающий таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением. (Направленность, способности, темперамент, характер).

Индивидуальность – это человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей, с его своеобразием и неповторимостью. (Продуктивность, индивидуальные особенности, индивидуальная история, опыт).

Индивид – биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида. Отдельный представитель. (Нейро – динамика, возраст, пол, конституция).

Наследственность — это передача на генетическом уровне от предков потомству определенных признаков и особенностей вида.

Следует учитывать характер воздействия среды, как сложной системы сложившихся извне обстоятельств, и активность реакции личности в ответ на это воздействие.

Воспитание и обучение.

Структура личности по Рубинштейну.

Направленность – проявляется в потребностях, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивов деятельности и в поведении.

Знания, умения, навыки приобретаются в процессе жизни.

Структура личности по Фрейду.

1.                 Оно, Бессознательное.

2.                 Я, сознания.

3.                 Сверх – Я, сверхсознание.

Оно, бессознательное – оно подчиняется принципу удовольствия.

Я (эго), сознание, - формируется из того, что одобряют родители и человек. Установление высоких стандартов.

Сверх – Я, система ценностей и норм. Родительский контроль заменяется самоконтролем.

Я – концепция – развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая: осознание своих физических, интеллектуальных,

 социальных свойств, самооценка, субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.


--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

4.

Темперамент — это индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его психической деятельности и поведения.

Психологи выделяют два основных показателя динамики психических процессов и поведения: активность и эмоциональность.

Активность — это особенности темпа, ритма деятельности, скорость и сила протекания психических процессов, степень подвижности, быстрота или замедленность реакций.

Свойства темперамента:

- Динамичность (быстрота условных рефлексов) (Сангвиник, Холерик) - лабильность /высокая чувствительность (присуща лицам со слабым типом высшей нервной деятельности  - как быстро протекают процессы возбуждения и торможения (Сангвиник и Холерик)

Типы темперамента (Ганс Юрген Айзенк)

- экстраверсия (общительный, импульсивный, активный, высокая адаптация) (С и Х) - интроверсия (замкнутое пространство, необщительный) (М и Ф) - эмоциональная стабильность (С и Ф)

Основные свойства нервной системы:

1) Сила и слабость – работоспособность и выносливость.

2) Уравновешенность и неуравновешенность – возбуждение и торможение находятся в равновесии.

3) Подвижность – способность их быстро сменять друг друга.

Холерик – сильный неуравновешенный; сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный; флегматик – сильный, уравновешенный, инертный; меланхолик – слабый. (И. П. Павлов)

В чем проявляются особенности темперамента детей?

Дети холерики


-активны

-инициативны

- коммуникабельны и работают в команде

-азартны

- нетерпимы, резки, подвижны

- невнимательны из – за скорости выполнения действий

- не сдержаны, вспыльчивы

- не способны к самоконтролю, эмоциогенны в обстоятельствах

-свойственны обидчивость и гнев.


Путем воспитания можно развить у холерика сдержанность, направить свойственную ему энергию на более точное выполнение деятельности, в результате упражнений, осмысления совместно с учеником его ошибок и работы с ними у ребенка постепенно развивается новый темп деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...