Повторение
20. Внимание – отдельная сторона психических процессов – направленность, сосредоточенность сознания на объектах или явлениях, предполагающую повышение уровня сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности. Внимание – сосредоточенное сознание на объекте. · ВИЕ(внимание) не является самостоятельным псих. Процессом · Это качественная характеристика восприятия, памяти, мышления · Обеспечивает избирательный характер психологической деятельности · Осуществляет выбор данного объекта из некоторых возможных Внимание – необходимое условие качественного выполнения любой деятельности. Основные функции: ⁓ Выбор психической деятельности и ее сохранение на определенный промежуток времени ⁓ Сосредоточенность, углубленность в деятельность ⁓ Контроль и регуляция деятельности Виды По характеру направленности: - внешне направленное (объект внешнего мира) - внутреннее (направленное на собственные ощущения, мысли, переживания) По объему псих активности - интеллектуальный - двигательный - эмоциональный - сенсорно перцептивный В зависимости от активности личности - непроизвольное (возникает спонтанно) - произвольное (требует волевых усилий) - послепроизвольное Свойства внимания: Сосредоточенность (удержание внимания), Объем (количество объектов - 5–9 об. ), Распределение несколько действий в процессе одной деятельности), Переключение – способность быстро выключаться из одних установок и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям, проявляющаяся либо при переходе от одного объекта к другому, либо от одной деятельности к другой , Устойчивость (сосредоточенность на объекте), Избирательность (выделение нужной инфы), Отвлекаемость внимания ( непроизвольное перемещение), Рассеянность внимания – ( неспособность сосредоточиться)
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 21. Память – это процесс запоминания, сохранения и последующее воспроизведение обстоятельства жизни и деятельности личности, и ее прошлого опыта. Виды памяти: ⁓ По целенаправленности: Непроизвольная, произвольная ⁓ По способу запоминания смысловая, механическая ⁓ По продолжительности запоминания оперативная память, долговременная память Мгновенная, кратковременная. Индивидуальные различия в процессах памяти. Объем памяти (количество), Точность (без искажения), Прочность (макс. длительность сохранения), Скорость, Быстрота воспроизведения, Длительность, Мобилизационная готовность памяти – умение легко и быстро извлекать из памяти то, что необходимо. Операционные процессы памяти: Группировка – разбиение материала на группы по каким-либо основаниям (например, по смыслу). Опорные пункты – выделение какого-либо краткого пункта, служащего опорой для более широкого содержания (например, определение главной мысли в тексте). Мнемический план – совокупность опорных пунктов (составление плана текста). Классификация – распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам на основе определенных общих признаков (например, «фрукты» или «овощи»). Структурирование – установление взаимного расположения частей, составляющих целое, внутреннего строения запоминаемого. Мнемотехнические приемы – совокупность готовых, известных способов запоминания. Перекодирование – представление информации в образной форме. Ассоциация – установление связей по сходству, смежности или противоположности и т. д.
Повторение Механизмы Запоминание, сохранение, воспроизведение забывание В МШ возрасте § Более развита Образная память (зрит. Слух. ) Нагляяд., ярк. Запоминается легко и надолго § Менее Смысловая память -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 22. Мышление - опосредованное и обобщенное познание окружающего мира Мышление определяется как опосредованное и обобщенное познание объективной реальности. Виды мышления: ⁓ По степени новизны и оригинальности: Продуктивное и репродуктивное. ⁓ По типу решаемых задач: Теоретическое мышление, связанное в основном с нахождением общих закономерностей. Практическое мышление, действующее в практической деятельности и направленное на решение частных конкретных задач. ⁓ По форме: Предметно – действенное Наглядно – образное Словесно – логическое Формы мышления: Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями, содержащая утверждение или отрицание чего – либо. Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается вывод, выводятся новое суждение. Мыслительные операции: Сравнение. Анализ Синтез Абстрагирование – это выделение существенных свойств и связей предметов или явлений и отвлечение от других, несущественных. Обобщение – объединение по признакам. Конкретизация –переход от общего к единичному Свойства мышления Гибкость, темп развития мыслительных процессов, быстрота, самостоятельность, экономичность мышления, широта ума, глубина, последовательность мысли, критичность. ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 23. Воображение — это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы. Основная функция воображения - его преобразование. Образы воображения опираются на представления памяти. Связано со всеми сторонами психической деятельности человека: с его восприятием, памятью, мышлением, чувствами.
Воображение - познавательный процесс, основа - аналитико-синтетическую деятельность человеческого мозга. Виды воображения Непроизвольное или пассивное воображение - новые образы возникают под воздействием мало осознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцинации, грезы, состояния «бездумного отдыха». Сон - продукт здоровой психики. Сны видят все люди. Галлюцинация — это тоже пассивное, непреднамеренное воображение. У людей, психически ненормальных или не совсем здоровых, образы фантазии приобретают черты реальности. Грезы — это пассивное, но преднамеренное воображение. Это мечты, не связанные с волей, направленной на их выполнение. Произвольное, или активное воображение — это процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Этот вид воображения возникает в раннем возрасте и наибольшее развитие получает в детских играх. ⁓ По оригинальности произвольное (активное) воображение разделяется на воссоздающее, или репродуктивное, и творческое. Мечта - всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретного человека, конкретной личности. Фантазия и мечтательность. Психологические механизмы воображения Комбинирование - сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях. Акцентирование - подчеркивание тех или иных черт (например, образ великана). Этот способ лежит в основе создания карикатур и дружеских шаржей (умный - очень высокий лоб, недостаток ума - низкий). Индивидуальные особенности воображения определяются: 1) степенью легкости и трудности, с какой человеку вообще дается воображение; 2) характеристикой самого создаваемого образа: нелепица или оригинальная находка решения; 3) в какой области ярче, быстрее происходит создание новых образов (личностная направленность). Развитие воображения у младших школьников
Основное направление в развитии воображения в младшем школьном возрасте заключается в постепенном переходе ко все более правильному и полному отражению действительности на основе накопленных знаний, от простого произвольного комбинирования представлений к логически аргументированному их комбинированию. -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|