Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Повторение




20.

Внимание – отдельная сторона психических процессов – направленность, сосредоточенность сознания на объектах или явлениях, предполагающую повышение уровня сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности.

Внимание – сосредоточенное сознание на объекте.

· ВИЕ(внимание) не является самостоятельным псих. Процессом

· Это качественная характеристика восприятия, памяти, мышления

· Обеспечивает избирательный характер психологической деятельности

· Осуществляет выбор данного объекта из некоторых возможных

Внимание – необходимое условие качественного выполнения любой деятельности.

Основные функции:

⁓ Выбор психической деятельности и ее сохранение на определенный промежуток времени

⁓ Сосредоточенность, углубленность в деятельность

⁓ Контроль и регуляция деятельности

Виды


По характеру направленности:

- внешне направленное (объект внешнего мира)

- внутреннее (направленное на собственные ощущения, мысли, переживания)


По объему псих активности

- интеллектуальный

- двигательный

- эмоциональный

- сенсорно перцептивный


В зависимости от активности личности

- непроизвольное (возникает спонтанно)

- произвольное (требует волевых усилий)

- послепроизвольное


Свойства внимания:

Сосредоточенность (удержание внимания), Объем (количество объектов - 5–9 об. ), Распределение

несколько действий в процессе одной деятельности), Переключение – способность быстро выключаться из одних установок и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям, проявляющаяся либо при переходе от одного объекта к другому, либо от одной деятельности к другой , Устойчивость (сосредоточенность на объекте), Избирательность (выделение нужной инфы), Отвлекаемость внимания ( непроизвольное перемещение), Рассеянность внимания – ( неспособность сосредоточиться)

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

21.

Память – это процесс запоминания, сохранения и последующее воспроизведение обстоятельства жизни и деятельности личности, и ее прошлого опыта.

Виды памяти:

⁓ По целенаправленности:

Непроизвольная, произвольная

⁓ По способу запоминания

смысловая, механическая

⁓ По продолжительности запоминания

оперативная память, долговременная память

Мгновенная, кратковременная.

Индивидуальные различия в процессах памяти.

Объем памяти (количество), Точность (без искажения), Прочность (макс. длительность сохранения), Скорость, Быстрота воспроизведения, Длительность, Мобилизационная готовность памяти – умение легко и быстро извлекать из памяти то, что необходимо.

Операционные процессы памяти:

Группировка – разбиение материала на группы по каким-либо основаниям (например, по смыслу).

Опорные пункты – выделение какого-либо краткого пункта, служащего опорой для более широкого содержания (например, определение главной мысли в тексте).

Мнемический план – совокупность опорных пунктов (составление плана текста).

Классификация – распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам на основе определенных общих признаков (например, «фрукты» или «овощи»).

Структурирование – установление взаимного расположения частей, составляющих целое, внутреннего строения запоминаемого.

Мнемотехнические приемы – совокупность готовых, известных способов запоминания.

Перекодирование – представление информации в образной форме.

Ассоциация – установление связей по сходству, смежности или противоположности и т. д.

Повторение

Механизмы

Запоминание, сохранение, воспроизведение забывание

В МШ возрасте

§ Более развита

Образная память (зрит. Слух. )

Нагляяд., ярк. Запоминается легко и надолго

§ Менее

Смысловая память

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

22.


Мышление - опосредованное и обобщенное познание окружающего мира

Мышление определяется как опосредованное и обобщенное познание объективной реальности.

Виды мышления:

⁓ По степени новизны и оригинальности:

Продуктивное и репродуктивное.

⁓ По типу решаемых задач:

Теоретическое мышление, связанное в основном с нахождением общих закономерностей.

Практическое мышление, действующее в практической деятельности и направленное на решение частных конкретных задач.

⁓ По форме:

Предметно – действенное

Наглядно – образное

Словесно – логическое

Формы мышления:

Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями, содержащая утверждение или отрицание чего – либо.

Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается вывод, выводятся новое суждение.

Мыслительные операции:


Сравнение.

Анализ

Синтез


Абстрагирование – это выделение существенных свойств и связей предметов или явлений и отвлечение от других, несущественных.

Обобщение – объединение по признакам.

Конкретизация –переход от общего к единичному

Свойства мышления

Гибкость, темп развития мыслительных процессов, быстрота, самостоятельность, экономичность мышления, широта ума, глубина, последовательность мысли, критичность.


----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

23.


Воображение — это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы.

Основная функция воображения - его преобразование.

Образы воображения опираются на представления памяти.

Связано со всеми сторонами психической деятельности человека: с его восприятием, памятью, мышлением, чувствами.

Воображение - познавательный процесс, основа - аналитико-синтетическую деятельность человеческого мозга.

Виды воображения

Непроизвольное или пассивное воображение - новые образы возникают под воздействием мало осознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцинации, грезы, состояния «бездумного отдыха».

Сон - продукт здоровой психики. Сны видят все люди.

Галлюцинация — это тоже пассивное, непреднамеренное воображение. У людей, психически ненормальных или не совсем здоровых, образы фантазии приобретают черты реальности.

Грезы — это пассивное, но преднамеренное воображение. Это мечты, не связанные с волей, направленной на их выполнение.

Произвольное, или активное воображение — это процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Этот вид воображения возникает в раннем возрасте и наибольшее развитие получает в детских играх.

⁓ По оригинальности произвольное (активное) воображение разделяется на воссоздающее, или репродуктивное, и творческое.

Мечта - всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретного человека, конкретной личности.

Фантазия и мечтательность.

Психологические механизмы воображения

Комбинирование - сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях.

Акцентирование - подчеркивание тех или иных черт (например, образ великана). Этот способ лежит в основе создания карикатур и дружеских шаржей (умный - очень высокий лоб, недостаток ума - низкий).

Индивидуальные особенности воображения определяются:

1) степенью легкости и трудности, с какой человеку вообще дается воображение;

2) характеристикой самого создаваемого образа: нелепица или оригинальная находка решения;

3) в какой области ярче, быстрее происходит создание новых образов (личностная направленность).

Развитие воображения у младших школьников

Основное направление в развитии воображения в младшем школьном возрасте заключается в постепенном переходе ко все более правильному и полному отражению действительности на основе накопленных знаний, от простого произвольного комбинирования представлений к логически аргументированному их комбинированию.


-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...