28.Самооценка младшего школьника. Трудности обучения, связанные с «нежеланием» учиться. Формирование учебных интересов и положительного отношения к школе.
28. Самооценка младшего школьника. Трудности обучения, связанные с «нежеланием» учиться. Формирование учебных интересов и положительного отношения к школе. Самооценка-это необходимый компонент развития самосознания, т. е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отличия к окружающим и самому себе. Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции. Развитие самооценки происходит в 4 этапа: 1этап- от рождения до 18 месяцев 2этап- от 1, 5 до 3-4лет 3этап- от 4 до 6 лет 4этап- школьные годы то 6 до 14 лет (развитие чувства трудолюбия, способности к самовыражению в продуктивной работе) Самосознание и самооценка проявляются и формируются в процессе деятельности, под воздействием различных факторов, в первую очередь – общения с окружающими. На начальных этапах развития ребенок оценивает преимущественно свои физические качества и возможности, затем начинают оцениваться практические умения, поступки, моральные качества. Самооценка начинает выступать в качестве важнейшего регулятора поведения ребенка, его активности в учении и общении. Формирование самооценки связано с активными действиями ребенка, с самонаблюдением и с самоконтролем. Игры, занятия, общения постоянно обращают его внимание на самого себя, ставит его в ситуации, когда он должен как-то относить к себе- оценить свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявить те или иные качества личности. По мнению психологов, самооценка развивается на протяжении всей жизни. Наиболее благоприятным периодом развития самооценки-мл. шк. возраста, т. к. именно в этот период начинаются организованное обучение, и от того, как учитель организует это обучение, зависит, будет ли развитие самооценки активным, т. к. в этом возрасте самооценка ребенка продолжает формироваться, корректироваться под влиянием оценки учителя. Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора: отношение окружающий и осознание самим ребенком особенности своей деятельности. Самооценка младших школьников еще далеко не самостоятельна, на неё влияют оценки окружающих, прежде всего оценки учителя. То, как оценивает ребенок сам, представляет собой копию оценок, сделанных учителем. У хороших учеников формируется, как правило, высокая, часто завышенная самооценка, у слабых- низкая, преимущественно заниженная. У слабых учеников постепенно начинает развиваться неуверенность в себе, тревожность, робость, они плохо чувствуют среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым. Учеников с завышенной самооценкой отличает уверенность в себе, нередко переходящая в чрезмерную самоуверенность, привычка быть первыми, образцовыми. В младшем шк. возр. на первом месте среди оснований для самооценки, как правило, стоят учебные успехи и оценка поведения ребенка учителем. Надо учить ребенка в любой момент контролировать свои действия, правильно их оценивать, быть внимательным к каждому этому своей работы, к любым ее промежуточным результатам. Это не замедлит сказаться на учебных успехах и поможет повысить самооценку. Важно также помочь ребенку проявить себя- осуществить свои возможности в той области, в которой у него наметились особые успехи. Это поможет ему заслужить уважение товарищей.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 29. Своеобразие и ценности младшего школьного возраста как этапа развития. Психологические новообразования в младшем школьном возрасте: самооценка, рефлексия, теоретическое мышление, произвольность поведения, внутренний план действий.
Младший школьный возраст связан с переходом ребенка к систематическому школьному обучению. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Переход к систематическому обучению создает условия для р азвития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями. Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью. Согласно Л. С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка, становится доминирующей функцией. В ходе систематического обучения, направленного на усвоение научных знаний, происходит развитие словесно-логического, понятийного мышления, что ведет к перестройке и всех других познавательных процессов: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие думающим». На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.
Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в себе, своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сензитивного периода) будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. - Психологические новообразования в младшем школьном возрасте:
Самооценка - необходимый компонент развития самосознания, осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков. мотивов и целей поведения, отношения к окружающим людям и самому себе. Самооценка ребенка обнаруживается не только в том, как он оценивает себя, но и в том, как он относится к достижениям других. Дети с завышенной самооценкой не обязательно расхваливают себя, но зато они охотно отрицают все, что делают другие. Ученики с заниженной самооценкой, напротив, склонны переоценивать достижения товарищей. Дети с высокой самооценкой отличались активностью, стремлением к достижению успеха как в учении и в общественной работе, так и в играх. Основная тенденция в становлении самооценки заключается в постепенном выделении ребенком тех или иных качеств из отдельных видов деятельности и поступков, обобщении их и осмыслении сначала как особенностей поведения, а затем и как относительно устойчивых качеств личности.
Рефлексия- способность оценивать собственные действия, умение анализировать содержание и процесс своей мыслительной деятельности. Способность к рефлексии формируется и развивается у детей при выполнении действий контроля и оценки. Именно рефлексия помогает ученику формировать желание и умение учиться, обнаруживать незнание в своих знаниях. Она является своеобразным показателем активности ученика как субъекта учебной деятельности. Рефлексия и умение учиться, сформированные в начальной школе, являются основой для становления зоны ближайшего саморазвития ученика в подростковом возрасте и ранней юности.
Теоретическое мышление — вид мышления, основанный на выделении и анализе основного исходного противоречия исследуемой ситуации или решаемой задачи. Поиск средства разрешения противоречия приводит к формированию способа действия, последний позволяет решать целые классы задач. Теоретическое мышление основано на анализе внутренних характеристик изучаемых явлений, позволяет мысленно изменять объект исследования и тем самым наиболее полно изучить его, вскрыв внутренние характеристики и отношения. Теоретическое мышление отличается от эмпирического мышления, основанного на обобщении чувственно воспринимаемых наглядно данных свойств и отношений. Развитие теоретического мышления зависит от способа построения учебного процесса в школе; оказывает непосредственное влияние на остальные психологические новообразования младшего школьного возраста: способность к рефлексии, выработку внутреннего плана действий и внутреннюю позицию школьника, таким образом, определяя психическое развитие ребенка в целом.
Произвольное поведение — этопроизвольная регуляция деятельности, которая представляет собой способность ребёнка целенаправленно и осознанно осуществлять планирование, управление и оценку своих действий. Способность действовать произвольно формируется постепенно, на протяжении всего младшего школьного возраста. Как и все высшие формы психической деятельности, произвольное поведение подчиняется основному закону их формирования: новое поведение возникает сначала в совместной деятельности со взрослым, который дает ребенку средства организации такого поведения, и только потом становится собственным индивидуальным способом действия ребенка. Развитие произвольности поведения связано со становлением регулятивной функции психики. В данном возрасте дети склонны к сильным переживаниям, из-за пластичности нервных процессов происходит быстрая смена чувств. К началу школьного обучения у ребенка процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Регулирующая функция воли проявляется в активизации и торможении деятельности ребенка.
Развитие внутреннего плана действий обеспечивает способность ориентироваться в условии задачи, выделять в нем наиболее существенное, планировать ход решения, предусматривать и оценивать возможные варианты и т. д. Чем больше „шагов" своих действий может предусмотреть ребенок и чем тщательнее он может сопоставить их разные варианты, тем более успешно он будет контролировать фактическое решение задачи. Необходимость контроля и самоконтроля в учебной деятельности, а также ряд других ее особенностей создают благоприятные условия для формирования у младших школьников способности к планированию и выполнению действий про себя, во внутреннем плане. Развитию внутреннего плана действий у младших школьников способствуют также различные игры (особенно шахматы).
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 30. Существует множество попыток периодизации жизненного пути личности. В их основе лежат различные теоретические позиции авторов. Л. С. Выготский делил все попытки периодизации детства на три группы: · по внешнему критерию, · по какому-либо одному признаку детского развития, · по системе существенных особенностей самого детского развития. Представление о психосоциальной идентичности как итоговом, интегрирующем свойстве личности. Идентичность — это прежде всего показатель зрелой (взрослой) личности, которая в своем развитии проходит ряд стадий. На каждой новой стадии возникают новые явления и свойства, которых не было на предшествующих стадиях. Эти ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ становятся центром психической жизни и поведения человека на определенной возрастной ступени.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|