Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

26.Психологические особенности и механизмы развития способностей в младшем школьном возрасте. Способности: структура и механизмы их развития.




24.

Структура психики состоит из психических явл: псих. процессы, псих. св-ва, псих. сост-я, псих. образ-я.

Псих. процессы сост. из: познавательных (речь, воображение, внимание, восприятие); эмоциональных (стресс, чувства, фрустрация, эмоции); волевые (волевые кач-ва, управление, борьба, мотивы, преодоление трудностей). Псих.  опис. 3 строны душевной жизни человека: познание, чувсва, волю.

Псих. св-ва (хар-тер, темперамент, способности, направленность). Устойчивые особенности, отлич. человека или группу людей от других.

Псих. образования (ЗУНы, привычки, убеждения). Эти психические явления, человек приобретает в процессе жизнедеятельности.

Псих. состояния (подъем, упадок, уверенность, бодрость, страх). Эти псих. состояния относительно устойчивые.

3 блока Лурии

1. Энергетический блок. Участвует в осущ-ии любой псих. деятельности и особенно в процессах памяти, внимания, регуляции эмоц. состояния в целом.

2. Находится в затылочной части, височной и теменной частях. Блок приема, переработки и хранения.

3. Находится в лобных долях. Отвечает за программирование регуляцию и контроль за протеканием псих. деятельности. Лобные доли созревают в период с 9 до 12 лет.  

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

25. Одаренность и особенности ее проявления в младшем школьном возрасте. Признаки одаренности и специфика ее проявления в младшем школьном возрасте. Психологические особенности ребенка с признаками одаренности.

Одаренность - совокупность высоких уровней психических функций.

Психологами Выготским, Рубинштейном и Тепловым, одаренность определялась как более высокий уровень развития общих способностей, определенный диапазоном деятельности, в который человек сможет достичь больших успехов.

- Признаки одаренности

Выделяются два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный аспект характеризует способы его деятельности, а мотивационный – отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

Инструментальный аспект поведения одаренности ребенка может быть описан следующимипризнаками:

1) Наличие специфических стратегий деятельности. При этом выделяются 3 основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:

a) быстрое освоение деятельности и высокая успешность её выполнения;

b) использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;

c) выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений.

2) Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции.

3) Особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени; категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности).

4) Своеобразный тип обучаемости. Одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они
нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях,
сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующимипризнаками:

1) Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т. д. ) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т. д. ), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.

Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.

2) Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.

3) Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартны х, типичных заданий и готовых ответов.

4) Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.

- Специфика проявления одаренности в младшем школьном возрасте

Многие дети проявляют высокую степень одаренности не в одной какой-либо сфере, а в нескольких сферах.

Одаренные дети намного быстрее своих сверстников проходят начальные уровни социальной адаптации (послушание и примерное поведение, ориентированное на получение положительной оценки взрослых); в подростковом возрасте они часто как бы минуют фазу детского конформизма и оказывают сопротивление стандартным правилам, групповым нормам и внутригрупповым ориентациям на авторитарных лидеров.

  1. По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать раннюю и позднюю одаренности.

Примером ранней одаренности являются дети, которые получили название «вундеркинды». Вундеркинд (буквально - «чудесный ребенок») - это ребенок, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности - математике, поэзии, музыке, рисовании, танце, пении и т. д. Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе психического развития.

  1. По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать актуальную одаренность и потенциальную одаренность.

Актуальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой.

Потенциальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т. д. ).

Потенциальная одаренность проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих определенное развивающее влияние на исходные психические возможности ребенка.

  1. По критерию «форма проявления» можно говорить о явной и скрытой одаренности.

Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.

Скрытая одаренность проявляется в замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате воз­растает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить необходимой помощи и поддержки. Нередко в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя», хотя известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добиваются высочайших результатов.

  1. По критерию «широта проявления в различных видах деятельности»можно выделить общую и специальную одаренности.

Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. Важнейший аспект общей одаренности - умственная активность и ее саморегуляция.

Общая одаренность определяет соответственно уровень понимания происходящего, глубину эмоциональной и мотивационной вовлеченности в деятельность, степень ее целенаправленности.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т. д. ).

- Психологические особенности ребенка с признаками одаренности

Одаренные дети – это дети, резко выделяющиеся из среды сверстников высоким умственным развитием, которое является следствием как природных задатков, так и благоприятных условий воспитания (Ю. З. Гильбух).

Они с самого раннего детства отличаются от своих сверстников: мало спят, рано начинают говорить, у них богатый словарный запас, повышенная внимательность, ненасытное любопытство, отличная память, такие дети уже в трехлетнем возрасте могут следить за несколькими событиями одновременно. В двух-трехлетнем возрасте они могут долго концентрироваться на выполнении интересующего их задания, возвращаются к нему в течение нескольких дней. Подобное поведение не характерно для детей этого возраста.

Психологические особенности одаренных детей:

Для познавательной сферы характерно:

a) Оригинальность мышления, повышенные творческие возможности;

b) Гибкость мышления, изобретательность;

c) Продуктивность, или беглость, мышления;

d) Выраженная способность к анализу и синтезу информации;

e) Высокий уровень обобщения и абстрактно-логического мышления;

f) Стремление к классификации и категоризация информации;

g) Высокая концентрация внимания;

h) Хорошо развитая память;

i) Любознательность( познавательная потребность), исследовательская активность;

j) Потребность в умственной нагрузке;

k) Способность к прогнозированию;

l) Большой словарный запас;

m) Способность рассуждать и мыслить логически.

 

Для сферы личностного развития характерно:

1) Увлеченность содержанием задачи;

2) Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм);

3) Стремление к самостоятельности мышления, способов деятельности;

4) Социальная автономность;

5) Лидерство;

6) Соревновательность;

7) Широта интересов;

8) Избирательность;

9) Чувство юмора;

10) Сверхчувствительность к проблемам (проблемность);

11)  Настойчивость в достижении цели (целеустремленность);

12) Характерно обострённое чувство справедливости;

13)  Богатая фантазия, живое воображение.

Психофизиологические характеристики:

- Высокая биохимическая и электрическая активность мозга;

- Моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

26. Психологические особенности и механизмы развития способностей в младшем школьном возрасте. Способности: структура и механизмы их развития.

Способности-это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром.

Способности-это такие индивидуально-психологические способности человека, которые отвечают требованиям данной деятельности и являются условием и успешного выполнения. Иными словами, под способностями понимают свойство или качество, человека, делающего его пригодным к успешному выполнению определенной деятельности.

Выделяют два уровня развития способности: репродуктивный и творческий. Человек, находящуюся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокую способность овладевать умением, усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять её по предложенному образцу, в соответствии с предложенной идеи. На втором уровне развития способностей человека создаёт новое оригинальное.

Развитие способности человека тесно связано с развитием интереса.

Интерес-это индивидуальные особенности личности, её направленность нато, что человек считает в мире и в своей жизни наиболее значимым, наиболее ценным.

Развитие способностей прежде всего связано с активным положительным отношением к соответствующей деятельности, интересом к ней, склонностью заниматься ею, нередко переходящей в страстную увлечённость.

Педагогическая задача в отношении младших школьников состоит в том, чтобы раскрыть, понять их слабые и сильные стороны и обеспечить их полноценное развитие. В начальной школе центральной задачей является развитие всех детей общих способностей и формирование интереса к учению вообще в контексте ведущий в этом возрасте учебной деятельности.

Успех в значимой для ребёнка учебной деятельности способствуют развитию у него чувство личностного достоинства, неуспех тормозит и осложняет нормальный процесс становления личности.

При решении проблемы способностей учащихся надо учитывать это, как они сами себя оценивают. Самооценка способности учащихся в процессе школьного обучения- это осознание ими успешности в овладении материалом того или иного учебного предмета. в зависимости от того, считает ли себя ребёнок способным, у него складывается определенное отношение к себе: укрепляется или утрачивается вера в свои возможности. А без уверенности в своих силах ни о каком успешном учении говорить не приходится. поэтому знать, как оценивать свои способности дети, помогать им правильно определять свои возможности очень важно для педагога.

Учебная деятельность, является ведущей в младшем школьном возрасте, обеспечивает формирование в развитие всех психических процессов и психических свойств ребёнка. Но не во всякой учебной деятельности развиваются дети, а только в той, которая приносит удовлетворение, которая хочется заниматься. А заниматься хочется той деятельностью, которая ребёнок, во-первых, испытывает интерес и, во-вторых, в овладении которой он ощущает успех. если отсутствует отношение движения вперёд, интерес к деятельности может постепенно ослабевать и даже пропасть вовсе. Поэтому Одна из основных задач школы -развить познавательные интересы каждого учащегося. Когда ребёнок занимается, пусть даже по одному или нескольким учебным предметам, увлечена, с интересом с большим желанием, у него более интенсивно развивается к мышлению, и память, и воображение, а значит способности у него появляются своё отношение к предмету и учению вообще он развивается как личность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...