1. Контроль и оценка.. Способности развиваются из задатков в процессе деятельности.
1. Контроль и оценка. В структуре учебной деятельности важная роль принадлежит действиям контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки), что обусловлено тем, что всякое учебное действие становится произвольным, регулируемым только при наличии контролирования и оценивания в структуре деятельности. Контроль за действиями осуществляется механизмом обратной связи или обратной афферентации в общей структуре деятельности как сложной функциональной системы. Структура контроля субъекта деятельности включает три звена: 1. модель, образ потребного, желаемого результата действия; 2. сравнение этого образа и реального действия; 3. принятие решения о продолжении или коррекции действия. Действия контроля и оценки учителя постепенно переходят в действия самоконтроля и самооценки ученика. П. П. Блонский выделил четыре стадии проявления самоконтроля применительно к усвоению материала: Первая стадия – отсутствие усвоения школьником материала и самоконтроля. Вторая стадия – полный самоконтроль – проверка учащимся полноты и правильности репродукции усвоенного материала. Третья стадия – выборочный самоконтроль – контроль и проверка учащимся только главных, основных вопросов. Четвертая стадия – отсутствие видимого самоконтроля, его осуществление на основе прошлого опыта, на основе каких-то незначительных деталей и признаков. Развитие самоконтроля у младших школьников начинается с того, что первоначально он представляет собой отдельную форму деятельности (полный самоконтроль). Постепенно самоконтроль преобразуется в обязательный элемент выполнения основного учебного задания (выборочный самоконтроль).
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 17. Оценка – это процесс оценивания, осуществляемый человеком; отметка является результатом этого процесса, его условно-формальным отражением в баллах. Отметка является для мл. школьника важнейшим мотивом учебной деятельности. Усиление мотивационной роли отметки происходит в ущерб развития познавательных мотивов. Психология отметки · Торжествующая пятерка: гордость, удовлетворенность, расширение прав в школе, дома, привычка к поощрению; полное доверие со стороны взрослых; привычка к поощрениям и подаркам родителей. · Обнадеживающая четверка: 3-4 - поощрение со стороны, родителей и надежда на большие успехи, повышенный престиж; 5-4 – сохраняется высокая учебная мотивация. · Привычная тройка: родители выявляют сожаление, без эмоций воспринимают 3. 3-4 – радость родителей, но боятся, что вернется к 3. Хвалят, но не поощряют. · Угнетающая двойка: скандалы и конфликты, ругань. Усиление контроля, полное лишение прав, усиление требований. Мотив избегания неудач. · Уничтожающая единица: применяется в исключительных случаях, когда нужно отметить незнание и дерзость школьника. Может вызвать сочувствие одноклассников к попавшему в беду товарищу. Оценка – результат контроля учебно-познавательной деятельности учащихся. Оценка должна быть: · Гласной · Достаточно мотивированной и убеждающей · Правило соотноситься с самооценкой и мнением коллектива учащихся класса. «+» оценка: хорошо влияет на эмоциональное настроение ребенка и мобилизует его на преодоление трудностей. «-» оценка: приводит к неуверенности в себе и неудачам мл. школьника в учебной деятельности. ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 18. Задатки – врожденные анатомо – физиологические предпосылки к деятельности.
Способности – это индивидуально – типологические особенности личности, обеспечивающая успех в деятельности, общении и легкость овладения ими. Одаренность – это состояние и степень выраженности способностей детей и подростков. Талант – сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода. Гениальность – наивысшая степень одаренности. Способности развиваются из задатков в процессе деятельности. Задатки- некоторые анатомо-физиологические способности мозга и нервной системы, являющиеся индивид. -природной предпосылкой сложного процесса формирования и развития способностей. Одаренность- системное, развивающееся в течении жизни кач-во психики, которое приводит к высоким достижениям. Тала́ нт — выдающиеся способности человека, проявляемые в определённой сфере деятельности. Гениальность- высший уровень интеллектуального или творческого функционирования личности. Развитие способностей младшего школьника требует доброжелательности, терпения и веры в способности ребенка со стороны взрослого, что составляет основу педагогического профессионализма. И воспитатель, и учитель не вправе объяснять неудачи своих воспитанников и учеников их плохим умственным развитием, так как оно само в значительной степени определяется обучением, зависит от особенностей его содержания и организации. ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 19. Восприятие (перцепция ) – это процесс обработки информации, результатом которой является отражение окружающего нас мира, как совокупность предметов и событий. Восприятие складывается из ощущений и прошлого опыта человека в виде представлений и знаний. Физиологической основой восприятия является комплексная деятельность системы анализаторов. Целенаправленное восприятие – это наблюдение. Виды восприятия: По определяющей роли определенного анализатора в отображаемой действительности: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые) По формам существования материи: 1) Простые: цвет, форма, размер; 2) Сложные: сочетания простых; 3) Специальные: время, пространство, движение.
Свойства восприятия: Избирательность (преимущественное выделение объектов), константность (способность сохранять относительное постоянство), целостность (способность получить целостный образ), предметность (способность отражать объекты и явления реального мира), апперцепция (узнавание на основе прежних представлений), осмысленность (истолкование образов, возникающих в результате восприятия, в соответствии со знаниями субъекта, его прошлым опытом), иллюзии, обобщенность, наблюдательность. Индивидуальные особенности восприятия: Объем, точность, полнота, эмоциональная окрашенность Особенности восприятия младших школьников: В 1-м и начале 2-го класса восприятие еще несовершенно и поверхностно. Дети допускают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Иногда не отличают и смешивают сходные по начертанию и произношению буквы и слова, изображения сходных предметов и сами сходные предметы. НЕ умеют хорошо рассматривать предметы. Восприятие тесно связано с действиями. Для мл. школьника воспринять предмет – значит что-то сделать с ним, как-то изменить, взять, потрогать. По характеру запоминания и воспроизведения материала можно судить об интересе учащегося к тому или иному предмету, области знания. В избирательном отношении к материалу проявляется определенная направленность умственной деятельности учащегося; определение такой направленности имеет важное значение в выявлении индивидуальных особенностей познавательной деятельности учащегося. ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|