Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Контроль и оценка.. Способности развиваются из задатков в процессе деятельности.




1. Контроль и оценка.

В структуре учебной деятельности важная роль принадлежит действиям контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки), что обусловлено тем, что всякое учебное действие становится произвольным, регулируемым только при наличии контролирования и оценивания в структуре деятельности.

Контроль за действиями осуществляется механизмом обратной связи или обратной афферентации в общей структуре деятельности как сложной функциональной системы. Структура контроля субъекта деятельности включает три звена:

1. модель, образ потребного, желаемого результата действия;

2. сравнение этого образа и реального действия;

3. принятие решения о продолжении или коррекции действия.

 Действия контроля и оценки учителя постепенно переходят в действия самоконтроля и самооценки ученика.

П. П. Блонский выделил четыре стадии проявления самоконтроля применительно к усвоению материала:

Первая стадия – отсутствие усвоения школьником материала и самоконтроля.

Вторая стадия – полный самоконтроль – проверка учащимся полноты и правильности репродукции усвоенного материала.

Третья стадия – выборочный самоконтроль – контроль и проверка учащимся только главных, основных вопросов.

Четвертая стадия – отсутствие видимого самоконтроля, его осуществление на основе прошлого опыта, на основе каких-то незначительных деталей и признаков.

Развитие самоконтроля у младших школьников начинается с того, что первоначально он представляет собой отдельную форму деятельности (полный самоконтроль). Постепенно самоконтроль преобразуется в обязательный элемент выполнения основного учебного задания (выборочный самоконтроль).

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

17. Оценка – это процесс оценивания, осуществляемый человеком; отметка является результатом этого процесса, его условно-формальным отражением в баллах.

Отметка является для мл. школьника важнейшим мотивом учебной деятельности. Усиление мотивационной роли отметки происходит в ущерб развития познавательных мотивов.

Психология отметки

· Торжествующая пятерка: гордость, удовлетворенность, расширение прав в школе, дома, привычка к поощрению; полное доверие со стороны взрослых; привычка к поощрениям и подаркам родителей.

· Обнадеживающая четверка: 3-4 - поощрение со стороны, родителей и надежда на большие успехи, повышенный престиж; 5-4 – сохраняется высокая учебная мотивация.

· Привычная тройка: родители выявляют сожаление, без эмоций воспринимают 3. 3-4 – радость родителей, но боятся, что вернется к 3. Хвалят, но не поощряют.

· Угнетающая двойка: скандалы и конфликты, ругань. Усиление контроля, полное лишение прав, усиление требований. Мотив избегания неудач.

· Уничтожающая единица: применяется в исключительных случаях, когда нужно отметить незнание и дерзость школьника. Может вызвать сочувствие одноклассников к попавшему в беду товарищу.

Оценка – результат контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.

Оценка должна быть:

· Гласной

· Достаточно мотивированной и убеждающей

· Правило соотноситься с самооценкой и мнением коллектива учащихся класса.

«+» оценка: хорошо влияет на эмоциональное настроение ребенка и мобилизует его на преодоление трудностей.

«-» оценка: приводит к неуверенности в себе и неудачам мл. школьника в учебной деятельности.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

18.

Задатки – врожденные анатомо – физиологические предпосылки к деятельности.

Способности – это индивидуально – типологические особенности личности, обеспечивающая успех в деятельности, общении и легкость овладения ими.

Одаренность – это состояние и степень выраженности способностей детей и подростков.

Талант – сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода.

Гениальность – наивысшая степень одаренности.

Способности развиваются из задатков в процессе деятельности.

Задатки- некоторые анатомо-физиологические способности мозга и нервной системы, являющиеся индивид. -природной предпосылкой сложного процесса формирования и развития способностей.

Одаренность- системное, развивающееся в течении жизни кач-во психики, которое приводит к высоким достижениям.

Тала́ нт — выдающиеся способности человека, проявляемые в определённой сфере деятельности.

Гениальность- высший уровень интеллектуального или творческого функционирования личности.

Развитие способностей младшего школьника требует доброжелательности, терпения и веры в способности ребенка со стороны взрослого, что составляет основу педагогического профессионализма. И воспитатель, и учитель не вправе объяснять неудачи своих воспитанников и учеников их плохим умственным развитием, так как оно само в значительной степени определяется обучением, зависит от особенностей его содержания и организации.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

19. Восприятие (перцепция ) – это процесс обработки информации, результатом которой является отражение окружающего нас мира, как совокупность предметов и событий.

Восприятие складывается из ощущений и прошлого опыта человека в виде представлений и знаний.

Физиологической осно­вой восприятия является комплексная деятельность систе­мы анализаторов.

Целенаправленное восприятие – это наблюдение.

Виды восприятия:

По определяющей роли определенного анализатора в отображаемой действительности: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые)

По формам существования материи: 1) Простые: цвет, форма, размер; 2) Сложные: сочетания простых; 3) Специальные: время, пространство, движение.

Свойства восприятия: Избирательность (преимущественное выделение объектов), константность (способность сохранять относительное постоянство), целостность (способность получить целостный образ), предметность (способность отражать объекты и явления реального мира), апперцепция (узнавание на основе прежних представлений), осмысленность (истолкование образов, возникающих в результате восприятия, в соответствии со знаниями субъекта, его прошлым опытом), иллюзии, обобщенность, наблюдательность.

Индивидуальные особенности восприятия:

Объем, точность, полнота, эмоциональная окрашенность                                                                                                                            Особенности восприятия младших школьников:

В 1-м и начале 2-го класса восприятие еще несовершенно и поверхностно. Дети допускают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Иногда не отличают и смешивают сходные по начертанию и произношению буквы и слова, изображения сходных предметов и сами сходные предметы. НЕ умеют хорошо рассматривать предметы. Восприятие тесно связано с действиями.

Для мл. школьника воспринять предмет – значит что-то сделать с ним, как-то изменить, взять, потрогать.

По характеру запоминания и воспроизведения материала можно судить об интересе учащегося к тому или иному предмету, области знания.

В избирательном отношении к материалу проявляется определенная направленность умственной деятельности учащегося; определение такой направленности имеет важное значение в выявлении индивидуальных особенностей познавательной деятельности учащегося.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...