16.Психологическое содержание и анализ компонентов учебной деятельности с точки зрения влияния на развитие личности учащихся младшего школьного возраста.
11. Интроспекция (самонаблюдение) – метод психического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких – либо инструментов. Способность к рефлексии формируется и развивается у детей при выполнении действий контроля и оценки. В процессе действий ребенку следует задавать вопросы о том, что он делает, почему именно так, а не иначе, почему его действие правильное. Вопросы рекомендуется задавать ребенку не только в тех случаях, когда он допустил ошибку, а постоянно, приучая его подробно разъяснять и обосновывать свои действия.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 12. Сложная система мотивации учения, включает следующие группы мотивов: I. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности, связанные с ее результатом и процессом: 1. Мотивы, связанные с содержанием учения (учиться побуждает стремление узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действия, проникать в суть явлений). 2. Мотивы, связанные с процессом учения (учиться побуждает стремление к проявлению интеллектуальной активности, потребность думать, рассуждать на уроке, преодолевать препятствия в процессе решения трудных задач). II. Мотивы, связанные с косвенным результатом учения, с тем, что лежит вне самой учебной деятельности: 1. Широкие социальные мотивы: а) мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем и т. п.; б) мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т. п. ) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения).
2. Узколичные мотивы: а) мотивы благополучия (стремление получить одобрение со стороны учителей, родителей, одноклассников, желание получать хорошие отметки); б) престижные мотивы (желание быть среди первых учеников, быть лучшим, занять достойное место среди товарищей). 3. Отрицательные мотивы (избегание неприятностей, которые могут возникнуть со стороны учителей, родителей, одноклассников, если школьник не будет хорошо учиться). Для формирования полноценной учебной мотивации у младших школьников необходима целенаправленная, специально организованная работа. Факторы положительной мотивации: · содержание учебного материала; · организация учебной деятельности; · коллективные формы учебной деятельности; · оценка учебной деятельности; · стиль педагогической деятельности учителя. Пути формирования мотивации: Первый путь «сверху вниз» (привитии школьникам идеалов). Второй путь «снизу вверх» (включается взрослым в реальные различные виды деятельности и так приобретает практический опыт нравственного поведения). Здесь у школьника складываются реально действующие мотивы. -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 13. Эмоциональное развитие младших школьников - сложный процесс качест54венных изменений личности ребенка в контексте ее социализации и предполагает умение школьников понимать и выражать свои эмоции, определять эмоциональное состояние других людей, проявлять эстетические эмоции, эмпатию и проявлять сбалансированность эмоций. Высшие чувства: Нравственные – разные формы переживания ценности или недопустимости тех или иных действий, мыслей, намерений человека с точки зрения моральных норм выражающие общественные требования к поведению человека. Интеллектуальные – возникшие в процессе познавательной деятельности, связанные с удовлетворением любознательности, с поисками истины.
Эстетические – эмоциональное отношение человека к прекрасному. Выразительные формы эмоций: ⁓ Жесты (движение рук) ⁓ Мимика (мышцы лица) ⁓ Пантомима (всего тела) ⁓ Эмоциональные компоненты речи (интонация) ⁓ Вегетативные изменения (покраснение) 7 эмоций: · Страх · Гнев · Радость · Удивление · Презрение · Печаль --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 14. Воля – высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели. Л. И. Божович, подчеркнул, что волевые качества личности не являются врожденными Специфика волевых действий состоит в сознательном саморегулировании своего поведения в затруднительных условиях, когда надо прилагать инициативные сознательные усилия, чтобы не отступить от поставленной цели, достичь ее. Возрастной особенностью младшего школьника, является общая недостаточность воли. В МШВ в волевых поступках большую роль играют чувства, которые нередко становятся мотивами поведения. Развитие воли и чувств на этом этапе происходит в постоянном взаимодействии. В одних случаях чувства способствуют развитию воли, в других - тормозят. Формируется произвольный характер памяти, внимания, мышления ребёнка; возникает способность действовать организованно, в соответствии со стоящими перед ним задачами. --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 15. - частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебной деятельности Характеризуется неправильностью, устойчивостью и динамичностью. Мотивы УД – это все факторы, обуславливающие проявление учебной активности. В качестве мотивов могут выступать: ü Предметы внешнего мира ü Представления ü Идеи ü Чувства и переживания
Сильный внутренний мотив – познавательный интерес.
Категории мотивации учения: (Е. П. Ильин) 1. Обучение ради обучения, без удовольствия от деятельности. 2. Обучение без личных интересов и выгод 3. Обучение для социальной идентификации 4. Обучение ради успеха или из-за боязни неудач 5. Обучение по принуждению и под давлением 6. Обучение, основанное на понятиях и моральных обязательствах или на общепринятых нормах 7. Обучение для достижения цели в обыденной жизни 8. Обучение основанное на социальных целях, требованиях и ценностях Факторы формирования учебной мотивации § Содержание учебного материала § Организация учебной деятельности § Формы § Оценка учебной деятельности § Стиль педагогической деятельности --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 16. Психологическое содержание и анализ компонентов учебной деятельности с точки зрения влияния на развитие личности учащихся младшего школьного возраста. Учебная деятельность - один из основных (наряду с трудом и игрой) видов деятельности человека, специально направленный на овладение способами предметных и познавательных действий, самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. К общеучебным универсальным действиям относят: a) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; b) поиск и выделение необходимой информации; c) структурирование знаний; d) осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; e) рефлексия способов и условий действия; f) смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; g) определение основной и второстепенной информации и т. д. Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); - преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. К логическим универсальным действиям относят: 1) анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); 2) синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; 3) выбор оснований и критериев для сравнения; 4) подведение под понятие, выведение следствий; 5) установление причинно-следственных связей; 6) доказательство; 7) выдвижение гипотез и их обоснование.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|