27.Психолого-педагогические особенности развития личностной сферы младших школьников. Особенности учебной мотивации и способы ее формирования.
27. Психолого-педагогические особенности развития личностной сферы младших школьников. Особенности учебной мотивации и способы ее формирования. Младший школьный возраст является одним из самых сложных и противоречивых периодов становления личности в онтогенезе. Достигнув 6-7-летнего возраста, ребенок из комфортных условий детского сада попадает в жесткий режим школьной жизни, что отрицательно сказывается на его эмоциональном и психологическом состоянии. Поступление ребенка в школу означает для него переход к иному образу жизни, новой ведущей деятельности; это решительно сказывается на формировании всей его личности. Ведущей деятельностью становится учение. У ребенка возникают взаимоотношения с окружающими его людьми, появляются новые обязанности и права. Ребёнок занимает своё место в обществе. Эмоциональное развитие ребенка является одним из важнейших условий его воспитания. Если в этом возрасте школьник не почувствует радость познания, не приобретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее. Чем больше позитивных приобретений будет у школьника, тем легче он справится с предстоящими сложностями в дальнейшем. Как отмечает В. С. Мухина, в младшем школьном возрасте в процессе учебной деятельности у ученика появляются новые грани чувств, а те чувства и эмоции, которые появились на более ранних этапах онтогенеза, продолжают оставаться и углубляться в повседневных отношениях с «любимыми близкими взрослыми». Кроме этого, в школе происходит стандартизация условий жизни детей, в результате выявляется множество отклонений в их поведении: гипервозбудимость, гипердинамия, выраженная заторможенность.
Делая выводы, можно определить следующие закономерности эмоциональной сферы младших школьников: - высокая реактивность на происходящие события и эмоциальная окрашенность восприятия регулируют динамику развития воображения, умственной и физической деятельности; - высокий уровень социальных переживаний блокирует качество понимания школьником учебной задачи, так как в данном случае невозможно справиться с заданием ребенок переживает как предчувствие неприятностей, неудач, неуверенности в своих силах, ощущает угрозу своему статусу в классе, семье; - склонность к кратковременным и бурным аффектам; - эмоциональная неустойчивость, частая смена настроений, обусловленные психофизиологическими особенностями данного возраста негативно сказываются на регуляции учебной деятельности; - слабая сформированность осознания своих и понимания чужих эмоций (исключение составляют базовые эмоции страха и радости), приводит к неадекватным ответным эмоциональным реакциям. Особенности Учебной мотивации и способы её формирования. Учебная мотивация-частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность и определяющие потребность учащегося в получении знаний. То, какая именно мотивация формируется учащегося, зависит от ряда факторов, среди которых можно назвать следующие: - построение образовательной системы (существующие уровни образования, возможности и перспективы перехода с одного уровня на другой, возможности получения образования по конкретной специальности) - функционирование конкретного образовательного учреждения (школы, лицее или гимназии) педагогического коллектива, психологическая атмосфера для учителей и учащихся - организация образовательного процесса (Построение расписание занятий, деление учебного года на отрезки - четверти или семестры, Формы промежуточного и итогового контроля знаний)
- субъектные особенности учащегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, самооценка, способности, особенности взаимодействия с другими учениками) - субъектный особенности педагога (прежде всего отношения к ученику и к преподаванию, а также другие особенности) - специфика учебного предмета (отражаемые им области знаний, субъективная трудность для ученика, особенности методов преподавания) Учебная мотивация характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Учебная деятельность, как и всякая иная побуждается иерархия мотивов, в которой могут доминировать либо внутренние мотивы, обусловленные содержанием этой деятельности и её выполнением, либо внешние, связанные с потребностью ученика знать определенное место в системе общественных отношений (успешно окончив школу, заслужить положительное отношение окружающих к себе, получить какую-либо награду). С возрастом происходит развитие и взаимодействие, имеющиеся у учащегося потребностей и мотивов, что ведет к изменениям в их иерархии. Становление учебной мотивации есть не просто усиление положительного или отрицательного отношения к учению, а стоящие за этим явлением усложнение структуры мотивационной сферы: появление новых, более зрелых, побуждений, возникновения иных, иногда противоречивых, отношения между ними. Соответственно при анализе мотивации учебной деятельности необходимо не только определить доминирующие мотивы, но и учесть всю структуру мотивационной сферы личности. -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|