О. В. Белановская, Н. И. Олифирович
Стр 1 из 48Следующая ⇒ Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» О. В. Белановская, Н. И. Олифирович ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В ШКОЛЕ
Рекомендовано научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь в качестве пособия для педагогов-психологов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языком обучения Минск 2015 УДК 37. 015. 3(075. 8) ББК 88. 8я73 Б43 Печатается по решению редакционно-издательского совета БГПУ Рецензенты: О. С. Попова, проректор по научно-методическому обеспечению воспитательной работы, доктор психологических наук, доцент; Г. П. Кашпур, педагог-психолог государственного учреждения образования «Лицей № 2 г. Минска» Белановская, О. В. Б43 Психологическая диагностика в школе: пособие / О. В. Белановская, Н. И. Олифирович. – Минск: БГПУ, 2015. – 246 с. ISBN 978-985-541-263-3. В пособии обсуждаются проблемы диагностики при психолого- педагогическом сопровождении школьников в образовательном процессе. Авторами предложена система диагностической деятельности педагога-психолога по исследованию школьников, включаю щая диагно стический минимум и диагностику в контексте оказания психологической помощи. Представлен перечень методов и методик диагностики при оказании психологической помощи в младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте. Предлагаются диагно стические методики, направленные на оказание психологической помощи. Адресовано педагогам-психологам, социальным педагогам, а также преподавателям, аспирантам и студентам психологических специальностей.
УДК 37. 015. 3(075. 8) ББК 88. 8я73 ISBN 978-985-541-263-3 Белановская О. В., Олифирович Н. И., 2015 БГПУ, 2015 СОДЕРЖАНИЕ Введение......................................................................................... 5 1. Психолого-педагогическое сопровождение школьников в образовательном процессе................................................................. 10 2. Принципы построения и организации психологической диагностики в школе............................................................................ 14 3. Требования к психологической диагностической деятельности в системе общего среднего образования................................................ 20 3. 1. Особенности психического развития школьников.................. 20 3. 2. Диагностический минимум в психолого-педагогическом сопровождении учащихся....................................................................... 25 3. 3. Мониторинг социально-психологических особенностей статуса учащихся посредством диагностического минимума............... 30 3. 4. Примерная схема психолого-педагогической характеристики учащегося............................................................................................. 35 4. Диагностика в контексте оказания психологической помощи....... 42 4. 1. Дезадаптация учащихся............................................................. 42 4. 2. Девиантное поведение учащихся............................................... 48 4. 3. Организация диагностики при оказании психологической помощи учащимся................................................................................... 61 Литература.................................................................................... 65 Приложения.................................................................................. 69 Приложение 1 Тест скрининговой оценки школьной мотивации.................................... 69 Приложение 2 Оценка отношений подростка с классом.................................................. 76 Приложение 3 Ценностно-ориентационное единство группы........................................ 81
Приложение 4 Ведущий способ группировки (ВСГ)......................................................... 84 Приложение 5 Карта наблюдений Стотта........................................................................... 90 Приложение 6 Стандартизированное наблюдение школьной адаптации...................... 111 Приложение 7 Полуструктурированное интервью для выявления признаков посттравма тиче ского стресса у детей....................................................... 115 Приложение 8 Личностная агрессивность и конфликтность......................................... 128 Приложение 9 Определение склонности к отклоняющемуся поведению..................... 134 Приложение 10 Способы преодоления негативных ситуаций (СПНС)........................... 149 Приложение 11 Методика выявления суицидального риска, агрессии, наркомании..... 157 Приложение 12 Опросник суицидального риска............................................................... 165 Приложение 13 Диагностика суицидального поведения.................................................. 170 Приложение 14 Методика определения риска употребления ПАВ................................. 175 Приложение 15 Патохарактерологический диагностический опросник......................... 189 Мы должны воспитать нового человека. Возможно, это прозвучит слишком самонадеянно, слишком гордо, однако, тем не менее, являе тся приметой и реальностью нашего времени, столь отличного от предшествовавших исторических эпох. Б. Суходольский ВВЕДЕНИЕ В последние десятилетия во всем мире наблюдается рост психологических проблем у субъектов образования – воспитанников детских садов, учащихся школ, студентов колледжей и вузов. Этот рост обусловлен рядом факторов: повышением уровня образованности, приводящего к большей рефлексивности; процессами глобализации, которые благодаря интеграции и унификации порождают общие для всех «образцы нормальности» и схожие проблемы; увеличением числа негрубых психических патологий вследствие развития медицины и снижения значения естественного отбора, необходимого для выживания популяции, и др. В связи с этим во всех развитых странах интенсивно развивается институт психологической помощи. В Республике Беларусь с начала 90-х гг. педагоги-психологи появились в детских садах, школах, колледжах, вузах. Их разносторонняя и многогранная работа направлена, прежде всего, на поддержку психического здоровья и благополучия учащихся, воспитанников, студентов. И одним из важнейших видов деятельности психологов в системе образования является психологическая диагностика.
Психологическая диагностика, прежде всего, является наукой о конструировании методов выявления и изучения индивидуально- психологических и индивидуально-психофизических особенностей человека. Ученые-психологи конструируют психодиагностические методики, предназначенные для измерения и оценки индивидуально- психологических особенностей людей. Поскольку мето дики в дальнейшем используют в практических целях, к ним предъявляются особые требования, связанные с точностью и о бъективностью изучаемых показателей. Они разрабатываются по определенным правилам и проверяются по ряду критериев: надежность, практическая полезность и пригодность для решения прикладных задач. Психологическая диагностика в системе образования является и самостоятельным видом деятельности педагога-психолога, и составной частью оказания психологической помощи. Педагогипсихологи используют диагностические методики для получения различных данных о различных чертах личности, мотивах, интеллекте и других характеристиках учащихся. Зачастую целью психодиагностики является постановка психологического диагноза. Психологический диагноз представляет собой описание сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования. Предмет психологического диагноза – установление индивидуально-психологических различий, как в норме, так и в патологии. В системе образования для реализации идей индивидуального подхода часто возникает необходимость выявления психологических особенностей детей. Поэтому психологический диагноз может стать основой для разработки рекомендаций, оказания помощи, понимания проблем учащегося. Создание здорового социально-психологического климата в школе зачастую невозможно без анализа деловых и личностных качеств субъектов образовательного процесса.
Таким образом, психологическая диагностика выступает как обязательное направление деятельности педагога-психолога и как средство решения многих практических задач. Среди этих задач следует указать такие как: анализ интеллектуального и личностного развития учащихся; оценка школьной зрелости; выявление причин неуспеваемости; помощь учащимся в выборе профиля обучения; решение проблем учащихся (конфликтных, агрессивных, имеющих вредные привычки и пр. ); профессиональная ориентация и др. Количество практических задач, требующих постановки психологического диагноза, достаточно велико. Помимо плановых диагностических мероприятий, педагог-психолог системы образования часто работает по запросу педагогов, администрации, родителей с целью выявления причин неблагополучия и поиска выхода из сложившейся ситуации. При оказании психологической помощи, проведении групповых тренинговых занятий или коррекционно-развивающей работы психодиагностика является важным элементом эффективности осуществляемой деятельности. По существу, знание и учет индивидуально-психологических особенностей учащихся и учителей необходим для повышения качества работы всего учреждения образования. Таким образом, психологическая диагностика является основой деятельности любого педагога-психолога, независимо от направления деятельности. За последние десятилетия теория и практика психологической диагностики сделала большой шаг вперед. Тем не менее, остается ряд теоретических и практических проблем, требующих своего решения. В настоящее время общепризнано, что диагностическая методика может принести ощутимо полезные результаты, если она будет соответствовать установленным психометрическим характеристикам и методическим критериям ее использования. Понимая значимость психологической диагностики и положительно оценивая интерес к ней в нашей стране, нельзя не отметить некоторые распространенные ошибки, присущие отечественной практической психологии. Во-первых, некритичное использование зарубежных методик, основанное на недопонимании влияния социально-культурных факторов на результаты диагностики. Во-вторых, применение методик без ясного понимания того, что именно они измеряют. В-третьих, антигуманистический подход к участникам исследования, фактическое отрицание возможности изменения развития при прогнозе и потому неоправданно категоричные выводы и заключения. Важно правильное понимание соотношения между относительной константностью и изменчивостью индивидуальности. В-четвертых, еще одной распространенной ошибкой отечественной психологической практики является использование методик не специалистами, не понимающими сущности измеряемых характеристик. Кроме того, расширяется применение «доморощенных», не прошедших серьезной проверки методик и использование их на практике людьми, не имею щими необходимых знаний не только в области психологической диагностики, но и цензового психологического образования.
Настоящей проблемой для психологической диагностики является появившийся в последние годы неконтролируемый поток изданий, в которых собраны диагностические методики с неисчислимым количеством ошибок, неточностей как в стимульном материале и ключах, так и в понимании и интерпретации результатов. Все это приводит к тому, что педагог-психолог лишается инструментария, становится безоружным и бессильным в отношении специфических практических задач, требующих выявл ения психологических особенностей субъектов системы образования. Предлагаемое авторами пособие знакомит педагога-психолога с основными теоретическими и методическими проблемами психологической диагностики в психолого-педагогическом сопровождении школьников, особенностями деятельности по организации психологической диагностики при оказании психологической помощи субъектам образовательного процесса, а также со спецификой ее инструментария. В основу разработки диагностического инструментария была положена следующая логика. На первом этапе нами были собраны методики, используемые в образовательном процессе в различных образовательных средах (данная работа осуществлялась в рамках задания на выполнение научно-исследовательской работы по научному обеспечению деятельности Министерства образования Республики Беларусь по теме: «Разработать научно-методическое обеспечение психологической диагностики в учреждениях дошкольного и общего среднего образования»; научный руководитель О. В. Белановская; номер госрегистрации 20121977). В компендиуме оказалось более 400 таких методик. Некоторые оказались весьма громоздкими и требовали специальной подготовки как для проведения исследования, так и для интерпретации полученных результатов. Поэтому на втором этапе был осуществлен отбор методик, наиболее адекватных при использовании в системе общего среднего образования. Предпочтение отдавалось бланковым методикам как компактному и удобному инструментарию для индивидуальной и групповой диагностики. На третьем этапе каждая методика была сверена с рядом ее публикаций в научных изданиях, скорректирована и снабжена удобным для использования в диагностической деятельности рубрикатором картотечного описания методик, который содержит следующую информацию: 1) название методики; 2) авторство (или авторство адаптации, модификации); 3) контингент испытуемых; 4) предмет диагностики (в терминах рубрикатора и в терминах авторов методики); 5) операциональный статус методики; 6) психометрические показатели методики; 7) сопряженные практические задачи (области использования); 8) компетентность исполнителя; 9) комплектность, состав методики; 10) оборудование для диагностики; 11) теоретические положения, на которых строится методика; 12) ход психодиагностической работы; 13) обработка и интерпретация полученных результатов. Проведенный отбор и коррекция методик позволили нам предоставить педагогу-психологу системы общего среднего образования надежный и валидный диагностический инструментарий, который можно использовать в системе психолого-педагогического сопровождения учащихся. Мы надеемся, что данное пособие позволит четко представить цели и задачи, стоящие перед педагогом-психологом в психодиагностической деятельности как в системе психолого-педагогиче ского сопровождения учащихся, так и при оказании психологической помощи, учащимся, имеющим психологические и социально- психологические проблемы. Поможет квалифицированно и качественно проводить диагностическую работу и адекватно исполь зовать ее результаты в психолого-педагогическом сопровождении учащихся в образовательном процессе. Мы выражаем признательность нашим коллегам, доктору психологических наук, профессору В. А. Янчуку, доктору психо логических наук, профессору А. П. Лобанову, кандидатам психологических наук, доцентам Н. В. Дроздовой, И. Б. Пархомовичу за содержательные дискуссии и обсуждение материалов книги, а также нашим аспирантам М. Л. Белановской, Ю. В. Строгой, Т. Е. Яценко за помощь в отборе и организации методик в ясный и удобный для использования формат. Принимая человека, какой он есть, мы делаем его хуже; принимая же его таким, каким он должен быть, мы помогаем ему стать таким, каким он может быть. В. Гёте
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|