Рисунок 1 – Схема задач психодиагностики
Как указывают И. В. Дубровина, М. К. Акимова и Е. М. Борисо ва [13], данные психодиагностики в школе необходимы для того, чтобы: 1) обеспечить контроль за динамикой психического развития детей, обучающихся и воспитывающихся в образовательных учреждениях, чтобы исправление возможных отклонений в развитии начиналось как можно раньше; 2) дать возможность педагогу-психологу определить программу дальнейшей работы с ребенком с целью создания оптимальных условий развития как слабых, так и сильных учащихся, «подтягивания» их на более высокий уровень; 3) установить направление продуктивного развития учащихся, обнаруживающих особые способности; 4) проверить, насколько эффективной оказывается психопрофилактическая работа, проводимая педагогом-психологом; 5) провести сравнительный психологический анализ различных систем, подходов, методов воспитания и обучения с целью выявления их развивающего эффекта и выработки соответствующих рекомендаций; 6) выбрать наиболее актуальную для школы тематику психологического просвещения и т. п. Педагогу-психологу необходимо проводить психодиагностические исследования, чтобы узнать, какие особенности психики ребенка способствуют или мешают ему успешно усваивать учебный материал, а также для определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении и развитии. Психодиагностические данные нужны: для составления социально-психологического портрета учащегося (описания его школьного статуса), определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении и общении; выбора средств и форм психологического сопровождения учащихся. Однако диагностика и ее данные не могут и не должны становиться самоцелью.
Педагог-психолог также проводит психологическую работу с педагогическим коллективом школы и родителями учащихся. В рамках работы с педагогическим коллективом педагог-психолог осуществляет мониторинговые исследования социально-психологического климата в коллективе педагогов, продуктивности управленческой и деловой коммуникации в подсистемах «администрация – учителя», «администрация – учителя – учащиеся», «учителя – учащиеся». Выявляются психологически комфортные условия для развития потенциала педагогов, их профессиональных качеств, умений и навыков, возможностей самореализации, а также сохранения эмоциональных резервов, повышения адаптации к напряженным ситуациям в работе. Осуществляется поиск и апробация форм эффективного делового и досугового взаимодействия классных руководителей, педагогов-предметников, педагогов социальных и педагогов-организаторов. В работе с родителями диагностические исследования осуществляются в контексте консультирования по конкретному запросу, связанному с психолого-педагогическим статусом ребенка. Педагог-психолог знакомит родителей или учителей с результатами диагностики учащихся, дает определенный прогноз, предупреждает о том, какие трудности могут в будущем возникнуть у школьника в учебе и общении, при этом совместно вырабатываются рекомендации по решению возникающих проблем и взаимодействию с ребенком. Проведенный нами анализ психодиагностики как вида деятельности педагога-психолога позволяет говорить о наличии нескольких ее видов (форм): − групповой (в рамках мониторинга социально-психологического статуса учащихся); − индивидуальной (в рамках оказания психологической помощи учащимся). Однако при выборе диагностических методик в рамках оказания психологической помощи возникают серьезные проблемы, поскольку оказание психологической помощи – сложный полимодальный вид деятельности, где выбор теории, методов и методики может сыграть решающую роль для понимания индивидуальных особенностей обратившегося к психологу субъекта.
В последние годы в отечественной литературе появились работы, грамотно и конструктивно задающие специфику диагностической деятельности [2; 8; 28–29; 35; 38; 46–47]. Анализ этих представлений позволяет следующим образом задать принципы построения и организации психодиагностики:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|