Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рисунок 1 – Схема задач психодиагностики




Как указывают И. В. Дубровина, М. К. Акимова и Е. М. Борисо ва [13], данные психодиагностики в школе необходимы для того, чтобы: 1) обеспечить контроль за динамикой психического развития детей, обучающихся и воспитывающихся в образовательных учреждениях, чтобы исправление возможных отклонений в развитии начиналось как можно раньше; 2) дать возможность педагогу-психологу определить программу дальнейшей работы с ребенком с целью создания оптимальных условий развития как слабых, так и сильных учащихся, «подтягивания» их на более высокий уровень; 3) установить направление продуктивного развития учащихся, обнаруживающих особые способности; 4) проверить, насколько эффективной оказывается психопрофилактическая работа, проводимая педагогом-психологом; 5) провести сравнительный психологический анализ различных систем, подходов, методов воспитания и обучения с целью выявления их развивающего эффекта и выработки соответствующих рекомендаций; 6) выбрать наиболее актуальную для школы тематику психологического просвещения и т. п.

Педагогу-психологу необходимо проводить психодиагностические исследования, чтобы узнать, какие особенности психики ребенка способствуют или мешают ему успешно усваивать учебный материал, а также для определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении и развитии.

Психодиагностические данные нужны: для составления социально-психологического портрета учащегося (описания его школьного статуса), определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении и общении; выбора средств и форм психологического сопровождения учащихся. Однако диагностика и ее данные не могут и не должны становиться самоцелью.

Педагог-психолог также проводит психологическую работу с педагогическим коллективом школы и родителями учащихся. В рамках работы с педагогическим коллективом педагог-психолог осуществляет мониторинговые исследования социально-психологического климата в коллективе педагогов, продуктивности управленческой и деловой коммуникации в подсистемах «администрация – учителя», «администрация – учителя – учащиеся», «учителя – учащиеся». Выявляются психологически комфортные условия для развития потенциала педагогов, их профессиональных качеств, умений и навыков, возможностей самореализации, а также сохранения эмоциональных резервов, повышения адаптации к напряженным ситуациям в работе. Осуществляется поиск и апробация форм эффективного делового и досугового взаимодействия классных руководителей, педагогов-предметников, педагогов социальных и педагогов-организаторов.

В работе с родителями диагностические исследования осуществляются в контексте консультирования по конкретному запросу, связанному с психолого-педагогическим статусом ребенка. Педагог-психолог знакомит родителей или учителей с результатами диагностики учащихся, дает определенный прогноз, предупреждает о том, какие трудности могут в будущем возникнуть у школьника в учебе и общении, при этом совместно вырабатываются рекомендации по решению возникающих проблем и взаимодействию с ребенком.

Проведенный нами анализ психодиагностики как вида деятельности педагога-психолога позволяет говорить о наличии нескольких ее видов (форм):

− групповой (в рамках мониторинга социально-психологического статуса учащихся);

− индивидуальной (в рамках оказания психологической помощи учащимся).

Однако при выборе диагностических методик в рамках оказания психологической помощи возникают серьезные проблемы, поскольку оказание психологической помощи – сложный полимодальный вид деятельности, где выбор теории, методов и методики может сыграть решающую роль для понимания индивидуальных особенностей обратившегося к психологу субъекта.

В последние годы в отечественной литературе появились работы, грамотно и конструктивно задающие специфику диагностической деятельности [2; 8; 28–29; 35; 38; 46–47]. Анализ этих представлений позволяет следующим образом задать принципы построения и организации психодиагностики:

соответствие выбранного диагностического подхода и конкретной методики целям психодиагностической деятельности;
результаты обследования должны быть либо сразу сформулированы на «педагогическом» языке, либо легко поддаваться «переводу». То есть, опираясь на результаты диагностики, психолог или непосредственно сам педагог могут судить причинах учебных или поведенческих трудностей ребенка и создавать условия для успешного усвоения знаний и эффективного общения;
прогностичность используемых методов, то есть возможность прогнозирования на их основе определенных особенностей

 

  развития ребенка на дальнейших этапах, предупреждения потенциальных нарушений и трудностей;
высокий развивающий потенциал метода, то есть возможность получения развивающего эффекта в процессе самого обследования и построения на его основе различных развивающих программ;
экономичность диагностической процедуры (простота, доступность, скорость обработки). Ценными являются те методики, которые позволяют быстро и эффективно выявлять пути решения проблемы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...