Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Психолого-педагогическое сопровождение школьников в образовательном процессе




В последнее десятилетие в системе образования Республики Беларусь складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в образовательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Разрабатываются модели сопровождения, формируется его инфраструктура: социально-педагогические и психологические службы (СППС), социально-психологические цент ры (СПЦ), территориальные центры социального обслуживания населения (ТЦСОН), профориентационные центры, центры помощи семье и детям, психолого-медико-педагогические комиссии и др.

Этимологически понятие «сопровождение» близко таким понятиям, как «содействие», «совместное передвижение», «помощь одного человека другому в преодолении трудностей». В словаре В. Даля «сопровождение» трактуется как действие по глаголу «сопровождать», то есть провожать, сопутствовать, идти вместе для проводов провожатым, следовать [11]. В самом общем значении сопровождение – это встреча двух людей и совместное прохождение общего отрезка пути. Сопровождать – значит, проходить с кем-либо часть его пути в качестве спутника или провожатого.

Можно сказать, что речь идет о совместном бытии людей в определенный временной период человеческой жизни. Сопровождающий предстает как человек, защищающий от превратностей жизненного пути, помогающий справиться с ними. Ю. Слюсарев использовал понятие «сопровождение» для характеристики вида психологической помощи, ориентированной на здоровых людей, направленной не просто на формирование или коррекцию, а на развитие и саморазвитие самосознания личности, помощи, активизирующей собственные ресурсы человека [42].

Сегодня психолого-педагогическое сопровождение понимается как поддержка психически здоровых людей, у которых на определенном этапе развития возникают личностные трудности. Обучение и психологическое развитие ребенка в ситуации школьного взаимодействия является объектом психолого-педагогического сопровождения, а условия успешного обучения и развития выступают его предметом.

Цель психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе – обеспечение его нормального развития (в соответствии с возрастной нормой). Задачи сопровождения:

– предупреждение возникновения проблем развития учащегося;

– помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

– психологическое обеспечение образовательных программ;

– развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Многие исследователи отмечают, что сопровождение предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности. Более того, успешно организованное психологическое сопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает учащемуся войти в ту зону развития, которая ему пока еще не доступна [20]. В отличие от коррекции, оно предполагает не исправление недостатков, а поиск скрытых ресурсов ребенка, опору на собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для развития.

Результатом психолого-педагогического сопровождения учащегося становится новое жизненное качество – адаптивность, то есть способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими, как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях. Адаптивность предполагает готовность и способность изменяться во времени и изменять условия своей жизни – быть ее автором и творцом.

Процесс сопровождения как целостной деятельности педагога- психолога имеет три обязательных взаимосвязанных компонента:

– систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе обучения;

– создание психолого-педагогических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения;

– создание специальных психолого-педагогических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении [6].

Психологическое сопровождение на разных этапах (ступенях) образования имеет свои особенности. Приоритетными направлениями сопровождения на этапе начального образования являются: определение готовности к обучению и содействие адаптации к школе, предупреждение отклонений в развитии и поведении, формирование у учащихся эмоционально позитивного отношения к учебе; развитие самостоятельности и самоорганизации, содействие развитию способностей и склонностей.

На этапе общего базового образования это психологическое обеспечение адаптации ребенка при переходе в среднее звено школы; поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового и профессионального самоопределения и саморазвития; содействие в формировании благоприятной атмосферы в детских и педагогических коллективах; помощь в выборе профиля обучения, формировании жизненных навыков, построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; содействие в сохранении психофизического здоровья, предупреждение семейного неблагополучия, профилактика асоциального поведения, вредных привычек, поддержка талантливых школьников.

В старших классах на этапе общего среднего образования специфика психолого-педагогической деятельности заключается в оказании помощи в профильной ориентации и профессиональном самоопределении; поддержке в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитии временной перспективы, способности к целеполаганию; развитии психосоциальной компетентности; профилактике девиантного поведения, вредных привычек у учащихся.

Итак, психолого-педагогическое сопровождение – это профессиональная деятельность педагога-психолога, направленная на создание психолого-педагогических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуации образовательного процесса.

В качестве основных направлений работы по психолого-педагогическому сопровождению выделяют:

– профилактику;

– диагностику (индивидуальную и групповую – скрининг);

– консультирование (индивидуальное и групповое);

– коррекционно-развивающую работу (индивидуальную и груп повую);

– психологическое просвещение и образование, включающее: формирование психологической культуры, развитие психолого- педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей;

– экспертизу образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений.

Конкретную деятельность по психолого-педагогическому сопровождению можно представить в виде модели, состоящей из следующих структурных компонентов.

1. Оценка потребности в психолого-педагогическом сопро вождении.

2. Фокусировка цели (кто нуждается в психолого-педагогическом сопровождении; какое именно направление работы наиболее адекватно в сложившейся ситуации; кто из специалистов – психологи, социальные педагоги, учителя, администрация – будет задействован и др. ).

3. Разработка программы психолого-педагогического сопровождения.

4. Выбор средств и методов психолого-педагогического сопровождения (диагностика, психокоррекция, индивидуальная консультация, просвещение и др. )

5. Реализация программы психолого-педагогического сопровождения.

6. Оценка эффективности проведенной программы (повторная диагностика; анализ обратных связей; самоотчеты; наблюдение и др. ).

Как видно из вышеприведенной модели, информационное обеспечение процесса психолого-педагогического сопровождения осуществляется средствами психодиагностики. Психодиагностические данные необходимы для описания социально- психологического статуса учащегося; определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении и общении; для выбора методов психологического сопровождения и др.

Для этого педагог-психолог может использовать разные виды диагностических исследований: а) групповые и индивидуальные обследования учащихся для отслеживания психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития; б) групповые и индивидуальные профориентационные исследования и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...