Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Требования к психологической диагностической деятельности в системе общего среднего образования




3. ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

3. 1. Особенности психического развития школьников

Л. С. Выготскийпредупреждал: «Исследователь должен помнить, что, отправляясь от данных, от признаков, от симптомов, он должен изучить и определить особенности и характер процесса развития, который непосредственно не дан ему, но который в действительности лежит в основе всех наблюдаемых признаков. Таким образом, в диагностике развития задача исследователя заключается не только в установлении известных симптомов и их перечислении или систематизации и не только в группировке явлений по их внешним, сходным чертам, но и исключительно в том, чтобы с помощью мыслительной обработки этих внешних данных проникнуть во внутреннюю сущность процессов развития» [10, с. 302–303]. При построении диагностического минимума необходимо учитывать основные линии развития детей [35–36].

Младший школьный возраст (от 6–7 лет до 10–11 лет) является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Основная особенность этого периода – коренное изменение социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, за выполнение которых получает «общественную» оценку.

Ведущая деятельность – учебная. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Центральные личностные новообразования:

– качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;

– рефлексия, анализ, внутренний план действий;

– развитие нового познавательного отношения к действительности;

– ориентация на группу сверстников.

Особенности возраста:

– дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе;

– совершенствование работы головного мозга и нервной системы;

– неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость;

– нервно-психическая ранимость ребенка;

– неспособность к длительному сосредоточению, возбудимость, эмоциональность;

– развитие познавательных потребностей;

– развитие словесно-логического, рассуждающего мышления;

– изменение способности к произвольной регуляции поведения.

Основные задачи развития:

– формирование мотивов учения, развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов;

– развитие продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться»;

– раскрытие индивидуальных особенностей и способностей;

– развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

– становление адекватной самооценки, развитие критичности по отношению к себе и окружающим;

– усвоение социальных норм, нравственное развитие;

– развитие навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов.


Подростковый возраст (от 10–11 лет до 13–14 лет)– это вре мя завершения детства и начальный период перехода к взрослости. Основная особенность этого периода – резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Центр альное личностное новообразование – становление нового уровня самосознания – «Я-концепции», выражающегося в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие – уникальность, неповторимость.

Ведущая деятельность –общение со сверстниками. В свою очередь благополучное отношение со взрослыми, основывающееся на понимании подростка, и его принятие являются важной предпосылкой его психического и личностного здоровья в настоящем и будущем.

Основные характеристики возраста:

– формирование нового представления о себе, укрепление самооценки;

– стремление к общению со сверстниками;

– развитие рефлексии;

– активное развитие познавательных процессов;

– формирование абстрактного и теоретического мышления;

– становление избирательности, целенаправленности восприятия, устойчивого, произвольного внимания и логической памяти;

– развитие самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач;

– бурный рост, физическое развитие, половое созревание;

– повышенная     активность и     повышенная утомляемость одновременно;

– значительный рост энергии и некоторое снижение работоспособности.

Основные задачи развития в 5 классе:

– овладениебазовыми школьными знаниями и умениями;

– формирование умения учиться в средней школе;

– развитие учебной мотивации, формирование интересов;

– развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;

– формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;

– формирование представлений о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.

Основные задачи развития в 6–7 классах:

– формирование нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания;

– формирование широкого аспекта способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов;

– формирование интереса к другому человеку как к личности;

– развитие интереса к себе, стремление разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа;

– развитие и укрепление чувства взрослости, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личной автономии;

– развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки;

– развитие форм и навыков личностного общения в группе сверст ников, способов взаимопонимания;

– развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания к другим людям;

– формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием.

Основные задачи развития в 8 классе:

– формирование умения выдвигать гипотезы, строить умозаключения, делать на их основе выводы, развитие рефлексии;

– развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели и достигать их, развитие мотивационной сферы, овладение способами регуляции поведения, эмоционального состояния;

– развитие воображения;

– развитие умения строить равноправные отношения со сверстниками, основанные на взаимопонимании, взаимности;

– формирование форм и способов дружеского, избирательного общения;

– формирование умения понимать причины собственного поведения, поведения другого человека;

– развитие позитивного и вместе с тем адекватного образа свое го тела «физического Я» как меняющегося и развивающегося.

Юношеский возраст (15/16 – 19/20 лет) это самостоятельный период в развитии человека, его личности и индивидуальной обращенности в будущее, построения жизненных планов и перспектив, определения своего места в жизни и внутренней позиции, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания. Центральное личностное новообразование – готовность к личностному и жизненному самоопределению.

Ведущая деятельность – учебно-профессиональная как усвоение системы научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения. Особенности возраста:

– завершение      физического развития     организма, полового созревания;

– замедление темпа роста тела, нарастание мышечной массы и работоспособности;

– быстрое развитие специальных способностей, сформированность умственных способностей;

– развитие самосознания;

– развитие индивидуальности;

– выбор профессии;

– начало формирования взаимных отношений между полами.

Основные задачи развития:

– обретение        личностной тождественности   и     целостности (идентичности);

– осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола;

– профессиональное самоопределение – самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии;

– развитие способности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...