Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

П – поза тела. А – аффект: выражение эмоций




П – поза тела

Поза человека может многое рассказать об его внутреннем эмоциональном состоянии, независимо от выражения лица. Еще Чарльз Дарвин предполагал, что эволюционно эмоции предназначены для того, чтобы создать предрасположение к определенной реакции. Он считал, что позы связаны с эмоциональными состояниями и призваны помочь распознавать эти состояния. Опущенные плечи могут сигнализировать об унынии, грусти и даже депрессии. Прямая спина расскажет о счастье или уверенности. Движения тела и позы, связанные с эмоциональными состояниями, могут быть не менее важными, чем выражения лица, если речь идет о понимании нейробиологии и эмоционального поведения человека. Многие участки мозга, которые задействуются при восприятии выражения лица, также «включаются» при распознавании позы тела.

Возможно, вы заметили, что в сфере услуг, например в дорогих ресторанах и на высококлассных авиалиниях, служащие не просто смотрят вам в глаза, а стараются, чтобы их взгляд был на одном уровне с вашим. Воспитатели в детских садах взаимодействуют с детьми аналогичным образом, садясь на корточки, чтобы посмотреть подопечным прямо в глаза – так они проявляют уважение и внимание. Для сравнения, генеральный директор, желающий продемонстрировать собственное превосходство, может стоять во главе стола, пока все остальные сидят. По данным некоторых единичных исследований, «поза силы» – ноги на ширине плеч – спина прямая – руки на поясе, наполняет мозг химическими веществами, связанными с ощущением статусности, что помогает нам почувствовать себя увереннее и повысить эффект своего «физического присутствия».

При общении мы считываем язык тела собеседника и его позу. Представьте, что на вечеринке вы общаетесь с новым знакомым. Если беседа протекает один на один, вы можете начать подсознательно копировать невербальные сигналы друг друга: например, поправлять прическу или повторять жесты рук. Когда разговаривать надоест, вы можете слегка повернуть корпус в сторону, напрячь спину и подать сигнал беспокойства – собеседник извинится, скажет, что ему нужно срочно перекусить и выйдет из диалога, якобы отправившись за закусками. Обратите внимание на эти детали в следующий раз при знакомстве. Вы узнаете много нового о первом впечатлении.

Как врач, я знаю, что тонкие детали моей позы существенно влияют на уровень эмпатии и на то, как пациенты будут относиться ко мне лично. Я всегда стараюсь выразить свое уважение к ним и проявить открытость при помощи языка тела: сажусь рядом с пациентом, поворачиваюсь к нему, наклоняюсь вперед – так, чтобы наши глаза оказались на одном уровне. Я использую зеркальное отражение и задействую невербальные сигналы. Все это говорит о том, что я внимательна к человеку и заинтересована в нем на личном уровне. Сидя со скрещенными руками, проверяю себя: это в комнате холодно или я неосознанно посылаю сигналы, которые отражают закрытость? Я показываю эти приемы медицинским работникам по всему миру уже более десяти лет – и поистине удивительно слышать отзывы спустя считаные месяцы после занятий. Одна женщина-врач говорила, что теперь при общении с пациентами она не чувствует себя отчужденно и наслаждается взаимодействием с ними. Это простое правило помогло ей открыть для себя иной способ общения, который очень понравился пациентам. В данном случае это было важно для ее карьеры – она собиралась уйти из профессии из-за выгорания, думала, что работа потеряла смысл. При взгляде на экран компьютера она чувствовала себя скорее машинисткой, чем врачом, но теперь снова видела за очередным случаем человека – своего пациента.

А – аффект: выражение эмоций

Поскольку лицо постоянно используется для выражения эмоций, с возрастом некоторые из них «запечатлеваются» – появляются морщины, которые не исчезают уже никогда. «Аффект» – научный термин, который используют для обозначения эмоций. На занятиях по психиатрии меня учили замечать и называть эмоции пациента при определении его психического статуса – это важный этап в оценке состояния здоровья человека. Техника определения эмоций помогает мне сориентироваться в главных чувствах пациента – я точно знаю, что не упущу выражение печали, раздражения, растерянности или восторга. Упражнение помогает как самим пациентам, так и моим близким. Недостаточно просто обратить внимание на выражение лица – вы должны интерпретировать то, что видите. Полученная информация, судя по данным научных исследований, попадает в префронтальную кору и поступает в эмоциональные центры лимбической системы, расположенные в среднем мозге.

Если я общаюсь с коллегами, которые не имеют отношения к психиатрии, то часто узнаю, что они не умеют называть эмоции пациентов. Как же так? Большинство людей пропускают этот этап, как будто он совершенно не важен. Осмелюсь заметить, что если врачи, учителя, работники сферы услуг и другие специалисты, которые работают с людьми и помогают им, не знают, как настроиться на эмоции другого человека, они могут не обратить внимания на то, что клиент отвлекся и перестал их слушать – пропустят отсутствие связи на человеческом уровне.

Эмоции лежат в основе всех сложных разговоров.

Если мы не можем назвать «аффект» или эмоцию, то не поймем, в чем заключается, например, истинная трудность «сложных» разговоров.

Что перед нами: угроза, недоверие, беспомощность, злость, отвращение, стыд или вина? Как понять, что на уме у человека? Какие эмоции эти чувства вызывают у нас? Вы можете пытаться игнорировать или подавлять собственные эмоции, возникающие в ответ на эмоции окружающих, но благодаря их анализу можно понять, что происходит в сознании собеседника, что у него на душе.

Вероятно, если вы звоните в службу поддержки с очень важной проблемой, вас разочарует бездушный ответ вроде «Подождите». Эмоции можно было бы сдержать, если бы вы услышали: «Я понимаю, как вы расстроены, мне очень жаль, что у вас возникла эта проблема. Пожалуйста, подождите, я уточню детали и вернусь как можно скорее». Если ответ кажется «бессердечным» и собеседник не включает в него признание ваших эмоций, вы начинаете кипеть от злости. И иногда вымещать ее на специалисте, который возвращается на линию, отбивая у него всякое желание помогать вам. Таково физиологическое и эмоциональное влияние наших реакций.

Мы поговорим об этой концепции чуть позже, когда дойдем до последней буквы уже известной вам аббревиатуры. Пока что важно признать, что маркировка эмоций, в меру наших возможностей, – первый шаг в попытке узнать важную личную информацию, без которой вы не сможете полностью присутствовать в беседе. Если вы пытаетесь воодушевить, вдохновить, успокоить или привлечь кого-то к ответственности за определенные действия, сначала попытайтесь понять, с какой «эмоциональной платформы» стартуете. Предполагаю, что иначе толку от такой беседы будет немного.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...