Не менее существенную роль сыграл византизм в судьбе России.
Правда, здесь он не вызвал к жизни Возрождение, потому что был перенесен на неподготовленную почву, однако быстрый взлет Московской Руси и превращение ее в мощное государство, влияющее на процесс европейской политики, был обусловлен, по мнению Леонтьева, именно органичным слиянием византийского начала и основ народной жизни. Византизм позволил нашим предкам построить сильное централизованное государство, дал толчок развитию искусств, науки и письменности, не говоря уже о том, что Византии мы обязаны своей религией, которая и до сегодняшнего дня сохраняет черты той религии, которая была государственной в Восточной римской империи. В России византизм нашел народ свежий, добрый, простодушный, не утомленный образованностью и религиозными войнами, который безоговорочно принял постулаты канонического православия и стал руководствоваться ими во всех своих делах и поступках. Византизму Россия обязана институтом самодержавия, возникновением родового дворянства, являющегося хранителем устоев, монашества и заботящейся о духовной жизни народа сельской общиной. В византизме, считал Леонтьев, следует искать корни своеобразной системы местного самоуправления, когда принципиальные вопросы решаются всем миром, а также исток той духовности, которая отличает русскую культуру от всех остальных. Византийские идеи и чувства сплотили в одно тело полудикую Русь, — пишет Леонтьев. — Византизм дал нам силу перенести татарский погром и долгое данничество... Византизм дал нам силу нашу в борьбе с Польшей, шведами, с Францией, Турцией... Церковное же чувство и покорность властям — византийская выправка — спасли нас в 1812 г.... Разве не византизм определил нашу роль в
великих, по всемирному значению восточных делах? Даже раскол наш великорусский носит на себе печать глубокого византизма... Византийский дух, византийские начала и влияния, как сложная ткань нервной системы, проникают насквозь весь великорусский общественный организм22. Если византизм будет восстановлен в своих правах, то тогда, полагает Леонтьев, России не страшен натиск даже «всей интернациональной Европы», которая неизбежно потерпит поражение, столкнувшись с монолитом — народом, объединенным общностью веры и монаршей волей. К тому же есть еще одно обстоятельство, которое настоятельно требует возрождения византизма. Речь идет о сохранении культурного своеобразия России, ее высокого духовного потенциала, которое возможно только при консервации социального и экономического неравенства и укреплении института самодержавия. Логика рассуждения Леонтьева такова. Если бросить ретроспективный взгляд на историю России, то нетрудно заметить, что по мере того как набирают темпы либеральные реформы, как складывается в стране класс буржуазии, а доступ к образованию получает все большее число разночинцев, расшатываются основы государства и падает уровень культуры. Ее ценности, выработанные высшими слоями общества, размываются, перерождаются, превращаясь в ценности среднего человека, который не способен к продуктивной культуросозидающей деятельности и в основном является потребителем, готовым «проглотить все, что ему предложат». Сегодня, считает Леонтьев, происходит опошление, примитивизация культуры, которая утрачивает свою духовную сущность, превращаясь в некий суррогат, только по виду напоминающий подлинную культуру, базирующуюся на нетленных, прежде всего религиозных ценностях. Процесс нивелирования, сглаживания материальных, социальных и нравственно-эстетических различий ведет к постепенной деградации культуры, ибо последняя существует только тогда, когда есть многообразие, когда есть слой людей, способных создавать культурные ценности.
Нечто подобное, но значительно более быстрыми темпами, происходит в Европе, которая постепенно погружается в пучину бескультурья и безверия. Ее культура уже сегодня не является многоцветной целостностью, обладающей большим духовным потенциалом, в ней все больше и больше преобладают серые тона. Пик развития европейской культуры, по мнению Леонтьева, пришелся на XV—XVII вв., т.е. на то время, когда установки буржуазного либерализма и идеологеммы мыслителей Просвещения не бы- 15 Теория культуры 434 Теория культуры ли доминирующими установками массового сознания. С середины XVIII в., считает Леонтьев, начался процесс ее деградации, который нарастает с каждым десятилетием. Причина этого коренится в «эгалитарно-либеральном прогрессе, который есть антитеза процессу развития»23. Леонтьев пишет: Прогресс, борющийся против всякого деспотизма — сословий, цехов, монастырей, богатства и т.п., есть не что иное как процесс разложения, процесс... упрощения целого, смещения составных частей... процесс сглаживания морфологических очертаний, процесс уничтожения тех особенностей, которые были органически (т.е. деспотически) свойственны общественному телу24. Другими словами, прогресс в его буржуазно-либеральном варианте несет уничтожение самобытности народов, способствует деградации их культур, стирает индивидуальные различия и самым негативным образом сказывается на устойчивости государственных структур. Отсюда вытекает идея о необходимости приостановить этот процесс путем внедрения консервативного, византийского начала в общественную жизнь. Леонтьев говорит о насущной общественной потребности подморозить Россию, ибо в противном случае она неизбежно потеряет свое культурное своеобразие и скатится в «пропасть эгалитарно-либерального прогресса». Таковы основные идеи, составляющие основу историософской и политической доктрины Леонтьева. В их свете становится понятной суть леонтьевской дефиниции культуры, где он определяет данный феномен как
вовсе не какую попало цивилизацию, грамотность, индустриальную зрелость и т.п., а лишь цивилизацию свою по источнику, мировую по преемственности и влиянию25. Под мировой культурой, — продолжает Леонтьев, — я разумею целую свою собственную систему отвлеченных идей — религиозных, политических, юридических, философских, бытовых, художественных и экономических \ Такая система идей есть у каждого народа, обладающего великой культурой; те же народы, которые живут заимствованным багажом и не способны рождать идеи мирового уровня, обладают культурой только номинально. Их можно рассматривать как этносы, находящиеся на низшей стадии развития. Данная трактовка культуры, по мнению Леонтьева, позволяет расставить все народы по рангам шкалы соответственно их культурному развитию, или, другими словами, по уровню самобытности, ибо при ее применении становится ясно, что, например, Китай явно «культурнее» Бельгии, а Индия — Северной Америки, так как
9, Теоретические проблемы культурологии в трудах отечественных мыслителей... ни та, ни другая страна, принадлежащие к ареалу «фаустовской цивилизации», не дали миру ни уникальной философии, ни оригинального искусства, ни неповторимой системы государственного управления. В отличие от них Россия, обладающая культурной самобытностью, внесшая существенный вклад в культурную сокровищницу человечества, с полным основанием может рассматриваться как великая культурная держава. Более того, Леонтьев считал, что Россия даст миру новую культуру, отличную от той, которую предлагают западные страны, культуру «положительную, созидающую, в высшей степени новоединую и новосложную»27. Но для этого Россия должна критически пересмотреть ориентиры собственного развития и выбрать путь, который имманентен ее духовной природе. Если же она и дальше будет прислушиваться к тем пошлостям, которые беспрестанно повторяют идеологи либерализма, уверовавшие в единый для всех путь «фаустовской цивилизации», то она неизбежно окажется в числе второразрядных стран, не могущих даже претендовать на культурное своеобразие и самобытность.
Леонтьев полагает, что в мире существует множество культур, каждая из которых представляет собой локальное образование и только в определенных пределах вступает во взаимодействие с другими культурами. Типы взаимодействия культур различны, есть среди них и такие, которые приводят сначала к подавлению, а затем и уничтожению одной из культур, вступивших в диалог. Однако он считает, что культурное многообразие, которое наблюдается сегодня, может исчезнуть в ближайшей перспективе в силу экспансионистских устремлений, которые демонстрирует романо-германская культура, и углубления процесса демократизации, который приводит к нивелировке и подведению всех культур под общий знаменатель. Каждая культура, с точки зрения Леонтьева, проходит один и тот же цикл развития: зарождения, когда она выступает в простых и доступных непосредственному созерцанию формах, цветущей сложности и вторичного смесительного упрощения, когда она, исчерпав свой порыв, постепенно деградирует и умирает. Леонтьев считает, что можно говорить о законе, которому подчинены все «культурные миры и государственные организмы», ибо, если бросить ретроспективный взгляд на всемирную историю, то нетрудно установить тот факт, что развитие государств и культур идет по одному и тому же кругу, впрочем, как и развитие небесных тел, искусства, философии, биологических организмов, растений и т.д. Исходя из своих наблюдений, Леонтьев формулирует всеобщий закон развития, который гласит: Теория культуры 9. Теоретические проблемы культурологии в трудах отечественных мыслителей...
Постепенное восхождение от простейшего к сложнейшему, постепенная индивидуализация, обособление, с одной стороны, от окружающего мира, а с другой — от сходных и родственных организмов, от всех сходных и родственных явлений. Постепенный ход от бесцветности, от простоты к оригинальности и сложности. Постепенное осложнение элементов составных, увеличение богатства внутреннего и в то же время постепенное укрепление единства. Так что высшая точка развития не только в органических телах, но и вообще в органических явлениях есть высшая степень сложности, объединенная неким внутренним деспотическим единством28. Особенно наглядно действует данный закон в истории Европы, где исследовательский взгляд фиксирует сначала грубые циклические постройки наподобие дольменов этрусков и Стоунхеджа древних бриттов, песни первобытных племен, не отличающиеся мелодичностью и богатством музыкальных красок, наскальные изображения — прообраз живописи и фрески последующих времен, затем — в период цветущей сложности — совершенный Парфенон, творчество Лейбница и Спинозы, размышления Канта и Гегеля, музыку Моцарта и Бетховена, и, наконец, — в период вторичного упрощения — эклектическое искусство, беспредметную живопись и архитектурный стиль «модерн». Опрощение европейской культуры, с точки зрения Леонтьева, неизбежно приведет к деградации и исчезновению культуры, к торжеству пошлости, банальности, примитивизма и бездуховности. Предрекая неизбежное исчезновение высокой культуры в Европе, Леонтьев пишет: «Практику политического гражданского смешения Европа пережила, увидим ли мы, как она перенесет попытки экономического, умственного (воспитательного) и полового окончательного упростительного смешения»29.
Нетрудно заметить, что, излагая свое представление о культуре и ее генезисе, Леонтьев следует логике Н.Я. Данилевского, разработавшего, как это было показано выше, теорию культурно-исторических типов, которые развиваются по сходной схеме. Собственно говоря, Леонтьев этого не скрывает, рассматривая автора «России и Европы» как одного из своих идейных предтеч. Более того, он всецело поддерживает концепцию Данилевского, точку зрения которого весьма интенсивно оспаривали его оппоненты: Хотя Вл. Соловьев и нападает на самую теорию культурных типов, — пишет Леонтьев, — но я думаю, что с этой стороны Н. Страхов и Бестужев-Рюмин, защищающие ее, более правы. Культурные типы были и есть (хотя и везде более или менее тают на наших глазах). Соловьев, кажется, прав в одном обвинении: культурные типы не связаны с одной национальностью, и если весь тип, действительно, другой национальности не передаваем, то по кускам, так сказать, легко передается (религия сполна, государственные законы, моды, обычаи, философия, стиль искусства и т.д. Примеров бездна...)30. Впрочем, Леонтьев идет дальше Данилевского, уточняя и развивая положения теории культурно-исторических типов. Например, он считает, что факт существования в настоящее время культурно-исторических типов, отличающихся друг от друга, еще не является гарантией того, что таковыми они останутся и в дальнейшем. С его точки зрения, реальна ситуация, когда «человечество может легко смешаться в один общий культурно-исторический тип», хотя, провидчески предупреждает он, это произойдет перед окончательной гибелью культуры — «перед смертью»^. Подчеркивая, что его вера в историческую миссию Россию тождественна вере Данилевского, он сомневается в том, что идея автора «России и Европы» о существовании единственного четырехосновного типа — славянского — теоретически обоснована, ибо «если даже допустить, что романо-германский тип, несомненно разлагаясь, уже не может в нынешнем своем состоянии удовлетворить все человечество, то из этого вовсе не следует, что мы, славяне, в течение 1000 лет не проявившие ни тени творчества, вдруг теперь, под старость»32, сумеем создать культуру, равновеликую как в своих религиозно-духовных, так и политических, а также экономических составляющих. В то же время он считает, что будущее всечеловеческой культуры напрямую связано с расцветом и расширением ареала русской культуры, которая одна сохранила свой высокий духовный потенциал и способность к саморазвитию и совершенствованию. Анализируя различные культурно-исторические типы, Леонтьев пишет: Если мы сравним Россию и русских с их восточными единоверцами, греками, славянами, то, конечно, современные русские покажутся нам представителями чрезвычайной сложности. В России характеры сложнее и разнообразнее, потребности, роды воспитания, привычки, вкусы, идеалы разнороднее, мысли сложнее и всегда оригинальнее, чем на Востоке, в среде интеллигенции, конечно. Состояния и общественное положение гораздо дальше стоят друг от друга; всякого рода разнообразия больше: сословного, племенного, религиозного... чиновного; экономические противоположности богатства и бедности резче, чувства тоньше и сложнее, глубже, поэтому неизбежно и страдания и наслаждения живее и разнороднее33. Чтобы сохранить самобытность России, высокую духовность ее культуры, Леонтьев считал необходимым соединить «китайскую 16 Теория культуры 438 Теория культуры государственность с индийской религиозностью», затормозить либерально-буржуазные преобразования, ограничить всевластие капиталистического класса, увеличить социальную дифференциацию общества по сословному признаку. Только так можно обеспечить расцвет русской культуры и превращение ее в ведущую культуру мира, оказывающую духовное влияние на все страны и народы. Такова в самых общих чертах концепция культуры Константина Николаевича Леонтьева — выдающегося русского мыслителя, писателя, публициста, дипломата, заслужившего от современников титул «прорицателя грядущей России». Следует сказать, что сразу после публикации основных своих трудов, где излагались историософская и культурологическая концепции, Леонтьев был подвергнут жесткой критике не только со стороны оппонентов из лагеря народников и социал-демократов, но и из лагеря философов-идеалистов. Наиболее суровым критиком был Вл. Соловьев, который предъявил ему множество претензий. Он прежде всего указывал на явную противоречивость суждений Леонтьева, который, не продумывая мысль до конца, зачастую попадает в логический тупик. В статье «Константин Леонтьев» для энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона он писал: Из идеи личного душеспасения путем монашеским... логически вытекает равнодушие к мирским политическим интересам и отрицание интереса экономического: в свою очередь политика, хотя бы консервативная, не имеет ничего общего с душеспасением и с эстетикой: наконец, становясь на точку зрения эстетическую, несомненно должно бы предпочесть идеалы древнего язычества, средневекового рыцарства и эпохи Возрождения идеалам византийских монахов и чиновников, особенно в их русской реставрации. Таким образом, три главных предмета, подлежащие охранению принципиального или идейного консерватизма, не согласованы между собой. Не свободно от внутреннего противоречия и враждебное отношение Леонтьева к новой европейской цивилизации, которую он же сам признавал за неизбежный фазис естественного процесса. Справедливо укоряя славянофилов за их ребяческое осуждение Запада, он сам впадал в еще большее ребячество34. Указывал Вл. Соловьев и на иллюзорность идеи завоевания Царьграда, и на призрачность надежд на возрождение византизма, который умер естественной смертью и не может быть реанимирован в новых исторических условиях, и на специфичность религиозных взглядов Леонтьева, которые никоим образом не вытекают из ортодоксального православия. Жесткому критическому разбору
9. Теоретические проблемы культурологии в трудах отечественных мыслителей... подверг Вл. Соловьв леонтьевскую схему периодизации исторического процесса. Он указывал, что попытки представить историю как переход от состояния «первоначальной простоты» к развитому, цветущему возрасту, а от него к состоянию «упрощения и уравнения», напоминают ход размышлений славянофилов, в частности Н.Я. Данилевского. Но особенно резко Вл. Соловьев критиковал Леонтьева за его понимание исторической миссии России. Приблизительно по этим же направлениям шла критика Леонтьева и другими авторами. Однако как Вл. Соловьев, так и другие исследователи ни на йоту не сомневаются в том, что в лице Леонтьева русская мысль имеет оригинального, глубокого мыслителя, чьи заслуги в области теоретического осмысления судеб русской нации и ее культуры не могут быть никем оспорены. 9.4. Концепция культуры Н.А. Бердяева Николая Александровича Бердяева (1874—1948) часто называют одним из властителей дум XX века, человеком, который с чуткостью сейсмографа ощущал подспудные сдвиги, неявно выраженные изменения в общественном организме, чреватые глобальными последствиями, пророком, с удивительной точностью предсказавшим на заре новой технотронной эры, что ожидает человечество на ее закате, величайшим гуманистом, возвысившим свой голос в защиту свободы и достоинства личности, испытывающей на себе давление тоталитарных систем, потерявшей смысл своего бытия в обществе всеобщего потребления, тоскующей и страждущей из-за нарастающего отчуждения, дегуманизации всей системы социальных связей и отношений. На Западе, да и у нас в стране Бердяев известен прежде всего благодаря таким работам, как «Истоки и смысл русского коммунизма», «Духи русской революции», «Русская идея», «Душа России», его статьям в трех программных сборниках российского либерализма начала XX в. («Проблемы идеализма», «Вехи», «Из глубины»), книге «Самопознание». Однако его перу принадлежит значительное число трудов, где Бердяев выступает в роли оригинально мыслящего теоретика культуры, хорошо понимающего драматизм нынешней эпохи, видящего всю противоречивость развития социальной системы, которая, как он пишет, «есть детище пожирающей и истребляющей похоти»35. Из них следует назвать прежде всего такие книги, как «Философия неравенства», «Смысл творчества», «Новое Средневековье», где в основном изложена бердяевская кон- 16* 440 Теория культуры 9. Теоретические проблемы культурологии в трудах отечественных мыслителей...
цепция культуры, которая с полным основанием может быть названа теологической, ибо, раскрывая свое понятие культуры, выясняя связь культуры и цивилизации, Бердяев предстает перед нами как религиозный мыслитель, глубоко верующий человек, исповедующий догматы неортодоксального православия. Однако прежде чем перейти к ее критическому анализу, необходимо хотя бы несколько слов сказать о самом Бердяеве и системе его взглядов, ибо вне контекста его философских идей понять смысл бердяевской трактовки культуры представляется весьма затруднительным. Бердяев родился в Киеве в аристократической семье. Его предки в нескольких поколениях были военными и занимали важные посты в русской армии тех времен. Мать, урожденная княгиня Ку-дашева, принадлежала к потомственной знати и обладала большими связями в придворных кругах. Из столь же старинной семьи столбового дворянина происходил и отец Бердяева. Как впоследствии напишет сам Бердяев, «в детстве и юности я знал мир феодально-аристократический высшего стиля». Склонность к гуманитарным наукам и способность к языкам проявились у Бердяева в раннем возрасте, однако семья берегла традиции, и после завершения курса домашнего воспитания его отдают в кадетский корпус. Но казенная атмосфера военного заведения оказалась для него совершенно чуждой. Бердяев оставляет кадетский корпус и поступает на естественный факультет Киевского университета. Через год он переводится на юридический факультет. Но стать прокурором или присяжным поверенным ему было не суждено: в 1898 г. его арестовывают за участие в пропаганде социалистических идей, которую он вел вместе с другими членами студенческого кружка Петра Струве — лидера так называемых «легальных марксистов». После месячного тюремного заключения и суда Бердяев был сослан в Вологодскую губернию, где провел около трех лет. За годы ссылки в мировоззрении Бердяева происходят существенные перемены. Он отходит от социал-демократического движения и начинает сотрудничать в газете «Освобождение», вокруг которой группировалась либерально мыслящая часть национальной буржуазии и интеллигенции. В 1904 г. он становится членом редакции журнала символического направления «Новый путь», а вскоре вместе с С.Н. Булгаковым начинает издавать журнал «Вопросы жизни», ставший выразителем идей конституционных демократов и религиозно настроенной части образованного общества, объединившейся в движение «нового религиозного сознания». Четыре года спустя Бердяев переезжает в Москву и становится членом «Религиозно-философского общества имени Владимира Соловьева», сыгравшего большую роль в развитии идеалистической философской мысли в России. Тогда же он начинает сотрудничать с издательством «Путь», выпускавшем религиозную и теософскую литературу, где выходит ряд его работ, в том числе «Философия свободы», «Смысл творчества» и другие. Февральскую буржуазную революцию Бердяев встретил восторженно. Ее лозунги и дух были близки его мировосприятию рафинированного интеллигента, стоящего на позициях религиозного экзистенциализма и стремящегося к свободе и духовному совершенству. К Великой Октябрьской социалистической революции Бердяев отнесся настороженно. Он не принял ее идей и вскоре оказался в лагере непримиримых противников советской власти. О позиции Бердяева можно судить по характеристике, данной ему Александром Блоком, который в своем дневнике писал: Бердяев после Октября пишет многословно и талантливо, что революции никакой и не было, что все — галлюцинация, что движения в хаосе и анархии не бывает, что все еще пока — продолжение догнивания старого, что пришло смутное время... что все революционные идеи давно опошлились и ненависть к буржуазии есть исконная ненависть темного Востока к культуре36. Непосредственного участия в так называемом «белом движении» Бердяев не принимал, хотя идейно был явно на стороне контрреволюции. Свою деятельность публициста, общественного деятеля либерально-демократического направления Бердяев в первые послереволюционные годы сочетал с большой преподавательской и исследовательской работой. В 1918 г. он создает Вольную академию духовной культуры, читает обзорные курсы по русской философии и философии истории в Московском университете, выступает с публичными лекциями. Однако вскоре его деятельность педагога и просветителя прерывается. Вместе с другими представителями оппозиционно настроенной элитарной интеллигенции Бердяева в 1922 г. высылают из Советской России на так называемом «философском пароходе». В годы вынужденной эмиграции он не прерывает своей интенсивной творческой работы. Сначала в Берлине, затем в Париже, куда он переезжает в 1924 г., Бердяев преподает, занимается изданием журналов, пишет ряд научных трудов, в том числе такие, как Теория культуры «О назначении человека», «Дух и реальность», «Русская идея», которые переводятся на основные европейские языки. Много сил и времени тратит на налаживание работы основанной им Религиозно-философской академии, президентом которой он был до конца своих дней. В середине 30-х годов к Бердяеву приходит мировая известность. Его книги издаются массовыми тиражами, к его мнению, высказанному на страницах периодической печати, внимательно прислушиваются не только западные интеллектуалы, но и политические деятели различных направлений, представители делового мира. Это был «звездный час» Бердяева, который к началу Второй мировой войны занимал если не лидирующее, то весьма почетное место среди европейских мыслителей. Имя Бердяева встречается среди участников практически всех философских и интерконфессиональных конгрессов предвоенной поры, он неоднократно выступает перед элитной публикой в самых престижных аудиториях Европы. На него ссылаются представители различных философских направлений, и прежде всего французской ветви персонализма, которые много позаимствовали из его сочинений при разработке основ собственного учения. Нападение фашистской Германии на Польшу в сентябре 1939 г. Бердяев воспринял как исходную точку всемирной трагедии, как акт торжества иррационального начала над человеческим разумом. «Фашизм, — подчеркивал он в своей книге «Новое Средневековье», — есть непосредственное обнаружение воли к жизни, воли к власти, обнаружение биологической силы, а не права»37. Его антифашистские настроения усиливаются после оккупации Франции и начала агрессии против Советского Союза. Он пишет в своей философской биографии: «Вторжение немцев в русскую землю потрясло глубины моего существа. Моя Россия подверглась смертельной опасности, она могла быть порабощена и расчленена... Я все время верил в непобедимость России. Но опасность для России переживалась очень мучительно. Естественно присущий мне патриотизм достиг предельного напряжения»38. Бердяев не участвовал в Сопротивлении, однако он никогда не скрывал своего крайне негативного отношения к фашистскому режиму, и только его известность как ученого с мировым именем помешала гитлеровцам расправиться с ним. После завершения войны Бердяев возвращается к преподавательской и научной деятельности, от которой он был насильствен- 9. Теоретические проблемы культурологии в трудах отечественных мыслителей... 443 но отстранен в период оккупации. В 1947 г. его избирают почетным доктором Кембриджского университета за большой вклад в развитие европейской философской мысли. Умер Н.А. Бердяев в 1948 г. за своим письменным столом в Париже, работая над рукописью своей последней книги «Царство духа и царство кесаря», которая так и осталась незаконченной. Бердяев прошел сложный, тернистый путь идейно-философской и мировоззренческой эволюции. В начале своей научной деятельности он был марксистом и убежденным атеистом, разоблачавшим теорию и практику православия в едких памфлетах и язвительных статьях. Завершил же он свой жизненный путь глубоко верующим человеком, разделяющим основные доктрины экзистенциализма, стремящимся понять, в чем смысл жизни как отдельного индивида, так и всего человечества, видящим выход из кризисной ситуации в обретении веры. Принадлежность к различным философским течениям и школам в разные периоды его творческой биографии не могла не сказаться на системе взглядов Бердяева, в которой можно найти отдельные заимствования из Вл. Соловьева и Г.П. Федотова, К. Маркса и И. Канта, Вяч. Иванова и Гуссерля. Однако это вовсе не означает, что мировоззрение Бердяева было эклектичным, что в его лице мы встречаемся еще с одним эпигоном, способным только к компиляции чужих мыслей и идей. Бердяев создал свое собственное оригинальное учение, хотя к нему вряд ли приложим термин «система». Это скорее, если использовать характеристику философии Ясперса, данную К. Гоффманом, «системно связанная, но открытая структура», где проблемы не выстроены в строгой иерархии, а переплетаются одна с другой, образуя сложный, многоцветный узор. Суть этого учения состоит в том, что в центр мира поставлен человек как мыслящее, чувствующее, страдающее существо, осознающее конечность своего бытия и стремящееся обрести смысл существования через приобщение к вечным истинам, через религиозное откровение. Только тогда, когда у личности есть подобная установка, когда акт познания дополняется актом веры, по мысли Бердяева, возникает принципиальная возможность проникнуть в тайну человека, понять суть процессов, протекающих в различных сферах жизни общества. Бердяев — религиозный мыслитель, наследующий традиции русской религиозно-мистической философии, и этим обстоятельством прежде всего определяется его подход к постановке и решению животрепещущих проблем, в том числе и к проблеме культуры. Теория культуры 9. Теоретические проблемы культурологии в трудах отечественных мыслителей...
Культура, согласно воззрениям Бердяева, несет на себе отпечаток сакрального, ибо вокруг храма зачалась она и в органический свой период была связана с жизнью религиозной39. Корни и исток культуры, считает Бердяев, надо искать в культе. Недаром у этих слов один и тот же корень. Подтверждение этой мысли Бердяев видит в том, что культура символична по своей природе, а символизм культура получает от культа, в котором символ играет основополагающую роль. Культура, пишет Бердяев, относится к числу благородных феноменов не только потому, что изначально связана с религией, но и потому, что ее основу составляют культ предков, почитание могил и памятников, священные предания и легенды, которые передаются от поколения к поколению. Культура обеспечивает связь времен, и чем она древнее, тем она прекраснее, ибо аккумулирует в себе все самое лучшее, что было выработано тем или иным народом, нацией на протяжении многих столетий. Культура, — говорит Бердяев, — всегда гордится древностью своего происхождения, неразрывной связью с великим прошлым. И на культуре почиет особого рода благодать священства. Культура, подобно Церкви, более всего дорожит своей преемственностью. В ней нет хамизма, нет пренебрежительного отношения к могилам отцов. Слишком новая, недавняя культура, не имеющая преданий, стесняется своего положения40. Культура, будучи аристократичной по своей природе, основана, как пишет Бердяев, «на принципе качественного отбора». Творцы культуры всегда стремятся к совершенству, к достижению высшего качества и в научном познании, и в искусстве. Она всегда связана с процессом формирования душевного благородства и высших человеческих качеств. Для культуры, считает Бердяев, высшими абсолютами являются истина, красота, правда, любовь, добро, и только тот, кто принимает их как ценности собственного бытия, является истинно культурным человеком. То, что создается культурой, подчеркивает Бердяев, создается не для одного, а для многих поколений. Творения культуры вечны, в отличие от тех подделок, которые создаются для того, чтобы сделать жизнь человека более удобной и комфортной. В культуре, — пишет Бердяев, — происходит великая борьба вечности со временем, великое противление разрушительной власти времени. Культура борется со смертью, хотя бессильна победить ее реально... Культура, в которой есть религиозная глубина, всегда стремится к воскрешению41. Весьма показательна в этом отношении, считает Бердяев, культура Древнего Египта, где идея вечного круговорота, неизменного воскрешения после смерти является базисной не только для религии, но и мифологии, искусства, морали. Исследуя природу культуры, Бердяев постулирует следующий тезис: в культуре изначально борются два начала — консервативное, обращенное к прошлому, и творческое, обращенное к будущему. Однако в культуре отсутствует революционное начало. Революция и культура, с точки зрения Бердяева, «две вещи несовместные». Когда общество вступает в пору революционных катаклизмов, тогда для культуры наступает черная пора. Базисные основания культуры расшатываются и она гибнет. Революционному духу, утверждает Бердяев, культура не нужна, ибо он стремится овладеть благами цивилизации, а не достичь вершин духа. В результате революционных преобразований возникновения нового типа культуры не происходит, ибо нарушается принцип преемственности, наследия культурных ценностей. Поэтому все попытки создания пролетарской культуры, коренным образом отличающейся от культуры буржуазного общества, по его мнению, обречены на провал. Точно так же неудача ожидает всех тех, кто стремится приобщить к культуре широкие народные массы. Повышение их культурного уровня в принципе невозможно, ибо для того, чтобы это свершилось, надо изменить установку необразованной части населения, сформировать у масс отношение к овладению культурными ценностями как главному делу их жизни. Следовательно, утверждает Бердяев, все разговоры об овладении высотами культуры широкими слоями трудящихся относятся к числу утопических прожектов. Подобно другим теоретикам культуры начала и середины XX в., Бердяев считает, что процессы демократизации общественной жизни самым негативным образом сказались на состоянии культуры, уровень которой стремительно падает по мере того как все большее число людей получают избирательные права, образование, необходимое для выполнения их профессиональных функций, и, соответственно, возможность влиять на процесс создания, распространения и потребления культурных ценностей. «Закрытие аристократических источников культуры есть иссякновение всяких источников»42, — пишет Бердяев. Сохранение слоя тех, кто способен создавать подлинные, а не мнимые культурные ценности является, с точки зрения Бердяева, главным, если не единственным, условием прогресса.
Теория культуры Раскрытие сущности культуры Бердяев производит через сопоставление ее с цивилизацией. Однако логика его мысли не тождественна логике Шпенглера и других исследователей, близких к нему по теоретическим позициям. Если для немецкого культуролога цивилизация представляет собой итог культурного развития общества, завершающую стадию генезиса культуры, после чего следует ее распад и гибель, то для Бердяева культура и цивилизация существуют одновременно. В придании данным понятиям «чисто хронологического смысла» Бердяев видел главную ошибку Шпенглера и его последователей, не понявших простой истины, что цивилизация и культура не есть две исторические эпохи, а два качественно различных состояния общества, существующих в один и тот же момент времени.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|