Темы курсовых работ по теории культуры
⇐ ПредыдущаяСтр 30 из 30 Идея гуманизма в творчестве деятелей эпохи Возрождения и ее значение для философии культуры. «Энциклопедия» Дидро и Д' Аламбера — главный культурный памятник эпохи Просвещения. Критика культуры и цивилизации в работах Ж.-Ж. Руссо. И.Г. Гердер как историк культуры. Критическая философия Канта как философия культуры. Просвещение в трактовке Канта. Полемика Канта с Руссо относительно цели и назначения культуры. Учение Канта о моральной ценности культуры. Шиллер о задачах культуры в деле примирения природы и свободы.
История культуры в трактовке немецких романтиков. Понятие «иронии» в философии культуры Ф. Шлегеля. Классицизм и романтизм о соотношении авторского замысла и его художественного воплощения (сравнительный анализ). Ф. Шеллинг о соотношении бессознательного и сознательного в развитии природы и культуры. Гегель о культуре как процессе «образования индивида». Общественный труд как «субстанция» культуры (понимание культуры основоположниками марксизма).
Маркс о судьбе духовного производства в капиталистическом обществе. Маркс о «свободном времени» как времени развития человеческой индивидуальности. Методология наук о культуре в представлении неокантианцев Баденской школы (Г. Риккерт). Э. Кассирер о символической природе культуры. Оценка Ницше античного культурного наследия. Ницше как критик христианской морали. Разработка проблем герменевтики в трудах Ф. Шлейермахера и В. Дильтея. Г. Зиммель о «конфликте современной культуры». Судьба европейской («фаустовской») культуры в интерпретации О. Шпенглера («Закат Европы»). Ортега-и-Гассет о судьбе искусства и культуры в эпоху массового общества.
Психоанализ как метод истолкования религии и искусства. Концепция «нового гуманизма» Э. Фромма. 28. Оценка Просвещения в книге Хоркхаймера и Адорно Концепция «коммуникативного разума» и ее культурфило-софский смысл в работах Ю. Хабермаса. Х.-Г. Гадамер о роли «предрассудков» (традиции) в развитии культуры. 31. Диалог культур как принцип «творческой герменевти Проблема «осевого времени» в философии К. Ясперса. Теория «социально-культурной динамики» Питирима Сорокина. Концепция «культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. Игровая теория культуры Й. Хейзинги. Проблема «смерти автора» в стуктурализме (Р. Барт). Понятие «эпистемы» и «дискурсивных практик» в работах М. Фуко. 38. Метод деконстукции в философии постмодернизма 39.«Русская идея» в понимании Вл. Соловьева. Г.П. Федотов о «трагедии интеллигенции». Оценка интеллигенции в сборнике «Вехи». Своеобразие русской национальной культуры в изображении Ф.М. Достоевского. А. Блок о культурном противостоянии России и Европы. А. Белый как теоретик культурного символизма. Оценка Н. Бердяевым культурной роли русского западничества и славянофильства. 46.«Свобода» и «творчество» в философии Н. Бердяева. 47. В.Ф. Эрн о двух принципах изучения культуры.
Темы курсовых работ по теории культуры 48. Концепция карнавальной культуры в работах М. Бахтина. 49. Понятие культуры в трудах русской школы семиотиков Д. Лихачев как историк и теоретик русской культуры. Оценка марксистского наследия в области теории культуры советскими философами (М. Лившиц, Э. Ильенков, Г. Батищев, Н.С. Злобин и др.). Обоснование предмета культурологии в работах Э.С. Маркаряиа. 53. Системный подход в изучении культуры (по рабо 54. Философское обоснование культуры в работах М.Б. Туровского
55. Наука и культура в интерпретации М.К. Мамардашвили. Решение проблемы культуры в работах неофрейдистов. Вклад Г. Маркузе в разработку теории культуры. Историческое значение работы И. Тэна «Философия искусства». Я. Бурхард как один из основоположников теории культуры. Проблема культуры в понимающей социологии М. Вебера. 62. Решение проблемы культуры в «философии знания» (на 63. Г. Зиммель как культуролог. 64. П. Тиллих и его работа «Историзм и его проблемы» как Решение проблем динамики культуры в работах А. Тойнби. Понимание специфики и исторических особенностей развития русской культуры в трудах славянофилов XIX века.
Осмысление проблем культуры в работах западнического направления русской социально-философской мысли. Современные отечественные мыслители о судьбах русской культуры. Кризис культуры как топика западного интеллигентского сознания XX века. Проблема универсалий культуры и ее решение в современной культурологической литературе. Проблема символа и ее осмысление в работах отечественных и зарубежных авторов. Миф как феномен культуры. Культурная революция как проблема теоретической культурологии. Феномен контркультуры. 514 Теория культуры 75. Массовая культура как особый социокультурный феномен. 76. Природа и характерные черты элитарной культуры. Народная культура и ее историческая судьба. Духовность как проблема теории культуры. Интеллигенция как субъект культуры и исторического действия. Диалог культур как теоретическая проблема. Преемственность культур как проблема теоретической культурологии. Экранная культура: природа, условия возникновения, исторические перспективы. Осмысление судеб русской культуры в рамках европейской парадигмы. Модернизационные процессы в России и проблема сохранения культурной идентичности. Роль средств массовой информации в сохранении и преумножении культурного наследия. Теоретические основы анализа современной социокультурной ситуации. Культурная экспансия как реальность и меры ее противодействию.
Культура и национальные образы мира (критический анализ книги Г. Гачева «Космо-Психо-Логос»). Культура как творчество. Структура культуры. Функции культуры. Типология культуры. Культура и власть: проблемы взаимодействия.
Культура социалистической цивилизации как особый социокультурный феномен. Представление о культуре и путях ее развития в концепции ноосферы В.И. Вернадского. Понимание культуры и ее роли в трудах В.В. Розанова. Театр как базовый элемент европейской культуры. Кинематограф и его роль в формировании культуры постиндустриального общества. Концепция карнавальной культуры в работах М. Бахтина. 100. Л.Н. Гумилев как один из ярких представителей неоевра
Приложение 2 Тематика рефератов Античность как тип культуры. Цицерон и его время. Категории средневековой культуры. Ментальность средневекового человека. Просвещение как культурно-историческая эпоха. Руссо как идеолог Великой Французской буржуазной революции. Руссо и европейская исповедальная традиция. Идейные истоки культурологических воззрений Гердера. Гердер и Кант: идейное противостояние. Гердер и русская философская и общественно-политическая мысль. Идейный контекст возникновения марксизма. Гуманистический потенциал марксизма. Культуротворчество как путь преодоления отчуждения человека. Культурно-историческое значение общественного разделения труда. Жизнь и судьба Зигмунда Фрейда. Истоки неофрейдизма. Юнг как «социальный критик». Маркузе как идеолог «нового левого движения». «Гуманистический психоанализ» и программа социального переустройства общества Эриха Фромма. Психоанализ и «массовое искусство». Социальные и гносеологические предпосылки возникновения психоанализа. Зигмунд Фрейд и его ученики. Развитие идей классического психоанализа в работах Г. Рохейма и О. Ранка. Идейный спор 3. Фрейда и К. Юнга и его значение для развития культурологической науки.
Отражение концептуальных установок психоанализа в современном искусстве. Жизнь Зигмунда Фрейда как трагедия ученого. 516 Теория культуры Критика основных постулатов классического психоанализа в работах неофрейдистов (К. Хорни, Г. Адлера, Э. Фромма). Идейный контекст появления книги О. Шпенглера «Закат Европы». Ницше и Шпенглер: перекличка идей. «Закат Европы» как выразительный документ осмысления современной эпохи. Идея «конца истории» у О. Шпенглера и Ф. Фукуямы. Трактовка кризиса культуры в работах О. Шпенглера. Шпенглер и Данилевский: сходство и различие подходов. Провиденциализм О. Шпенглера. Идейный контекст появления книги «Протестантская этика и дух капитализма». Макс Вебер как оппонент Карла Маркса. Исследование типов рациональности в работах Макса Вебера. Античная и средневековая демократия: специфические черты. Город как феномен культуры. Религиозная этика и ее роль в формировании личности человека. Специфика гуманитарного познания (по М. Веберу). Наука и ее место в системе культуры (по М. Веберу). Политика как культурно-творческая деятельность (по М. Веберу) XX век как эпоха культурологии. Социальные и гносеологические предпосылки смены лидера в гуманитарных науках в XX веке. «Философия жизни» как отражение кризиса европейского рационализма. Жизнь и судьба Фридриха Ницше. Ницше как критик европейской культуры. Проблема культурного прогресса в работах Фридриха Ницше. Ницше и идеология национал-социализма: правда и вымысел. Русское ницшианство. Шопенгауэр и Ницше: старая и новая метафизика. Ницше как гуманист. Понятие культурно-исторического типа у Н. Данилевского (истоки и характер обоснования). Эстетика культуры К.Н. Леонтьева (концепт культурного своеобразия у К. Леонтьева). Концепция эволюционной монадологии Н.В. Бугаева и ее культурологические преломления (П. Флоренский, А. Белый). Культурология B.C. Соловьева (идея «цельного знания» и «всеединства» в теоретико-культурном отношении). Спор о культуре Вяч. Иванова и М. Гершензона («Переписка из двух углов»). Теоретико-культурологический аспект. Тематика рефератов 517 Теоретико-культурологические идеи Л.П. Карсавина. Концепция культурной (статической) истории. Теоретико-культурологические идеи русского евразийства (Н.С. Трубецкой, П. Савицкий, Л. Карсавин). «Средневековье» и «Возрождение» как культурные типы в русской культурологической мысли начала XX века. Анализ пространственности искусства в русской культурологии 1920-х гг. (Флоренский, Габричевский, Тарабукин).
Теоретико-культурные подходы в русской семиотике 1920-30-х гг. (О. Фрейденберг и др.). Понятие культуры в теоретико-культурологическом наследии М.М. Бахтина. Философия культуры Я.Э. Голосовкера (культура как «имагина-тивный абсолют»). Теоретико-культурологические идеи школы «диалога культур» (B.C. Библер). Циклическая концепция этногенеза Л.Н. Гумилева. Анализ основных теоретических концептов. Ю.М. Лотман и тартусско-московская семиотическая школа. Основные теоретико-культурологические идеи. Семиотическое направление в отечественной теоретико-культурологической мысли (Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский, и др.) «Аполлоническое» и «дионисийское» в культурологической мысли начала XX в. и современной культурной антропологии. Философия символических форм Э, Кассирера (теоретико-культурологический аспект). «Коллективные представления» Э. Дюркгейма и «коллективное бессознательное» у К.Г. Юнга. Социальная организация как модель формирования первобытных представлений в социальной культурологии М. Мосса и Э. Дюркгейма. Проблемы первобытной цветовой классификации в культуран-тропологии В. Тернера. Спор с Э. Дюркгеймом. Принцип партиципации и особенности первобытного мышления в концепции Л. Леви-Брюля. Макроисторические процессы социокультурных циклов в теоретико-культурологической модели П. Сорокина. Понятие «языкового мировидения» (В. Гумбольдт) и принцип лингвистической относительности (Сепира-Уорфа)- Ключевые слова культуры. Концептуальные основы психологии культуры в трактовке А. Вежбицкой. Оглавление Предисловие 3 Введение 6 Глава 1. Возникновение идеи культуры в философской и исторической мысли Античности 21 Рождение представления о «мире человека» 21 Римские мыслители о культуре 28 Глава 2. Представления о культуре во времена европейского Средневековья 46 ■ Глава 3. Понимание культуры в трудах мыслителей европейского Возрождения 58 Петрарка и его вклад в осмысление феномена культуры 65 Культурологические идеи в трудах М. Монтеня • и его современников 72 Глава 4. Культурологическая проблематика в трудах представителей европейской общественной мысли Трактовка культуры в трудах Ф. Бэкона 89 Т. Гоббс о культуре и государстве 96 Культорологические воззрения Дж. Локка 106 Дж. Вико как один из основоположников теории культуры 114 Глава 5. Культурологические воззрения представителей европейского Просвещения 124 Осмысление проблемы культуры в работах Ж.-Ж. Руссо 125 Понимание цивилизации и культуры в трудах В.Р. де Мирабо 132 5.3. И.Г. Гердер и его теория культуры 134 Глава 6. Разработка проблем культуры в трудах европейских мыслителей конца XVIII — первой половины XIX вв. 149 Культурологические идеи в трудах И. Канта 153 Представления о культуре в трансцендентальном идеализме Шеллинга 162 Гегель о сущности, структуре и истории культуры 173 6.4. Вклад представителей романтизма в развитие культурологической теории 189 Глава 7. Представления о культуре в трудах западных мыслителей второй половины XIX в. 199
Понимание культуры в классическом марксизме 200 Понимание культуры в трудах неокантианцев 213 Трактовки культуры в классическом психоанализе и в аналитической психологии Осмысление проблемы культуры представителями антропологической науки Глава 8. Исследование проблемы культуры в западной общественной мысли XX в. 270 8.1. Понимание культуры в «философии жизни» 272 8.2. Трактовка культуры в «понимающей социологии» 322 8.3. Понимание культуры в «социологии знания» 336 8.4. Идея культуры в неофрейдизме 346 8.5. Теория культуры А.Д. Тойнби _ 355 8.6. Понимание культуры в трудах И. Хейзинги 375 8.7. Представления А. Швейцера о культуре и ее судьбе 386 Глава 9. Теоретические проблемы культурологии в трудах отечественных мыслителей конца XIX — начала XX вв. 409 9.1. Понимание культуры в работах А.С. Хомякова 413 9.2. Культурологическая концепция Н.Я. Данилевского 417 9.3. Культурологические воззрения К.Н. Леонтьева 426 9.4. Концепция культуры Н.А. Бердяева 439 9.5. Понимание культуры в работах И.А. Ильина 455 9.6. Теория культурных суперсистем П.А. Сорокина 463 Глава 10. Теоретические основы современной культурологии в трудах отечественных ученых советского и постсоветского периодов 485 Приложение 1. Темы курсовых работ по теории культуры 511 Приложение 2. Тематика рефератов 515
В оформлении книги использовано: К.Ф. Шинкель. Царица ночи Эскиз к опере Моцарта «Волшебная флейта» (1815 г. Берлин, Университетская библиотека) Учебное пособие
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|