Самооценка методологической культуры (по В. И. Андрееву)
При выполнении оценки мысленно представьте себе высший (10-й) уровень развития соответствующего качества и очень низкий (1-й) уровень, а затем найдите себе место на десяти бальной шкале, обведите выбранный бал самооценки кружком.
1. В какой степени Вы испытываете потребности в области обучения или воспитания что-то исследовать, реформировать?
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
2. Если у Вас возникла какая-то блестящая педагогическая идея, то в какой степени Вы способны, предварительно теоретически ее обосновав, экспериментально проверить?
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
3. В какой степени Вы способны четко сформулировать суть исследуемой проблемы, цель, объект, предмет, рабочую гипотезу, задачи исследования, спланировать эксперимент?
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
4. В какой степени Вы владеете такими методами педагогического исследования как моделирование педагогических процессов, анкетирование, тестирование
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
5. Как высоко Вы оцениваете свои умения разработать самостоятельную анкету, тест?
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
6. В какой степени в процессе и при обработке результатов педагогического эксперимента Вы способны использовать методы математической статистики, компьютерную технику?
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
7. Участвовали ли Вы ранее в организации, какого-либо педагогического эксперимента и какова была ваша активность, ответственность, степень участия?
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
8. Способны ли Вы назвать основные методологические принципы педагогического исследования, а главное в какой степени Вы способны их применить?
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
9. Способны ли Вы в какой степени, обобщив результаты педагогического эксперимента, написать статью, выступить на научном семинаре, на научной конференции?
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
10. Как высоко Вы оцениваете свои умения и способности вести научные дискуссии, отстаивать свою точку зрения по какому-либо спорному методологическому вопросу, педагогической практике?
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
Шкала определения уровня Вашей методологической культуры
Суммарное число баллов
Уровень методологической культуры
10-18
1-очень низкий
19-27
2-низкий
28-36
ниже среднего
37-45
4-чуть ниже среднего
46-54
5-средний
55-63
6-чуть выше среднего
64-72
7-выше среднего
73-81
8-высокий
82-90
9-очень высокий
91-100
10-наивысший
(эмоциональная привлекательность)
1. Располагает к себе манерой поведения
2. Проявляет вежливость
3. Располагает к себе внешним видом
4. Тактично обращается к ученикам на уроках и вне их
5. Вызывает уважение окружающих
6. Интересен в беседе
7. Имеет широкий круг интересов и увлечений
8. Проявляет доброжелательность
Общая сумма баллов
Средний балл по качеству
Методика ГОКК
(групповая оценка коммуникативной компетентности)
Каждый показатель оценивается по 5-бальной системе
Ф. И. О.
(функции влияния)
1. Умеет создать на уроке благоприятный психологический настрой
2. Справедлив и внимателен по отношению ко всем учащимся
3. Рационально организует собственное время и деятельность
4. Не допускает брани в адрес учеников
5. Проявляет в работе творческую активность
6. Заражает ребят интересом к какому-либо делу
7. Может аргументированно убедить ребят в необходимости какого-либо дела, поступка
8. Является для большинства ребят референтным (значимым) человеком
Общая сумма баллов
Средний балл по функции
(функции организации)
1. Умеет найти к ученику индивидуальный подход
2. Умеет вызывать на уроке интерес к изучаемому материалу, ко всему предмету
3. Часто подбадривает учеников в затруднительных ситуациях
4. Умеет объединить ребят вокруг общей идеи, задачи, цели
5. Называет учеников чаще всего по именам
6. Умеет снять напряжение и усталость на уроке
7. Поощряет высказывание учащимися собственной точки зрения на проблему
8. Вовлекает ребят в работу на уроке
Общая сумма баллов
Средний балл по функции
(функции передачи информации)
1. Демонстрирует хорошее знание предмета
2. Излагает материал ясно и доступно
3. Умеет поддержать разговор на разные темы
4. При изложении материала побуждает ребят к размышлению над ним
5. Высказывает собственную позицию по тому или иному вопросу
6. Отстаивает свою точку зрения без раздражения и вспыльчивости
7. Аргументированно и убедительно говорит
8. Обладает культурой речи
Общая сумма баллов
Средний балл по функции
(эмоциональная привлекательность)
1. Располагает к себе манерой поведения
2. Проявляет вежливость
3. Располагает к себе внешним видом
4. Тактично обращается к ученикам на уроках и вне их