Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Системный анализ урока. Оценка основных личностных качеств учителя. Оценка основных характеристик учащихся на занятии. Оценка содержания деятельности преподавателя и учащихся.




Системный анализ урока.

Оценка основных личностных качеств учителя.

1. Знание предмета и общая эрудиция учителя.

2. Уровень педагогического и методического мастерства.

3. Культура речи, темп, дикция. Интенсивность. Образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность.

4. Степень тактичности и демократичности взаимоотношений с учениками.

5. Внешний вид, культура, мимика, жесты.

Оценка основных характеристик учащихся на занятии.

1. Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности.

2. Уровень развития общеучебных и специальных умений и навыков.

3. Наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы учащихся на уроке.

4. Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности в данном учебном предмете вообще и в уроке в частности.

Оценка содержания деятельности преподавателя и учащихся.

1. Научность, доступность и посильность изучаемого материала.

2. Актуальность и связь с жизнью.

3. Степень новизны, проблемности и привлекательности учебной информации.

4. Оптимальность объема предложенного для усвоения нового материала.

Оценка эффективности способов деятельности преподавателя и учащихся.

1. Рациональность и эффективность использования времени урока, оптимальность темпа, а также чередование и смены видов деятельности в ходе урока.

2. Степень целесообразности и эффективности использования наглядности и ТСО на уроке.

3. Степень рациональности и эффективности использования методов и организационных форм работы.

4. Уровень обратной связи со всеми учащимися в ходе урока.

5. Эффективность контроля за работой учащихся и уровень требований, на котором проводилась оценка их знаний, умений и навыков.

6. Степень эстетического воздействия урока на учащихся.

7. Степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности преподавателем и учащимися в ходе урока.

 

Оценка цели и результатов проведенного урока.

1. Степень конкретности, четкости и лаконичности формулировки цели урока.

2. Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно.

3. Степень обучающего воздействия проведенного урока на учащихся.

4. Степень воспитательного воздействия (что и в какой степени способствует воспитанию учащихся в ходе урока)

5. Степень воздействия урока на развитие учащихся (что и в какой степени способствовало их развитию).

Диагностическая карта урока

 

Дата ________ Класс ______ Предмет _______________________

Ф. И. О. учителя______________________________

Тема урока______________________________________________

Форма урока____________________________________________

Цели урока______________________________________________

Цели посещения.

Наблюдения:

____________________________________________________________

Замечания:

____________________________________________________________

Рекомендации:

____________________________________________________________

 

Число присутствующих учащихся ______ Количество устных ответов ___

Количество добровольных ответов ____________

Количество письменно опрошенных ____________

Время вербальной активности учителя ____________ ученика ________

 

Динамика изменения тонуса учащихся

 

                 
высокая                
средняя                
низкая                

                         0  5   10  15 20 25 30  35  40

 

Формы работы: ____________________ Формы контроля: ____________

План беседы с учителем после урока

I. Анализ урока учителем после его проведения

Первый этап

1. Каковы первые впечатления.

2. Какая общая оценка урока.

3. Какое настроение (хорошее, среднее, плохое, очень плохое).

4. Доволен (недоволен) собой.

5. Все ли задуманное выполнено, или многое не успели.

6. Доволен ли ребятами, или они не понравились по своему отношению к учению.

7. Какова дисциплина на уроке.

Второй этап

1. Характеристика класса.

2. Место разбираемого урока в системе уроков темы.

3. Формулировка образовательных, воспитательных, развивающих целей урока. Достигнуты ли на уроке поставленные цели.

4. Формировался ли познавательный интерес учащихся.

5. Достигнута ли взаимосвязь в формировании знаний, умений и навыков учащихся.

6. Соблюдались ли на уроке требования научной организации труда (экономия времени, четкость организации рабочего места учителя и учащихся, рациональность приемов деятельности учащихся и др. ).

7. Как работали учащиеся на уроке: активность, работоспособность, мера их занятости, внимание, отношение к делу, ответственность, самостоятельность и др.

8. Удалось ли установить контакт с учащимися, благоприятен ли психологический микроклимат, не было ли безразличных учащихся.

9. Довольны ли своим поведением, стилем и методами проведения урока.

10. Что надо срочно исправить, изменить, дополнить на следующем уроке.

II. Анализ урока посещающим

1. Анализ целей урока:

– оценка правильности и обоснованности постановки целей урока с учетом особенностей учебного материала, места данного урока в системе уроков по теме, уровня подготовленности класса;

– постановка и доведение целей урока до учащихся;

– степень достижения целей урока.

2. Анализ структуры и организации урока:

– соответствие структуры урока его целям;

– продуманность выбора типа урока, его структуры, логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока;

– целесообразность распределения времени урока между ними;

– рациональность выбора форм обучения;

– наличие плана урока и организация его выполнения учителем;

– оборудование урока;

– рациональная организация труда учителя и учащихся.

3. Анализ содержания урока:

– соответствие содержания урока требованиям государственных программ;

– полнота, достоверность изложения;

– научный уровень излагаемого материала;

– степень нравственного влияния, воспитательная направленность урока;

– политехническая направленность урока, его связь с жизнью, трудовым воспитанием и профориентацией;

– реализация развивающих возможностей урока в плане формирования активной учебной деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов;

– подведение учащихся к восприятию новых знаний;

– выделение главной идеи нового материала;

– формирование новых понятий;

– актуализация опорных знаний;

– организация самостоятельной работы учащихся;

– характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности учащихся класса;

– инструктаж и помощь учителя;

– степень усвоения нового материала (эффективность);

– связь нового с ранее изученным;

– повторение (организация, формы, приемы, объем).

4. Анализ методики проведения урока:

– обоснованность и правильность отбора методов, приемов и средств обучения, их соответствие содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям данного класса;

– разнообразие приемов и методов, применяемых учителем;

– эмоциональность подачи материала;

– эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и ТСО;

– оценка методической вооруженности и педагогической техники учителя.

5. Анализ работы и поведения учащихся на уроке:

– общая оценка работы класса;

– внимание и прилежание;

– интерес к предмету;

– активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах урока;

– формирование общедоступных умений и навыков;

– выполнение единых требований;

– индивидуальная работа со слабыми учениками;

– степень овладения практическими навыками;

– характер и виды проверка знаний учащихся учителем;

– накопляемость, объективность выставленных оценок их мотивировка, воспитывающий и стимулирующий характер.

6. Анализ домашнего задания, полученного учащимися.

– цель, объем;

– соотношение между объемом работы, выполненной на уроке, и объемом работы, заданной на дом;

– характер домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий, развивающий) и его посильность;

– комментарий и инструктаж учителя по домашнему заданию.

7. Оценка санитарно-гигиенических условий урока.

8. Оценка самоанализа, сделанного учителем в ходе ответов на вопросы, поставленные проверяющим; заключение по самоанализу.

9. Общая оценка степени достижений учебной и воспитательной целей урока:

– общая мотивированная оценка результатов урока (оптимальность обучающих действий учителя; качество знаний, умений и навыков учащихся; тенденция сдвигов в их развитии и воспитанности);

– аргументированная характеристика достоинств урока.

10. Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы учителей школы.

11. Недостатки урока:

– диагностика причин и тенденций в их развитии;

– предложения по их устранению.

12. Научная обоснованность вывода и оценок:

– опора на достижения психолого-педагогической науки и передовой педагогический опыт;

– конкретность выводов и предложений, их доказательность и убедительность.

13. Общие выводы и предложения.

14. Рекомендации учителю по самообразованию на основании выводов и предложений.

15. Заключительное слово учителя.

 

 

 

Диагностическая карта оценки деятельности учителя по формированию универсальных учебных действий

 

 

Дата посещения урока, класс, учитель

 

Основные параметры

Класс 3а Учитель: Класс3б Учитель:     Класс 3в Учитель:    
Предмет  Предмет Предмет 
Тема урока Тема урока Тема урока
I

Личностные универсальные учебные действия 

  Работает над смыслообразованием:      
1. -установление связи между учебной деятельностью и мотивом      
2. -формирование нравственно- эстетических ценностей      
II

Регулятивные универсальные действия

3. Учит планировать, строить алгоритм деятельности, прогнозированию      
4. Учит находить наиболее рациональные способы выполнения задания      
5. Учит самооценке, самоконтролю выполняемой работы      
6. Учит работать по образцу, по алгоритму      
7. Учит организации рабочего места, рациональному размещению учебных средств      
III

Чтение. Работа с текстом.

1. Уделяет на уроке внимание процессу чтения      
2. Находят в тексте конкретные факты, сведения      
3. Определяют тему и главную мысль      
4. Обучает продуктивным методам с учебником и др. источниками информации      
5. Учит работать с планом, тезисами, конспектом, схемами, таблицами, диаграммами      
6. Учит ориентироваться в словарях и справочниках.      
IV

Коммуникативные универсальные учебные действия

1. Развивает внимание учащихся      
2. Обучает умению слушать и записывать содержание и объяснения учителя или ответ ученика      
3. Развивает монологическую, диалоговую речь, учит ставить вопросы      
4. Учит правилам участия в коллективной деятельности      
5. Учит постановке вопросов      
6. Учит способам взаимодействия, учебного сотрудничества      
V

Познавательные ( логические ) действия

1. Работает над формированием логических умений: - анализ синтеза; - сравнение; - обобщение и классификация; - доказательство; -  выдвижение гипотез и их обоснование; -  построение цепочек рассуждений.      
2. Опирается на уже известное учащимся, их субъективный опыт. Учит формулировке проблемы/      
3. Работает над формированием знаково - символическими действиями; -моделирование; -преобразование моделей с целью выявления законов      
 4 Вводит умение практически      
 5 Осуществляет межпредметные связи      
  Общая сумма баллов (примечание: 1 балл за каждый параметр)      

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...