Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В процессе труда зимой на участке




В ПРОЦЕССЕ ТРУДА ЗИМОЙ НА УЧАСТКЕ

(ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯК ШКОЛЕ ГРУППА)

И. И. Ганн,

логопед яслей-сада № 90, г. Москва

В подготовительных к школе группах для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи немало ребят с системными речевыми нарушениями, протекающими в стертой форме (остаточ­ные явления общего недоразвития речи, дизартрии), а также де­тей, у кого речевое нарушение повлекло за собой задержку психи­ческого развития. Стертость, избирательность дефекта требует особо тщательного обследования, а затем и всесторонней коррекционной работы, не ограничивающейся исправлением звукопроизношения.

При обследований" детей в начале учебного года выясняется, что у многих из них недостаточно сформирована связная речь. Дети не умеют, а поэтому и не любят рассказывать, неохотно отвечают на вопросы. Рассказ по серии картинок, сюжетной кар­тинке носит схематичный или перечислительный характер. Не умеют конкретно сформулировать мысль, рассказывать логично об увиденном, услышанном и многие так называемые болтливые, словоохотливые дети.

Недостаточная сформированность словаря выражается в поиске и забывании, казалось бы, простых, хорошо знакомых детям слов («Ой, как там», «Забыл(а)»), в неточном их употреблении по смыслу, затруднениях в словообразовании. Дети практически не пользуются словами, обозначающими временные, пространствен­ные отношения. Не всем им в полной мере доступно словообразо­вание, словоизменение, наблюдаются ошибки при согласовании слов в предложении и т. д. О трудностях в грамматическом, син­таксическом оформлении речи говорят ошибки в падежных окончаниях, смешении форм склонений, нарушения в согласова­нии, управлении слов в предложении, перестановки, пропуски слов. Нередко ошибки носят неустойчивый характер.

Значительные пробелы в знаниях детей, неумение наблюдать, сравнивать предметы, явления окружающей действительности, обобщать говорят о том, что у них в должной мере не развита познавательная деятельность. У большинства ребят в той или иной степени отмечается нарушение внимания, памяти, работоспо­собности. Особенно низкая работоспособность наблюдается у лег­ковозбудимых, расторможенных детей.

В большинстве своем к нам поступают дети, ранее не полу­чавшие ни логопедической, ни психоневрологической помощи. Поэтому перед коллективом стоит задача: за короткий срок подготовить детей к обучению в школе. Для этого необходимо лик­видировать отставание детей по всем разделам программы массового детского сада, в основном пройти программу подготови­тельной группы, не забывая о главном — о нормализации всего речевого процесса, что является непременным условием успешного обучения в школе.

Без коррекции поведения, формирования ребенка как лич­ности невозможно упорядочить его речь.

В своей работе мы учитываем психологические особенности детей и понимаем необходимость индивидуального, вдумчивого, бережного отношения к каждому из них. Мы исходим из того, что ребенок должен испытывать удовольствие от проделанной работы, поэтому перед каждым ставим посильные задачи, подбадриваем нерешительных. Уверенность, хорошее настроение способствуют повышению речевой активности вялых, пассивных детей. Если ре­бенок легко возбудим, расторможен, нужно, чтобы он работал, играл с более спокойными детьми, особенно в первые месяцы пребывания в логопедической группе. Мы были крайне осторож­ны в оценке деятельности моторно неловких детей, им нужна была наша помощь, а не бесполезное понукание или одергивание.

Импульсивные, расторможенные дети не критичны к себе, дол­гое время не реализуют в речи успехи, достигнутые на занятиях с логопедом, воспитателями. Постепенно, приучая их выполнять начатую работу последовательно, аккуратно, доводить ее до кон­ца, мы способствовали нормализации и внеречевых процессов (внимание, работоспособность), а значит, и нормализации речевой деятельности. Кроме того, всегда придерживались правила; ни­когда в присутствии детей не обсуждать их трудности, особен­ности поведения — ни с родителями, ни с коллегами по работе, ни с врачом-психоневрологом.

Работа воспитателя по закреплению полученных навыков деть­ми на занятиях с логопедом, углублению, формированию более полных, точных представлений предполагает умелое, целенаправ­ленное использование в течение дня всех режимных моментов, в частности прогулки, трудовой деятельности на участке.

Накоплен опыт использования посильного труда детей в зим­нее время для коррекции их речи. Организация трудовой деятель­ности детей на участке — одна из форм работы с детьми, которая позволяет быстрее, успешнее решать стоящие перед нами задачи.

Трудовая деятельность на участке в зимнее время разнообраз­на. Она дает возможность продолжать учить детей трудиться сообща, критично оценивать свою работу и объективную работу товарищей, создает благоприятные условия для воспитания воли, собранности, общительности, укрепляет их здоровье. В данной статье мы не будем подробно останавливаться на методах и приемах организации труда на участке как средстве развития по­ложительных черт характера, в основном расскажем о решении речевых задач.

В логопедической группе трудовая деятельность подчинена

одной из основных задач — коррекции 'речевого дефекта, активиза­ции речевого и психического развития детей.

Наглядность, конкретность ситуации позволяют воспитателю легче, быстрее уточнить, ввести в самостоятельную речь словарь, связанный с трудом детей на участке, поупражнять их в осознан­ном словообразовании, продолжить работу по подбору синонимов, антонимов, добиваться того, чтобы дети пользовались в самостоя­тельной речи прилагательными, наречиями. С этой целью созда­вались такие ситуации, в которых ребята были вынуждены на­зывать признаки предметов, их свойства, качества, состояния.

Закрепляя тот или иной речевой материал, отработанный ло­гопедом с детьми на занятиях, упражняя их в правильном построении различных типов предложений, беседуя о выполненной или предстоящей работе, воспитатели постоянно следили за пра­вильным произношением поставленных или введенных в речь де­тей звуков.

Так как дети недостаточно критичны к своей речи, особое внимание обращали на детскую речь в момент общения их друг с другом. Задания, поручения в процессе труда на участке были разнообразными. Они включали те задачи, которые мы ставили перед ребенком на данном этапе работы.

Вопросы, задаваемые во время работы и после, сочетались с текущей деятельностью ребенка. В них не должно быть нарочи­тости и неестественности. Этого можно добиться только при ус­ловии искреннего, заинтересованного участия старшего во всех ребячьих делах.

Только четкая согласованность в работе логопеда и воспита­телей группы дает хорошие результаты. Логопед и воспитатели группы постоянно обсуждали успехи ребят и трудности, возни­кающие в процессе занятий, намечали и тот речевой материал, который необходимо было закрепить на данном этапе работы.

Как же практически осуществлялась наша работа? Расскажем о некоторых приемах.

Несмотря на то, что упражнения по развитию слухового вни­мания, памяти проводились с первых дней пребывания детей в логопедической группе, еще не всем детям к началу зимы были доступны подобные задания. Мы продолжали терпеливо учить детей внимательно слушать, запоминать и выполнять задания в заданной последовательности, постепенно увеличивая количество поручений.

С этой целью с ребятами проводились различные упражнения, некоторые из них в игровой форме. (Содержание этих игр будет описано ниже. ) В одних случаях дети выполняют конкретную трудовую задачу (помогают дворнику, воспитателю, няне... ), в других — играют, трудятся (постройка крепости, катка, горки и т. д. ). Труд, наблюдения, игра часто как бы дополняют друг друга.

Предлагая выполнить то или иное задание, взрослые должны быть уверены в том, что дети знают название и назначение окру­жающих их предметов («Покажи, где замочная скважина» или Покажи среднюю полку», «Что это? » и т. д. ). От понимания, точного значения слова зависит и точное, правильное выполнение заданий.

Так, во время прогулки воспитатель может предложить дежур­ным навести порядок в помещении, где хранятся игрушки, спор­тивный инвентарь, инструменты, чтобы остальные ребята могли быстро, легко найти и достать нужную вещь. Одному из дежур­ных, например, предлагают внимательно послушать, запомнить и повторить такое задание: сначала поставить деревянные игрушки на среднюю полку, пластмассовые положить на нижнюю, а рези­новые убрать в корзину, скребки поставить в- угол за дверь. Дру­гой дежурный может выполнить более сложное задание: ему надо не только запомнить и повторить, кому какой дать спортивный инвентарь, но и обратить внимание на цвет, материал, из которого сшита одежда его товарищей. Так, раздавая детям лыжи, самые длинные, красные он должен отдать, например, мальчику в чер­ной меховой шубке, потом синие лыжи, покороче, — девочке в красной шерстяной шапочке, а санки со спинкой — девочке в клетчатом зимнем пальто.

Первое время с помощью взрослого, а затем и самостоятельно роль воспитателя, помощника, который предлагает своим товари­щам ряд заданий, начинает исполнять ребенок.

Так, воспитатель говорит: «Мы хорошо потрудились, поиграли, скоро пойдем обедать. Но сначала надо что-то сделать... ». Ребята предлагают все убрать на место, закрыть сарай и т. п. Ребенок — помощник воспитателя распределяет обязанности между детьми, дает каждому задание — так он учится рассказывать о том, как будут выполняться действия в их последовательности, а осталь­ные— внимательно слушать товарища, запоминать и выпол­нять их.

Для того чтобы построить снежную крепость, ребята предва­рительно заготавливают «строительный материал»: снег, снежные кирпичи, снежные комья. Воспитатель предлагает детям решить, где у них будет строительная площадка, и к месту стройки доста­вить строительный материал, т. е. привезти на санках снежные кирпичи. Попутно с целью решения коррекционных задач выяс­няет с детьми, почему площадка называется строительной, и уп­ражняет их в подборе родственных слов к слову «строить» (строй­ка, строитель, строительство, строительная... ).

Дети с удовольствием играют в игру «Внимательный шофер», в которой ребенок должен по определенному пути-маршруту про­везти санки (машину со снегом) для строительства. снежной кре­пости. Одному из «шоферов» дается задание провезти снежные кирпичи по следующему пути: отъехать от веранды, поехать по дорожке налево, доехать до песочницы, объехать ее и подъехать к строительной площадке. Пока один выполняет задание, осталь­ные дети следят за правильностью прохождения маршрута. Если «шофер» не запомнил задание, кто-нибудь из ребят самостоятельно, без   помощи старшего, повторяет его и еще раз упражняется в назывании приставочных глаголов.

С этой же целью проводили игру «Внимательные лыжники», в
которой «лыжники» после снегопада прокладывают лыжню по
определенному пути к месту постройки катка. Можно предложить
наиболее сильному в речевом отношении ребенку самому наме­тить маршрут и рассказать о нем своим товарищам-«строителям»,
используя следующий словарь: «сначала», «потом», «прямо», «на­
лево», «через» и т. д. Одного из ребят назначают спортивным
комментатором и поручают ему вести репортаж, последовательно
рассказывая о прохождении трассы. Другие — мы их называем
«спортивные судьи» — следят за лыжниками, а потом дают оцен­ку их деятельности. («Как прошли трассу лыжники? » — Правиль­но, быстро, стремительно, медленно, красиво, легко, пришли в одно время (одновременно) и т. д. ).

Дети с трудом, медленно осваивают пространственные и осо­бенно временные понятия. Для них сложно понимание слов, обозначающих временные отношения: «до», «после», «перед этим», «после этого» и т. д. Наглядность, конкретность ситуации в про­цессе практической деятельности, игры (типа выше перечислен­ных) или такие задания, как «Кто быстрее очистит веранду от снега? », «Кто быстрее и аккуратнее уберет игрушки (после про­гулки)? », позволяют легче, быстрее понять, усвоить эти слова и ввести их в самостоятельную речь. Постепенно у детей развивает­ся, совершенствуется и чувство времени.

Давая задания детям, мы постоянно задаем вопросы, побуж­дающие их к осмысленной речевой деятельности. Так, выйдя на. прогулку после снегопада, обращаем внимание на свежевыпавший снег. Дети отмечают его качества, свойства: Белый, блестящий, сверкающий.. . Кто-то добавляет: Ой, как на солнце сверкает! Смотреть больно! День морозный, снег скрипит под ногами. Вос­питатель задает такие вопросы: «В какой день так скрипит снег? », «Снег скрипит — значит, какой он? », «Как он скрипит? » или «Что мы слышим, когда он скрипит? » (Скрип. ) Дети подбирают к сло­ву скрипеть родственные слова (скрип, скрипеть, скрипучий... ). Воспитатель обращает внимание детей, много или мало выпа­ло снега; объясняет, почему у дома, у забора выросли особенно высокие сугробы. Ребята палкой измеряют глубину снега у забо­ра. Воспитатель закрепляет с детьми понятие глубокий и спра­шивает, о чем еще можно сказать глубокая. Дети вспоминают, как они измеряли глубину лужи, ямы, когда сажали осенью кус­ты, и обычно отвечают на вопрос правильно. Проговаривая с детьми словосочетания глубокая река, глубокая яма, воспита­тель замечает, что глубокой может быть тарелка. Далее педагог предлагает детям угадать, о чем он подумал —о снеге, сугробе или о реке: «Глубокий что? » (сугроб), «Глубокая что? » (река, тарелка).

Если на участке, где гуляют дети, много снега, перед ними ставится задача подготовить участок для прогулки, игр. «Что вы

должны для этого сделать? » — спрашивает воспитатель. Дети отвечают: Убрать снег. Подмести его. Накидать его. Воспитатель уточняет ответы детей, предлагает повторить правильно. Потом дети объединяются в небольшие группы, выбирают звеньевых. Их просят объяснить, почему именно этих ребят выбрали звенье­выми. Ответ бывает примерно такой: Она хорошо трудится, она честная. Обращаем внимание на словообразование: «Как можно назвать человека, который труд любит? Какой это человек? » (Тру­долюбивый. ) «Так почему этого ребенка можно назвать трудолю­бивым? » (Он труд любит, любит трудиться... ),

Важно проследить за тем, чтобы все дети участвовали в рабо­те. Тех же, кто не активен, старается уйти от работы, надо заин­тересовать. Так, воспитательница может сказать ребенку: «Посмотри, домик засыпало снегом. Если вы быстро все вместе не расчистите вход в домик, не сметете с крыши снег, не сможете там поиграть. Помоги товарищам! » Обычно ребенок начинает по­могать, старается. После окончания работы необходимо похва­лить его и предложить рассказать кому-нибудь из детей, а вече­ром и маме о проделанной работе, вспомнить, что делали снача­ла, а что — потом. Так закрепляется умение рассказывать в определенной временной последовательности.

Нередко дети в самостоятельной речи неправильно употреб­ляют предлог с (со) или употребление этого предлога неустойчивое. Ребенок говорит: «Мела из крыши» или «Крыши смела» и т. д. С целью закрепления предлога, правильного употребления его в речи можно предложить смести снег с лесенки, со ступенек, со скамейки и правильно об этом сказать. В последующие дни за­крепляем словосочетания с этим предлогом.

Дети должны прийти в школу с хорошо развитыми практиче­скими навыками сравнения и измерения величин по разным па­раметрам. Так, расчищая дорожки, дети шагами измеряют их, сравнивают по длине и ширине, а потом отправляются в «путе­шествие», чтобы найти предметы, о которых можно сказать: широкий, узкий, длинный, короткий. Они определяют ширину и длину всех лавочек на участке, качелей, лыж, санок; сравнивают их по ширине, длине. Этот вид деятельности также сочетается с речевой работой. Так, дети уточняют значение прилагательных с противоположным значением (широкий узкий, длинный ко­роткий), упражняются в словоизменении (широкий шире, уз­кий уже) и учатся использовать эти слова в самостоятельной речи.

После того как выпал небольшой снежок, можно попросить нескольких ребят расчистить дорожку от калитки к веранде, что­бы всем было удобно ходить. После выполнения задания спро­сить: «Какую по длине дорожку вы расчистили? » (Короткую. ) «А какая она по ширине? » (Широкая. ) Иногда дети отвечают не­верно. Чтобы дети сами поняли свою ошибку, можно предложить встать рядом вдвоем и взяться за руки, пройти по этой дорожке. Оказывается, что по дорожке можно пройти только друг за другом. «Какой же по ширине должна быть дорожка, чтобы по ней сразу рядом смогли пройти 2—3 человека? » Теперь дети отвечают правильно и говорят, что их дорожка — узкая. С целью закрепле­ния осознанного употребления в речи словосочетаний друг за дру­гом, рядом, взявшись за руки можно предложить детям пройти, пробежать по узкой и широкой дорожкам, затем с этими словами составить предложения о себе и о своих товарищах.

Так же не все дети правильно согласовывают прилагательные с существительными в косвенных падежах, в процессе выполнения заданий задаются и такие вопросы: «Какую дорожку расчистил? » (Узкую), «По какой дорожке пробежал? » (По узкой), «Так какая это дорожка? » (Узкая) и т. д.

При постройке снежного домика отрабатывается правильное употребление падежных окончаний прилагательных и существи­тельных.

— Что будем строить?

— Снежный дом.

— Для чего привез снег?

— Для постройки снежного дома.

— Где будет жить мишутка?

— В снежном доме. И т. д.

Предлагая детям выполнить то или иное задание, необходимо пояснить им целесообразность данной работы: убрали на место иг­рушки, рабочий инвентарь — значит, завтра сможете легко, быст­ро найти нужную вещь; расчистили дорожки — значит, всем бу­дет удобно ходить, никто не упадет и т. д. Если дети знают, для чего они работают, выполняют поручения старшего, то трудятся охотно, с удовольствием.

В процессе выполнения заданий задаются вопросы: Что де­лаешь? Что делал? Что делали? Для чего вы это делаете? Что было бы, если бы мы этого не сделали? Почему ты решил помочь товарищу? И т. д.

Отвечая на вопросы, дети учатся синтаксически правильно оформлять разные типы предложений.

Игровой прием «Спасем деревья, кусты от мороза» — дети под­гребают к кустам, деревьям снег (уточняем значение глаголов подгребать, укутывать). Можно спросить: «Для чего подгребаете к деревьям снег? » или «Почему надо зимой укутывать деревья снегом? » Дети вспоминают рассказ о зиме, прочитанный воспита­телем, и. отвечают правильно: Потому что под снегом тепло, как под одеялом или Для того чтобы деревья и кусты не замерзли.

Особенно дети любят помогать старшим: воспитателям, двор­никам, няням. Это воспитывает положительное отношение к чу­жому труду, развивает чувство коллективизма, способствует об­щей и речевой активности детей, а также благотворно влияет на развитие положительных черт характера: настойчивости, собран­ности, целенаправленности в работе, что так необходимо детям с речевой патологией. Помогать убирать двор, заливать каток стре­мятся все дети, даже малоактивные, огорчаются, если кому-то из них не хватило лопаты, скребка. Они старательно счищают снег с дорожек, посыпают их песком. Особенно бывают счастливы, когда их благодарят, говорят, что без их помощи невозможно было бы справиться с такой большой работой. Дети охотно рас­сказывают друг другу, няне, вечером родителям о проделанной: работе, вспоминают, кто из них что сделал, кому помог, с кем ра­ботал, стараются быть объективными в оценке своего труда и тру­да своих товарищей. На этот раз не приходится из неразговорчи­вых «вытягивать» каждое слово. Ребята сами начинают следить за порядком на участке. Если они видят, что кто-нибудь раски­дывает снег, обязательно пристыдят: «Эх ты, мы старались, по­могали, знаешь, как трудно снег сгребать». Следят за тем, чтобы никто не раскатывал дорожки (Можно упасть, ногу сломать. ). Контролируя выполнение заданий, приучая детей доводить нача­тое дело до конца, воспитатель задает и такие вопросы: «Что ты делал (а)? », «Что сделал (а)? », «Что они делали? », «Что они сде­лали? » Дети приучаются вслушиваться в вопрос и точно на него отвечать, учатся осознанно употреблять глаголы совершенного и несовершенного вида.

Дети помогали расчищать площадку и заливать каток. После завершения работы вспоминают и отвечают на вопросы: «Что делали? » (Очищали, расчищали, заливали каток. )—воспитатель обращает внимание на незавершенность действия. «Что сделали? » (Очистили, расчистили, залили каток. ) —воспитатель обращает внимание на завершенность действия.

Важно, чтобы дети не только точно отвечали на вопросы, на и самостоятельно задавали их старшим, товарищам. С этой целью» воспитатель предлагает ребенку пойти к кому-нибудь и о чем-ни­будь узнать. Например: «Спроси у ребят, которые дежурили, куда поставили ведро», «Узнай у воспитательницы ясельной группы, когда можно прийти покатать малышей на санках» и т. д.

В работе придается большое значение развитию языкового чутья. Так, один мальчик берет для работы скребок, другой-— лом. Дети объясняют, для чего они взяли эти предметы, составля­ют со словами лом, скребок разные предложения. Подбирают к этим словам родственные слова: скребок —скребки скрести,, лом ломать ломкая льдинка. Несколько раз проговаривают. После проделанной работы легко ответить на вопрос, почему скребок называется скребком, лом — ломом. Легче ответить и еще на одно «почему» — почему носилки называют носилками?

В процессе работы на участке уточняем и глаголы с противо­положным значением: «сгребать — разгребать», «нагружать снег— разгружать» и т. д. С этими словами дети составляют предложе­ния («Что он делает? Что ты делаешь? Что они делают? » и т. д. ).

Для развития связной речи необходимо научить детей сравни­вать, описывать предметы. Дети должны уметь называть главные, отличительные особенности сравниваемых предметов, сравнивать Последовательно, логично. С этой целью в начале зимы в процес­се уборки сарая, веранды, раздачи инвентаря дети по описанию

старшего узнают, называют соответствующий предмет: «Угадай: что я тебе сейчас дам? Они длинные, деревянные, с загнутыми концами. Что это? » И т. п. Затем дети учатся сравнивать, описы­вать предметы — лыжи по длине, цвету; лопаты по величине, ши­рине, материалу, назначению.

Ведется работа и по закреплению слов, обозначающих части предметов (ручка, рабочая часть у лопаты, полозья и сиденье у санок, замочная скважина у замка, бородка у ключа и т. д. ).

Детям для работы нужны лопаты, скребки. Они просят де­журного раздать их:

— А лопаты у нас разные, — как бы невзначай замечает воспитательница и предлагает дежурному ребенку выдать их, но только
при условии, если дети объяснят, какая лопата нужна каждому из
них. Далее воспитательница спрашивает:

— Что ты будешь делать?

— Сгребать снег.

— Посмотри, подумай, какой лопатой удобнее выполнять эту
работу.

— Большой, деревянной.

— А какая рабочая часть у этой лопаты?

— Рабочая часть широкая, прямоугольная. И т. д.

Кому-то потребовалась небольшая пластмассовая лопатка, ра­бочая часть которой красная, а ручка черная. Объясняет, что бу­дет насыпать ею в ведерко песок.

Ребятам предлагается сравнивать разноцветные льдинки, ко­торыми они хотят украсить веранду («Чья льдинка самая краси­вая? »), деревья, которые собираются укутать снегом, снеговиков.

Воспитатель предлагает ребятам подумать, как можно укра­сить участок, где гуляют дети ясельной группы, вспомнить, как перед Новым годом украшали свой участок. Они предлагают сле­пить веселых снеговиков, снегурочку. Воспитательница интере­суется, чем снегурочка будет отличаться от снеговиков. И ребята объясняют, что слепят ей косички, шапочку, а нос слепят малень­кий, из снега. А еще они решают сделать разноцветные льдинки. для украшения ее одежды. Общая работа увлекает детей. Они начинают планировать свою работу: договариваются о том, что им надо сделать сначала (во время утренней прогулки), а что — потом(вечером).

Воспитательница должна использовать положительный эмоцио­нальный настрой детей в целях более успешной коррекционной работы. Для этого необходимо четко представлять, какие требова­ния можно предъявлять к речи детей. Одних — продолжать учить конкретно, точно рассказывать о проделанной работе: «Представь себе, что Незнайке очень хочется научиться замораживать такие красивые разноцветные льдинки. Чтобы его научить, надо расска­зать о том, что ты приготовил для работы (краски, воду, фор­мочки), с чего начал свою работу, что сделал потом, чем закончил». Ребят, которые уже научились планировать свою деятельность, просят рассказать о предстоящей работе, о последовательности ее выполнения.

В процессе коллективной работы дети все время общаются между собой, речь их эмоциональна, иногда тороплива. Выполнив задание, они наперебой начинают рассказывать о проделанной работе. В такой ситуации нередко перестают следить за звукопроизношением, нечетко произносят окончания слов. Если ребе­нок несколько возбужден, то лучше с ним в этот момент не бе­седовать, а незаметно переключить на другой вид деятельности, предлагая выполнять какое-то «срочное» поручение. Например: «Принеси, пожалуйста, перчатки, я их забыла на скамейке, а сай­ки отнеси в сарай». Можно извиниться перед ребенком, сослав­шись на занятость, попросить минуточку подождать. Ребенок успокоится и будет в состоянии прислушаться к речи старшего, воспринять напоминание о том, как он должен говорить. Задавая ему вопросы: «Почему? », «Зачем? », «С кем? » и т. д. — можно делать вид, что чего-то не поняли, не расслышали. Этим можно «сбить» и ускоренный темп речи ребенка, упорядочить его речь. Если ребенок не следит за произношением звуков, предложить ему вспомнить о положении языка, губ при произнесении данных звуков, найти в окружающих предметах эти звуки и назвать их. Старший должен быть все время рядом с детьми и умело направ­лять их деятельность, следить за тем, чтобы дети доводили работу до конца, выполняли ее аккуратно.

Если ребенок суетлив, отвлекается от работы, не доводит ее до конца, воспитатель, предложив ему что-то выполнить, не объ­ясняет все задание сразу. Он как бы членит его на ряд заданий, предлагая выполнить одну операцию, потом последующую. На­пример: «Ты будешь лепить зайку. Что будешь лепить? Сначала скатай из снега большой ком. Что ты будешь делать? Покажи, как ты будешь катать снежный ком. Что ты сейчас делаешь? » И т. д. Детей невнимательных, нерешительных нужно как можно, чаще привлекать к анализу детских работ.

Любая тема, отрабатываемая с детьми, дает богатый мате­риал для решения коррекционно-воспитательных задач и общего развития детей.

Ухаживая, наблюдая за птицами во время прогулки на участ­ке, уточняется, закрепляется с детьми лексический, грамматиче­ский материал по теме «Зимующие птицы», продолжается работа по, развитию связной речи.

Большинство ребят испытывают трудности, а то и совсем не справляются с заданиями по составлению рассказов описатель­ного характера. Поэтому особое внимание нужно обратить на умение сравнивать, описывать предметы, явления окружающей действительности. Так, подвешивая кормушки для птиц к веткам деревьев, еще раз рассмотреть их, измерить веточкой высоту бор­тиков деревянной кормушки, назвать форму и материал бумаж­ных кормушек, сделанных с помощью воспитателей из молочных пакетов. Дети вспоминают, кто из них какую кормушку мастерили, на какое дерево повесил. Во время работы закрепляется слово­сочетание дно кормушки. Ребятам задаются примерно такие во­просы: «В какую кормушку ты хочешь насыпать хлебные крош­ки? »— «Я хочу насыпать крошки в бумажную кормушку». — «Но ведь у нас две бумажные кормушки». Обращается внимание ре­бят на то, что бумажные кормушки висят на разных деревьях и на разной от земли высоте, предлагается сказать точнее, понят­нее. После уточнений ребенок объясняет, что хочет насыпать норм в кормушку, которая висит на толстой березовой ветке, висит низ­ко. Другой говорит, что насыплет корм в деревянную прямоуголь­ную кормушку, которая висит на дереве около заборчика.

Насыпав корм, дети любят наблюдать за птицами, которые подлетают, садятся на кормушки. Приучая детей говорить по-раз­ному, мы тем самым закрепляем глаголы смотреть, наблюдать, следить, уточняем их значение. Можно задать и такие вопросы: «Как вы думаете, птицы сядут на кормушку, если вы будете стоять рядом? » — Нет. — «Почему? » Дети объясняют, что птицы их боятся, не знают, что им хотят помочь, спасти от холода и голода, что птицы не привыкли к ним. Воспитательница спрашивает о том, что надо сделать, чтобы птицы не боялись, сели на кормуш­ку. Ребята отходят от кормушки. Закрепляются слова, словосочета­ния с глаголами отойти, спрятаться за что-нибудь, наблюдать издали (глаголы испугать, вспугнуть). Каждый ребенок говорит, куда ои спрячется, откуда будет наблюдать за птицами. Некото­рые дети с трудом усваивают значение сложных предлогов, нечет­ко дифференцируют их, испытывают затруднения в синтаксиче­ском оформлении фразы. Для них воспитатель находит удобное место для наблюдения, создает ситуацию, в которой они поупраж­нялись бы в составлении предложений с предлогами в из; за из-за; подиз-под. Например: Спрячусь за домик и буду наблю­дать из-за домика, А я встану за дерево и буду наблюдать из-за дерева, А я сяду под кустик и буду следить за птицами из-под кустика.

Во время наблюдений с детьми, особенно с теми, кто часто употребляет глаголы в неточном их значении, мы работаем над смысловым значением префиксальных глаголов, активизацией их и речи.

Воспитатель говорит детям: «Я плохо вижу, далеко от нас ви­сит кормушка, а у вас глазки молодые, зоркие, вы видите хоро­шо, рассказывайте о том, что видите, только тихонечко, чтобы гний, не вспугнуть». Сначала, задавая вопросы («К чему подлетела? », «На что села? », «Откуда слетела? »), воспитатель помо­гает детям ответить правильно. После неоднократных упражнений ребенок начинает объяснять, рассказывать самостоятельно (под­летела— покружилась села, клевала, поклевала, улетела). При такой систематической работе рассказы детей с каждым днем ста­новятся совершенней.

Дети, которые с трудом подбирают однокоренные слова и не чувствуют синаи между ними, должны систематически упражнять ел в образовании родственных слов. Например, педагог просит ре­бенка ответить одним словом: «Что ты насыпал птицам? »— «Корм». — «Что ты будешь делать? » — «Кормить». — «Что висит на ветке? » — «Кормушка».

Педагог повторяет слова и предлагает внимательно послушать их: корм кормить кормушка, затем назвать самое короткое

слово — корм.

— Так какое коротенькое слово спряталось в словах кормить, кормушка — спрашивает педагог, выделяя голосом корень сло­на корм. Ребенок объясняет. Такая тщательная систематическая работа постепенно приучает ребят вслушиваться в слово, воспри­нимать его значение.

Приучая детей сравнивать, описывать предметы, можно ис­пользовать и такой прием: «Докажи». Наблюдаем за синичкой, которая села на кормушку.

— Кто сел на кормушку?

— Синица.

— Да нет, это ворона, — возражает воспитательница.

— Нет, синица.

— Почему вы думаете, что это синица? Докажите.

Дети неоднократно рассматривали птиц, поэтому они с увлече­нием доказывают: Ворона большая, серая, у нее черные перья на голове и хвосте, а синичка маленькая, желтогрудая, головка у нее черная с белыми пятнышками по бокам. И т. п. (Закреп­ляются слова: перо перья — оперенье. )

Уделяя большое внимание составлению предложений на кон­кретном материале (беседа, высказывание по поводу предстоя­щей или проделанной работы, наблюдение), работе над лексикой, мы постепенно подводим детей к занятиям по обучению состав­лению рассказа по картинкам и без наглядной опоры, по обучению пересказу художественных произведений, к работе над стихотвор­ным текстом. Такая систематическая предварительная работа по­могает детям успешнее справиться с заданиями на занятиях.

В связи с трудовой деятельностью на участке дети выучили много загадок, пословиц, поговорок о зиме, снеге, снеговике, о труде. Уточнили их значение.

Для создания положительного эмоционального настроя, раз­вития мышления хорошо прочесть отрывки из стихотворений. Вый­дя на прогулку в морозный солнечный день, можно прочесть сти­хотворение А. С. Пушкина: «Мороз и солнце! День чудесный! .. Пол голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит... » А затем спросить ребят: «Похож сегодняш­ний дни. на тот, о котором говорится в стихотворении А. С. Пуш­кина? Чем? » После небольшой паузы процитировать и строки из стихотворения «Буря» («Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя... ») и спросить ребят, мог ли поэт написать эти строки в такой радостный, морозный день, как сегодня, а потом опять-таки доказать своепредположение. Важно, чтобы дети сами приходили к определенным выводам, обобщениям, только в случае затрудне­ний задавали наводящие вопросы.

Такая работа, проводимая с детьми, дала определенные резуль­таты: многие стали охотнее и чаще отвечать, принимать участие в беседах. Стали лучше сравнивать и описывать предметы, само­стоятельно замечать те изменения, которые произошли в природе, обращать внимание на красоту снега, деревьев.

Работа воспитателя с детьми в трудовом процессе направлена не только на закрепление и углубление полученных ими ранее знаний, но и на подготовку к занятиям по развитию речи. И это дало свои результаты: дети стали лучше рассказывать, переска­зывать, составлять рассказы по картинке и т. д. Отрадно видеть, что дети научились работать коллективно, до конца доводить на­чатую работу, правильно оценивать выполненную работу не толь­ко товарищей, но и свою. Появился интерес к работе. Собираясь на прогулку, дети обсуждают, что они будут сегодня делать, само­стоятельно находят себе занятие не только на участке, но и в группе. Но не все получается сразу. Не все дети умеют последо­вательно рассказать о намеченной работе, т. е. не научились планировать ее, недостаточно критичны к своей речи и т. д.

Мы понимаем, что для того чтобы преодолеть речевое нару­шение, закрепить правильное произношение звуков, нужно также много и упорно заниматься с детьми в весенне-летний период.

Мы пришли к выводу, что эффективность нашей работы зави­сит от систематических и целенаправленных занятий с детьми, от умения сочетать трудовую и другие виды деятельности с коррекционными задачами.

На примере зимнего периода мы попытались рассказать о той коррекционной работе, которую проводили в течение всего года, организуя труд детей на участке.

Мы не старались подчеркивать значение посильного труда детей в воспитании у них положительных черт личности и отноше­ния к труду, что, как нам кажется, и так довольно очевидно. На­ша цель была показать речевую направленность этой работы, по­казать значение труда для развития и совершенствования речевых навыков детей, имеющих лексико-грамматическое недоразвитие.

 

РОЛЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ И ТРУДА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Л. Г. Антифеева-Мурадова, логопед детского дома № 12, г. Баку

Идея связи обучения с трудом волновала прогрессивных мыс­лителей с давних пор. Поэтому основная задача дошкольных уч­реждений, наравне с учебной, состоит в воспитании нравственных качеств: трудолюбия, уважения к людям труда, бережного отношения к тому, что создал человек, во что он вложил свой труд.

Сложная задача стоит перед работниками дошкольных детских домов для детей с речевыми нарушениями. Решая пробл

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...