О некоторых формах работы с родителями
ы Получаются варианты: прямой открытый слог ха (хи), обратный закрытый слог ах (их), слог из 3-х букв ахи (иха). д) Работа с карточками — вставить пропущенную букву х и прочитать получившееся слово: у. а — уха, у. о—ухо. Упражнения в написании буквы х а) Логопед объявляет, что сейчас на доске будет написано слово, а дети должны подсказывать, какую букву за какой нужно писать: пух, мох, хата. б) Предлагает детям написать эти слова карандашом в тетради. Тетради (с образцом написания новой буквы, слова в начале каждой строчки) лежат перед каждым ребенком. Итог. Какой звук и букву вы сегодня узнали? Какие слова со звуком х вы запомнили? О НЕКОТОРЫХ ФОРМАХ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ Л. В. Павлова, логопед яслей-сада М 472, г. Москва В нашем детском учреждении функционирует одна логопедическая группа (подготовительная к школе) для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Основной контингент логопедической группы — это дети из старших групп нашего учреждения. Мы начинаем свою работу вначале с родителями, так как глубоко убеждены, что родители играют немаловажную роль в успешном обучении детей. При отборе детей в логопедическую группу в марте—апреле логопед проводит консультации с родителями. Во время консультации логопед рассказывает родителям, почему их дети нуждаются в логопедической помощи, что систематические занятия с логопедом начинаются с первого сентября. В мае логопед выступает для всех родителей старшей группы с сообщением на тему «Развитие правильной речи ребенка — необходимое условие его всестороннего развития». В нашем коллективе сложились некоторые формы работы с родителями и четко определилась их тематика.
Роль родителей в коррекционной работе мы формулируем так: 1) показать ребенка врачам-специалистам (по рекомендации логопеда и врача яслей-сада); 2) помочь ему в выполнении домашних заданий, приучая его к аккуратности; 3) помочь вводить в обиходную речь поставленные и закрепленные звуки. Постепенно усложнять требования к речи ребенка. 4) активизировать мышление, учить наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли; 5) совместно с педагогами группы работать над навыками самообслуживания, над развитием движений, укреплять здоровье детей путем закаливания; воспитывать любовь к знаниям, трудолюбие, усидчивость, самостоятельность в выполнении заданий, чувство коллективизма, уважение к старшим и труду взрослых, любовь к природе родного края, к Родине, к городу, в котором мы живем, к вождю нашего народа В. И. Ленину и его соратникам. В начале октября проводится первое родительское собрание логопедической группы. Его тема: «Результаты логопедического обследования детей, задачи и формы работы в подготовительной к школе группе» (сообщение логопеда) и «Подготовка детей к школе». На это собрание приглашается обязательно учитель начальной школы. При подготовке собрания воспитатель и логопед проводят беседу с родителями. В ходе беседы выясняются особенности умственного и психического развития каждого ребенка, обстановка в семье, возможности участия родителей в работе с детьми по преодолению речевого дефекта. Беседуя с родителями детей, мы убеждаемся, что отношение их к нарушениям речи своего ребенка очень разное. Так, многих волнует произносительная сторона речи ребенка. Почти все родители замечают только неправильное произношение, и очень редко кто отмечает недоразвитие лексической и грамматической сторон речи. Жалобы родителей (по документам и в устной форме) сводятся в основном на произносительную сторону речи. Это, как правило, ротацизм, ламбдацизм, замены шипящих и свистящих звуков.
Готовясь к первому родительскому собранию, проводим тщательное обследование всех детей. Опыт работы показывает, что знакомство родителей с результатами обследования дает им четкое представление о речевом дефекте ребенка; у них появляются ответственность, беспокойство. Родители изъявляют желание принять активное участие в работе логопеда и воспитателя. На собрании выступают с сообщением о различных формах работы в детском саду по подготовке детей к школе и воспитатели, и учитель начальных классов. Он информирует родителей, какие требования предъявляет школа к будущим первоклассникам. Так возникла связь родителей с логопедом и воспитателями, которая стала систематической. По просьбе родителей логопед регулярно проводит консультации для родителей логопедических групп. На консультации логопед отвечает на вопросы родителей, которые возникают у них в результате изучения речевой карты ребенка, более подробно знакомит с состоянием их речи, дает рекомендации. Логопед консультирует не только родителей логопедических групп. Он организует также консультации для родителей, дети которых посещают старшую и подготовительную к школе группу. Темы консультаций носят различный характер. Это может быть и «Обучение чтению детей в семье» или «Как подготовить ребенка к школе» и т. д. Консультация на эту тему проводится в ноябре. С каждым годом интерес к ней родителей возрастает. За советами к логопеду обращаются родители не только подготовительной и старшей групп, но и средней. Подобные консультации заставляют родителей более ответственно и осторожно относиться к подготовке детей в семье к школе. Родительские собрания проводятся также в январе и в мае. Цель этих собраний — показать родителям занятия с детьми с логопедом и воспитателем, а также подвести некоторые итоги коррекционного обучения детей логопедической группы за I полугодие и познакомить с задачами II полугодия (сообщение логопеда). В мае проводится заключительное собрание с сообщениями об итогах коррекционного обучения детей и об итогах выполнения «Программы воспитания в детском саду». Выступают логопед и воспитатели. В заключение проводится открытое занятие — викторина.
Открытые занятия с детьми являются одной из наглядных и эффективных форм обучения родителей. Темы открытых занятий различны. Это может быть «Дифференциация звуков с и ш» и другие. Занятие проводится до выступления педагогов и служит хорошей иллюстрацией к их сообщениям. Родители следят за ответами, поведением всех детей и своего ребенка; у них есть возможность сравнивать ответы, услышать и увидеть, как дети преодолевают свой речевой дефект, кому и как это удается. Учитывая интерес родителей к поведению ребенка на занятии, к тому, как он усваивает преподносимый материал, какими методами педагоги добиваются правильного произношения у детей, мы практикуем посещение обычных занятий родителями в течение года, исходя из необходимости и возможностей родителей. Другая форма работы — консультации для родителей. Мы их проводим один раз в неделю. На этих консультациях логопед проводит индивидуальные занятия с небольшой группой детей. Цель занятия — показать успехи или затруднения ребенка в преодолении его речевого дефекта, какие требования к речи нужно предъявить к ребенку на данном этапе работы. В консультативный день родители часто обращаются к логопеду и воспитателям за педагогическими советами, касающимися не только исправления речевых нарушений или усвоения программы, но и поведения ребенка в семье. В таких случаях мы помогаем родителям разобраться в психологии ребенка и стараемся дать по возможности квалифицированные советы. Иногда по инициативе педагогов родители приглашаются на беседу. Это обусловлено поведением ребенка на занятиях или в другие режимные моменты. Иногда часть беседы проводится в присутствии ребенка для того, чтобы он в присутствии взрослых понял свое поведение. Такие беседы тщательно продумываются вместе с воспитателем, чтобы не ущемить достоинство ребёнка. Такие беседы требуют большого педагогического мастерства и такта. Приведем пример.
Мама Димы С. пришла к логопеду с жалобой на его зазнайство и леность. Логопед тоже высказала свои наблюдения за поведением мальчика на занятиях и в коллективе детей. Вместе с мамой поговорили с мальчиком, доказали ему неблаговидность его поведения, он обещал больше себя так не вести. Педагоги вместе с мамой следили за выполнением его обещания. Многие родители считают своим долгом в консультативный день подойти к логопеду, узнать об успехах ребенка, спросить, правильно ли они выполнили очередное задание, записанное в индивидуальной тетради. Эти задания отражают ход логопедической работы с детьми. Родителям они даются в различной, но обязательно доступной для них форме. По тому, как родители относятся к выполнению заданий логопеда с детьми, можно судить об успехах ребенка. Большое место в работе с родителями занимают тематические выставки, которые приносят большую пользу в коррекционной работе с детьми. Тематика выставок различна. Она предусматривается в годовом перспективном плане логопедической работы. План составляется после логопедического обследования и выявления воспитателями, как усвоена детьми «Программа воспитания в детском саду» по разделу «Родной язык и знакомство с окружающим». Темы этого раздела «Программы» мы и берем за основу тематики выставок для родителей. Так, нами были запланированы и оформлены следующие тематические выставки: «Расстройства речи» (Содержанием этой выставки стал сокращенный вариант статьи «Расстройства речи», С. С. Ляпидевского, В. И. Селиверстова // Дошкольное воспитание. — 1967. — № 2. ), «Осень», «Овощи и фрукты», «День 7 Ноября», «Дикие и домашние животные и их детеныши», «С Новым годом! », «Зимушка-зима», «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны», «Весна», «Улица города», «Ленин и дети», «1 Мая», «Моя Москва», «Скоро в школу! », «Здравствуй, лето! ». Тематические выставки помогают родителям найти пути для расширения, уточнения и активизации знаний детей об окружающем, научить их быть любознательными, наблюдательными, связно, красочно, грамматически правильно рассказывать обо всем увиденном, услышанном, пережитом. В оформлении выставок принимают участие педагоги группы и родители. Сначала выставки оформлялись на стенде, потом на ширме больших размеров, состоящей из пяти частей. Это оказалось удобнее, так как сразу используются обе ее стороны. С одной стороны располагается материал о времени года (сезонный), он меняется ежемесячно, а иногда и чаще. С другой стороны — материал одной из подтем, углубленно изучаемый с детьми в течение одной или двух недель. Ширма выставлялась в раздевальной комнате, в доступном для родителей месте.
Текст тематических выставок сопровождается красочными ил люстрациями или фотографиями в соответствии с содержание. « темы выставки. Такая выставка привлекает родителей своим эстетическим оформлением. Опыт показывает, что для родителей, которые часто спешат, этого еще недостаточно. Зная возможности каждого из родителей, педагоги делали записи в индивидуальных логопедических тетрадях детей, обращая их внимание на тот или иной материал тематической выставки. Ребенку также давалось задание по этому материалу. Другим давала готовый печатный текст (копия материалов выставки) тоже с определенными заданиями; третьим — предлагались дополнительные вопросы по материалу тематической выставки, конкретно указывалось, какой взять материал и как его использовать. Приведем примеры содержания некоторых наших тематических выставок для родителей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|