Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О некоторых формах работы с родителями




ы

Получаются варианты: прямой открытый слог ха (хи), обрат­ный закрытый слог ах (их), слог из 3-х букв ахи (иха).

д) Работа с карточками — вставить пропущенную букву х и прочитать получившееся слово: у. а уха, у. оухо.

Упражнения в написании буквы х

а) Логопед объявляет, что сейчас на доске будет написано слово, а дети должны подсказывать, какую букву за какой нужно писать: пух, мох, хата.

б) Предлагает детям написать эти слова карандашом в тет­ради. Тетради (с образцом написания новой буквы, слова в нача­ле каждой строчки) лежат перед каждым ребенком.

Итог. Какой звук и букву вы сегодня узнали? Какие слова со звуком х вы запомнили?

О НЕКОТОРЫХ ФОРМАХ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Л. В. Павлова,

логопед яслей-сада М 472, г. Москва

В нашем детском учреждении функционирует одна логопеди­ческая группа (подготовительная к школе) для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Основной контингент логопедической группы — это дети из старших групп нашего учреждения. Мы начинаем свою работу вначале с родителями, так как глубоко убеждены, что родители играют немаловажную роль в успешном обучении детей. При от­боре детей в логопедическую группу в марте—апреле логопед про­водит консультации с родителями. Во время консультации логопед рассказывает родителям, почему их дети нуждаются в логопедиче­ской помощи, что систематические занятия с логопедом начинают­ся с первого сентября.

В мае логопед выступает для всех родителей старшей группы с сообщением на тему «Развитие правильной речи ребенка — не­обходимое условие его всестороннего развития».

В нашем коллективе сложились некоторые формы работы с родителями и четко определилась их тематика.

Роль родителей в коррекционной работе мы формулируем так:

1) показать ребенка врачам-специалистам (по рекомендации логопеда и врача яслей-сада);

2) помочь ему в выполнении домашних заданий, приучая его к аккуратности;

3) помочь вводить в обиходную речь поставленные и за­крепленные звуки. Постепенно усложнять требования к речи ре­бенка.

4) активизировать мышление, учить наблюдать, слушать, рас­суждать, четко и ясно выражать свои мысли;

5) совместно с педагогами группы работать над навыками са­мообслуживания, над развитием движений, укреплять здоровье детей путем закаливания; воспитывать любовь к знаниям, трудолю­бие, усидчивость, самостоятельность в выполнении заданий, чувство коллективизма, уважение к старшим и труду взрослых, любовь к природе родного края, к Родине, к городу, в котором мы живем, к вождю нашего народа В. И. Ленину и его соратникам.

В начале октября проводится первое родительское собрание логопедической группы. Его тема: «Результаты логопедического обследования детей, задачи и формы работы в подготовительной к школе группе» (сообщение логопеда) и «Подготовка детей к школе». На это собрание приглашается обязательно учитель на­чальной школы.

При подготовке собрания воспитатель и логопед проводят бесе­ду с родителями. В ходе беседы выясняются особенности умствен­ного и психического развития каждого ребенка, обстановка в семье, возможности участия родителей в работе с детьми по пре­одолению речевого дефекта.

Беседуя с родителями детей, мы убеждаемся, что отношение их к нарушениям речи своего ребенка очень разное. Так, многих волнует произносительная сторона речи ребенка. Почти все роди­тели замечают только неправильное произношение, и очень редко кто отмечает недоразвитие лексической и грамматической сторон речи. Жалобы родителей (по документам и в устной форме) сво­дятся в основном на произносительную сторону речи. Это, как правило, ротацизм, ламбдацизм, замены шипящих и свистящих звуков.

Готовясь к первому родительскому собранию, проводим тща­тельное обследование всех детей. Опыт работы показывает, что знакомство родителей с результатами обследования дает им чет­кое представление о речевом дефекте ребенка; у них появляются ответственность, беспокойство. Родители изъявляют желание при­нять активное участие в работе логопеда и воспитателя.

На собрании выступают с сообщением о различных формах работы в детском саду по подготовке детей к школе и воспитате­ли, и учитель начальных классов. Он информирует родителей, ка­кие требования предъявляет школа к будущим первоклассникам. Так возникла связь родителей с логопедом и воспитателями, ко­торая стала систематической.

По просьбе родителей логопед регулярно проводит консульта­ции для родителей логопедических групп. На консультации лого­пед отвечает на вопросы родителей, которые возникают у них в результате изучения речевой карты ребенка, более подробно зна­комит с состоянием их речи, дает рекомендации. Логопед консуль­тирует не только родителей логопедических групп. Он организует также консультации для родителей, дети которых посещают стар­шую и подготовительную к школе группу. Темы консультаций но­сят различный характер. Это может быть и «Обучение чтению детей в семье» или «Как подготовить ребенка к школе» и т. д. Консультация на эту тему проводится в ноябре. С каждым годом интерес к ней родителей возрастает. За советами к логопеду обращаются родители не только подготовительной и старшей групп, но и средней. Подобные консультации заставляют родителей бо­лее ответственно и осторожно относиться к подготовке детей в семье к школе.

Родительские собрания проводятся также в январе и в мае. Цель этих собраний — показать родителям занятия с детьми с ло­гопедом и воспитателем, а также подвести некоторые итоги коррекционного обучения детей логопедической группы за I полуго­дие и познакомить с задачами II полугодия (сообщение логопеда).

В мае проводится заключительное собрание с сообщениями об итогах коррекционного обучения детей и об итогах выполнения «Программы воспитания в детском саду». Выступают логопед и воспитатели. В заключение проводится открытое занятие — вик­торина.

Открытые занятия с детьми являются одной из наглядных и эффективных форм обучения родителей. Темы открытых занятий различны. Это может быть «Дифференциация звуков с и ш» и дру­гие. Занятие проводится до выступления педагогов и служит хо­рошей иллюстрацией к их сообщениям. Родители следят за отве­тами, поведением всех детей и своего ребенка; у них есть возмож­ность сравнивать ответы, услышать и увидеть, как дети преодолевают свой речевой дефект, кому и как это удается.

Учитывая интерес родителей к поведению ребенка на занятии, к тому, как он усваивает преподносимый материал, какими мето­дами педагоги добиваются правильного произношения у детей, мы практикуем посещение обычных занятий родителями в течение года, исходя из необходимости и возможностей родителей.

Другая форма работы — консультации для родителей. Мы их проводим один раз в неделю. На этих консультациях логопед про­водит индивидуальные занятия с небольшой группой детей. Цель занятия — показать успехи или затруднения ребенка в преодоле­нии его речевого дефекта, какие требования к речи нужно предъ­явить к ребенку на данном этапе работы.

В консультативный день родители часто обращаются к логопе­ду и воспитателям за педагогическими советами, касающимися не только исправления речевых нарушений или усвоения программы, но и поведения ребенка в семье. В таких случаях мы помогаем родителям разобраться в психологии ребенка и стараемся дать по возможности квалифицированные советы. Иногда по инициати­ве педагогов родители приглашаются на беседу. Это обусловлено поведением ребенка на занятиях или в другие режимные моменты. Иногда часть беседы проводится в присутствии ребенка для того, чтобы он в присутствии взрослых понял свое поведение. Такие бе­седы тщательно продумываются вместе с воспитателем, чтобы не ущемить достоинство ребёнка. Такие беседы требуют большого пе­дагогического мастерства и такта. Приведем пример.

Мама Димы С. пришла к логопеду с жалобой на его зазнайст­во и леность. Логопед тоже высказала свои наблюдения за пове­дением мальчика на занятиях и в коллективе детей. Вместе с мамой поговорили с мальчиком, доказали ему неблаговидность его поведения, он обещал больше себя так не вести. Педагоги вместе с мамой следили за выполнением его обещания.

Многие родители считают своим долгом в консультативный день подойти к логопеду, узнать об успехах ребенка, спросить, правильно ли они выполнили очередное задание, записанное в индивидуальной тетради.

Эти задания отражают ход логопедической работы с детьми. Родителям они даются в различной, но обязательно доступной для них форме. По тому, как родители относятся к выполнению зада­ний логопеда с детьми, можно судить об успехах ребенка.

Большое место в работе с родителями занимают тематические выставки, которые приносят большую пользу в коррекционной работе с детьми. Тематика выставок различна. Она предусматри­вается в годовом перспективном плане логопедической работы. План составляется после логопедического обследования и выявле­ния воспитателями, как усвоена детьми «Программа воспитания в детском саду» по разделу «Родной язык и знакомство с окру­жающим». Темы этого раздела «Программы» мы и берем за осно­ву тематики выставок для родителей.

Так, нами были запланированы и оформлены следующие тема­тические выставки: «Расстройства речи» (Содержанием этой выставки стал сокращенный вариант статьи «Расстрой­ства речи», С. С. Ляпидевского, В. И. Селиверстова // Дошкольное воспитание. — 1967. — № 2. ), «Осень», «Овощи и фрукты», «День 7 Ноября», «Дикие и домашние животные и их детеныши», «С Новым годом! », «Зимушка-зима», «Мамы вся­кие нужны, мамы всякие важны», «Весна», «Улица города», «Ле­нин и дети», «1 Мая», «Моя Москва», «Скоро в школу! », «Здрав­ствуй, лето! ».

Тематические выставки помогают родителям найти пути для расширения, уточнения и активизации знаний детей об окружаю­щем, научить их быть любознательными, наблюдательными, связ­но, красочно, грамматически правильно рассказывать обо всем увиденном, услышанном, пережитом.

В оформлении выставок принимают участие педагоги группы и родители.

Сначала выставки оформлялись на стенде, потом на ширме больших размеров, состоящей из пяти частей. Это оказалось удоб­нее, так как сразу используются обе ее стороны. С одной стороны располагается материал о времени года (сезонный), он меняется ежемесячно, а иногда и чаще. С другой стороны — материал од­ной из подтем, углубленно изучаемый с детьми в течение одной или двух недель. Ширма выставлялась в раздевальной комнате, в доступном для родителей месте.

Текст тематических выставок сопровождается красочными ил люстрациями или фотографиями в соответствии с содержание. « темы выставки. Такая выставка привлекает родителей своим эсте­тическим оформлением. Опыт показывает, что для родителей, которые часто спешат, этого еще недостаточно. Зная возможности каждого из родителей, педагоги делали записи в индивидуальных логопедических тетрадях детей, обращая их внимание на тот или иной материал тематической выставки. Ребенку также давалось задание по этому материалу. Другим давала готовый печатный текст (копия материалов выставки) тоже с определенными зада­ниями; третьим — предлагались дополнительные вопросы по ма­териалу тематической выставки, конкретно указывалось, какой взять материал и как его использовать.

Приведем примеры содержания некоторых наших тематических выставок для родителей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...