Конспект на проведение занятия по ознакомлению со звуком и буквой х
Цель занятия. Познакомить детей со звуком и буквой х. Четко произносить твердый и мягкий звук х в слогах, словах и предложениях. Дифференциация звуков х и к. Анализ и синтез закрытого слога типа ах. Чтение односложных и двусложных слов с буквой х. Упражнения в написании буквы х, слогов и коротких слов с буквой х в тетради. Оборудование. Предметные и сюжетные картинки. Слова, написанные на полосках, буквы, мел, карточки с пропущенными буквами и слогами. Книги — «Букваренок» и «Язык родной, дружи со мной». Тетради и карандаши. Ход занятия Дети заходят в группу, здороваются и садятся на свои места. Повторение пройденного. 1. Какие бывают звуки? (Гласные и согласные. ) Назовите гласные звуки, найдите буквы в большой кассе и поставьте их на доску на верхнюю полоску. Почему эти звуки мы называем гласными? (Эти звуки можно петь и тянуть. ) Какие бывают согласные звуки? (Звонкие и глухие. ) Назовите звонкие согласные звуки, найдите буквы и поставьте их на доску на нижнюю полоску. Почему мы называем их звонкими согласными? (Звонкие согласные мы произносим с голосом. ) Назовите глухие согласные звуки, найдите буквы и поставьте их тоже на нижнюю полоску. На доске стоят пройденные буквы: на верхней полоске гласные а, у, о, и, э, ы, и, на нижней полоске согласные м, л, п, т, к. 2. Работа у доски. Предложить детям: одному — написать мелом на доске слово ток, другому — выложить это слово буквами из большой азбуки. Что можно сделать, чтобы получилось другое слово? (Можно переставить буквы: дети переставляют согласные, получается кот. ) Предлагается следующее слово лак — гласную а поменяем на у. Какое слово получится? (Лук. )
3. Логопед предлагает выложить на доске слог ма, затем добавить к нему пройденные буквы, чтобы получилось слово. Вызванный ребенок добавляет одну или две буквы, остальные дети читают. Могут быть следующие варианты: ма+л + о, ма + л + а, ма + к+и, ма + ма и др. Аналогично проводится работа с выложенным на доске слогом ко — ко + т + ы, ко+л + ы, ко + м. 4. Логопед раздает детям по одной букве и предлагает составить из них слова. Проводится в виде игры «Найди свое место». Выходят дети с буквами и строят слово пол. Как произносится в этом слове звук и? (Твердо. ) Предложить детям заменить гласную букву о на и. Какое слово получилось? (Пил. ) А как звучит звук п в слове пил? (Мягко. ) Почему? (Потому что после нее стоит гласный и. Он смягчает все согласные звуки, после которых стоит. Если к слову пил добавить букву а, то какое слово получится? Дети читают — пила. Сколько слогов в слове пил} (Один. ) А в слове пила? (Два. ) Закрепить правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. Основная часть. Звук и буква х а) Логопед предлагает детям самим определить, какой новый звук они будут учить. Выставляются картинки — хлеб, халат, хорек, хлопок, хлопушка, муха, петух, горох. Какой звук вы слышите в начале всех этих слов? (Звук х. ) Звук х может звучать не только в начале, но и в середине и в конце слов: мудса, кухня, мох, дух, пух, мех, петух. б) Показать детям артикуляцию звука х, рассказать, как он образуется. Логопед обращает внимание детей на то, что этот звук произносится с усилием и без голоса, значит, он тоже согласный глухой. Звук х в слове может звучать твердо и мягко (хобот, духи). Отдельные дети произносят звук х. в) Произнесение прямых слогов со звуком х. Дети должны повторить ряды слогов со звуком х, соблюдая ту же последовательность (ха-хо-ху-хи), которую задал логопед. г) Анализ и синтез обратных слогов. Сначала проанализировать слоги — an, ок, ут. Затем слоги ах, ух, ох, имеющие смысловое значение. Логопед выражает образно то восклицание — ах, то усталость — ух, то досаду — эх, то боль — ох.
Задание. Определить количество и последовательность звуков в них. д) Упражнение на различение звуков х и к. Дети должны внимательно слушать и повторить ряды слогов — ха-ка, ка-ха ха-ка-ха, ку-ху-ку и т. д. е) Выделение гласных из середины слова. Примерные слова: мох, пух, бах. ж) Сравнение слов, отличающихся одним звуком. Заменить звук к на я (на слух). Какое слово получится? Слова для сравнения: бак-бах, сук-сух, мука-муха. Произнесение предложений со словами на звук х провести как игру «Кому что надо». Выставить на доске картинки, на которых изображены: хлеб, халат, хлопушка, петух. Сейчас вы услышите маленькие рассказы. К каждому рассказу должна подходить одна из этих картинок. Вы угадаете и назовете их. Например: «Стали дети украшать елку. Повесили много игрушек. Осталось повесить что? (хлопушку)». «Пришел доктор к больному ребенку и что он надел? (халат)». И т. д. Физкультминутка. 1. «Вот свернулся еж в клубок». 2. «Ванька-встанька». 3. «Делай то, что говорю, а не то, что показываю». Чтение рассказов из книги «Букваренок». Логопед читает рассказ, в котором много слов со звуком х. Перед чтением он предлагает детям внимательно слушать, запомнить, а потом назвать слова со звуком х. Дети называют. Прочитать рассказ о хвостах — кому и для чего нужен хвост. О чем мы прочитали? (О хвостах. ) Сколько звуков х в слове хвостах} (Два. ) Где они стоят в этом слове? (В начале и в конце слова. ) Как звучит звук х в слове горох? (Твердо. ) А в слове хижина} (Мягко. ) Вывод. Звук х может звучать мягко и твердо и быть в слове в начале, середине и конце. Знакомство с буквой х а) Логопед показывает букву х. На что похожа эта буква? (На вертушку. ) б) Предложить детям рассмотреть страницу из «Веселых картинок» и прочитать стихи: Хороша моя вертушка! Хватит хвастаться, болтушка! Хлеб Радо солнцу небушко Полюшко — подсолнушку. Рада скатерть — хлебушку: Он пахнет, как солнышко. Загадка Что за дом Со шнуром, Даже летом стужа в нем? (Холодильник. )
После прочтения каждого стихотворения дети называют слова со звуком х, определяют его место в этих словах. в) Предложить детям изобразить букву х. Дети встают, расставляют ноги шире плеч, руки поднимают вверх и разводят их в стороны. (Показать картинку из книги «Язык родной, дружи со мной». ) г) Чтение слогов с буквой х по таблице:
А
У Ы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|