Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конспект на проведение занятия по ознакомлению со звуком и буквой х




Цель занятия. Познакомить детей со звуком и буквой х. Четко произносить твердый и мягкий звук х в слогах, словах и предложениях. Дифференциация звуков х и к. Анализ и синтез закрытого слога типа ах. Чтение односложных и двусложных слов с буквой х. Упражнения в написании буквы х, слогов и коротких слов с буквой х в тетради.

Оборудование. Предметные и сюжетные картинки. Слова, написанные на полосках, буквы, мел, карточки с пропущенными буквами и слогами. Книги — «Букваренок» и «Язык родной, дружи со мной». Тетради и карандаши.

Ход занятия

Дети заходят в группу, здороваются и садятся на свои места. Повторение пройденного.

1. Какие бывают звуки? (Гласные и согласные. ) Назовите гласные звуки, найдите буквы в большой кассе и поставьте их на доску на верхнюю полоску. Почему эти звуки мы называем гласными? (Эти звуки можно петь и тянуть. ) Какие бывают со­гласные звуки? (Звонкие и глухие. ) Назовите звонкие согласные звуки, найдите буквы и поставьте их на доску на нижнюю полос­ку. Почему мы называем их звонкими согласными? (Звонкие со­гласные мы произносим с голосом. ) Назовите глухие согласные звуки, найдите буквы и поставьте их тоже на нижнюю полоску.
Почему мы называем их глухими? (Глухие согласные мы произно­сим без голоса. )

На доске стоят пройденные буквы: на верхней полоске гласные а, у, о, и, э, ы, и, на нижней полоске согласные м, л, п, т, к.

2. Работа у доски. Предложить детям: одному — написать ме­лом на доске слово ток, другому — выложить это слово буквами из большой азбуки. Что можно сделать, чтобы получилось другое слово? (Можно переставить буквы: дети переставляют согласные, получается кот. ) Предлагается следующее слово лак — гласную а поменяем на у. Какое слово получится? (Лук. )

3. Логопед предлагает выложить на доске слог ма, затем доба­вить к нему пройденные буквы, чтобы получилось слово. Вы­званный ребенок добавляет одну или две буквы, остальные дети читают. Могут быть следующие варианты: ма+л + о, ма + л + а, ма + к+и, ма + ма и др. Аналогично проводится работа с выложен­ным на доске слогом ко ко + т + ы, ко+л + ы, ко + м.

4. Логопед раздает детям по одной букве и предлагает составить из них слова. Проводится в виде игры «Найди свое место». Выходят дети с буквами и строят слово пол. Как произносится в этом слове звук и? (Твердо. ) Предложить детям заменить глас­ную букву о на и. Какое слово получилось? (Пил. ) А как звучит звук п в слове пил? (Мягко. ) Почему? (Потому что после нее стоит гласный и. Он смягчает все согласные звуки, после которых стоит. Если к слову пил добавить букву а, то какое слово полу­чится? Дети читают — пила. Сколько слогов в слове пил} (Один. ) А в слове пила? (Два. )

Закрепить правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.

Основная часть. Звук и буква х

а) Логопед предлагает детям самим определить, какой новый звук они будут учить.

Выставляются картинки — хлеб, халат, хорек, хлопок, хлопуш­ка, муха, петух, горох. Какой звук вы слышите в начале всех этих слов? (Звук х. ) Звук х может звучать не только в начале, но и в середине и в конце слов: мудса, кухня, мох, дух, пух, мех, петух.

б) Показать детям артикуляцию звука х, рассказать, как он образуется. Логопед обращает внимание детей на то, что этот звук произносится с усилием и без голоса, значит, он тоже со­гласный глухой. Звук х в слове может звучать твердо и мягко (хобот, духи). Отдельные дети произносят звук х.

в) Произнесение прямых слогов со звуком х. Дети должны повторить ряды слогов со звуком х, соблюдая ту же последова­тельность (ха-хо-ху-хи), которую задал логопед.

г) Анализ и синтез обратных слогов. Сначала проанализиро­вать слоги — an, ок, ут. Затем слоги ах, ух, ох, имеющие смыс­ловое значение. Логопед выражает образно то восклицание — ах, то усталость — ух, то досаду — эх, то боль — ох.

Задание. Определить количество и последовательность зву­ков в них.

д) Упражнение на различение звуков х и к. Дети должны вни­мательно слушать и повторить ряды слогов — ха-ка, ка-ха ха-ка-ха, ку-ху-ку и т. д.

е) Выделение гласных из середины слова. Примерные слова: мох, пух, бах.

ж) Сравнение слов, отличающихся одним звуком. Заменить звук к на я (на слух). Какое слово получится? Слова для сравне­ния: бак-бах, сук-сух, мука-муха.

Произнесение предложений со словами на звук х провести как игру «Кому что надо».

Выставить на доске картинки, на которых изображены: хлеб, халат, хлопушка, петух. Сейчас вы услышите маленькие рассказы. К каждому рассказу должна подходить одна из этих картинок. Вы угадаете и назовете их. Например: «Стали дети украшать елку. Повесили много игрушек. Осталось повесить что? (хлопушку)». «Пришел доктор к больному ребенку и что он надел? (халат)». И т. д.

Физкультминутка. 1. «Вот свернулся еж в клубок». 2. «Ванька-встанька». 3. «Делай то, что говорю, а не то, что пока­зываю».

Чтение рассказов из книги «Букваренок». Логопед читает рас­сказ, в котором много слов со звуком х. Перед чтением он пред­лагает детям внимательно слушать, запомнить, а потом назвать слова со звуком х. Дети называют. Прочитать рассказ о хвостах — кому и для чего нужен хвост. О чем мы прочитали? (О хвостах. ) Сколько звуков х в слове хвостах} (Два. ) Где они стоят в этом слове? (В начале и в конце слова. ) Как звучит звук х в слове го­рох? (Твердо. ) А в слове хижина} (Мягко. )

Вывод. Звук х может звучать мягко и твердо и быть в слове в начале, середине и конце.

Знакомство с буквой х

а) Логопед показывает букву х. На что похожа эта буква? (На вертушку. )

б) Предложить детям рассмотреть страницу из «Веселых кар­тинок» и прочитать стихи:

Хороша моя вертушка!

Хватит хвастаться, болтушка!

Хлеб

Радо солнцу небушко

Полюшко — подсолнушку.

Рада скатерть — хлебушку:

Он пахнет, как солнышко.

Загадка

Что за дом

Со шнуром,

                        Даже летом стужа в нем?

(Холодильник. )

После прочтения каждого стихотворения дети называют слова со звуком х, определяют его место в этих словах.

в) Предложить детям изобразить букву х. Дети встают, рас­ставляют ноги шире плеч, руки поднимают вверх и разводят их в стороны. (Показать картинку из книги «Язык родной, дружи со мной». )

г) Чтение слогов с буквой х по таблице:

                                

                           А         

X

У
О                               Х
Э

 Ы

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...