Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Использование новых форм и приемов обучения детей грамоте




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ФОРМ И ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ГРАМОТЕ

Т. И. Маркевич,

логопед детского сада № 410, г. Ташкент.

В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи творчески работающие педагогические коллективы постоянно ищут новые, более эффективные формы работы.

Весь педагогический коллектив нашего детского сада много лет работает над формированием у детей полезных навыков учеб­ной деятельности. Проверка детей, выпущенных из нашего детского сада, на протяжении многих лет показала хорошее их общеречевое развитие и успешное обучение в школе. Будучи в специальном детском саду, дети овладели правильной речью: имеют богатый словарный запас, умеют логически мыслить, правильно строить предложения, рассказывать, объяснять, без труда усваивают ма­тематику. Положительных результатов добиваются наши логопеды и воспитатели благодаря творческому подходу к cBoeii работе, использованию новых форм и приемов.

Нам хочется поделиться опытом работы по обучению грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

В подготовительной к школе группе мы несколько изменяли порядок прохождения специальной «Программы» (Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи. — М., 1978) в целях более качественной подготовки детей к обучению в школе, развитию у них фонематического восприятия и предупреждения дисграфии.

Каждый год мы что-то совершенствуем в методике обучения, а содержание и последовательность программы сохраняем.

Одним из главных наших нововведений было более раннее на­чало обучения грамоте. В течение ряда лет мы начинали обучение детей грамоте с 1 сентября, как это делается в школе. Дети с пер­вого же дня пребывания в детском саду начинали ощущать себя учениками. Это в значительной степени изменяло их поведение на занятиях. Они сразу же становились более подтянутыми, сосредо­точенными, внимательными, ответственными. Обследование детей проводили параллельно с обучением, а не поочередно. Это давало нам большой запас во времени.

Другим важным начинанием было совмещение работы над зву­ком и буквой. Познакомив детей со звуком, мы давали сразу же его графическое изображение — букву. И третье отличие состояло в том, что мы упражняли детей в написании буквы печатным шрифтом, т. е. разрешали детям поупражняться в печатном изобра­жении букв мелом на доске и карандашом в тетради. Это вызывало у них большой интерес к занятиям. Дети с большим удовольствием знакомятся с буквами, упражняются в их написании. Знакомство с буквами проводится в игровой форме, поэтому буквы легко за­поминаются. Наши наблюдения показывают, что у детей подгото­вительной к школе группы уже есть потребность узнавать наряду с изучаемым звуком и соответствующую букву, а также графически изображать ее.

Для ознакомления детей с новой буквой, печатания ее в тетра­ди отводится часть фронтального занятия логопеда. Покажем на примере, как проходит знакомство детей с буквами м или н.

На занятии дети выделяют первый звук в словах. В словах мак, мох, муха — звук м. В словах: нос, нас, ноты — н. Дети опре­деляют звук и дают его характеристику: м (или н) — согласный, может звучать мягко и твердо, находиться в слове в начале, сере­дине и конце.

После характеристики звука и показа буквы м (или н) предлагаем детям построить ее. Для этого используется игра «Как построить букву». Сначала дети выкладывают буквы из палочек, затем сами строят эти буквы у доски: двое ребят соединяют (один левую, а другой правую) руки, опустив их вниз, и получается буква м; или, встав лицом друг к другу, соединяют обе руки, по­лучается буква н. Дети строят и другие буквы, такие, как х, к, т, п, д, г, р, я, ч, л, у, ф.

Затем все дети упражняются в написании буквы мелом на доске и, когда напишут, оценивают их написание, отмечая лучшие и более правильные.

Следующий вид работы — написание букв в тетрадях. Де­ти старательно пишут эти буквы, а затем слоги и короткие сло­ва простым карандашом в тетради. Для письма используются тетради в линейку. Дети пишут через строчку. В начале каждой строчки дается образец написания.

Эти работы мы оцениваем отметкой. Таким образом, на заня­тии используется одновременно несколько анализаторов — зри­тельный, речедвигательный и слуховой, плюс разработка кисти руки, т. е. формирование двигательного навыка при написании букв. Наш опыт убеждает в том, что, чем больше анализаторов участвует в ознакомлении с новым материалом, тем легче, быстрее и прочнее дети его усваивают.

На занятиях по обучению грамоте мы широко использовали игру «Живые буквы». Проводим ее, так же, как игру «Живые звуки», в различных вариантах. Буквы могут «двигаться», «ме­няться местами», отчего получается новое слово. Слово может преобразовываться в игре — одни буквы «уходят», другие «стано­вятся» на их место: сомсок суп, коттоктуктак.

В игровой образной форме мы знакомим детей с мягкими и твердыми звуками. Смягчение согласных также усваивается в игре, если подать их образно, например так: «Согласные буквы стоят смирно, вытянувшись прямо и твердо, если за ними становятся гласные — а, о, у, ы, э (ма), а когда за согласными буквами ста­новятся гласные — и, е, ё, ю, я (которые смягчают все согласные буквы), то они сразу становятся мягкими и стоят чуть согнувшись, наклонив голову, опустив плечи (мя)».

Работа по словообразованию, по изменению слов и превраще­нию одного слова в другое путем замены или добавления букв к имеющемуся слову проводится нами на протяжении всего учебно­го года. Мы знакомим детей со всеми буквами алфавита.

Благодаря тому что в процессе занятия различные виды рабо­ты многократно сменяют друг друга, интерес и внимание детей к занятию не ослабевают до конца.

В середине занятия обязательно проводится физкультминут­ка — 2—3 минуты.

Имея в виду, что основной вид деятельности ребенка дошколь­ника — игра, мы стремимся многие виды работы проводить в игро­вой форме. Например, логопед раздает детям по одной букве крупного размера, затем произносит звуки, слоги или слова с изучаемыми буквами. Если произносятся звуки, дети выходят к доске и несут соответствующие буквы, если произносятся слоги, дети поднимают соответствующие буквы, входящие в состав на­званного слога, выходят с ними к доске и становятся в нужном порядке. Чтобы предупредить ошибки, предварительно каждый слог анализируется на слух.

Таким образом, дети не только слышат, но и видят количество и порядок произносимых звуков в слоге. Аналогично проходит игра и со словами, предлагаемыми детям для анализа, например суп или сок. Кроме указанных в «Программе», также разбираем и другие слова с пройденными звуками и буквами. Дополнительно мы включаем для анализа следующие слова:

 

сом сыт мал лак мак тут так кит
сон сук мил лук там ток это кап
нос усы мыл пух ком тук эхо нас
осы мох ухо лом тик кот Том  

Увеличение количества слов не удлиняет времени, отведенного для занятия. Это достигается благодаря включению новых форм работы, о которых мы расскажем ниже.

Большее количество слов, предлагаемых детям для анализа, способствует развитию фонематического восприятия, совершенство­ванию умений анализировать односложные и двухсложные слова, состоящие из трех звуков. Для формирования у детей отчетливого представления о местоположении звука в слове мы используем игру «Найди свое место в слове». Чтобы дети лучше ориентирова­лись в таких понятиях, как начало, середина и конец слова, мы использовали следующий прием: мелом делим доску на три части, показывая, где начало, где середина и где конец слова. Затем ло­гопед называет слово и просит определить место какого-либо звука в этом слове. Расположение слова на доске даем слева направо. Ребенок с соответствующей буквой выходит к доске и становится на то место, где находится названный звук в данном слове. Таким образом, доска, разделенная на части, становится ориентиром для расположения звуков. Если кто-либо из детей ошибается, другие его " поправляют.

В 1 периоде обучения на каждом занятии дети тренируются в написании печатных букв мелом на доске, а также карандашом в тетради, но могут выполнить и более сложные задания.

Большое значение мы придаем насыщенности упражнений на занятии, большому охвату детей. С этой целью мы так организуем работу на занятии, чтобы несколько детей одновременно выполня­ли разные задания. Это увеличивает количество упражнений и способствует более прочному усвоению материала. Одновременное выполнение несколькими детьми разных заданий является новой формой работы на занятиях с детьми дошкольного возраста.

Покажем это на примере. Дети познакомились с новым звуком и буквой с. Один ребенок получает задание дать полную характе­ристику этому звуку, другому же в это время дается задание — найти соответствующую букву в большой кассе, третьему — напи­сать эту букву на доске мелом.

Если разбирается, например, слово суп, то в начале оно анали­зируется на слух, т. е. определяется количество и порядок входя­щих в него звуков, дается характеристика каждому звуку: звук с — согласный, глухой и звучит в слове суп твердо, звук у — гласный, звук п — согласный, глухой и звучит в этом слове тоже твердо.

Затем даются задания для одновременного выполнения уже четверым детям: одному ребенку — выложить это слово из цвет­ных полосок на фланелеграфе, второму — зарисовать схему этого слова мелом на доске:

     
 


                                                                  . . .

                                                                     —

и подчеркнуть в схеме звук с, третьему — выложить его на доске буквами, четвертому — написать мелом на доске. Вызванные де­ти выполняют их одновременно, а остальные проверяют правиль­ность их выполнения.

При использовании такой формы работы каждый ребенок ак­тивно трудится, логически мыслит и не только слушает, выделяет, определяет место звука в слоге и слове на слух, но и воспринима­ет это слово и все входящие в него буквы зрительно, соотнося их со звуками, тренируется в их написании. Логопед получает воз­можность проверить одновременно нескольких детей.

Каждый год в конце I периода обучения мы проверяем знания детей, проводим своего рода контрольные проверки. Как правило, подводя итоги обучения в конце I периода, мы видим, что боль­шинство детей не только хорошо усваивают изучаемые звуки, умеют их выделять и определять их место в слове, но и усваива­ют следующие соответствующие звукам буквы: а, у, о, и, ы, э, п, т, к, х, л, с, м, н. В результате проверки выясняется, что дети на­учились выкладывать из знакомых букв слоги и короткие слова, писать эти слова и слоги печатными буквами мелом на доске, ка­рандашом в тетради и умеют читать их. Этому содействовал постоянный контроль со стороны логопеда. Давая одновременно нескольким детям разные задания, он проверяет каждого ребенка: правильно ли выложено слово из цветных полосок у Вовы, верно ли зарисовала схему этого же слова Света, так ли сложил слово из букв Саша и правильно ли написал печатными буквами Миша. К проверке заданий привлекаются все дети.

В конце I периода обучения многие дети уже могли написать на доске слоги и короткие слова под диктовку. Для записи мы давали следующие слова из пройденных букв:

сито сила киты хата—хаты нота—ноты
лоси сомы кони липа—липы мина—мины мимины
соты носы маки лапа—лапы тина—тины
соки супы ломы мама—мамы муха—мухи
сало коты   папа—папы  

 

 

 

 

 


Во II периоде работа по анализу и синтезу слов несколько усложняется. На каждом занятии, помимо программного мате­риала, мы разбирали по 8—12 слов. Дети выполняли слоговой, звуковой и буквенный анализ слов.

В своей работе мы воспитывали у детей последователтлюсть и целенаправленность в выполнении задания. Для этого каждому ребенку предлагали сразу несколько заданий: определить коли­чество слогов в данном слове, разобрать звуковой и буквенный состав каждого слова. Для выполнения задания доска делится на 4 части. К доске вызывают четверых детей. Им дают слова-кар­тинки разного слогового состава, например на звук р (рак, рыба, крот, крыша). Дети выполняют задание. Это будет выглядеть так:

. . .     . .   . .      . . . .     . . .  . .

рак    ры  ба      крот    кры ша

Остальные дети следят за работой своих товарищей, и, если кто-то ошибается, ошибка тут же исправляется. Когда выполнят задание, каждый ребенок объясняет, почему в его слове один или два слога. Отмечает, как звучит в этом слове изучаемый звук (твердо или мягко). После этого дается задание всем детям при­думать слова, чтобы они подходили к данной схеме (выбирается сначала одна из схем, затем 2, 3 и все). Можно соотносить схему с одним рядом. Дети активно называют слова, выходят и пишут свои слова на доске под выбранной схемой. Аналогично можно разобрать еще 4 или 8 слов. Это позволяет каждому ребенку на занятии поработать у доски индивидуально. Одновременно выпол­нение заданий несколькими детьми позволяет увеличить их упражняемость.

В середине II периода, т. е. в январе, мы включаем словарные диктанты. Дети уже могут писать под диктовку слова и выполня­ют эту работу очень старательно. Такие диктанты проводятся один раз в 1—2 недели.

Опыт нашей работы свидетельствует о том, что дети могут писать не только" отдельные слова под диктовку, но и диктанты, состоящие из коротких предложений. Перед такими диктантами дети упражняются в списывании коротких текстов с доски или из «Азбуки». Обращаем внимание детей, что слова и предлоги пишутся отдельно, в конце предложения ставится точка, а первое слово следующего предложения пишется с большой буквы.

На занятиях проводится предупредительная работа по подго­товке к диктантам. Слова, которые будут включены в диктант, сначала разбираются устно. Затем записывают их на доске, а де­ти в тетрадях.

Например, дети учатся дифференцировать звуки сз в словах козы косы. Эти же слова включаются в диктант (У Лары косы. На лугу козы. ). При дифференцировании с—ш в словах миска мишка. Эти же слова также включаются в диктант (У Сони миш­ка. У Зины миска. ).

Такая работа развивает фонематический слух у ребенка. Если кто-то из детей допускает ошибки, их устранение дополнительно ведется на индивидуальных занятиях.

Следует отметить, что диктанты дети пишут с удовольствием.

Во время работы мы обратили внимание, что чтение имеет большое значение для автоматизации поставленных звуков. Чи­тая, они «видят» звук, который им нужно произносить правильно, и автоматизация проходит значительно быстрее.

С целью проверки навыков мы давали некоторые задания из программы I класса. Дети без особого труда справлялись с ними.

Подобное прохождение материала мы проводили не только в группе детей с фонематическим недоразвитием, но и в группе с общим речевым недоразвитием. Нам интересен был сам процесс усвоения детьми материала и степень возможности этого усвоения.

Детям с общим речевым недоразвитием обычно с большим трудом даются абстрактные понятия. Они затрудняются в опреде­лении места звука в слове. Знакомство с буквами, графические изображения, составление схем слов в значительной мере облегча­ют работу. Например, логопед дает схему, дети должны найти это слово и доказать, что они правильно его подобрали. Если слово из трех звуков, дети легко справляются с заданием, а со словами из четырех-пяти звуков — затрудняются. Вот тут на помощь как «доказательство» и приходят буквы, окрашенные в разный цвет. Буквы, соответствующие гласным звукам, — красные, а согласные — синие, как и полоски картона для составления схе­мы слова. Глядя на полоски и буквы, составляющие слово, дети с уверенностью говорят: «Да, Ира правильно подобрала слово к схеме! »

Мы считали целесообразным ставить детям оценки за работу на занятии и успешно пользовались этим средством. В результате дети хорошо ознакомились с цифрами в пределах 5, с их напи­санием.

Таким образом, познавательный интерес детей распространя­ется и на математику. В конце года проводятся открытые итоговые занятия, где дети демонстрируют уровень развития речи, фонема­тического слуха, анализ и синтез, логическое мышление, технику чтения и быстроту ответной реакции на каждый вопрос.

В результате такой работы дисграфия у наших выпускников исключается.

К концу года дети не только хорошо овладевают всеми звука­ми и соответствующими буквами, но и хорошо, а некоторые бегло научаются читать любой текст. -

После пребывания в подготовительной группе нашего детского сада дети идут в школу хорошо подготовленными, с развитыми навыками учебной деятельности.

В качестве приложения приведем конспект одного занятия, проведенного в начале учебного года. Цель его — показать, как в одном занятии сочетаются закрепление усвоенного материала, знакомство с новым звуком и буквой и упражнение в графическом ее изображении.

В связи с тем что дети только еще начали учиться самосто­ятельно работать, в конспекте показана одновременная работа

у доски только двоих детей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...