Использование новых форм и приемов обучения детей грамоте
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ФОРМ И ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ГРАМОТЕ Т. И. Маркевич, логопед детского сада № 410, г. Ташкент. В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи творчески работающие педагогические коллективы постоянно ищут новые, более эффективные формы работы. Весь педагогический коллектив нашего детского сада много лет работает над формированием у детей полезных навыков учебной деятельности. Проверка детей, выпущенных из нашего детского сада, на протяжении многих лет показала хорошее их общеречевое развитие и успешное обучение в школе. Будучи в специальном детском саду, дети овладели правильной речью: имеют богатый словарный запас, умеют логически мыслить, правильно строить предложения, рассказывать, объяснять, без труда усваивают математику. Положительных результатов добиваются наши логопеды и воспитатели благодаря творческому подходу к cBoeii работе, использованию новых форм и приемов. Нам хочется поделиться опытом работы по обучению грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. В подготовительной к школе группе мы несколько изменяли порядок прохождения специальной «Программы» (Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи. — М., 1978) в целях более качественной подготовки детей к обучению в школе, развитию у них фонематического восприятия и предупреждения дисграфии. Каждый год мы что-то совершенствуем в методике обучения, а содержание и последовательность программы сохраняем. Одним из главных наших нововведений было более раннее начало обучения грамоте. В течение ряда лет мы начинали обучение детей грамоте с 1 сентября, как это делается в школе. Дети с первого же дня пребывания в детском саду начинали ощущать себя учениками. Это в значительной степени изменяло их поведение на занятиях. Они сразу же становились более подтянутыми, сосредоточенными, внимательными, ответственными. Обследование детей проводили параллельно с обучением, а не поочередно. Это давало нам большой запас во времени.
Другим важным начинанием было совмещение работы над звуком и буквой. Познакомив детей со звуком, мы давали сразу же его графическое изображение — букву. И третье отличие состояло в том, что мы упражняли детей в написании буквы печатным шрифтом, т. е. разрешали детям поупражняться в печатном изображении букв мелом на доске и карандашом в тетради. Это вызывало у них большой интерес к занятиям. Дети с большим удовольствием знакомятся с буквами, упражняются в их написании. Знакомство с буквами проводится в игровой форме, поэтому буквы легко запоминаются. Наши наблюдения показывают, что у детей подготовительной к школе группы уже есть потребность узнавать наряду с изучаемым звуком и соответствующую букву, а также графически изображать ее. Для ознакомления детей с новой буквой, печатания ее в тетради отводится часть фронтального занятия логопеда. Покажем на примере, как проходит знакомство детей с буквами м или н. На занятии дети выделяют первый звук в словах. В словах мак, мох, муха — звук м. В словах: нос, нас, ноты — н. Дети определяют звук и дают его характеристику: м (или н) — согласный, может звучать мягко и твердо, находиться в слове в начале, середине и конце. После характеристики звука и показа буквы м (или н) предлагаем детям построить ее. Для этого используется игра «Как построить букву». Сначала дети выкладывают буквы из палочек, затем сами строят эти буквы у доски: двое ребят соединяют (один левую, а другой правую) руки, опустив их вниз, и получается буква м; или, встав лицом друг к другу, соединяют обе руки, получается буква н. Дети строят и другие буквы, такие, как х, к, т, п, д, г, р, я, ч, л, у, ф.
Затем все дети упражняются в написании буквы мелом на доске и, когда напишут, оценивают их написание, отмечая лучшие и более правильные. Следующий вид работы — написание букв в тетрадях. Дети старательно пишут эти буквы, а затем слоги и короткие слова простым карандашом в тетради. Для письма используются тетради в линейку. Дети пишут через строчку. В начале каждой строчки дается образец написания. Эти работы мы оцениваем отметкой. Таким образом, на занятии используется одновременно несколько анализаторов — зрительный, речедвигательный и слуховой, плюс разработка кисти руки, т. е. формирование двигательного навыка при написании букв. Наш опыт убеждает в том, что, чем больше анализаторов участвует в ознакомлении с новым материалом, тем легче, быстрее и прочнее дети его усваивают. На занятиях по обучению грамоте мы широко использовали игру «Живые буквы». Проводим ее, так же, как игру «Живые звуки», в различных вариантах. Буквы могут «двигаться», «меняться местами», отчего получается новое слово. Слово может преобразовываться в игре — одни буквы «уходят», другие «становятся» на их место: сом—сок— суп, кот—ток—тук—так. В игровой образной форме мы знакомим детей с мягкими и твердыми звуками. Смягчение согласных также усваивается в игре, если подать их образно, например так: «Согласные буквы стоят смирно, вытянувшись прямо и твердо, если за ними становятся гласные — а, о, у, ы, э (ма), а когда за согласными буквами становятся гласные — и, е, ё, ю, я (которые смягчают все согласные буквы), то они сразу становятся мягкими и стоят чуть согнувшись, наклонив голову, опустив плечи (мя)». Работа по словообразованию, по изменению слов и превращению одного слова в другое путем замены или добавления букв к имеющемуся слову проводится нами на протяжении всего учебного года. Мы знакомим детей со всеми буквами алфавита. Благодаря тому что в процессе занятия различные виды работы многократно сменяют друг друга, интерес и внимание детей к занятию не ослабевают до конца. В середине занятия обязательно проводится физкультминутка — 2—3 минуты.
Имея в виду, что основной вид деятельности ребенка дошкольника — игра, мы стремимся многие виды работы проводить в игровой форме. Например, логопед раздает детям по одной букве крупного размера, затем произносит звуки, слоги или слова с изучаемыми буквами. Если произносятся звуки, дети выходят к доске и несут соответствующие буквы, если произносятся слоги, дети поднимают соответствующие буквы, входящие в состав названного слога, выходят с ними к доске и становятся в нужном порядке. Чтобы предупредить ошибки, предварительно каждый слог анализируется на слух. Таким образом, дети не только слышат, но и видят количество и порядок произносимых звуков в слоге. Аналогично проходит игра и со словами, предлагаемыми детям для анализа, например суп или сок. Кроме указанных в «Программе», также разбираем и другие слова с пройденными звуками и буквами. Дополнительно мы включаем для анализа следующие слова:
Увеличение количества слов не удлиняет времени, отведенного для занятия. Это достигается благодаря включению новых форм работы, о которых мы расскажем ниже. Большее количество слов, предлагаемых детям для анализа, способствует развитию фонематического восприятия, совершенствованию умений анализировать односложные и двухсложные слова, состоящие из трех звуков. Для формирования у детей отчетливого представления о местоположении звука в слове мы используем игру «Найди свое место в слове». Чтобы дети лучше ориентировались в таких понятиях, как начало, середина и конец слова, мы использовали следующий прием: мелом делим доску на три части, показывая, где начало, где середина и где конец слова. Затем логопед называет слово и просит определить место какого-либо звука в этом слове. Расположение слова на доске даем слева направо. Ребенок с соответствующей буквой выходит к доске и становится на то место, где находится названный звук в данном слове. Таким образом, доска, разделенная на части, становится ориентиром для расположения звуков. Если кто-либо из детей ошибается, другие его " поправляют.
В 1 периоде обучения на каждом занятии дети тренируются в написании печатных букв мелом на доске, а также карандашом в тетради, но могут выполнить и более сложные задания. Большое значение мы придаем насыщенности упражнений на занятии, большому охвату детей. С этой целью мы так организуем работу на занятии, чтобы несколько детей одновременно выполняли разные задания. Это увеличивает количество упражнений и способствует более прочному усвоению материала. Одновременное выполнение несколькими детьми разных заданий является новой формой работы на занятиях с детьми дошкольного возраста. Покажем это на примере. Дети познакомились с новым звуком и буквой с. Один ребенок получает задание дать полную характеристику этому звуку, другому же в это время дается задание — найти соответствующую букву в большой кассе, третьему — написать эту букву на доске мелом. Если разбирается, например, слово суп, то в начале оно анализируется на слух, т. е. определяется количество и порядок входящих в него звуков, дается характеристика каждому звуку: звук с — согласный, глухой и звучит в слове суп твердо, звук у — гласный, звук п — согласный, глухой и звучит в этом слове тоже твердо. Затем даются задания для одновременного выполнения уже четверым детям: одному ребенку — выложить это слово из цветных полосок на фланелеграфе, второму — зарисовать схему этого слова мелом на доске: . . . — и подчеркнуть в схеме звук с, третьему — выложить его на доске буквами, четвертому — написать мелом на доске. Вызванные дети выполняют их одновременно, а остальные проверяют правильность их выполнения. При использовании такой формы работы каждый ребенок активно трудится, логически мыслит и не только слушает, выделяет, определяет место звука в слоге и слове на слух, но и воспринимает это слово и все входящие в него буквы зрительно, соотнося их со звуками, тренируется в их написании. Логопед получает возможность проверить одновременно нескольких детей. Каждый год в конце I периода обучения мы проверяем знания детей, проводим своего рода контрольные проверки. Как правило, подводя итоги обучения в конце I периода, мы видим, что большинство детей не только хорошо усваивают изучаемые звуки, умеют их выделять и определять их место в слове, но и усваивают следующие соответствующие звукам буквы: а, у, о, и, ы, э, п, т, к, х, л, с, м, н. В результате проверки выясняется, что дети научились выкладывать из знакомых букв слоги и короткие слова, писать эти слова и слоги печатными буквами мелом на доске, карандашом в тетради и умеют читать их. Этому содействовал постоянный контроль со стороны логопеда. Давая одновременно нескольким детям разные задания, он проверяет каждого ребенка: правильно ли выложено слово из цветных полосок у Вовы, верно ли зарисовала схему этого же слова Света, так ли сложил слово из букв Саша и правильно ли написал печатными буквами Миша. К проверке заданий привлекаются все дети.
В конце I периода обучения многие дети уже могли написать на доске слоги и короткие слова под диктовку. Для записи мы давали следующие слова из пройденных букв:
Во II периоде работа по анализу и синтезу слов несколько усложняется. На каждом занятии, помимо программного материала, мы разбирали по 8—12 слов. Дети выполняли слоговой, звуковой и буквенный анализ слов. В своей работе мы воспитывали у детей последователтлюсть и целенаправленность в выполнении задания. Для этого каждому ребенку предлагали сразу несколько заданий: определить количество слогов в данном слове, разобрать звуковой и буквенный состав каждого слова. Для выполнения задания доска делится на 4 части. К доске вызывают четверых детей. Им дают слова-картинки разного слогового состава, например на звук р (рак, рыба, крот, крыша). Дети выполняют задание. Это будет выглядеть так: . . . . . . . . . . . . . . . . рак ры ба крот кры ша Остальные дети следят за работой своих товарищей, и, если кто-то ошибается, ошибка тут же исправляется. Когда выполнят задание, каждый ребенок объясняет, почему в его слове один или два слога. Отмечает, как звучит в этом слове изучаемый звук (твердо или мягко). После этого дается задание всем детям придумать слова, чтобы они подходили к данной схеме (выбирается сначала одна из схем, затем 2, 3 и все). Можно соотносить схему с одним рядом. Дети активно называют слова, выходят и пишут свои слова на доске под выбранной схемой. Аналогично можно разобрать еще 4 или 8 слов. Это позволяет каждому ребенку на занятии поработать у доски индивидуально. Одновременно выполнение заданий несколькими детьми позволяет увеличить их упражняемость. В середине II периода, т. е. в январе, мы включаем словарные диктанты. Дети уже могут писать под диктовку слова и выполняют эту работу очень старательно. Такие диктанты проводятся один раз в 1—2 недели. Опыт нашей работы свидетельствует о том, что дети могут писать не только" отдельные слова под диктовку, но и диктанты, состоящие из коротких предложений. Перед такими диктантами дети упражняются в списывании коротких текстов с доски или из «Азбуки». Обращаем внимание детей, что слова и предлоги пишутся отдельно, в конце предложения ставится точка, а первое слово следующего предложения пишется с большой буквы. На занятиях проводится предупредительная работа по подготовке к диктантам. Слова, которые будут включены в диктант, сначала разбираются устно. Затем записывают их на доске, а дети в тетрадях. Например, дети учатся дифференцировать звуки с—з в словах козы — косы. Эти же слова включаются в диктант (У Лары косы. На лугу козы. ). При дифференцировании с—ш в словах миска — мишка. Эти же слова также включаются в диктант (У Сони мишка. У Зины миска. ). Такая работа развивает фонематический слух у ребенка. Если кто-то из детей допускает ошибки, их устранение дополнительно ведется на индивидуальных занятиях. Следует отметить, что диктанты дети пишут с удовольствием. Во время работы мы обратили внимание, что чтение имеет большое значение для автоматизации поставленных звуков. Читая, они «видят» звук, который им нужно произносить правильно, и автоматизация проходит значительно быстрее. С целью проверки навыков мы давали некоторые задания из программы I класса. Дети без особого труда справлялись с ними. Подобное прохождение материала мы проводили не только в группе детей с фонематическим недоразвитием, но и в группе с общим речевым недоразвитием. Нам интересен был сам процесс усвоения детьми материала и степень возможности этого усвоения. Детям с общим речевым недоразвитием обычно с большим трудом даются абстрактные понятия. Они затрудняются в определении места звука в слове. Знакомство с буквами, графические изображения, составление схем слов в значительной мере облегчают работу. Например, логопед дает схему, дети должны найти это слово и доказать, что они правильно его подобрали. Если слово из трех звуков, дети легко справляются с заданием, а со словами из четырех-пяти звуков — затрудняются. Вот тут на помощь как «доказательство» и приходят буквы, окрашенные в разный цвет. Буквы, соответствующие гласным звукам, — красные, а согласные — синие, как и полоски картона для составления схемы слова. Глядя на полоски и буквы, составляющие слово, дети с уверенностью говорят: «Да, Ира правильно подобрала слово к схеме! » Мы считали целесообразным ставить детям оценки за работу на занятии и успешно пользовались этим средством. В результате дети хорошо ознакомились с цифрами в пределах 5, с их написанием. Таким образом, познавательный интерес детей распространяется и на математику. В конце года проводятся открытые итоговые занятия, где дети демонстрируют уровень развития речи, фонематического слуха, анализ и синтез, логическое мышление, технику чтения и быстроту ответной реакции на каждый вопрос. В результате такой работы дисграфия у наших выпускников исключается. К концу года дети не только хорошо овладевают всеми звуками и соответствующими буквами, но и хорошо, а некоторые бегло научаются читать любой текст. - После пребывания в подготовительной группе нашего детского сада дети идут в школу хорошо подготовленными, с развитыми навыками учебной деятельности. В качестве приложения приведем конспект одного занятия, проведенного в начале учебного года. Цель его — показать, как в одном занятии сочетаются закрепление усвоенного материала, знакомство с новым звуком и буквой и упражнение в графическом ее изображении. В связи с тем что дети только еще начали учиться самостоятельно работать, в конспекте показана одновременная работа у доски только двоих детей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|