Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Значение труда в воспитании заикающихся




ЗНАЧЕНИЕ ТРУДА В ВОСПИТАНИИ ЗАИКАЮЩИХСЯ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Л. А. Слюсаревская, ясли-сад.

72, г. Краснодар

«Совместное трудовое усилие, работа в коллективе, трудовая помощь людей и постоянная их взаимная трудовая зависимость только и могут создать правильное отношение человека друг к другу. Это правильное отношение состоит не только в том, что каждый человек отдает свои силы обществу, но и в том, что он и от других требует того же, что он не хочет рядом с собой пе­реносить жизнь дармоеда».

В пашей группе были 16 заикающихся детей шестилетнего возраста: 15 мальчиков и 1 девочка. Дети поступили в группу из разныхдетских садов, часть — из дома. Все были с разным уров­нем пользования речью без заикания и с разными трудовыми навыками. Многие из них не умели даже самостоятельно одевать­ся, избегалидежурств, старались, чтобы за них это сделал кто-то другой.

 Мы поставили задачу научить детей доступным трудовым навыкам. С этой целью оформили уголки труда, читали рассказы. сказки о том, что, работая сообща, можно сделать много хорошего и полезного.

У заикающихся детей, как и у детей массового детского сада, необходимо развивать интерес и любовь к труду, приучать их ста­рательно и аккуратно выполнять трудовые поручения, воспитывать стремление добиваться результатов труда, готовность участвовать в совместной трудовой деятельности.

Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматри­вать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Как бы ни был ребенок заинтересован целью труда, не владея определенными навыками, он никогда не достиг­нет результата. Сформированные трудовые умения и навыки слу­жат основой для воспитания у детей серьезного отношения к тру­ду, привычки к трудовому усилию, желания трудиться, включаться в труд по собственному побуждению, успешно его завершать. От педагога требуется четкое знание того, какими навыками должны овладеть воспитанники его группы. Это даст возможность опре­делить характер руководства трудовым обучением применительно к детям, страдающим заиканием. В период овладения действием — терпеливо показывать, объяснять, помогать; по мере овладения им — требовать самостоятельности и хорошего качества выполне­ния. В определении содержания обучения мы исходили из про­граммы. Заикающимся детям доступны все виды труда: хозяйст­венно-бытовой, в природе, ручной труд;

Трудовые умения и навыки, которыми овладевает ребенок до­школьного возраста, различны. Их характер и объем обусловлены спецификой того или иного вида труда, его конкретным содержа­нием.

У заикающихся детей воспитатель формирует правильные на­выки в доступных им видах труда, умение ценить труд взрослых и товарищей и одновременно усваивать знания о предметах и ма­териалах труда, инструментах и т. д.

В процессе труда у детей совершенствуются такие положитель­ные качества, как забота о других, стремление оказывать помощь товарищам, желание сделать приятное малышам, родителям. Они начинают понимать, что совместный творческий труд доставляет людям радость и способствует укреплению дружбы. Для труда можно объединять всю группу детей или разбивать их на неболь­шие подгруппы. Нужно учитывать их желания, симпатии, общие интересы и объединять их так, чтобы более организованные, знаю­щие не подавляли слабых, а помогали им. Постепенно дети при­обретают умение трудиться вместе, слаженно, быстро, договари­ваться о распределении обязанностей, готовить материал для труда Большое значение в воспитании заикающихся дошкольников играет не просто труд, а коллективный труд, объединяющий детей единой целью. Содержание его в группе для заикающихся до­школьников очень разнообразно: коллективная уборка групповой комнаты и участка, работа на огороде, сбор цветов, овощей, со­ставление букетов, ремонт книг и пособий, конструирование соору­жений для игры на участке и т. д. По окончании совместной работы надо вместе с детьми проверить, как выполнено задание, от­метить тех, кто старался, быстро справился с ним, а затем помо­гал товарищам, назвать и тех, кто ленился и трудился плохо.

В трудовом воспитании детей большое значение имеет пример взрослых, единство требований, а также приемов и методов обуче­ния трудовым навыкам. Важное значение для трудового воспита­ния заикающихся дошкольников имеет общая трудовая атмосфера в коллективе детского сада. Труд организует и способствует фор­мированию у детей привычки к организованным действиям, вос­питывает ответственность и дисциплину. Надо учитывать особен­ности детского труда: главная ценность его не в материальных результатах, как в деятельности взрослого человека, а в воспита­тельном значении. Труд ребенка, особенно на первоначальных сту­пенях, близок к игре, однако трудовая деятельность всегда пред­полагает направленность усилий на достижение результата. Этим труд отличается от игры, которая может быть завершена на лю­бой ее стадии. Воспитание у детей интереса и любви к труду про­водилось ее только непосредственно в трудовой деятельности, но и па других занятиях, при чтении художественной литературы, во время прогулок и экскурсий, где дошкольники узнавали о различ­ных профессиях, о том, например, как люди выращивают хлеб или как дети помогают взрослым.

Труд требует от детей сосредоточения, внимания и организо­ванности, воспитывает чувство ответственности за порученное де­ло, умение руководствоваться интересами коллектива, т. е. труд является важнейшим средством формирования тех нравственно-волевых качеств, без которых невозможна систематическая работа в школе и вся последующая трудовая деятельность человека.

Кроме общих задач, в процессе труда решаются также и коррекционные задачи. Правильно организованная трудовая деятель­ность оказывает большое влияние на коррекцию речи. Очень важ­но у заикающихся дошкольников выработать внимание к речи взрослых, воспитывать выдержку, сосредоточенность, целенаправ­ленность. Они должны уметь выслушивать задание до конца, за­тем приступить к его выполнению. Можно дать детям трудовые задания, поручения в определенной последовательности. В этой же последовательности надо требовать и выполнения их детьми.

В коррекционных целях важно научить детей прослушивать речевые образцы, которыми они будут пользоваться в дальнейшем. Для этого воспитатель сам рассказывает о действиях детей, пред­метах, которыми они пользуются во время труда. Так, при подго­товке к занятию дежурные раздают материал, а воспитатель говорит:

 «Саша раздает карандаши, а Витя готовит бумагу. Белый лист Вова положил Наташе, прямоугольный лист Коле. Саша кла­дет коробку карандашей Вите. Он ставит коробку на край стола, чтобы осталось место для бумаги». И т. д. Развивая внимание к речи в процессе труда, воспитатель дает указания к работе и обязательно следит за правильностью их выполнения.

В периоды ограничения речевой деятельности воспитатели должны компенсировать сниженную двигательную активность не только подвижными играми, но и трудовой деятельностью. Для этого можно использовать различные виды труда, широко приме­няемые в массовых дошкольных учреждениях.

Особенностью нашей работы является одновременное решение общеразвивающих задач и коррекционно-воспитательных. В на­шей группе труд использовался для ограничения речи заикающих­ся детей, для развития желательных положительных черт лич­ности, для упражнений в доступной самостоятельной речи (без заикания) и коррекции психических процессов.

В I период обучения дети в процессе труда усваивали назва­ния материалов, деталей предметов. Коррекционная задача состо­яла в запоминании последовательности трудовых операций. Бла­гоприятным материалом для накопления пассивного речевого запаса является образец речи взрослых и обсуждение последова­тельности действий, а затем анализ полученной работы.

Во II периоде обучения воспитатели упражняли детей в актив­ной самостоятельной рели. Они постепенно приучали их сначала называть то, что они собираются делать, а затем выполнять заду­манное, следили за тем, чтобы постройка или поделка была за­вершена. При подборе трудовых поручений учитывались интересы и физические возможности детей, так как недоступные задачи при­водят их к возбуждению, вызывают негативные проявления или вселяют неуверенность. Воспитатели также закрепляли навыки общего и речевого поведения.

В III периоде (весной) воспитатель упражняет детей в фразо­вой речи. Это происходит как при выполнении различных видов труда в группе, так и при работе на участке. Когда дети начинают свободно пользоваться контекстной речью (IV период), они сопровождают процесс трудовой деятельности подробным рассказом о том, что они делают.

 В работе мы соблюдали все принципы обучения труду и речи. Остановимся на конкретных видах труда. Значительное место в программе обучения заикающихся детей отводится хозяйственно-бытовому труду.

Хозяйственно-бытовой труд в этих группах включает дежурст­ва по столовой и в уголке природы, подготовку к занятиям, само­обслуживание, посильное участие в уборке помещения и участка.

В детском саду необходимо приучать заикающихся детей вы­полнять некоторые обязанности по дому: заправлять свою постель, убирать игрушки, книги, принадлежности для рисования, поливать растения, помогать старшим накрывать на стол и т. д. При этом их учат выполнять порученное дело в определенной последовательности и непременно доводить начатое дело до конца. Бла­годаря труду расширяются физические возможности детей, совер­шенствуются сила и ловкость движений, возникает понимание об­щественной значимости труда в связи с развитием коллективных возможностей.

Обучение детей хозяйственно-бытовому труду проводит воспи­татель. Вначале воспитатель объясняет дежурным их обязанности, например, в дежурстве по столовой: как помочь няне накрыть столы, раздать третье блюдо, убрать использованную посуду, в каком порядке это сделать. Дежурные подготавливают материалы и пособия к предстоящим занятиям, раскладывают их в опреде­ленном порядке, а после окончания убирают их на место. Посте­пенно у детей формируется умение убирать групповую комнату: они стирают пыль со шкафов и полок мягкой тряпкой, протирают игрушки, моют их в тазу теплой водой, расставляют чистый игро­вой материал на свои места. Например, детям поручается привести в порядок шкаф: одни Должны разобрать принадлежности для рисования, другие — проверить и подклеить коробки с настоль­ными играми, третьи — отремонтировать книги и т. д. Если мы видим, что дети устали или потеряли интерес к поручению, мы предлагаем поменяться работой.

При проведении различных видов хозяйственно-бытового труда педагоги, прежде всего, обращают внимание на отношение детей к выполнению трудовых поручений и на усвоение определенных правил: что раздавать, куда класть и т. д.

С целью решения коррекционных задач в ходе выполнения обязанностей дежурного дети рассказывают о том, что они де­лают. В зависимости от этапа обучения они либо отвечают на от­дельные вопросы логопеда или воспитателя, либо подробно и последовательно рассказывают о своей деятельности.

Трудовые навыки, полученные во время дежурства по столо­вой, явились основой и для других видов дежурств; в уголке при­роды, по занятиям. От дежурств постепенно перешли к уборке игрового уголка. Тщательную уборку в игровом уголке проводили один раз в конце каждой недели. Следующий вид доступной детям трудовой деятельности — труд в природе.

Воспитатель организует труд заикающихся детей на участке и в уголке природы в течение круглого года. Связывает труд детей с наблюдением за ростом и развитием растений и животных. Труд в природе — важнейшее средство расширения знаний детей, вос­питания высоких нравственных качеств. В процессе посильного труда дети в доступной форме получают научные сведения о жи­вой и неживой природе, у них закладываются первоначальные основы материалистического мировоззрения. Разнообразный труд в природе дает возможность формировать у детей ряд качеств, необходимыхдля обучения в школе: любознательность, наблюдательность, настойчивость, способность самостоятельно размышлять, делать выводы.

Чтобы успешно развивать у детей умения и навыки, связанные с трудом в природе, на участке детского сада для нашей группы было выделено место для огорода. Осенью на участке были раз­биты грядки. Вначале дети без особого желания принимали учас­тие в подготовке гряд для огорода. Многие из них никогда не держали в руках грабли, а лопаты использовали лишь в играх со снегом и песком. Как их применить для работы на огороде, они просто не знали. Мы обратили внимание и на то, что дети как бы боялись прикоснуться к земле руками. Воспитатели много рассказывали о земле, показывали, какая она мягкая, как рассыпает­ся. Предлагали детям разминать комочки, а затем рассматривали, как рассыпается земля, становится рыхлой.

Весной были продолжены работы на огороде. Сначала вырас­тили в уголке природы рассаду помидоров, гороха, фасоли. Затем сажали прямо в грунт семена огурцов, сеяли редис, петрушку, укроп и высаживали выращенную рассаду на грядки.

У детей появился живой интерес к огороду. Они каждый день подходили к грядкам, отмечали рост растений, выпалывали сор­няки, поливали и рыхлили землю. Воспитатель постоянно руково­дил наблюдениями детей, направлял их деятельность.

Логопед, присутствуя при наблюдениях, решал коррекционные задачи. Положительные эмоции, которыми сопровождались наблю­дение или работа по уходу за растениями, делали удивительное дело: дети могли совершенно правильно (без заикания) расска­зывать о своем труде и труде товарищей. А сколько было радости и гордости за свой «маленький труд», когда собирали урожай! Особое внимание мы уделяли робким, застенчивым детям. Специ­ально давали им различные поручения, в том числе угостить лу­ком или укропом всех детей группы, вежливо обратиться, назвать каждого по имени и т. д. Мы увидели проявление огромной ра­дости у детей, когда они самостоятельно приготовили салат из овощей, выращенных на своих грядках.

Отмечая большое положительное влияние труда на эмоцио­нальное состояние детей, мы никогда не забывали о решении коррекционных задач. Детям давали задания составить рассказы о том, как они сажали овощи, как их выращивали, как собирали урожай или готовили салат. Предлагали также рассказать и о вкусовых качествах. Кто лучше всех рассказывал (подробнее, по­следовательнее, точнее), тот первым дегустировал салат, угощал своих товарищей. Труд в природе многообразен. Большую и очень важную роль в воспитании заикающихся детей играет красивый участок. Для этого надо делать с детьми совсем немного, но постоянно следить за ним. Чтобы на участке было чисто и красиво, мы сеяли с деть­ми траву и сажали цветы, вовремя рыхлили землю и поливали, вскапывали землю под кустарниками и деревьями. Главное, чему мы учили детей в процессе труда, общения их с природой, — быть внимательными к ней, замечать, где возникла необходимость вло­жения какого-то труда, не проходить мимо, если растение «хочет жить», и т. д. Все это преподносилось в образной эмоциональной форме, и дети в своих рассказах пользовались подобными выра­жениями. В этом году у нас была удивительная зима, выпало много снега. Это необычайное для наших мест явление природы мы успеш­но использовали в развитии трудовой деятельности детей и кор­рекции их речи. Дети не только познакомились со свойствами снега, но и успешно трудились, расчищая дорожки, делая построй­ки из снега. Поскольку этот труд выполнялся под руководством воспитателя, логопед мог мотивированно предложить детям рас­сказать подробно о своих делах на участке, так как он там не был, ничего не видел, а обо всем хочет узнать. Таким образом, в зимний период упражнение детей в правильной речи осуществля­лось после выполнения ими трудовой, деятельности на участке детского сада.

Много радости приносит детям труд на участке и в осенний пе­риод, когда они собирают опавшие листья, урожай. Мы старались так организовать труд детей на участке, чтобы он приносил при­ятную усталость и радость от завершенного дела.

В процессе труда на участке у детей формировалось чувство ответственности, самоконтроля, самооценки, требовательное отно­шение к себе и товарищам. Так, например, заготавливая осенью семена для посева их весной или для подкормки птиц зимой, наши дети сортировали их и укладывали в мешочки или пакетики, ко­торые сами изготовляли вместе с воспитателями. Чтобы правиль­но выполнить эту коллекционную работу, нужно иметь хорошую зрительную память, внимание и осязание, быть собранным, сосре­доточенным. Дети так классифицировали их: одни семена круп­ные (тыквы, свеклы), другие — мелкие (моркови, мака), одни — круглые, похожие ка шарики (мака, редиски), другие — плоские (огурца), одни — белые (огурца), другие — черные (подсолнуха) и т. д.

Чтобы выполнить определенную работу, необходимы и знания: например, прежде чем поливать комнатные растения, заикающие­ся дети учились определять на ощупь, зрительно и на слух, ка­кая земля в горшке: сухая или сырая (если земля сухая, го при постукивании по горшку звук будет звонким, а если сырая — глу­хим). Сгребая снег зимой к стволам деревьев и к кустарникам, дети узнавали, что он защищает корни деревьев от мороза. Также вместе с трудовыми навыками они получали знания, когда пере­капывали грядки, рыхлили землю, сажали лук, помидоры, редис, сеяли семена петрушки, укропа.

Ручной труд. На занятиях по изобразительной деятельности дети приобретают много различных умений и навыков обращения с ножницами, кистью, клеем, бумагой, которые пригодятся в руч­ном труде. Заикающихся дошкольников необходимо обучать при­емам работы и с другими материалами. Так, например, дети успешно овладеваютнеобходимыми навыками изготовления раз­личных игрушек. Вручной труд входит работа с бумагой и картоном,   сгибание, склеивание, сшивание, резание ножницами, вы­резываниепо выкройке, некоторые виды работы с тканью: вдевать нитку в иголку, делать узелок, пришивать пуговицу, шить мешоч­ки для семян, вышить салфетку в подарок маме и т. д.  Обучаем также заикающихся дошкольников работе с деревом: сколачива­нию, распиливанию, правильному пользованию молоточком и кле­щами. Для ручного труда с заикающимися дошкольниками используем мочало, траву, кору деревьев, листья, солому и другой природный материал.

К организации ручного труда мы готовились заблаговременно. Собирали большой запас природного материала, С этой целью раз в неделю дети вместе с воспитателем уходили на прогулку за пре­делы территории детского сада: в парк, рощу, к реке Кубань, к Кубанскому морю. Во время экскурсии мы не только знакомили детей с достопримечательностями г. Краснодара, но и обращали их внимание на растительность, на другие природные материалы, которые можно собрать и использовать для различных поделок. Собирали камешки разной величины, формы и различные по цве­ту; собирали травники, соломинки, сухие ветки деревьев и кустар­ников и все это приносили в детский сад. В детском саду все бе­режно укладывали па хранение, чтобы потом использовать при­родный материал для поделок. Собирали также разные листья, цветы. Весь зеленый и свежий материал засушивался. Затем вместе с детьми начинали делать поделки. Их делали на подгрупповых занятиях с логопедом. Дети привыкли к нашему несколько не­обычному объявлению темы занятия: «Жизнь растений и цветов продолжается». Занимаясь выполнением такого вида труда, дети получали большое количество речевого материала: пополняли лексический запас, развивали грамматическое оформление, учи­лись рассказывать. Например: «Я взял осиновый листок. Он легкий, нежный, красно-желтого цвета. Я намазал обратную сто­рону клеем и очень осторожно наклеил его на лист бархатной бумаги». Такие упражнения помогали нам развивать у детей описательно-повествовательную речь.

Для ручного труда мы использовали также различные виды косточек и семян растений. Дети приносили их из дома. Это были косточки или семена абрикоса, вишни, сливы, яблони, дыни, арбу­за, тыквы, подсолнуха, конопли, а также зерна пшеницы, ячменя, ржи, риса. Решение главной воспитательной задачи мы видели в том, что дети занимаются сбором косточек и семян с большим удовольствием. Мы объясняли родителям, что дети 'должны всю работу по подготовке косточек выполнять самостоятельно. Надо было их тщательно промыть и просушить и готовые принести в детский сад. Из сухих материалов дети выкладывали различные рисунки и с помощью клея или пластилина закрепляли их на ос­нове из бумаги, картона и другого материала.

Чтобы детям не надоедал однообразный ручной труд, параллельно мы организовали работу с тканью. Вначале познакомили детей с различными видами и свойствами тканей. Затем предло­жили вырезать из ткани различные элементы рисунков и выло­жить из них на полированных досках, на бархатной бумаге илина картоне различные узоры. Детям очень понравилось составлять самостоятельно композиции.

Интересными были и работы с кожей. Дети плели разноцвет­ные коврики, обивали кожей кусочки дерева, используя для этого различные по форме куски дерева. Большой интерес вызвала у детей и работа с проволокой. Вначале показывали и объясняли детям свойства проволоки: ее гибкость, мягкость, податливость при плетении, создание за счет разного цвета неповторимых рисун­ков. Затем показали доступные приемы работы с ней. Как и в других видах ручного труда, мы поощряли у детей самостоятель­ность в создании рисунка и в воплощении самой темы работы. Дети удачно делали цветы из проволоки, плели корзиночки, под­ставки и другие предметы.

Нам приходилось все время думать о том, как вовлечь в руч­ной труд всех детей, поскольку основной контингент нашей груп­пы состоял из мальчиков. Однажды мы предложили мальчикам научиться вязать необходимые вещи для кукол. Вначале шло не все гладко, но потом мальчики заинтересовались рукоделием и вязали с большим удовольствием. От вязания перешли к выши­ванию, мы учили вышивать детей стебельчатым швом. Дети вы­шивали салфетки в подарок маме к 8 Марта, но однажды Паша сказал: «Вот бы научиться правильно забивать гвозди». Подхва­тив его предложение, мы приобрели специальный станок для ра­боты по дереву. Вначале ребята учились забивать гвозди в брус­ки пенопласта, а когда выработались навыки и умения держать молоток и забивать гвозди, перешли к забиванию гвоздей в дере­вянные бруски. Чтобы забивание гвоздей не было бесцельным, мы рисовали карандашом различные предметы: цифры, цветы, лодки, шары, а дети выбивали их контуры, оставляя гвозди на одинако­вой высоте. Чтобы заинтересовать детей, выбитые рисунки обвя­зывали разноцветными нитками, и получалось очень красиво. Де­ти выполняли эти работы с большим удовольствием. Затем мы сделали маленький станок и стали плести салфетки из ниток и шнурков. Это задание было несколько необычно для дошкольни­ков, но сколько восторга и радости было у них, когда они закан­чивали работу. Дети очень полюбили выполнение различных по­делок из нитей.

Затем всех мальчиков и Иру мы научили пользоваться выжигательными аппаратами: вначале - наносили контур изображения, а потом дети сами создавали рисунки, проявляя фантазию. Они приготовили чеканку в подарок папе и дедушке к 23 февраля, а к Дню 8 Марта самостоятельно выжгли различные рисунки. У детейповысился интерес к трудовой деятельности, труд постепенно становилсяих потребностью. Дети также стали делать разные поделки из семян, соломы, перьев. Закрепляяработу с ножницами, мы привлекли детей к вырезываниюкартинок, которые потом классифицировались по различ­ным томам и разделам. Выполняя эту работу, дети испытывали гордость за то, что их помощь нужна, что они нам помогают. Мы же не только воспитывали при этом личность ребенка, но и разви­вали речевые и трудовые навыки, а также мелкую моторику рук, усматривая в этом подготовку руки детей к письму.

 Ручной труд может быть тесно связан с сюжетно-ролевой иг­рой. Например, отсутствие готовых игровых атрибутов побуждает детей к самостоятельной конструктивной деятельности: они заду­мываются над тем, что нужно для игры, из чего и как это можно сделать. Занимаясь ручным трудом, дети учатся определять фор­му и размеры заготовок для игрушек, экономно использовать ма­териал, выполнять работу аккуратно. Правильно организованный ручной труд способствует развитию творческой инициативы де­тей, воспитанию привычки к сосредоточенному вниманию, усидчи­вости, умению доводить дело до конца, что также необходимо для коррекции, общего и речевого поведения. Хочется также отметить, что, организуя различные виды труда, мы никогда не боялись да­вать детям различные принадлежности: ножи, грабли, шило, мо­лоток, пилочки, иголки, проволоку, гвозди и др. При внесении но­вого инструмента объясняли и показывали детям, а затем закреп­ляли словесно и практическиправила обращения с ним. В нашей практике не наблюдалось неправильного обращения детей с ин­струментами. Хочется еще раз подчеркнуть, что все виды труда оказывали большое воздействие не только на приобретение навы­ков, на речь детей, но и на формирование положительных лич­ностных свойств, совершенствовали их общее и речевое поведение. Речевое общение и непосредственно сама речь детей изменялись буквально на глазах.

К выполнению коллективных поделок мы привлекали и родите­лей. Провели с ними беседу: «О трудовом воспитании заикаю­щихся дошкольников». Объяснили родителям, что их дети должны расти трудолюбивыми, что в труде развивается самостоятельность в выборе деятельности и есть возможность «оречевления» его, т. е. создаются благоприятные условия для устранения заикания. После беседы у родителей повысился интерес к трудовому воспитанию детей. В выходные дин они вместе с детьми делали различные поделки и приносили их в детский сад. Многие родители делали аппликации, выпиливали из дерева, составляли узоры для готовых кожаных изделий, из кусков кожи делали коврики.

Дети самостоятельно, а иногда вместе с родителями готовили подарки для членов семьи. В детском саду дети готовили подарки друг другу в дни рождения.

Очень интересно у нас проходят дни рождения детей. Мы не рекомендуем родителям приносить угощения, а вместе с детьми делаем печенье в группе. Однажды отмечали день рождения Мак­сима Т. Дети в подарок ему нарисовали рисунки, выполнили аппликацию, читали стихи, пели песни, азатем начали сочинять рассказы и сказки. Когда Алеша С. рассказал о том, как он вы­полнял поделку из проволоки в подарок Максиму, то Максим, после благодарности за подарок, оценил рассказ своего товарища: «А сегодня Алеша рассказывал гладко, плавно, понятно. У него получился маленький рассказ. Речь его лилась как ручеек». Для нас это высказывание было большой радостью. У Максима ста­новление речи без заикания проходило трудно. Родители в лич­ных беседах, на консультациях, родительских собраниях уделяли внимание тому, как всесторонняя трудовая деятельность детей

 повлияла на речевое развитие. У многих детей и дома появилась уверенность в себе.

Вместе с детьми и родителями была сделана прекрасная выс­тавка детских работ на тему «Скоро в школу», «Это сделали мы сами». Когда была организована выставка детских работ, то дети сами были на ней экскурсоводами. Они рассказывали о своих поделках, о наших делах в группе. Рассказ Антона К. звучал так: «Мне раньше родители все говорили и говорили, что меня переве­дут в логопедическую группу. А я не знал, что это такое — логопе­дическая группа, я даже плакал и боялся. Мама сказала, что там будут учить говорить правильно. А потом мне понравилось: здесь мои друзья Паша, Филя и Ира. Мы раньше не хотели ничего де­лать, только баловались и смеялись. А теперь я вышивать умею, читать, вязать, выжигать, плести салфетки». Интересными были рассказы и других детей.

Благодаря трудовой деятельности мы значительно обогатили речь детей: внесли в активный и пассивный запас много новых слов, понятий, обобщений, т. е. содействовали общему развитию речи и мышления. (Мы старались привить детям любовь к труду, умение создавать что-то новое и красивое и тем самым приносить радость окружающим людям. Приобретя много навыков и умений, дети почувствовали уверенность в своих поступках, проявляли са­мостоятельность в решении замысла и других вопросов. В конце года дети уже могли свободно ориентироваться, выполнять раз­личные виды труда, «оречевлять» свой труд. У них уже не наблю­далось такой беспомощности, с которой они поступили в детский сад. Дети сами могли организовать досуг: находили какое-либо дело или занятие, выполняли его с удовольствием. Труд научил их дружно жить в коллективе, сообща выполнять работу, радо­ваться успехам.

Через год мы собрали сведения об успеваемости наших детей в школе. Из 16 человек—5 учатся отлично, остальные — хорошо. Только один ребенок имеет тройку по русскому языку. Из бесед с родителями мы узнали, что дети успешно овладели общим и ре­чевым поведением, что позволяет им справляться на уроках с любыми ответами.

    Наш опыт показал, что правильно организованная трудовая деятельность содействует устранению заикания как прямым, так и косвенным путем.

 


ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ

Н. Я. Ларионова, логопед яслей-сада М 831, г. Москва

Дошкольный возраст — это период познания мира, период ос­мысленного его восприятия, практического выхода ребенка в жизнь.

Уже первые шаги школьной реформы внесли много преобразо­ваний в работу всех учебных заведений, в том числе и тех, где воспитываются дети с речевыми нарушениями. Ведь основная цель обучения — обеспечить всестороннее развитие ребенка. Нашему государству нужны активные граждане. В свете решений партий­ных документов ЦК партии повышаются требования к качеству обучения, нравственного воспитания, усиливается внимание к пат­риотическому и трудовому воспитанию. С другой стороны, эта цель определена задачами физического, умственного, речевого и психического развития в их тесном взаимодействии. И выпадение хотя бы одной из этих задач влечет за собой нарушения в гармо­ничном развитии ребенка. Например, если у детей подготовитель­ной к школе группы учебная деятельность сформирована в доста­точной мере, они легче привыкают к требованиям школы. Это предупреждает у них возникновение возможных психологических трудностей в школе, особенно у детей с недоразвитием речи.

Исходя из постановлений партии и правительства, мы, совет­ские педагоги, решаем задачи обучения системе социальных отно­шений, в которой важное значение имеет социально-личностное развитие дошкольника. Системой разработанных занятий мы пере­даем детям общественно-исторический опыт нашей страны, нашего труда, воспитывая в них чувство патриотизма. Эта система заня­тий направлена на процесс овладения речью, что является необ­ходимым условием и для умственного развития, и для формирова­ния лучших человеческих свойств характера и способностей. У де­тей в дошкольном возрасте с особой силой возрастает интерес к человеческим взаимоотношениям, к явлениям общественной жиз­ни. Наш век, век огромного потока информации (радио, телевиде­ние, печать, разговоры взрослых о происходящих политических событиях), — это направляющий фактор социальной активности дошкольника. Но именно мы, педагоги, определяем словарь и при­мерный объем знаний, т. е. мы руководим единством развития чувств, речи и мышления.

В группу с общим недоразвитием речи поступают дети пяти лет. Для них характерно позднее появление речи. Словарь этих детей беден, расплывчив, неточен. Фраза неполная, аграмматичная. В сильной степени у них выявлено нарушение звукопроизношения. Часты случаи нарушения слоговой структуры (звуко- и слогонаполняемости) слов сложного слогового состава. Они не­способны подметить сходство и различие звукового состава слова. Наряду с этими недостатками усиливается картина психического недоразвития. Так, у многих детей понижена работоспособность, память, ослаблено внимание, а особенно трудной оказалась переключаемость. В процессе обследования выявляется замедленность мышления, инертность и отставание от нормы. Поэтому с первых дней пребывания детей в группе мы вместе, с воспитателями определяем задачи обучения и воспитания детей. На основе ана­лиза материалов обследования, зафиксированных в речевых кар­тах, и с учетом материалов обследования воспитателями по дру­гим разделам программы составляется подробный перспективный план. Лексические темы по месяцам года мы обсуждаем и плани­руем совместно с воспитателем.

На первом году обучения мы считаем главной задачей форми­рование у детей связной речи. В этот период обучения мы стре­мимся исправить недостатки произношения, развить фонематиче­ский слух, подвести детей к анализу и синтезу слогов и слов. Про­водится конкретная работа по расширению и уточнению словаря. Ведется работа по правильному составлению предложений, рас­пространению их определениями, однородными членами предложе­ния. Эта же работа продолжается и на втором году обучения, но с учетом требований подготовительной к школе группы и расши­рением задач. На протяжении всего курса обучения мы руковод­ствуемся принципами расположения тем программы в определен­но порядке и концентрическим расположением материала вокруг этих программных тем. Например, при прохождении темы «Одеж­да» мы с воспитателями изучаем материал в такой взаимосвязи: воспитателем в словаре детей закрепляются, уточняются названия предметов одежды, а логопедом параллельно эти названия одежды включаются в словосочетания, составляются с ними предложения. И, наоборот, когда дети усвоили грамматические формы названий предметов одежды на логопедических занятиях, воспитатель за­крепляет их в игре и во время режимных моментов.

На своем занятии логопед учит детей переосмысливать слова-действия (глаголы с приставками) в сравнении, в сопоставлении; Тесная связь в работе с воспитателем состоит в том, что воспитатель закрепляет эти понятия в жизненных бытовых ситуациях, при выполнении действий (надеть, одеть, снять, повесить, выгла­дить, просушить и т. п. ). Таким образом создаются условия для многократности повторения и на занятиях, и вне их. Кроме, того, общение в процессе совместной деятельности — это своеобразная школа практики, в результате которой ребенок обучается, усваивает, уточняет слова-действия с оттеночными приставками, узнает смысл новых для него слов. В процессе обучения ребенок само­стоятельно находит в сравнении одинаковую часть в слове-действии, так же находит разницу в слове-действии с прибавлением частиц (приставки в начале слова). Такое обучение дает возмож­ность ДОШКОЛЬНИКУ уметь излагать свои мысли, у него пробуждается инициативностьмышления. Сам процесс осознания смысло­вых оттенковслова развивает реалистическое мышление детей, активноувлекая их в страну любознательных и прекрасных зна­нии об окружающем их мире.

Лам хочется подчеркнуть всю убедительность использования натуральных предметов и объектов окружающей действительности н работе с детьми с недоразвитием речи. Только тогда, когда ре­бенок рассмотрит, потрогает предмет, произведет с ним действие, а затем и несколько различных действий, тогда у него сформи­руется представление и осознанный переход от ощущений к мыс­лительным операциям. При оснащении занятий натуральными предметами мы отмечали проявление активной любознательности, заинтересованности в деятельности, эмоционального интереса к итогам своей работы.

Все виды работ проводятся логопедом и воспитателем парал­лельно, хотя излагаем мы их последовательно. При предваритель­ном обсуждении с воспитателей темы и выбора различных видов занятий определяется их последовательность и на одно занятие планируется 2-—3 задачи. Рассмот

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...