Значение труда в воспитании заикающихся
ЗНАЧЕНИЕ ТРУДА В ВОСПИТАНИИ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Л. А. Слюсаревская, ясли-сад. 72, г. Краснодар «Совместное трудовое усилие, работа в коллективе, трудовая помощь людей и постоянная их взаимная трудовая зависимость только и могут создать правильное отношение человека друг к другу. Это правильное отношение состоит не только в том, что каждый человек отдает свои силы обществу, но и в том, что он и от других требует того же, что он не хочет рядом с собой переносить жизнь дармоеда». В пашей группе были 16 заикающихся детей шестилетнего возраста: 15 мальчиков и 1 девочка. Дети поступили в группу из разныхдетских садов, часть — из дома. Все были с разным уровнем пользования речью без заикания и с разными трудовыми навыками. Многие из них не умели даже самостоятельно одеваться, избегалидежурств, старались, чтобы за них это сделал кто-то другой. Мы поставили задачу научить детей доступным трудовым навыкам. С этой целью оформили уголки труда, читали рассказы. сказки о том, что, работая сообща, можно сделать много хорошего и полезного. У заикающихся детей, как и у детей массового детского сада, необходимо развивать интерес и любовь к труду, приучать их старательно и аккуратно выполнять трудовые поручения, воспитывать стремление добиваться результатов труда, готовность участвовать в совместной трудовой деятельности. Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Как бы ни был ребенок заинтересован целью труда, не владея определенными навыками, он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат основой для воспитания у детей серьезного отношения к труду, привычки к трудовому усилию, желания трудиться, включаться в труд по собственному побуждению, успешно его завершать. От педагога требуется четкое знание того, какими навыками должны овладеть воспитанники его группы. Это даст возможность определить характер руководства трудовым обучением применительно к детям, страдающим заиканием. В период овладения действием — терпеливо показывать, объяснять, помогать; по мере овладения им — требовать самостоятельности и хорошего качества выполнения. В определении содержания обучения мы исходили из программы. Заикающимся детям доступны все виды труда: хозяйственно-бытовой, в природе, ручной труд;
Трудовые умения и навыки, которыми овладевает ребенок дошкольного возраста, различны. Их характер и объем обусловлены спецификой того или иного вида труда, его конкретным содержанием. У заикающихся детей воспитатель формирует правильные навыки в доступных им видах труда, умение ценить труд взрослых и товарищей и одновременно усваивать знания о предметах и материалах труда, инструментах и т. д. В процессе труда у детей совершенствуются такие положительные качества, как забота о других, стремление оказывать помощь товарищам, желание сделать приятное малышам, родителям. Они начинают понимать, что совместный творческий труд доставляет людям радость и способствует укреплению дружбы. Для труда можно объединять всю группу детей или разбивать их на небольшие подгруппы. Нужно учитывать их желания, симпатии, общие интересы и объединять их так, чтобы более организованные, знающие не подавляли слабых, а помогали им. Постепенно дети приобретают умение трудиться вместе, слаженно, быстро, договариваться о распределении обязанностей, готовить материал для труда Большое значение в воспитании заикающихся дошкольников играет не просто труд, а коллективный труд, объединяющий детей единой целью. Содержание его в группе для заикающихся дошкольников очень разнообразно: коллективная уборка групповой комнаты и участка, работа на огороде, сбор цветов, овощей, составление букетов, ремонт книг и пособий, конструирование сооружений для игры на участке и т. д. По окончании совместной работы надо вместе с детьми проверить, как выполнено задание, отметить тех, кто старался, быстро справился с ним, а затем помогал товарищам, назвать и тех, кто ленился и трудился плохо.
В трудовом воспитании детей большое значение имеет пример взрослых, единство требований, а также приемов и методов обучения трудовым навыкам. Важное значение для трудового воспитания заикающихся дошкольников имеет общая трудовая атмосфера в коллективе детского сада. Труд организует и способствует формированию у детей привычки к организованным действиям, воспитывает ответственность и дисциплину. Надо учитывать особенности детского труда: главная ценность его не в материальных результатах, как в деятельности взрослого человека, а в воспитательном значении. Труд ребенка, особенно на первоначальных ступенях, близок к игре, однако трудовая деятельность всегда предполагает направленность усилий на достижение результата. Этим труд отличается от игры, которая может быть завершена на любой ее стадии. Воспитание у детей интереса и любви к труду проводилось ее только непосредственно в трудовой деятельности, но и па других занятиях, при чтении художественной литературы, во время прогулок и экскурсий, где дошкольники узнавали о различных профессиях, о том, например, как люди выращивают хлеб или как дети помогают взрослым. Труд требует от детей сосредоточения, внимания и организованности, воспитывает чувство ответственности за порученное дело, умение руководствоваться интересами коллектива, т. е. труд является важнейшим средством формирования тех нравственно-волевых качеств, без которых невозможна систематическая работа в школе и вся последующая трудовая деятельность человека. Кроме общих задач, в процессе труда решаются также и коррекционные задачи. Правильно организованная трудовая деятельность оказывает большое влияние на коррекцию речи. Очень важно у заикающихся дошкольников выработать внимание к речи взрослых, воспитывать выдержку, сосредоточенность, целенаправленность. Они должны уметь выслушивать задание до конца, затем приступить к его выполнению. Можно дать детям трудовые задания, поручения в определенной последовательности. В этой же последовательности надо требовать и выполнения их детьми.
В коррекционных целях важно научить детей прослушивать речевые образцы, которыми они будут пользоваться в дальнейшем. Для этого воспитатель сам рассказывает о действиях детей, предметах, которыми они пользуются во время труда. Так, при подготовке к занятию дежурные раздают материал, а воспитатель говорит: «Саша раздает карандаши, а Витя готовит бумагу. Белый лист Вова положил Наташе, прямоугольный лист Коле. Саша кладет коробку карандашей Вите. Он ставит коробку на край стола, чтобы осталось место для бумаги». И т. д. Развивая внимание к речи в процессе труда, воспитатель дает указания к работе и обязательно следит за правильностью их выполнения. В периоды ограничения речевой деятельности воспитатели должны компенсировать сниженную двигательную активность не только подвижными играми, но и трудовой деятельностью. Для этого можно использовать различные виды труда, широко применяемые в массовых дошкольных учреждениях. Особенностью нашей работы является одновременное решение общеразвивающих задач и коррекционно-воспитательных. В нашей группе труд использовался для ограничения речи заикающихся детей, для развития желательных положительных черт личности, для упражнений в доступной самостоятельной речи (без заикания) и коррекции психических процессов. В I период обучения дети в процессе труда усваивали названия материалов, деталей предметов. Коррекционная задача состояла в запоминании последовательности трудовых операций. Благоприятным материалом для накопления пассивного речевого запаса является образец речи взрослых и обсуждение последовательности действий, а затем анализ полученной работы.
Во II периоде обучения воспитатели упражняли детей в активной самостоятельной рели. Они постепенно приучали их сначала называть то, что они собираются делать, а затем выполнять задуманное, следили за тем, чтобы постройка или поделка была завершена. При подборе трудовых поручений учитывались интересы и физические возможности детей, так как недоступные задачи приводят их к возбуждению, вызывают негативные проявления или вселяют неуверенность. Воспитатели также закрепляли навыки общего и речевого поведения. В III периоде (весной) воспитатель упражняет детей в фразовой речи. Это происходит как при выполнении различных видов труда в группе, так и при работе на участке. Когда дети начинают свободно пользоваться контекстной речью (IV период), они сопровождают процесс трудовой деятельности подробным рассказом о том, что они делают. В работе мы соблюдали все принципы обучения труду и речи. Остановимся на конкретных видах труда. Значительное место в программе обучения заикающихся детей отводится хозяйственно-бытовому труду. Хозяйственно-бытовой труд в этих группах включает дежурства по столовой и в уголке природы, подготовку к занятиям, самообслуживание, посильное участие в уборке помещения и участка. В детском саду необходимо приучать заикающихся детей выполнять некоторые обязанности по дому: заправлять свою постель, убирать игрушки, книги, принадлежности для рисования, поливать растения, помогать старшим накрывать на стол и т. д. При этом их учат выполнять порученное дело в определенной последовательности и непременно доводить начатое дело до конца. Благодаря труду расширяются физические возможности детей, совершенствуются сила и ловкость движений, возникает понимание общественной значимости труда в связи с развитием коллективных возможностей. Обучение детей хозяйственно-бытовому труду проводит воспитатель. Вначале воспитатель объясняет дежурным их обязанности, например, в дежурстве по столовой: как помочь няне накрыть столы, раздать третье блюдо, убрать использованную посуду, в каком порядке это сделать. Дежурные подготавливают материалы и пособия к предстоящим занятиям, раскладывают их в определенном порядке, а после окончания убирают их на место. Постепенно у детей формируется умение убирать групповую комнату: они стирают пыль со шкафов и полок мягкой тряпкой, протирают игрушки, моют их в тазу теплой водой, расставляют чистый игровой материал на свои места. Например, детям поручается привести в порядок шкаф: одни Должны разобрать принадлежности для рисования, другие — проверить и подклеить коробки с настольными играми, третьи — отремонтировать книги и т. д. Если мы видим, что дети устали или потеряли интерес к поручению, мы предлагаем поменяться работой.
При проведении различных видов хозяйственно-бытового труда педагоги, прежде всего, обращают внимание на отношение детей к выполнению трудовых поручений и на усвоение определенных правил: что раздавать, куда класть и т. д. С целью решения коррекционных задач в ходе выполнения обязанностей дежурного дети рассказывают о том, что они делают. В зависимости от этапа обучения они либо отвечают на отдельные вопросы логопеда или воспитателя, либо подробно и последовательно рассказывают о своей деятельности. Трудовые навыки, полученные во время дежурства по столовой, явились основой и для других видов дежурств; в уголке природы, по занятиям. От дежурств постепенно перешли к уборке игрового уголка. Тщательную уборку в игровом уголке проводили один раз в конце каждой недели. Следующий вид доступной детям трудовой деятельности — труд в природе. Воспитатель организует труд заикающихся детей на участке и в уголке природы в течение круглого года. Связывает труд детей с наблюдением за ростом и развитием растений и животных. Труд в природе — важнейшее средство расширения знаний детей, воспитания высоких нравственных качеств. В процессе посильного труда дети в доступной форме получают научные сведения о живой и неживой природе, у них закладываются первоначальные основы материалистического мировоззрения. Разнообразный труд в природе дает возможность формировать у детей ряд качеств, необходимыхдля обучения в школе: любознательность, наблюдательность, настойчивость, способность самостоятельно размышлять, делать выводы. Чтобы успешно развивать у детей умения и навыки, связанные с трудом в природе, на участке детского сада для нашей группы было выделено место для огорода. Осенью на участке были разбиты грядки. Вначале дети без особого желания принимали участие в подготовке гряд для огорода. Многие из них никогда не держали в руках грабли, а лопаты использовали лишь в играх со снегом и песком. Как их применить для работы на огороде, они просто не знали. Мы обратили внимание и на то, что дети как бы боялись прикоснуться к земле руками. Воспитатели много рассказывали о земле, показывали, какая она мягкая, как рассыпается. Предлагали детям разминать комочки, а затем рассматривали, как рассыпается земля, становится рыхлой. Весной были продолжены работы на огороде. Сначала вырастили в уголке природы рассаду помидоров, гороха, фасоли. Затем сажали прямо в грунт семена огурцов, сеяли редис, петрушку, укроп и высаживали выращенную рассаду на грядки. У детей появился живой интерес к огороду. Они каждый день подходили к грядкам, отмечали рост растений, выпалывали сорняки, поливали и рыхлили землю. Воспитатель постоянно руководил наблюдениями детей, направлял их деятельность. Логопед, присутствуя при наблюдениях, решал коррекционные задачи. Положительные эмоции, которыми сопровождались наблюдение или работа по уходу за растениями, делали удивительное дело: дети могли совершенно правильно (без заикания) рассказывать о своем труде и труде товарищей. А сколько было радости и гордости за свой «маленький труд», когда собирали урожай! Особое внимание мы уделяли робким, застенчивым детям. Специально давали им различные поручения, в том числе угостить луком или укропом всех детей группы, вежливо обратиться, назвать каждого по имени и т. д. Мы увидели проявление огромной радости у детей, когда они самостоятельно приготовили салат из овощей, выращенных на своих грядках. Отмечая большое положительное влияние труда на эмоциональное состояние детей, мы никогда не забывали о решении коррекционных задач. Детям давали задания составить рассказы о том, как они сажали овощи, как их выращивали, как собирали урожай или готовили салат. Предлагали также рассказать и о вкусовых качествах. Кто лучше всех рассказывал (подробнее, последовательнее, точнее), тот первым дегустировал салат, угощал своих товарищей. Труд в природе многообразен. Большую и очень важную роль в воспитании заикающихся детей играет красивый участок. Для этого надо делать с детьми совсем немного, но постоянно следить за ним. Чтобы на участке было чисто и красиво, мы сеяли с детьми траву и сажали цветы, вовремя рыхлили землю и поливали, вскапывали землю под кустарниками и деревьями. Главное, чему мы учили детей в процессе труда, общения их с природой, — быть внимательными к ней, замечать, где возникла необходимость вложения какого-то труда, не проходить мимо, если растение «хочет жить», и т. д. Все это преподносилось в образной эмоциональной форме, и дети в своих рассказах пользовались подобными выражениями. В этом году у нас была удивительная зима, выпало много снега. Это необычайное для наших мест явление природы мы успешно использовали в развитии трудовой деятельности детей и коррекции их речи. Дети не только познакомились со свойствами снега, но и успешно трудились, расчищая дорожки, делая постройки из снега. Поскольку этот труд выполнялся под руководством воспитателя, логопед мог мотивированно предложить детям рассказать подробно о своих делах на участке, так как он там не был, ничего не видел, а обо всем хочет узнать. Таким образом, в зимний период упражнение детей в правильной речи осуществлялось после выполнения ими трудовой, деятельности на участке детского сада. Много радости приносит детям труд на участке и в осенний период, когда они собирают опавшие листья, урожай. Мы старались так организовать труд детей на участке, чтобы он приносил приятную усталость и радость от завершенного дела. В процессе труда на участке у детей формировалось чувство ответственности, самоконтроля, самооценки, требовательное отношение к себе и товарищам. Так, например, заготавливая осенью семена для посева их весной или для подкормки птиц зимой, наши дети сортировали их и укладывали в мешочки или пакетики, которые сами изготовляли вместе с воспитателями. Чтобы правильно выполнить эту коллекционную работу, нужно иметь хорошую зрительную память, внимание и осязание, быть собранным, сосредоточенным. Дети так классифицировали их: одни семена крупные (тыквы, свеклы), другие — мелкие (моркови, мака), одни — круглые, похожие ка шарики (мака, редиски), другие — плоские (огурца), одни — белые (огурца), другие — черные (подсолнуха) и т. д. Чтобы выполнить определенную работу, необходимы и знания: например, прежде чем поливать комнатные растения, заикающиеся дети учились определять на ощупь, зрительно и на слух, какая земля в горшке: сухая или сырая (если земля сухая, го при постукивании по горшку звук будет звонким, а если сырая — глухим). Сгребая снег зимой к стволам деревьев и к кустарникам, дети узнавали, что он защищает корни деревьев от мороза. Также вместе с трудовыми навыками они получали знания, когда перекапывали грядки, рыхлили землю, сажали лук, помидоры, редис, сеяли семена петрушки, укропа. Ручной труд. На занятиях по изобразительной деятельности дети приобретают много различных умений и навыков обращения с ножницами, кистью, клеем, бумагой, которые пригодятся в ручном труде. Заикающихся дошкольников необходимо обучать приемам работы и с другими материалами. Так, например, дети успешно овладеваютнеобходимыми навыками изготовления различных игрушек. Вручной труд входит работа с бумагой и картоном, сгибание, склеивание, сшивание, резание ножницами, вырезываниепо выкройке, некоторые виды работы с тканью: вдевать нитку в иголку, делать узелок, пришивать пуговицу, шить мешочки для семян, вышить салфетку в подарок маме и т. д. Обучаем также заикающихся дошкольников работе с деревом: сколачиванию, распиливанию, правильному пользованию молоточком и клещами. Для ручного труда с заикающимися дошкольниками используем мочало, траву, кору деревьев, листья, солому и другой природный материал. К организации ручного труда мы готовились заблаговременно. Собирали большой запас природного материала, С этой целью раз в неделю дети вместе с воспитателем уходили на прогулку за пределы территории детского сада: в парк, рощу, к реке Кубань, к Кубанскому морю. Во время экскурсии мы не только знакомили детей с достопримечательностями г. Краснодара, но и обращали их внимание на растительность, на другие природные материалы, которые можно собрать и использовать для различных поделок. Собирали камешки разной величины, формы и различные по цвету; собирали травники, соломинки, сухие ветки деревьев и кустарников и все это приносили в детский сад. В детском саду все бережно укладывали па хранение, чтобы потом использовать природный материал для поделок. Собирали также разные листья, цветы. Весь зеленый и свежий материал засушивался. Затем вместе с детьми начинали делать поделки. Их делали на подгрупповых занятиях с логопедом. Дети привыкли к нашему несколько необычному объявлению темы занятия: «Жизнь растений и цветов продолжается». Занимаясь выполнением такого вида труда, дети получали большое количество речевого материала: пополняли лексический запас, развивали грамматическое оформление, учились рассказывать. Например: «Я взял осиновый листок. Он легкий, нежный, красно-желтого цвета. Я намазал обратную сторону клеем и очень осторожно наклеил его на лист бархатной бумаги». Такие упражнения помогали нам развивать у детей описательно-повествовательную речь. Для ручного труда мы использовали также различные виды косточек и семян растений. Дети приносили их из дома. Это были косточки или семена абрикоса, вишни, сливы, яблони, дыни, арбуза, тыквы, подсолнуха, конопли, а также зерна пшеницы, ячменя, ржи, риса. Решение главной воспитательной задачи мы видели в том, что дети занимаются сбором косточек и семян с большим удовольствием. Мы объясняли родителям, что дети 'должны всю работу по подготовке косточек выполнять самостоятельно. Надо было их тщательно промыть и просушить и готовые принести в детский сад. Из сухих материалов дети выкладывали различные рисунки и с помощью клея или пластилина закрепляли их на основе из бумаги, картона и другого материала. Чтобы детям не надоедал однообразный ручной труд, параллельно мы организовали работу с тканью. Вначале познакомили детей с различными видами и свойствами тканей. Затем предложили вырезать из ткани различные элементы рисунков и выложить из них на полированных досках, на бархатной бумаге илина картоне различные узоры. Детям очень понравилось составлять самостоятельно композиции. Интересными были и работы с кожей. Дети плели разноцветные коврики, обивали кожей кусочки дерева, используя для этого различные по форме куски дерева. Большой интерес вызвала у детей и работа с проволокой. Вначале показывали и объясняли детям свойства проволоки: ее гибкость, мягкость, податливость при плетении, создание за счет разного цвета неповторимых рисунков. Затем показали доступные приемы работы с ней. Как и в других видах ручного труда, мы поощряли у детей самостоятельность в создании рисунка и в воплощении самой темы работы. Дети удачно делали цветы из проволоки, плели корзиночки, подставки и другие предметы. Нам приходилось все время думать о том, как вовлечь в ручной труд всех детей, поскольку основной контингент нашей группы состоял из мальчиков. Однажды мы предложили мальчикам научиться вязать необходимые вещи для кукол. Вначале шло не все гладко, но потом мальчики заинтересовались рукоделием и вязали с большим удовольствием. От вязания перешли к вышиванию, мы учили вышивать детей стебельчатым швом. Дети вышивали салфетки в подарок маме к 8 Марта, но однажды Паша сказал: «Вот бы научиться правильно забивать гвозди». Подхватив его предложение, мы приобрели специальный станок для работы по дереву. Вначале ребята учились забивать гвозди в бруски пенопласта, а когда выработались навыки и умения держать молоток и забивать гвозди, перешли к забиванию гвоздей в деревянные бруски. Чтобы забивание гвоздей не было бесцельным, мы рисовали карандашом различные предметы: цифры, цветы, лодки, шары, а дети выбивали их контуры, оставляя гвозди на одинаковой высоте. Чтобы заинтересовать детей, выбитые рисунки обвязывали разноцветными нитками, и получалось очень красиво. Дети выполняли эти работы с большим удовольствием. Затем мы сделали маленький станок и стали плести салфетки из ниток и шнурков. Это задание было несколько необычно для дошкольников, но сколько восторга и радости было у них, когда они заканчивали работу. Дети очень полюбили выполнение различных поделок из нитей. Затем всех мальчиков и Иру мы научили пользоваться выжигательными аппаратами: вначале - наносили контур изображения, а потом дети сами создавали рисунки, проявляя фантазию. Они приготовили чеканку в подарок папе и дедушке к 23 февраля, а к Дню 8 Марта самостоятельно выжгли различные рисунки. У детейповысился интерес к трудовой деятельности, труд постепенно становилсяих потребностью. Дети также стали делать разные поделки из семян, соломы, перьев. Закрепляяработу с ножницами, мы привлекли детей к вырезываниюкартинок, которые потом классифицировались по различным томам и разделам. Выполняя эту работу, дети испытывали гордость за то, что их помощь нужна, что они нам помогают. Мы же не только воспитывали при этом личность ребенка, но и развивали речевые и трудовые навыки, а также мелкую моторику рук, усматривая в этом подготовку руки детей к письму. Ручной труд может быть тесно связан с сюжетно-ролевой игрой. Например, отсутствие готовых игровых атрибутов побуждает детей к самостоятельной конструктивной деятельности: они задумываются над тем, что нужно для игры, из чего и как это можно сделать. Занимаясь ручным трудом, дети учатся определять форму и размеры заготовок для игрушек, экономно использовать материал, выполнять работу аккуратно. Правильно организованный ручной труд способствует развитию творческой инициативы детей, воспитанию привычки к сосредоточенному вниманию, усидчивости, умению доводить дело до конца, что также необходимо для коррекции, общего и речевого поведения. Хочется также отметить, что, организуя различные виды труда, мы никогда не боялись давать детям различные принадлежности: ножи, грабли, шило, молоток, пилочки, иголки, проволоку, гвозди и др. При внесении нового инструмента объясняли и показывали детям, а затем закрепляли словесно и практическиправила обращения с ним. В нашей практике не наблюдалось неправильного обращения детей с инструментами. Хочется еще раз подчеркнуть, что все виды труда оказывали большое воздействие не только на приобретение навыков, на речь детей, но и на формирование положительных личностных свойств, совершенствовали их общее и речевое поведение. Речевое общение и непосредственно сама речь детей изменялись буквально на глазах. К выполнению коллективных поделок мы привлекали и родителей. Провели с ними беседу: «О трудовом воспитании заикающихся дошкольников». Объяснили родителям, что их дети должны расти трудолюбивыми, что в труде развивается самостоятельность в выборе деятельности и есть возможность «оречевления» его, т. е. создаются благоприятные условия для устранения заикания. После беседы у родителей повысился интерес к трудовому воспитанию детей. В выходные дин они вместе с детьми делали различные поделки и приносили их в детский сад. Многие родители делали аппликации, выпиливали из дерева, составляли узоры для готовых кожаных изделий, из кусков кожи делали коврики. Дети самостоятельно, а иногда вместе с родителями готовили подарки для членов семьи. В детском саду дети готовили подарки друг другу в дни рождения. Очень интересно у нас проходят дни рождения детей. Мы не рекомендуем родителям приносить угощения, а вместе с детьми делаем печенье в группе. Однажды отмечали день рождения Максима Т. Дети в подарок ему нарисовали рисунки, выполнили аппликацию, читали стихи, пели песни, азатем начали сочинять рассказы и сказки. Когда Алеша С. рассказал о том, как он выполнял поделку из проволоки в подарок Максиму, то Максим, после благодарности за подарок, оценил рассказ своего товарища: «А сегодня Алеша рассказывал гладко, плавно, понятно. У него получился маленький рассказ. Речь его лилась как ручеек». Для нас это высказывание было большой радостью. У Максима становление речи без заикания проходило трудно. Родители в личных беседах, на консультациях, родительских собраниях уделяли внимание тому, как всесторонняя трудовая деятельность детей повлияла на речевое развитие. У многих детей и дома появилась уверенность в себе. Вместе с детьми и родителями была сделана прекрасная выставка детских работ на тему «Скоро в школу», «Это сделали мы сами». Когда была организована выставка детских работ, то дети сами были на ней экскурсоводами. Они рассказывали о своих поделках, о наших делах в группе. Рассказ Антона К. звучал так: «Мне раньше родители все говорили и говорили, что меня переведут в логопедическую группу. А я не знал, что это такое — логопедическая группа, я даже плакал и боялся. Мама сказала, что там будут учить говорить правильно. А потом мне понравилось: здесь мои друзья Паша, Филя и Ира. Мы раньше не хотели ничего делать, только баловались и смеялись. А теперь я вышивать умею, читать, вязать, выжигать, плести салфетки». Интересными были рассказы и других детей. Благодаря трудовой деятельности мы значительно обогатили речь детей: внесли в активный и пассивный запас много новых слов, понятий, обобщений, т. е. содействовали общему развитию речи и мышления. (Мы старались привить детям любовь к труду, умение создавать что-то новое и красивое и тем самым приносить радость окружающим людям. Приобретя много навыков и умений, дети почувствовали уверенность в своих поступках, проявляли самостоятельность в решении замысла и других вопросов. В конце года дети уже могли свободно ориентироваться, выполнять различные виды труда, «оречевлять» свой труд. У них уже не наблюдалось такой беспомощности, с которой они поступили в детский сад. Дети сами могли организовать досуг: находили какое-либо дело или занятие, выполняли его с удовольствием. Труд научил их дружно жить в коллективе, сообща выполнять работу, радоваться успехам. Через год мы собрали сведения об успеваемости наших детей в школе. Из 16 человек—5 учатся отлично, остальные — хорошо. Только один ребенок имеет тройку по русскому языку. Из бесед с родителями мы узнали, что дети успешно овладели общим и речевым поведением, что позволяет им справляться на уроках с любыми ответами. Наш опыт показал, что правильно организованная трудовая деятельность содействует устранению заикания как прямым, так и косвенным путем.
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ Н. Я. Ларионова, логопед яслей-сада М 831, г. Москва Дошкольный возраст — это период познания мира, период осмысленного его восприятия, практического выхода ребенка в жизнь. Уже первые шаги школьной реформы внесли много преобразований в работу всех учебных заведений, в том числе и тех, где воспитываются дети с речевыми нарушениями. Ведь основная цель обучения — обеспечить всестороннее развитие ребенка. Нашему государству нужны активные граждане. В свете решений партийных документов ЦК партии повышаются требования к качеству обучения, нравственного воспитания, усиливается внимание к патриотическому и трудовому воспитанию. С другой стороны, эта цель определена задачами физического, умственного, речевого и психического развития в их тесном взаимодействии. И выпадение хотя бы одной из этих задач влечет за собой нарушения в гармоничном развитии ребенка. Например, если у детей подготовительной к школе группы учебная деятельность сформирована в достаточной мере, они легче привыкают к требованиям школы. Это предупреждает у них возникновение возможных психологических трудностей в школе, особенно у детей с недоразвитием речи. Исходя из постановлений партии и правительства, мы, советские педагоги, решаем задачи обучения системе социальных отношений, в которой важное значение имеет социально-личностное развитие дошкольника. Системой разработанных занятий мы передаем детям общественно-исторический опыт нашей страны, нашего труда, воспитывая в них чувство патриотизма. Эта система занятий направлена на процесс овладения речью, что является необходимым условием и для умственного развития, и для формирования лучших человеческих свойств характера и способностей. У детей в дошкольном возрасте с особой силой возрастает интерес к человеческим взаимоотношениям, к явлениям общественной жизни. Наш век, век огромного потока информации (радио, телевидение, печать, разговоры взрослых о происходящих политических событиях), — это направляющий фактор социальной активности дошкольника. Но именно мы, педагоги, определяем словарь и примерный объем знаний, т. е. мы руководим единством развития чувств, речи и мышления. В группу с общим недоразвитием речи поступают дети пяти лет. Для них характерно позднее появление речи. Словарь этих детей беден, расплывчив, неточен. Фраза неполная, аграмматичная. В сильной степени у них выявлено нарушение звукопроизношения. Часты случаи нарушения слоговой структуры (звуко- и слогонаполняемости) слов сложного слогового состава. Они неспособны подметить сходство и различие звукового состава слова. Наряду с этими недостатками усиливается картина психического недоразвития. Так, у многих детей понижена работоспособность, память, ослаблено внимание, а особенно трудной оказалась переключаемость. В процессе обследования выявляется замедленность мышления, инертность и отставание от нормы. Поэтому с первых дней пребывания детей в группе мы вместе, с воспитателями определяем задачи обучения и воспитания детей. На основе анализа материалов обследования, зафиксированных в речевых картах, и с учетом материалов обследования воспитателями по другим разделам программы составляется подробный перспективный план. Лексические темы по месяцам года мы обсуждаем и планируем совместно с воспитателем. На первом году обучения мы считаем главной задачей формирование у детей связной речи. В этот период обучения мы стремимся исправить недостатки произношения, развить фонематический слух, подвести детей к анализу и синтезу слогов и слов. Проводится конкретная работа по расширению и уточнению словаря. Ведется работа по правильному составлению предложений, распространению их определениями, однородными членами предложения. Эта же работа продолжается и на втором году обучения, но с учетом требований подготовительной к школе группы и расширением задач. На протяжении всего курса обучения мы руководствуемся принципами расположения тем программы в определенно порядке и концентрическим расположением материала вокруг этих программных тем. Например, при прохождении темы «Одежда» мы с воспитателями изучаем материал в такой взаимосвязи: воспитателем в словаре детей закрепляются, уточняются названия предметов одежды, а логопедом параллельно эти названия одежды включаются в словосочетания, составляются с ними предложения. И, наоборот, когда дети усвоили грамматические формы названий предметов одежды на логопедических занятиях, воспитатель закрепляет их в игре и во время режимных моментов. На своем занятии логопед учит детей переосмысливать слова-действия (глаголы с приставками) в сравнении, в сопоставлении; Тесная связь в работе с воспитателем состоит в том, что воспитатель закрепляет эти понятия в жизненных бытовых ситуациях, при выполнении действий (надеть, одеть, снять, повесить, выгладить, просушить и т. п. ). Таким образом создаются условия для многократности повторения и на занятиях, и вне их. Кроме, того, общение в процессе совместной деятельности — это своеобразная школа практики, в результате которой ребенок обучается, усваивает, уточняет слова-действия с оттеночными приставками, узнает смысл новых для него слов. В процессе обучения ребенок самостоятельно находит в сравнении одинаковую часть в слове-действии, так же находит разницу в слове-действии с прибавлением частиц (приставки в начале слова). Такое обучение дает возможность ДОШКОЛЬНИКУ уметь излагать свои мысли, у него пробуждается инициативностьмышления. Сам процесс осознания смысловых оттенковслова развивает реалистическое мышление детей, активноувлекая их в страну любознательных и прекрасных знании об окружающем их мире. Лам хочется подчеркнуть всю убедительность использования натуральных предметов и объектов окружающей действительности н работе с детьми с недоразвитием речи. Только тогда, когда ребенок рассмотрит, потрогает предмет, произведет с ним действие, а затем и несколько различных действий, тогда у него сформируется представление и осознанный переход от ощущений к мыслительным операциям. При оснащении занятий натуральными предметами мы отмечали проявление активной любознательности, заинтересованности в деятельности, эмоционального интереса к итогам своей работы. Все виды работ проводятся логопедом и воспитателем параллельно, хотя излагаем мы их последовательно. При предварительном обсуждении с воспитателей темы и выбора различных видов занятий определяется их последовательность и на одно занятие планируется 2-—3 задачи. Рассмот
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|