Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правила уличного движения. Содержание и приемы обследования детей с общим недоразвитием речи. Н. П. Кочугова,




Правила уличного движения

Улицу можно переходить только при зеленом свете светофора.

Переходить улицу нужно спокойно и только по пешеходным дорожкам или подземным переходам. Сойдя с тротуара, нужно по­смотреть налево, а дойдя до середины улицы — направо.

Нельзя играть на мостовой, кататься на санках, самокатах и коньках.

Найдите вместе с детьми картинки разных автомобилей, учите детей рассказывать о них: как выглядят, из каких частей, деталей состоят; каково их назначение, т. е. что могут машины?

С апреля начинается запись детей в школу. Чтобы родители были уверены в знаниях своих детей, мы предлагаем им следую­щий подробный вопросник, составленный педагогами нашей груп­пы совместно с педагогами начальных классов школы.

Товарищи родители!

Выясните, знает ли ваш ребенок:

1. Свое полное имя (Павел, Ольга, Александр... ).

2. Сколько ему лет, число, месяц и год своего рождения.

3. Свой домашний адрес, адрес детского сада.

4. Имя, отчество своих родителей, их профессии, пользу их труда.

5. Хочет ли в школу?

6. Что знает о школе, о труде учителя, об октябрятах и пио­нерах?

7. Какая любимая книга, почему?

8. Что больше всего любит делать: играть, заниматься или трудиться?

9. Умеет ли печатными буквами написать свое имя, свою фа­милию?

10. Как относится к своим сверстникам? С кем любит играть?
11. Как разговаривает со взрослыми, умеет ли слушать, не перебивать взрослых?

Проверьте знания ребенка по элементарной математике:

1. Умеет ли раскладывать число  на два меньших: 5=1 и 4; 2 и 3; 3 и 2; 4 и 1?

2. Умеет ли считать в прямом и обратном порядке: от одного
до десяти и от десяти до одного?

3. Различает ли количественный счет и порядковый? Может ли ответить на вопросы: какой? сколько? который?

Например: Какой предмет стоит шестым? Сколько всего флажков? Которым по счету стоит тот или иной предмет? Какой он по счету?

4. Умеет ли сравнивать смежные числа: 5—6, 6—7, 8—9, от­вечать, какое число больше (меньше) и насколько; что надо сде­лать, чтобы их стало поровну? Например: 5 меньше 6 на 1, 6 больше 5 на 1; чтобы числа были одинаковыми или равными, надо к 5+1 или от 6— 1.

5. Умеет ли составлять задачи-иллюстрации на сложение и вычитание 1, 2, 3?

Пример. Купили 8 груш, 2 груши съели. Сколько груш ос­талось?

6. Сравнивает ли предметы по длине, ширине, высоте, толщи­не? Различает ли, какой из них шире — уже, длиннее — короче, толще — тоньше, выше — ниже?

7. Умеет ли различать и называть геометрические формы плоскостные (прямоугольник, квадрат, треугольник, круг, овал) и объемные (куб, цилиндр, конус, шар)?

8. Знает ли последовательность времен года, названия месяцев, дней недели и характерные признаки времен года, особенности месяцев?

Такая совместная работа педагогов и родителей способствует не только устранению речевого дефекта, расширению и активиза­ции знаний детей, но и готовит детей к обучению в школе.

СОДЕРЖАНИЕ И ПРИЕМЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Н. П. Кочугова,

логопед яслей-сада № 2, г. Красногорск

Для целенаправленного изучения и обучения младших до­школьников с общим недоразвитием речи было разработано со­держание обследования.

При обследовании детей мы проверяли состояние их умствен­ного и речевого развития. Каждый ребенок в течение года обсле­дуется логопедом 3 раза: в начале обучения, середине и конце. Цель первичного обследования, которое проводится в начале учеб­ного года, состоит в определении уровня речевого и умственного развития каждого ребенка, поступившего в детский сад. Обследо­вания, которые проводятся в середине и конце учебного года, на­зываются контрольными. Контрольные обследования показывают уровень развития детей, который они приобретают в результате обучения, и темпы их продвижения. Первичное — проводится в сентябре. Контрольные обследования — в январе и мае.

Первичное обследование включает следующее: знание детьми цвета, формы, величины предметов; умение ориентироваться в пространстве; состояние конструктивной деятельности; знание эле­ментарных математических понятий.

При обследовании необходимо выяснить, на каком уровне на­ходятся эти знания или умения ребенка — имеются ли они в ак­тивной или в пассивной речи; соотносит, опираясь на зрительное восприятие, или не соотносит.

Конкретный материал для обследования умственного развития ребенка содержит:

основные цвета (белый, черный, желтый, зеленый, синий, крас­ный); формы (круг, квадрат, треугольник); величины (большой, поменьше, маленький); пространственные ориентировки (вверху, внизу, спереди, сбоку, сзади, за, над, под, в, на); конструктивную деятельность (собрать пирамидку из 5 колец, собрать трехсоставную матрешку, сложить разрезную картинку из 2—4 частей, раз­резанных по горизонтали и вертикали); элементарные математиче­ские понятия (один, много, ни одного).

Обследование проводится индивидуально в несколько приемов. Полученные данные после анализа заносятся в таблицу.

При обследовании речевого развития ребенка проверяется ак­тивная и пассивная речь. Цель проверки состоит в том, чтобы выяснить, какими речевыми средствами пользуется ребенок в об­щении: подражает ли речи взрослого; отвечает ли на вопросы (звукоподражанием, отдельными словами вместо целого слова, двухсложными или трехсложными словами, словосочетаниями, предложениями); обращается ли с просьбами.

Наряду с активной речью проверяется и понимание речи ре­бенком: умение выполнить предложенное ему действие (дай, возь­ми, закрой); найти или показать предмет по названному признаку (красный мяч, большой мяч); найти предмет или показать его часть (машина, кабина, колеса, кузов); выполнять действие в со­ответствии с названным признаком (вези медленно, быстро и т. д. ).

В ходе всего обследования ребенка обращается внимание на его работоспособность, сосредоточенность, интерес к занятию, вни­мание к речи взрослых.

Обследование речи проводится методом наблюдения за обще­нием каждого ребенка в привычной для него ситуации: во время игры в групповой комнате, сборов на прогулку или встречи" с ро­дителями. Эти наблюдения ведутся в несколько приемов. Вначале можно сделать черновые записи речи нескольких детей. На основе наиболее характерных образцов определяется уровень речевого недоразвития и имеющихся средств общения'.

Черновая запись речи анализируется и вносится в соответст­вующий раздел таблицы речевого обследования (см. с. 112).

В настоящее время данные, полученные в результате обследо­вания ребенка, логопеды детских садов фиксируют по-разному: или в виде таблицы (схемы), в которой представлены данные на всех детей, или в виде речевой карты. Нами была взята за осно­ву таблица, составленная по материалам работ Н. М. Аксариной и Л. А. Венгера2.

Таблицей удобно пользоваться, так как наглядно виден уро­вень развития каждого ребенка в сравнении с другими детьми, результаты его обучения и результаты всей группы в целом. Она состоит из двух разделов: умственное и речевое развитие.

Содержание 1-го раздела таблицы (умственное развитие) в течение года не меняется. Меняются показатели при контрольных проверках, т. е. фиксируется динамика развития, достигнутая в ре­зультате обучения. Содержание 2-го раздела (речевое развитие) в последующих таблицах меняется, т. к. содержание усвоенного детьми речевого материала значительно шире, чем предусмотрено таблицей № 1.

Полученные данные обозначаются полным словом или услов­ными знаками:

1. Имеется в активе — А

2. Имеется в пассиве — П

3. Соотносит с образцом — С

4. Зрительно не соотносит — н/с.

1 Подробнее см.: Миронова С. А., Лазарева Р. Г. «О способах обсле­дования детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» //Дефектология. — 1983. № 1.

2 Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. — 3-е изд., испр., и доп. — М., 1977. Венгер Л. А. Домашняя школа мышления//Советская педагогика. — 1982. — № 3.

 

Действие ребенка с предметами обозначается словами или ус­ловными знаками:

1. Доступно = +

2. Недоступно = —

3. Путем проб и ошибок = п/о.

Одновременно разрабатывалась методика обследования умст­венного и речевого развития детей.

Во время обследования мы соблюдали ряд условий.

1. При подборе материала учитывали его количество, чтобы можно было выбирать в зависимости от подготовки детей. Напри­мер, если дается определение цвета, то каждый цвет должен быть представлен не менее, чем двумя предметами (например, кружоч­ками). Если дается форма, то каждая форма должна быть пред­ставлена в двух экземплярах, одинаковых по величине и цвету.

2. Важным условием выявления достоверных умений и знаний детей является установление хорошего контакта с ребенком, вы­зывание у него положительного эмоционального отношения к об­щению.

3. Обследование умственного развития детей начинается с выявления знаний, выражаемых активной речью, затем проверяет­ся наличие знаний в пассивной речи, зрительное соотнесение с об­разцом или несоотнесение, т. е. обследование проводится в на­правлении от трудного к легкому. Для обследования умственного развития через импрессивную речь, которое проводится после вы­явления знаний, имеющихся в активной речи, логопед берет толь­ко тех детей, которые не дают правильных ответов при проверке актива. Таким образом, количество проверяемых детей все время
уменьшается.

Методика обследования умственного развития детей. Выявле­ние знаний о цвете, форме, величине, пространстве, конструктив­ной деятельности, об элементарных математических понятиях.

Выявление знаний детьми основных цветов, проявляющихся: 1) в активной речи; 2) в пассивном запасе; 3) в зрительном со­отнесении с образцом и 4) несоотнесении.

I. Цель обследования. Выявить, имеются ли у ребенка знания о цвете в активной речи.

Материал для обследования. Кукла средней величи­ны и кружочки шести основных цветов в двух экземплярах: бело­го, черного, красного, желтого, синего, зеленого.

Приемы. Выполнение действий логопедом. Вопросы-ответы.

Ход обследования

Логопед просит отгадать, какого цвета кружок он дает кукле (протягивает кукле красный кружок, если проверяется красный цвет, затем синий, белый и т. д. ).

Если ребенок называет правильно цвет, логопед помечает это в таблице знаком А (имеется в активе). Произносительная сторо­на речи при этом не играет роли, но может учитываться при за­полнении данных о речевом развитии. Это относится и ко всем последующим заданиям.

II. Цель. Уточнить, имеются ли у ребенка знания о цвете в импрессивной речи, пользуется или не пользуется он ими в актив­ной речи.

Материал для обследования. Тот же. Приемы. Побуждение к действию. Выполнение действий детьми.

Ход обследования

Логопед просит дать кукле красный кружок (синий, зеленый и т. д. ).

Если ребенок выполняет правильно, логопед помечает в таб­лице знаком П (имеется в пассивном запасе). Если ребенок ошибается, дает неправильный цветной кружок или сомневается, логопед помогает ему: «Посмотри внимательно, я дам кукле крас­ный кружок». (Выделяет слово красный интонацией. ) Затем сно­ва задает ему вопрос, добиваясь самостоятельного выполнения: «Дай кукле красный кружок». Так же проверяется название дру­гих цветов, вразбивку.

III. Цель. Уточнить, умеет ли ребенок, не зная названия цве­та, соотносить зрительно цвет с предлагаемым образцом.

Материал для обследования. Тот же.

Приемы. Показ действий логопедом — выполнение анало­гичных действий детьми по просьбе логопеда.

Ход обследования

Логопед протягивает кукле красный кружок и обращается к ре­бенку: «Дай кукле такой же кружок». Ребенок зрительно соотно­сит цвет с образцом и выполняет просьбу. Если ребенок правиль­но выполняет задание, то можно отметить, что цвет ребенок зри­тельно соотносит с образцом. В таблице отмечаем знаком С, а если ошибается, отмечаем знаком н/с — не соотносит.

Выявление знаний детьми геометрических форм (круг, квад­рат, треугольник).

I. Цель. Выявить, имеются ли у ребенка знания о форме в
активной речи.

Материал для обследования. Плоскостные геометри­ческие формы (квадрат, круг, треугольник) одинаковой величины и цвета (каждая форма в двух экземплярах).

Приемы. Выполнение действий логопедом. Вопросы-ответы.

Ход обследования

Показывая одну из форм, логопед спрашивает: «Что это? » Ребенок должен ответить: «Круг, кружок». Если ребенок назы­вает искаженно или дает свое название, например квадрат назы­вает кубиком, логопед помечает в таблице знаком А, т. е. ребенок активно пользуется словами.

II. Цель. Уточнить, имеются ли у ребенка знания проверяе­мых форм в импрессивной речи.

Материал для обследо в ания. Тот же. Приемы. Побуждение к действию. Выполнение действий детьми.

Ход обследования

Логопед предлагает ребенку: «Дай мне круг». Ребенок должен выполнить указание, ориентируясь на слово. В данный момент перед ним лежит несколько разных форм одинакового цвета и размера. Аналогично даются задания о квадрате и треугольнике. Если ребенок выполняет задание правильно, то соответствующая графа заполняется знаком П.

III. Цель. Уточнить, умеет ли ребенок, не зная названия фор­мы, соотносить зрительно форму с предлагаемым образцом.

Материал для обследования. Тот же и кукла средней величины.

Приемы. Показ действий логопедом. Выполнение аналогич­ных действий детьми по просьбе логопеда.

Ход обследования

Логопед дает кукле квадратик и говорит: «Дай кукле такую же форму». Ребенок выбирает из набора геометрических форм такую же, зрительно соотнося ее с предлагаемым образцом. Если ребенок правильно выполняет задание, то в таблице ставится знак С (соотносит), если ошибается, ставится знак н/с (не соот­носит).  Выявление знаний детьми величины (большой, поменьше, ма­ленький).

I. Цель. Выявить, имеются ли у ребенка знания о величине
в активной рели.

Материал для обследования. Матрешки трех величин (объемные), кружочки трех величин (плоскостные) в двух экзем­плярах каждой величины. Можно взять елочки, мячи или кубики, из плоскостных — грибочки, яблоки и т. д.

Приемы. Выполнение действий логопедом. Вопросы-ответы.

Ход обследования

Логопед показывает трех матрешек, контрастных по величине, и говорит:

— Посмотри, это матрешки, они все разные. (Показывает большую матрешку. ) Это какая матрешка? (Большая. ) А эта? (Показывает на маленькую матрешку. ) (Маленькая. ) Можно по­казать матрешку средней величины и спросить: «А про эту как сказать? » То же самое можно продемонстрировать с плоскостны­ми формами. Если ребенок называет формы, в таблице ставится знак А.

II. Цель. Уточнить, имеются ли у ребенка знания о величине
в импрессивной речи.

Материал для обследования. Тот же и три платочка. Приемы. Побуждение к действию. Выполнение действий детьми. Игровой прием.

Ход обследования

Логопед показывает трех матрешек, контрастных по величине: «Это матрешки. Все они разные. Они хотят с тобой поиграть в прятки. Сначала хочет спрятаться большая матрешка. Накрой ее платочком! » (Ребенок выбирает матрешку и накрывает ее пла­точком. )

Логопед наблюдает за действиями ребенка, затем предлагает ему спрятать матрешку поменьше и, наконец, маленькую. Во вре­мя игры у ребенка всегда должен быть выбор из трех предметов, т. е. спрятанная матрешка должна возвращаться на место. Так же проделывается работа с плоскостными фигурами.

Соответствующая графа таблицы заполняется знаком П, если ребенок выполняет задание правильно.

III. Цель обследования. Уточнить, умеет ли ребенок, не зная названия величины, зрительно соотносить величины с пред­лагаемым образцом.

Материал для обследования. Тот же, что и на преды­дущем обследовании.

Обследуя знания ребенка о величине, следует использовать од­ноцветный материал: елочки зеленые пластмассовые, кубики од­ного какого-либо цвета, сделанные из одного и того же материала, например из дерева.

Приемы. Логопед показывает действия, дети должны повто­рить.

Ход обследования

Логопед предлагает ребенку поставить на машину такую же (большую) елочку. Затем ребенку предлагается выбрать нужный по величине мяч или кубик из набора трех величин. Если ребенок выполняет правильно задание, в графе ставится знак С. Если оши­бается — н/с.

Умение ориентироваться в пространстве (вверху, внизу, впере­ди, сзади, сбоку, за, над, под, в, на).

I. Цель обследования. Выявить, имеет ли ребенок зна­ния о расположении предметов в пространстве, употребляет ли их в активной речи.

Материал для обследования. Игрушка-птичка.

Приемы. Выполнение действий логопедом. Вопросы-ответы. Игровой прием.

Ход обследования

Логопед берет птичку и объясняет, что сейчас вместе с ней бу­дет играть: «Посмотрите, вот птичка полетела вверх... а теперь она летит вниз... летает сзади нас, сбоку. Вот как птичка играет с нами. А теперь смотрите и говорите: куда полетела птичка? » (Логопед обращается по очереди к детям, и они отвечают. ) Отве­ты логопед фиксирует, заносит в соответствующую графу и ставит знак А.

П. Цель обследования. Уточнить, имеются ли у ребенка знания о пространстве в импрессивной речи.

Материал для обследования. Тот же, что и на пре­дыдущем обследовании.

Приемы. Побуждение к действию. Выполнение действий деть­ми. Игровой прием.

Ход обследования

Логопед дает ребенку птичку и предлагает условия игры: «Я буду рассказывать про птичку, где она летает, а ты будешь показывать. Птичка полетела вверх, опустилась вниз, села впере­ди тебя, спряталась сзади». И т. д. (Ребенок выполняет действия. Если он выполняет все действия правильно, в графе ставится знак П. )

III. Цель обследования. Уточнить, умеет ли ребенок, не зная пространственных обозначений, зрительно соотносить свое действие с действием взрослого.

Материал для обследования. Две одинаковые игруш­ки птички.

Приемы. Побуждение к действию. Показ действия, сопро­вождаемый словом. Выполнение действий детьми по подражанию.

Ход обследования

Логопед показывает ребенку двух одинаковых птичек и гово­рит, что они хотят с ним поиграть: «Моя птичка будет летать, и твоя должна летать так же, — говорит логопед. — Моя птичка по­летела вверх, и твоя птичка тоже полетела вверх. Моя птичка опустилась вниз, а твоя? Затем села впереди тебя, и твоя тоже». И т. д. Ребенок отраженно повторяет действия взрослого. Если действия выполняются правильно, в графе пишется знак С. Если нет — н/с.

Расположение предметов в пространстве чем-то, за, на, над, под) проверяется по аналогии с предыдущими заданиями. Допол­нительно потребуется опора на предметы окружающей обстановки (стол, шкаф, ящик и т. д. ). Ребенку предлагается спрятать птичку за шкаф, под стол, в коробку, на стол и т. д. Результаты обследо­вания фиксируются в таблице соответствующим образом, как опи­сано выше.

Выявление у детей навыков конструктивной деятельности. Ра­зобрать и собрать пирамидку, матрешку, сложить разрезную, кар­тинку.

I. Цель обследования. Выявить, умеет ли ребенок само­стоятельно и правильно действовать с предметами в соответствии с поставленной перед ним задачей. Если не умеет, то принимает ли помощь от взрослого.

Материал для обследования. Матрешка трехсоставная. Пирамидка из пяти колец. Разрезные картинки с предметны­ми изображениями, разрезанные на две, три и четыре части (по горизонтали и вертикали).

Приемы. Словесное задание. Выполнение действий детьми.

Ход обследования

Логопед показывает матрешку и предлагает ребенку поиграть с ней: «Разбери и собери матрешку».

Ребенок должен произвести действия. Логопед наблюдает, как

ребенок их выполняет, в какой последовательности, соблюдает ли •ее. Те же действия он проделывает с разрезными картинками.

Если ребенок не справляется с выполнением данного задания, логопед показывает, как нужно разбирать пирамидку: выложить в один ряд кольца, а затем при сборке брать их в обратном по­рядке. Допускается сопровождение действий речью (пояснение того, что и как делать). Результаты выполнения заданий в табли­це обозначаются словами: доступно, недоступно, путем проб и ошибок.

Выявление знаний детьми элементарных математических поня­тий (один, много, ни одного).

I.   Цель обследования. Выявить, имеет ли ребенок зна­ния о простейших математических понятиях в активной речи.

Материал для обследования. Елочки, грибочки, кор­зинка.

Приемы. Выполнение действий логопедом, ребенком. Вопро­сы-ответы.

Ход обследования

Логопед предлагает ребенку поискать грибы под елочками и собрать их в корзинку:

— Сколько грибков мы нашли у елочки? (Один. ) Здесь сколь­ко? (Много. ) Логопед предлагает поискать грибы под остальными елочками:

— А здесь сколько? (Ни одного. Нет. ) Соответствующая графа заполняется знаком А, если ребенок называет эти слова.

II. Цель обследования. Выявить, есть ли у ребенка зна­ния об элементарных математических понятиях.

Материал для обследования. Елочки, грибочки не менее 5 экземпляров, 3 корзинки.

Приемы. Побуждение к действию. Выполнение действий детьми.

Ход обследования

Логопед просит ребенка поискать и показать, где вырос один грибок, где выросло много грибков, а под какой елочкой нет ни одного грибка. Можно также предложить положить в одну кор­зинку один гриб, в другую — много грибов. Затем задать вопро­сы: «Сколько грибов в этой корзинке? » (Один. ) «А в другой? » (Много. ) «А в этой? » (Ни одного. )

Графа заполняется знаком П, если ребенок выполняет задание правильно.

III. Цель обследования. Уточнить, умеют ли дети, не зная математических понятий, зрительно соотносить количество предметов с предлагаемым образцом.

Материал. Шесть елочек, восемь грибочков, корзинка.

Приемы обследования. Выполнение действий логопе­дом, сопровождаемых словом. Выполнение действий ребенком по подражанию.

Ход обследования

Логопед просит посмотреть у него под елочкой один грибок, поставить столько же грибков себе под елочку. (Ребенок выпол­няет. )

Затем логопед ставит много грибов и предлагает ребенку по­ставить столько же грибочков. Или убрать (спрятать) все грибы в корзинку, чтобы под елочкой не осталось ни одного.

Если ребенок выполняет правильно, графа заполняется зна­ком С.

Обследование речевого развития детей. При обследовании ре­чевого развития проверяется активная речь и пассивный запас.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...