Опыт использования технических средств в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В. А. Геринг, А. П. Бурцева, детский сад № 32, г. Ангрен, Ташкентская обл. Одной из главных проблем обучения является поиск новых, более эффективных способов передачи знаний. На данном этапе решение ее может быть связано с широким использованием в учебном процессе разнообразных наглядных пособий и технических средств. В работе с детьми, имеющими нарушения речи, большую помощь могут оказать экранные пособия и звукозаписи: диафильмы, телевидение; грампластинки, магнитофонные записи. Эффективность использования экранных и звуковых пособий в учебном процессе состоит в том, что они усиливают наглядность и тем самым повышают осознанность воспринимаемого материала. Динамичность, красочность и яркость световых картинок, показ которых сопровождается выразительным чтением, музыкой, вызывает у детей различные эмоциональные переживания, что, в свою очередь, благоприятно влияет на познавательную деятельность и обогащает ее чувственную основу. Это полезно и в обычном детском саду, но еще более ценно в работе с детьми, имеющими нарушения речи: в группах с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, заиканием, общим недоразвитием речи. Использование телевидения и грамзаписей в речевом детском саду мало чем отличается от использования этих средств в массовом детском саду, кроме групп заикающихся детей, где на первых этапах обучения телевидение исключается или ограничивается, так как это связано с эмоциональными переживаниями, которые могут усиливать проявление заикания.
Интересен и своеобразен опыт использования логопедами нашего детского сада магнитофона и магнитофонных записей в сочетании с показом диафильмов. Как известно, в процессе работы по исправлению различных нарушений речи, выделяется несколько этапов: выработка новых навыков, закрепление и введение их в самостоятельную речь. Конечным и самым трудным этапом является воспитание самоконтроля за речью. На этом этапе магнитофонная запись собственной правильной речи ребенка может служить огромным стимулом в повышении активности работы над речью. При умело построенном занятии с магнитофоном и последующей беседой логопеда или воспитателя у детей повышается настроение, появляется желание добиваться успехов в речевых занятиях, вырабатывается уверенность в положительном исходе занятий. В данной статье мы расскажем об опыте работы с использованием магнитофонных записей в группах с различными нарушениями речи на логопедических и воспитательных занятиях и развлечениях. Остановимся на трех видах работы: анализ ребенком собственной речи, записанной на пленку; анализ речи товарища; коллективное озвучивание диафильмов. 1. Анализ ребенком собственной речи, записанной на пленку. Цель этих занятий заключается в том, чтобы закрепить навыки правильной речи, развить самоконтроль. Для этого осторожно, избегая возможных срывов, обращается внимание ребенка на темп, плавность его речи, звукопроизношение, эмоциональную выразительность, грамматическую правильность. Прежде чем записать речь ребенка на магнитофонную пленку, проводится большая подготовительная работа: беседы о качестве правильной речи, многократное прослушивание соответствующих речевых образцов. Во время записи перед ребенком ставятся следующие задачи: самому следить и управлять собственным поведением, темпом и плавностью, эмоциональной окраской речи, не допускать грамматических неправильностей в ней, следить за последовательностью изложения (развивается контроль за своей речью).
После записи логопед предоставляет ребенку возможность прослушать собственную речь, записанную на магнитофонной пленке, и оценить ее. Затем логопед подводит общий итог, оценивая не только речь ребенка, но и его умение дать правильную оценку собственной речи. Приведем пример анализа рассказа, составленного по двум картинкам «Мяч» в подготовительной группе с нарушением фонетической стороны речи (логопед А. И. Лебедева). Содержание картинок: 1 — стол, на столе чайник. Мальчик около стола подбросил мяч; 2 — на столе мяч и разбитый чайник. Логопед подготавливает ребенка к записи: «Сейчас твой рассказ об этих картинках запишем на магнитофонную пленку. Рассказывай спокойно, следи за своей речью, соблюдай паузы. Правильно произноси все звуки (с, з, ш, ж, ч, г, л, р)». Анализ прослушанного ребенком собственного рассказа: «Рассказ мой хороший. Обо всем сказала, ничего не забыла. Звуки правильно произносила. Один раз ошиблась. Неправильно сказала слово «стол», подняла вверх кончик языка, а нужно было опустить вниз (звук с)». Оценка рассказа логопедом: «Рассказ твой действительно хороший. Рассказывала последовательно, выразительно и четко произносила звуки: ш, л, ч, з, р, ж. Ты правильно заметила свою ошибку. Постарайся в следующий раз не ошибаться. Всегда следи за правильным произношением звуков».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|