Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Опыт использования технических средств в логопедической работе с детьми дошкольного возраста




ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                                                      В. А. Геринг, А. П. Бурцева,

                                                   детский сад № 32, г. Ангрен, Ташкентская обл.

Одной из главных проблем обучения является поиск новых, более эффективных способов передачи знаний. На данном этапе решение ее может быть связано с широким использованием в учеб­ном процессе разнообразных наглядных пособий и технических средств.

В работе с детьми, имеющими нарушения речи, большую по­мощь могут оказать экранные пособия и звукозаписи: диафильмы, телевидение; грампластинки, магнитофонные записи.

Эффективность использования экранных и звуковых пособий в учебном процессе состоит в том, что они усиливают нагляд­ность и тем самым повышают осознанность воспринимаемого мате­риала. Динамичность, красочность и яркость световых картинок, показ которых сопровождается выразительным чтением, музыкой, вызывает у детей различные эмоциональные переживания, что, в свою очередь, благоприятно влияет на познавательную деятель­ность и обогащает ее чувственную основу. Это полезно и в обыч­ном детском саду, но еще более ценно в работе с детьми, имею­щими нарушения речи: в группах с фонетико-фонематическим не­доразвитием речи, заиканием, общим недоразвитием речи.

Использование телевидения и грамзаписей в речевом детском саду мало чем отличается от использования этих средств в мас­совом детском саду, кроме групп заикающихся детей, где на пер­вых этапах обучения телевидение исключается или ограничивает­ся, так как это связано с эмоциональными переживаниями, кото­рые могут усиливать проявление заикания.

Интересен и своеобразен опыт использования логопедами на­шего детского сада магнитофона и магнитофонных записей в соче­тании с показом диафильмов.

Как известно, в процессе работы по исправлению различных нарушений речи, выделяется несколько этапов: выработка новых навыков, закрепление и введение их в самостоятельную речь. Ко­нечным и самым трудным этапом является воспитание самоконт­роля за речью. На этом этапе магнитофонная запись собственной правильной речи ребенка может служить огромным стимулом в повышении активности работы над речью. При умело построенном занятии с магнитофоном и последующей беседой логопеда или вос­питателя у детей повышается настроение, появляется желание добиваться успехов в речевых занятиях, вырабатывается уверен­ность в положительном исходе занятий.

В данной статье мы расскажем об опыте работы с использованием магнитофонных записей в группах с различными наруше­ниями речи на логопедических и воспитательных занятиях и раз­влечениях. Остановимся на трех видах работы: анализ ребенком собственной речи, записанной на пленку; анализ речи товарища; коллективное озвучивание диафильмов.

1. Анализ ребенком собственной речи, записанной на пленку.

Цель этих занятий заключается в том, чтобы закрепить навы­ки правильной речи, развить самоконтроль. Для этого осторожно, избегая возможных срывов, обращается внимание ребенка на темп, плавность его речи, звукопроизношение, эмоциональную вы­разительность, грамматическую правильность. Прежде чем запи­сать речь ребенка на магнитофонную пленку, проводится большая подготовительная работа: беседы о качестве правильной речи, многократное прослушивание соответствующих речевых образцов. Во время записи перед ребенком ставятся следующие задачи: са­мому следить и управлять собственным поведением, темпом и плавностью, эмоциональной окраской речи, не допускать грамма­тических неправильностей в ней, следить за последовательностью изложения (развивается контроль за своей речью).

После записи логопед предоставляет ребенку возможность прослушать собственную речь, записанную на магнитофонной пленке, и оценить ее. Затем логопед подводит общий итог, оцени­вая не только речь ребенка, но и его умение дать правильную оценку собственной речи. Приведем пример анализа рассказа, со­ставленного по двум картинкам «Мяч» в подготовительной группе с нарушением фонетической стороны речи (логопед А. И. Лебе­дева).

Содержание картинок: 1 — стол, на столе чайник. Мальчик около стола подбросил мяч; 2 — на столе мяч и разбитый чайник.

Логопед подготавливает ребенка к записи: «Сейчас твой рас­сказ об этих картинках запишем на магнитофонную пленку. Рас­сказывай спокойно, следи за своей речью, соблюдай паузы. Пра­вильно произноси все звуки (с, з, ш, ж, ч, г, л, р)».

Анализ прослушанного ребенком собственно­го рассказа: «Рассказ мой хороший. Обо всем сказала, ниче­го не забыла. Звуки правильно произносила. Один раз ошиблась. Неправильно сказала слово «стол», подняла вверх кончик языка, а нужно было опустить вниз (звук с)».

Оценка рассказа логопедом: «Рассказ твой действи­тельно хороший. Рассказывала последовательно, выразительно и четко произносила звуки: ш, л, ч, з, р, ж. Ты правильно заметила свою ошибку. Постарайся в следующий раз не ошибаться. Всегда следи за правильным произношением звуков».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...