Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Активная речь.. Пассивная речь.




Активная речь.

Цель обследования. Выявить, какими речевыми средст­вами и типами высказываний пользуется ребенок в процессе об­щения со взрослыми и сверстниками: звукоподражаниями, отдель­ными слогами, словами, словосочетаниями, предложениями.

Приемы. Наблюдения за общением детей во время сюжетно-ролевых игр, самообслуживания, во время встреч с родителями.

Ход обследования

Логопед наблюдает за детьми в указанных выше ситуациях,, делая по ходу наблюдения черновые записи речевых высказыва­ний. Анализируя записи, логопед заносит образцы речи в таблицу с пояснением. Например: «мяу» — кошка; «мама Тоя» — хочу к маме Тоне: «Катя день это» надень кукле Кате шапку.

Пассивная речь.

Цель обследования. Определить, умеют ли дети выпол­нять действия в соответствии с просьбой взрослого: «дай», «возь­ми», «закрой», «покажи».

Приемы. Словесное побуждение к выполнению действий с игрушками.

Материал для обследования. Матрешка, пирамидка, кукла, платочек, елочка и др.

Ход обследования

Логопед (обращаясь к ребенку). Дай мне мячик! (Ребенок выбирает требуемый предмет из ряда других, дает его логопеду. ) Возьми платочек! Закрой платочком матрешку! Открой! (Слово матрешка уже не произносится, иначе ребенок будет ориентиро­ваться не на действие, а на предмет. Далее ребенку предлагается кукла. Он должен показать по просьбе логопеда части тела: руки, ноги, глаза, нос, волосы и т. д. )

Выявление у детей умения выполнять действия с определен­ным признаком (медленно, быстро) лучше проводить с использо­ванием движущегося предмета (машина, лошадка). Логопед про­сит ребенка покатать машину быстро, еще быстрее, затем мед­ленно.

В зависимости от того, как ребенок справляется с просьбой, в таблице заполняются соответствующие графы: выполняет, пока­зывает или затрудняется, путает, сомневается.

Цель. Уточнить, понимает ли ребенок задания, выраженные речью и показом действий (одновременно) в процессе практиче­ской деятельности.

Материал для обследования. Кисточки, формочки с краской, подставки, салфетки, бумага, баночки с водой.

Приемы. Показ действий в сочетании со словесным объясне­нием. Выполнение действий детьми.

Ход обследования

Логопед говорит о том, что дети будут делать сегодня на заня­тии, например наклеивать кружочки. Показывает ряд действий, сопровождая их речью: «Возьмите красный кружок, положите на клеенку, намажьте его клеем».

В процессе выполнения задания логопед наблюдает, насколько точно дети выполняют его, уверены ли в своих действиях или сомневаются, пли выполняют действия неправильно.

В середине и конце года проводятся контрольные обследова­ния. Они нужны для того, чтобы лучше увидеть динамику умст­венного и речевого развития ребенка. В некоторых случаях конт­рольные обследования могут служить и диагностическим целям. Быстрое овладение речевыми средствами показывает приближение ребенка к нормальному развитию, а замедленное умственное раз­витие может свидетельствовать о состоянии интеллекта ребенка.

Приводим таблицы первичных и контрольных обследований умственного и речевого развития детей и пример записи данных, полученных в результате обследования одного ребенка.

 

                                  Первичное обследование.                                              Таблица 1.

 

Условные обозна­чения

Антипова Ира

Фамилия, имя

ребенка

 п пассивно красный  

Цвет

Умственное

развитие

 

 с соотносит синий  
 с соотносит желтый  
 с соотносит зеленый  
 п пассивно черный  
 п пассивно белый  
 п пассивно круг  

Форма

 с соотносит                    квадрат  
 с соотносит треугольник  

 п 

 н/с

 п

пассивно             

большой поменьше

 

Величина

не соотносит      
пассивно               маленький  
 п пассивно                вверху  

Пространственные ориентиры

 п  с  с пассивно          соотносит            соотносит внизу спереди сзади  
 н/с не соотносит       сбоку  
 ---   недоступно           пирамида из 5 колец  

Конструктивная деятель-ность

 --- недоступно           матрешка из 3 составлений  
 + доступно               из 2 частей

разрезная картинка

- недоступно из 4 частей
 п пассивно один  

Математичес-кие

понятия

 п пассивно много  
 с соотносит ни одного  

 

 

                           Первичное обследование. («Речевое развитие». )              Таблица 2.

 

Активная речь

звукоподражания   слоги

слова  2-3 - сложные

словосочетания

предложение

 

мяу (кошка) аф-аф (собака) би-би (машина) У — большой А — маленький то — пальто день — надень

мама

папа

дай

тата

па-то

(пальто)

Дра

(здрасьте)

мама Тоя

(хочу к

маме Тоне)

Юкка аф-аф

(Юлька бы-

ла собакой)

Катя день это (надень

кукле Кате шапку).

Стучит по своей шапке

(день вот)

(надень кукле шапку)

Пассивная речь

речь

выполнение действия со словами «дай», «возьми», «закрой», «покажи».  

показ предмета, его частей

отбор или показ предметов по названному признаку (большой, маленький) или выполнение действий с опред. приз. (медленно, быстро)

понимание речевых заданий логопеда на занятиях

внеречевые процессы
выполняет действия правильно, закрывать не хочет  

на кукле части тела показывает верно (глаза, нос, волосы)

 

затрудняется, путает, сомневается

 

задание наклеить помидор на бумагу выполняет неверно, трет бумагой по клеенке

внимание речи неустойчиво, работоспособно-сть низкая
               

 

                           Контрольное обследование.                                           Таблица 3.

 

Условные обозна­чения

Антипова Ира

Фамилия, имя

ребенка

 п пассивно красный  

Цвет

Умственное

развитие

 

 п пассивно синий  
 п пассивно желтый  
 п пассивно зеленый  
 а активно черный  
 а активно белый  
 а активно круг  

Форма

 п пассивно                    квадрат  
 с соотносит треугольник  

 а 

 с

 а

активно             

большой поменьше

 

Величина

соотносит      
активно               маленький  
 п пассивно                вверху  

Пространственные ориентиры

 п  п  п пассивно          соотносит            соотносит внизу спереди сзади  
 с соотносит       сбоку  
 п/о   путем проб и ошибок доступно          пирамида из 5 колец  

Конструктивная деятель-ность

 + доступно с пробами и ошибками           матрешка из 3 составлений  
 + доступно               из 2 и 3 частей

разрезная картинка

- недоступно из 4 частей
 п пассивно один  

Математичес-кие

понятия

 п пассивно много  
 п пассивно ни одного  

 

 


         Контрольное обследование.                                                               Таблица 4.

 

 

 

Речевое развитие

Активная речь

Пассивная речь

Подбор слов на вопросы без наглядной опоры

Предложения — выражение просьбы

Вопроситель

ные предл.

Повествовательные предложения

Понимание речевых заданий логопеда

внеречевые процессы

существи­тельные прилага­тельные числи­тельные
что можно пить? кто умеет пить? кто умеет прыгать? какой снег? какая погода? какие бывают яблоки? проверка числительных в раз-ли-чных ситуациях

Папа дай пато, саку (папа, дай пальто и шапку). Тетя день те (тетя, надень пальто). Нина Паня стайте стакай (Нина Павлов­на, постройте мотоцикл). Тетя дай плял ати (тетя, дай, пожалуйста, картинки)

Что

это?

Где

была?

Едет водика (пароход плывет по воде).

Дядя, баба драте (дя­дя бабе сказал здрав­ствуйте).

Папа ам-ам атюде (папа кушал арбуз).

Вот мама весь пить (вот, мама, видишь чашки? ).

Ика баба бум-бум а-а-а нет (Иру баба моет, плакать не буду). Ика мама бум-бум а-а-а да! (Иру мама моет — пла­кать не буду)

Детям дается задание лечь на животики. Ира ложится на спину. При пов­торном задании лечь на живо­тик поворачи­вается на спи­ну.

На занятии за­интересо-вана, с трудом пере­ключа-ется с од­ного вида дея­тельно-сти  на другой; в ре­зультате этого не вслушивает­ся в речь гово­рящего.

воду, чай, компот, молоко, кофе, водичку я, мама, папа, Наташа, люди, котик, собака, корова зайчики, люди, дети, птички, ворона белый, холодный, тает зима холодная, плохая краевые, круглые, чистые, большие, плохие, грязные много ручек, две ручки, два глазка

 

 

         Контрольное обследование.                                                               Таблица 5.

 

Условные обозна­чения

Антипова Ира

Фамилия, имя

ребенка

 а активно красный  

Цвет

Умственное

развитие

 

 а активно синий  
 а активно желтый  
 а активно зеленый  
 а активно черный  
 а активно белый  
 а активно круг  

Форма

 а активно                   квадрат  
 п пассивно треугольник  

 а 

п

а

активно            

большой поменьше

 

Величина

пассивно
 активно     маленький  
 а  активно               вверху  

Пространственные ориентиры

 а  а  а активно активно активно внизу спереди сзади  
 п пассивно сбоку  
+ доступно           пирамида из 5 колец  

Конструктивная деятель-ность

 + доступно           матрешка из 3 составлений  
 + доступно               из 2 и 3 частей

разрезная картинка

а активно из 4 частей
 а активно один  

Математичес-кие

понятия

 а активно много  
 п пассивно ни одного  

 

 

         Контрольное обследование.                                                               Таблица 6.

 

 

дай ми ати (дай мне карандаши) побудительные

Типы предложений

Активная речь

Речевое развитие

бежали и упали? Копать землю?   вопросительные
снег таял и потек Вода Мяч скачет, упал играть повествовательные
Чтобы пускать в воду, Она поплывет. Будет грызть морковку. Потому что убегает от волка. причинно-следственные связи и назначение предметов
руль, кабина, кузов существительные

Словарь

(ответы на вопросы)

строить, убирать глаголы
грузовая, белая, черная прилагательные
много числительные  
спереди, сзади, наверх, вниз наречия

Грамматические изменения

в воде, на воде. Пользуется предлогами (на, под, за, к, у). Предлог в вызывает затруднения употребление простых предлогов в, на, под, к, с.  
употребляет отдельные варианты слов верно: мячмячик; если не может обра­зовать, добавляет слово маленький. Например: мишка — мишка маленький   употребление ласкательных форм существительных
понимает и выполняет верно понимание речевых заданий логопеда

Пассивная речь

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...