Активная речь.. Пассивная речь.
Активная речь.
Цель обследования. Выявить, какими речевыми средствами и типами высказываний пользуется ребенок в процессе общения со взрослыми и сверстниками: звукоподражаниями, отдельными слогами, словами, словосочетаниями, предложениями.
Приемы. Наблюдения за общением детей во время сюжетно-ролевых игр, самообслуживания, во время встреч с родителями.
Ход обследования
Логопед наблюдает за детьми в указанных выше ситуациях,, делая по ходу наблюдения черновые записи речевых высказываний. Анализируя записи, логопед заносит образцы речи в таблицу с пояснением. Например: «мяу» — кошка; «мама Тоя» — хочу к маме Тоне: «Катя день это» — надень кукле Кате шапку.
Пассивная речь.
Цель обследования. Определить, умеют ли дети выполнять действия в соответствии с просьбой взрослого: «дай», «возьми», «закрой», «покажи».
Приемы. Словесное побуждение к выполнению действий с игрушками.
Материал для обследования. Матрешка, пирамидка, кукла, платочек, елочка и др.
Ход обследования
Логопед (обращаясь к ребенку). Дай мне мячик! (Ребенок выбирает требуемый предмет из ряда других, дает его логопеду. ) Возьми платочек! Закрой платочком матрешку! Открой! (Слово матрешка уже не произносится, иначе ребенок будет ориентироваться не на действие, а на предмет. Далее ребенку предлагается кукла. Он должен показать по просьбе логопеда части тела: руки, ноги, глаза, нос, волосы и т. д. )
Выявление у детей умения выполнять действия с определенным признаком (медленно, быстро) лучше проводить с использованием движущегося предмета (машина, лошадка). Логопед просит ребенка покатать машину быстро, еще быстрее, затем медленно.
В зависимости от того, как ребенок справляется с просьбой, в таблице заполняются соответствующие графы: выполняет, показывает или затрудняется, путает, сомневается.
Цель. Уточнить, понимает ли ребенок задания, выраженные речью и показом действий (одновременно) в процессе практической деятельности.
Материал для обследования. Кисточки, формочки с краской, подставки, салфетки, бумага, баночки с водой.
Приемы. Показ действий в сочетании со словесным объяснением. Выполнение действий детьми.
Ход обследования
Логопед говорит о том, что дети будут делать сегодня на занятии, например наклеивать кружочки. Показывает ряд действий, сопровождая их речью: «Возьмите красный кружок, положите на клеенку, намажьте его клеем».
В процессе выполнения задания логопед наблюдает, насколько точно дети выполняют его, уверены ли в своих действиях или сомневаются, пли выполняют действия неправильно.
В середине и конце года проводятся контрольные обследования. Они нужны для того, чтобы лучше увидеть динамику умственного и речевого развития ребенка. В некоторых случаях контрольные обследования могут служить и диагностическим целям. Быстрое овладение речевыми средствами показывает приближение ребенка к нормальному развитию, а замедленное умственное развитие может свидетельствовать о состоянии интеллекта ребенка.
Приводим таблицы первичных и контрольных обследований умственного и речевого развития детей и пример записи данных, полученных в результате обследования одного ребенка.
Первичное обследование. Таблица 1.
Условные
обозначения
| Антипова Ира
| Фамилия, имя
ребенка
|
п
| пассивно
| красный
|
| Цвет
| Умственное
развитие
|
с
| соотносит
| синий
|
|
с
| соотносит
| желтый
|
|
с
| соотносит
| зеленый
|
|
п
| пассивно
| черный
|
|
п
| пассивно
| белый
|
|
п
| пассивно
| круг
|
| Форма
|
с
| соотносит
| квадрат
|
|
с
| соотносит
| треугольник
|
|
п
н/с
п
| пассивно
| большой поменьше
|
| Величина
|
не соотносит
|
пассивно
| маленький
|
|
п
| пассивно
| вверху
|
| Пространственные ориентиры
|
п
с
с
| пассивно соотносит
соотносит
| внизу спереди сзади
|
|
н/с
| не соотносит
| сбоку
|
|
---
| недоступно
| пирамида из 5 колец
|
| Конструктивная деятель-ность
|
---
| недоступно
| матрешка из 3 составлений
|
|
+
| доступно
| из 2 частей
| разрезная картинка
|
-
| недоступно
| из 4 частей
|
п
| пассивно
| один
|
| Математичес-кие
понятия
|
п
| пассивно
| много
|
|
с
| соотносит
| ни одного
|
|
Первичное обследование. («Речевое развитие». ) Таблица 2.
Активная речь
|
звукоподражания
| слоги
| слова 2-3 - сложные
| словосочетания
| предложение
|
мяу (кошка)
аф-аф (собака)
би-би (машина)
У — большой
А — маленький
| то —
пальто
день
— надень
| мама
папа
дай
тата
па-то
(пальто)
Дра
(здрасьте)
| мама Тоя
(хочу к
маме Тоне)
Юкка аф-аф
(Юлька бы-
ла собакой)
| Катя день это (надень
кукле Кате шапку).
Стучит по своей шапке
(день вот)
(надень кукле шапку)
|
Пассивная речь
речь
|
выполнение действия со словами «дай», «возьми», «закрой», «покажи».
| показ предмета, его частей
| отбор или показ предметов по названному признаку (большой, маленький) или выполнение действий с опред. приз. (медленно, быстро)
| понимание речевых заданий логопеда на занятиях
| внеречевые процессы
|
выполняет действия правильно, закрывать не хочет
| на кукле части тела показывает верно (глаза, нос, волосы)
| затрудняется, путает, сомневается
| задание наклеить помидор на бумагу выполняет неверно, трет бумагой по клеенке
| внимание речи неустойчиво, работоспособно-сть низкая
|
| | | | | | | |
Контрольное обследование. Таблица 3.
Условные
обозначения
| Антипова Ира
| Фамилия, имя
ребенка
|
п
| пассивно
| красный
|
| Цвет
| Умственное
развитие
|
п
| пассивно
| синий
|
|
п
| пассивно
| желтый
|
|
п
| пассивно
| зеленый
|
|
а
| активно
| черный
|
|
а
| активно
| белый
|
|
а
| активно
| круг
|
| Форма
|
п
| пассивно
| квадрат
|
|
с
| соотносит
| треугольник
|
|
а
с
а
| активно
| большой поменьше
|
| Величина
|
соотносит
|
активно
| маленький
|
|
п
| пассивно
| вверху
|
| Пространственные ориентиры
|
п
п
п
| пассивно соотносит
соотносит
| внизу спереди сзади
|
|
с
| соотносит
| сбоку
|
|
п/о
| путем проб и ошибок доступно
| пирамида из 5 колец
|
| Конструктивная деятель-ность
|
+
| доступно с пробами и ошибками
| матрешка из 3 составлений
|
|
+
| доступно
| из 2 и 3 частей
| разрезная картинка
|
-
| недоступно
| из 4 частей
|
п
| пассивно
| один
|
| Математичес-кие
понятия
|
п
| пассивно
| много
|
|
п
| пассивно
| ни одного
|
|
Контрольное обследование. Таблица 4.
Речевое развитие
|
Активная речь
| Пассивная речь
|
Подбор слов на вопросы без наглядной опоры
| Предложения — выражение просьбы
| Вопроситель
ные предл.
| Повествовательные предложения
| Понимание речевых заданий логопеда
| внеречевые процессы
|
существительные
| прилагательные
| числительные
|
что можно пить?
кто умеет пить?
кто умеет прыгать?
| какой снег? какая погода? какие бывают яблоки?
| проверка числительных в раз-ли-чных ситуациях
| Папа дай пато, саку (папа, дай пальто и шапку). Тетя день те (тетя, надень пальто). Нина Паня стайте стакай (Нина Павловна, постройте мотоцикл). Тетя дай плял ати (тетя, дай, пожалуйста, картинки)
| Что
это?
Где
была?
| Едет водика (пароход плывет по воде).
Дядя, баба драте (дядя бабе сказал здравствуйте).
Папа ам-ам атюде (папа кушал арбуз).
Вот мама весь пить (вот, мама, видишь чашки? ).
Ика баба бум-бум а-а-а нет (Иру баба моет, плакать не буду). Ика мама бум-бум а-а-а да! (Иру мама моет — плакать не буду)
| Детям дается задание лечь на животики. Ира ложится на спину. При повторном задании лечь на животик поворачивается на спину.
| На занятии заинтересо-вана, с трудом переключа-ется с одного вида деятельно-сти на другой; в результате этого не вслушивается в речь говорящего.
|
воду, чай, компот, молоко, кофе, водичку
я, мама, папа, Наташа, люди, котик, собака, корова зайчики, люди, дети, птички, ворона
| белый, холодный, тает зима холодная, плохая краевые, круглые, чистые, большие, плохие, грязные
| много ручек, две ручки, два глазка
|
Контрольное обследование. Таблица 5.
Условные
обозначения
| Антипова Ира
| Фамилия, имя
ребенка
|
а
| активно
| красный
|
| Цвет
| Умственное
развитие
|
а
| активно
| синий
|
|
а
| активно
| желтый
|
|
а
| активно
| зеленый
|
|
а
| активно
| черный
|
|
а
| активно
| белый
|
|
а
| активно
| круг
|
| Форма
|
а
| активно
| квадрат
|
|
п
| пассивно
| треугольник
|
|
а
п
а
| активно
| большой поменьше
|
| Величина
|
пассивно
|
активно
| маленький
|
|
а
| активно
| вверху
|
| Пространственные ориентиры
|
а
а
а
| активно
активно
активно
| внизу спереди сзади
|
|
п
| пассивно
| сбоку
|
|
+
| доступно
| пирамида из 5 колец
|
| Конструктивная деятель-ность
|
+
| доступно
| матрешка из 3 составлений
|
|
+
| доступно
| из 2 и 3 частей
| разрезная картинка
|
а
| активно
| из 4 частей
|
а
| активно
| один
|
| Математичес-кие
понятия
|
а
| активно
| много
|
|
п
| пассивно
| ни одного
|
|
Контрольное обследование. Таблица 6.
дай ми ати
(дай мне карандаши)
| побудительные
| Типы предложений
| Активная речь
| Речевое развитие
|
бежали и упали? Копать землю?
| вопросительные
|
снег таял и потек
Вода
Мяч скачет, упал играть
| повествовательные
|
Чтобы пускать в воду,
Она поплывет. Будет грызть морковку. Потому что убегает от волка.
| причинно-следственные связи и назначение предметов
|
руль, кабина, кузов
| существительные
| Словарь
(ответы на вопросы)
|
строить, убирать
| глаголы
|
грузовая, белая, черная
| прилагательные
|
много
| числительные
|
спереди, сзади, наверх, вниз
| наречия
| Грамматические изменения
|
в воде, на воде. Пользуется предлогами (на, под, за, к, у). Предлог в вызывает затруднения
| употребление простых предлогов в, на, под, к, с.
|
употребляет отдельные варианты слов верно: мяч—мячик; если не может образовать, добавляет слово маленький. Например: мишка — мишка маленький
| употребление ласкательных форм существительных
|
понимает и выполняет верно
| понимание речевых заданий логопеда
| Пассивная речь
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: