Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технические средства в работе логопеда с заикающимися дошкольниками




                                                                                                  Л. В. Боровская,

                                                          логопед детского сада № 27, г. Томск.

В программе обучения правильной речи заикающихся детей старшего дошкольного возраста определено программное содер­жание и содержание коррекционной работы в различных видах деятельности дошкольников старшего возраста. Деятельность, по­следовательность, обоснованность предложенных разработок по­могают логопедам и в планировании коррекционной работы, и в методике проведения ежедневных занятий по исправлению заика­ния.

Поскольку изучение каждой темы идет на разных занятиях (рассматривание, лепка, аппликация, рисование), происходит прочное и обстоятельное усвоение знаний ребенком. В то же вре­мя создаются различные ситуации для упражнения в разнообраз­ных формах речи, соответствующих коррекционным целям, постав­ленным логопедом.

Логопедические занятия не должны быть однообразными. В противном случае у заикающихся сначала пропадает интерес к занятиям с логопедом, затем появляется отрицательное отноше­ние к ним, в результате усугубляется вся работа по коррекции эмоционально-волевой сферы заикающихся дошкольников и по воспитанию у них навыка самоконтроля. Наличие у детей инте­реса к каждому логопедическому занятию способствует более пол­ной реализации коррекционных задач, так как интерес пробуждает у детей положительные эмоции, а последние являются непремен­ным условием в любой лечебной и коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Учитывая общие педагогические задачи, необходимо помнить, что интерес не только приносит детям ра­дость, но и способствует развитию личности. При удовлетворении интереса у дошкольников формируется — любознательность, стрем­ление к знаниям. Воспитывать эти качества у заикающегося ре­бенка также необходимо, как и у любого дошкольника, не имею­щего тяжелого речевого расстройства.

Чтобы вызвать у ребенка интерес к занятиям, логопед должен тщательно к ним готовиться. У ребенка должен быть красочный, интересный раздаточный материал. Занятия можно разнообразить играми, использовать различные подвижные модели, образные планы-схемы, помогающие детям последовательно, логично со­ставлять рассказы.

На индивидуальных логопедических занятиях для обеспечения интереса и для облегчения выполнения чисто технических задач (например, по тренировке артикуляционных органов, развитию силы, длительности и равномерности воздушной струи) исполь­зуются изо- и фотопособия, различные пособия для дифференциа­ции смешиваемых звуков («волшебные карманчики») и т. п.

Большое значение имеет использование технических средств. Логопеды решают много коррёкционных задач, применяя их на своих занятиях. Это помогает им активизировать внимание ребенка, переключать его с одного вида работы на другой.

Опыт работы с заикающимися детьми показал, что у них об­щая неустойчивость нервно-психических процессов, повышенная возбудимость, высокая истощаемость, сниженная работоспособ­ность. Все эти свойства проявляются на занятиях.

Специфика логопедической работы в детском саду такова, что многие технические средства логопеды могут использовать только опосредованно, т. е. ссылаясь на них. В нашем детском саду не­посредственная работа с применением различных технических средств проводится больше всего воспитателями. Они предвари­тельно планируют и проводят прослушивание грампластинки, ра­диопередачи, просмотр диафильма, слайдов. Использование техни­ческих средств является не только побудительным фактором для мыслительной и речевой деятельности детей, но и на определенных этапах работы с заикающимися помогает в осуществлении раз­личных целей.

Так, на первом этапе обучения воспитатели используют техни­ческие средства для ограничения речевого общения детей. Вместе с логопедом они осуществляют отбор материала, обсуждают при­емы его преподнесения детям. Чтобы исключить нежелательные споры, активный обмен впечатлениями, бурное проявление эмо­ций, используется материал, повествующий об изменениях в при­роде, о временах года. Для упражнения детей в однословных-двусловных ответах логопед вместе с воспитателем продумывает план беседы, сопровождающей демонстрацию  слайдов или диафильмов. Информация, которую заключает в себе демонстрируе­мый материал, предварительно обрабатывается применительно к речевым задачам данного этапа коррекционной работы с заикаю­щимися дошкольниками. В нашей практике мы использовали ма­териал об искусстве, предметах народного промысла и др. (Бородин А. М. Методика развития речи детей. —М., 1974. ). Преж­де чем показать детям слайды, диафильмы, воспитатель и лого­пед проводят большую подготовительную работу, которой при­дается большое значение. В нее входит: отбор и ознакомление взрослых с материалом, предназначенным для демонстрации, про­ведение словарной работы, чтобы слова (нуждающиеся в допол­нительном разъяснении) и понятия довести до понимания, осмыс­ления детьми заранее. При подготовке также учитываются и осо­бые моменты показа материала. Например, перед демонстрацией некоторых кадров, которые могут вызвать у детей бурную реак­цию, продумывается, как снять излишнее эмоциональное напря­жение, используя соответствующую интонацию, собственную оцен­ку поступка или ситуации, тем самым как бы помочь детям сдержаться от импульсивного высказывания, провоцирующего за­икание.

Также скрупулезно ведется подготовка к использованию и других технических средств: просмотр телепередач, прослушива­ние радиопередач, магнитофонных записей.

Используя в работе с детьми различные технические средства, мы постепенно учим их управлять своим поведением и речью. Так, например, перед просмотром диафильма логопед задает детям вопросы: в какое время года происходят события в этой сказке? Кто оказался настоящим другом в этой истории? И т. п. Эти во­просы как бы нацеливают детей, на что им обратить внимание, помогают заикающимся овладевать более сложной самостоятельной ситуативной речью. Весь процесс просмотра или прослушивания можно сделать более осмысленным и корригировать речевое об­щение детей вне занятий.

В нашем детском саду на логопедических занятиях часто ис­пользуются такие технические средства, как фильмоскоп, магни­тофон, проигрыватель. Они помогают реализовать некоторые дру­гие задачи, необходимые при коррекции звукопроизношения, на­пример когда логопед ставит цель развития слухового внимания, фонематического слуха, тренировку зрительной памяти и т. п.

На логопедических занятиях по воспитанию слухового воспри­ятия наиболее часто используются магнитофонные записи нерече­вых звуков. Это могут быть различные бытовые шумы: шипение воды при закипании на плите, шум работающей швейной или сти­ральной машины, гудение пылесоса или электрического увлаж­нителя, перестук костяшек счет, перелистывание страниц и т. п. С этой же целью можно записать на магнитофонную ленту игру на самых разнообразных музыкальных инструментах. Для зани­мательности можно записать звуки, которые дети часто слышат, но не всегда замечают их (шуршание и возня хомячков, постуки­вание лапками по полу черепахи, жужжание мухи, поскребывание дворником лопатой по земле или снегу и т. п. ). При знакомст­ве детей с профессиями работников детского сада записываем голоса сотрудников, звуки работающих инструментов или приборов (пылесоса, холодильника, стиральной машины), шум подъехавшей с продуктами грузовой машины и т. п.

Пленка с записью звуков, шумов, загадок, обыгрываний, раз­говоров сказочных персонажей потребует значительных усилий в момент ее заполнения. К пленке следует обязательно приложить все тексты в нужной последовательности. Для удобства использо­вания желательно против каждого (законченного по смыслу) от­рывка в скобках проставить количество минут, необходимых для его прослушивания. Можно к пленке приложить также конспекты или описание использования приемов.

Для использования на занятиях магнитофона логопеду потре­буется овладеть методикой воспроизведения звукозаписи (вовремя включить, выключить).

Подготовка магнитофонной записи включает в себя следующие этапы:

а) подбор речевого материала (загадки о зайце, еже, волке, лисе) и распределение его в нужной для записи последователь­ности;

б) разучивание текста загадок с детьми (желательно из дру­гой группы), отработка четкой, выразительной и неторопливой декламации (желательно, чтобы тембр голоса ребенка-чтеца под­ходил выбранному персонажу; например для белочки — звонкий, веселый);

в) запись одной и той же загадки (или другого по жанру ре­чевого материала) осуществляется подряд дважды — для первоначального ознакомления с текстом и для повторного прослуши­вания.

Паузы между загадками должны быть не менее 4—5 секунд, чтобы логопед успевал нажать на клавишу «стоп» до начала зву­чания следующего текста.

Для экономии пленки запись лучше производить на самой мед­ленной скорости (в нашей практике используется магнитофон мар­ки «Маяк-204»-—скорость 4).

(

С помощью магнитофонной записи мы осуществляем разные виды работы, например ввод в сказку, рассказ. В подготовитель­ной к школе группе перед знакомством со сказкой И. Соколова-Микитова «Листопадничек» дети прослушивают описание признаков осени, погоды, места, где будут развиваться последующие собы­тия. Для этой цели кто-либо из взрослых хорошо поставленным «сказочным» голосом начинает повествование. На магнитофонную ленту желательно произвести запись голоса человека, незнакомого детям данной группы.

После прослушивания записи логопед задает детям вопросы:

— Куда мы с вами попали? (На болото. )

— Какое оно было? (Зеленое. )

— А листва на деревьях какого цвета? (Золотая. )

— Какое же это было время года? Почему?

— Кто и у кого появился?

Вопросами логопед помогает детям в составлении ответов и дает правильное направление всей работе над произведением, а также строит образец ответа.

Время знакомства с" данной сказкой (III квартал) совпадает с третьим этапом коррекционной работы над речью заикающихся детей подготовительного к школе возраста. В это время они учат­ся внимательно слушать целые рассказы логопеда и товарищей, составлять сюжетные рассказы по представлению.

Другим вариантом использования магнитофона может быть прослушивание загадок к изучаемой теме от лица какого-нибудь сказочного персонажа или зверька. Например, при прохождении темы «Жизнь животных нашего края летом» логопед говорит: «Одна чудесная белочка загадала мне загадки про своих соседей в лесу. Но я одна не справлюсь с отгадками. Помогите мне! » Де­ти с большим интересом воспринимают новый вид работы, внима­тельно слушают загадку. Вместе с логопедом они выясняют непо­нятные и незнакомые слова и обороты речи. После повторного прослушивания, когда наибольшее количество детей догадывается, о ком говорила белочка, проводится беседа. В ней логопед варьи­рует свои требования, учитывая речевые возможности каждого заикающегося ребенка на данном этапе.

Эти же загадки или фрагменты из них можно записать в дру­гом порядке (каждую теперь уже однократно) и разрешить детям называть отгадку.        

Прослушивание магнитофонной записи можно сочетать с пока­зом картинок-отгадок. Персонаж, от лица которого ведется «бе­седа» с детьми, может быть представлен бибабо, или петрушкой, или картинкой с изображением персонажа. Описанный прием осо­бенно эффективен на итоговых занятиях, когда он приурочен к завершению какой-либо темы.

В старшем дошкольном возрасте у детей резко возрастают возможности их физического и психического развития. В это вре­мя у них появляется множество интересов, новые побуждения к более разнообразным видам деятельности, формируется самостоя­тельность, творческая активность, совершенствуется умственная деятельность. Для того чтобы побудить заикающихся детей к са­мостоятельности, творческой фантазии, мы с самого начала кор­рекционной работы начинаем устраивать им «встречи» с Буратино (тоже посредством магнитофонной записи).

На протяжении учебного года «голос» Буратино используется в различных целях. В начале обучения, когда формируется навык овладения ситуативной речью, дети только знакомятся с гостем по записи: слушают, узнают его голос, получают определенный эмо­циональный настрой.

Включается магнитофон и дети слышат голос Буратино:

Из хорошей сказки я пришел, ребята,

И пришел не просто так, а загадать загадки.

Слушайте загадку обо мне, ребята:

Сам я — деревянный,

Нос — очень острый, длинный,

Ответье-ка мне дружно,

Кто я? (Буратино. )

На этом занятии после угадывания голоса героя дети могут ознакомиться с героем сказки А. Толстого по картинке, пользуясь в ответах той формой цечи, которой они уже хорошо владеют. Вопросы логопеда касаются внешнего вида сказочного персонажа, длины его носа, колпачка, внешнего вида башмаков, цвета всех предметов одежды, материала, из которого сделаны человечек и его одежда. Этот вид работы доступен заикающимся детям и в то же время носит элемент новизны, необычности, сказочности. Под­держивая радостный настрой детей, можно учить их управлять своими эмоциями, осуществлять воспитательные цели. Это очень важный фактор в работе с заикающимися, так как эмоционально-волевая сфера у них, как правило, имеет различные отклонения.

Как мы «создаем» голос Буратино? На медленной скорости записывается нужный текст низким (желательно мужским) голо­сом. Текст читается нарочито замедленно, но четко и громко. Пос­ле того как сказочный герой поздоровается с детьми, при записи необходимо выдержать паузу, достаточную для того, чтобы дети тоже ответили на приветствие. Эта потребность живо проявляется у дошкольников и способствует закреплению правил хорошего то­на у заикающихся детей. Прослушивание этой же записи дается на более быстрых оборотах. Таким образом создается впечатле­ние, будто к детям обращается сам Буратино.

Постепенно дети научаются определять и называть различные свойства предметов и умеют давать однословные или фразовые ответы по представлению. В это время в игровой форме им дают­ся задания, например определить снег, т. е. назвать его признаки. После выполнения задания (подбора определений: белый, липкий, сверкающий, легкий и другие) логопед включает запись речи Бу­ратино, обращенной к детям.

Здравствуйте, дети!

Слушал я ваши ответы

И придумал про снег загадку.

Слушайте внимательно, что у меня получилось.

Серебристый,

нежный,

пышный,

                                 Легкий,

                                         беленький,

неслышный.

Он ложится на дорожки

Тут немножко,

там немножко.

Дети вместе с логопедом выясняют, какие придуманные ими слова помогли Буратино, а какие он сумел подобрать сам. Этот прием вытекает из основного требования к речи заикающихся до­школьников — вариативности ответов. У детей вырабатывается внимание к слову, умение воспринимать чужую речь, закрепляется память. В этом виде работы нужно удержать в памяти и слова, найденные детьми, и проделать определенную аналитическую работу над текстом, услышанным от Буратино. Дети еще раз в иг­ровой ситуации стоят перед задачей: быть предельно вниматель­ными, не повторяться. На вопросы логопеда о снеге (по содержа­нию загадки): «Что делает снег? Куда он ложится? » — дети ста­раются отвечать распространенным предложением. В следующем обращении к детям логопед ставит цель: подобрать к слову снег другие слова, обозначающие действия или состояние предмета.

Логопед. Буратино сказал, что снег ложится, а что еще мож­но добавить? Что еще происходит со снегом в природе?

Дети. Лежит, падает, опускается, валит, кружится, вьется, идет, тает...

Если познания детей этим исчерпаны, логопед дополняет: ис­чезает, хрустит, скрипит, слеживается, твердеет, сверкает и т. д. — и по мере надобности поясняет эти слова.

Для изучения программного материала используются и такие виды занятий, как пересказ прочитанного текста, составление рас­сказа по картинке без вопросов логопеда, беседа по представле­нию и другие. Используется и анализ речевого материала. К но­вому виду работы можно снова подключить Буратино:

Здравствуйте, дорогие ребята! Я в гости к вам пришел опять, Чтоб вам загадки загадать, Найдите-ка, ребятки, На мой вопрос отгадки.

— Сегодня я вам принес стихотворение о своем самом люби­мом времени года. Послушайте и скажите: какое время года я люблю и за что оно мне так нравится?

Зимней свежестью дохнуло

На поля и на леса.

Низко-низко опустились,

Потемнели небеса.

И пока еще все спали,

Темной ночью все село,

И поля, и лес, и сад наш

Первым снегом занесло.

На заборах, на крылечке

Все блестит и все бело,

Нет свободного местечка,

Всюду снега намело.

Этот прием мы обычно используем на обобщающих занятиях. Заикающиеся дети умеют пользоваться полученными на предыду­щих занятиях знаниями, стараются отвечать вариативно и дают интересные развернутые ответы. Каждый ребенок старается объ­яснить, как он догадался, что Буратино любит зиму или говорит о зиме (свежий зимний воздух, низкое и темное небо зимой, снего­пад ночью, блестящий и белый снег, снег покрыл все вокруг и т. п. ). После обстоятельного разбора признаков зимы, приведен­ных в стихотворении, мы строим занятие так, чтобы дети вспоми­нали и добавляли зимние признаки из собственных наблюдений и впечатлений, полученных от взрослых в беседах, на экскурсиях, при чтении художественных произведений. Главное условие при этом — не повторять признаки, названные товарищами и гостем (имеется в виду Буратино). Знания детей на данном этапе на­столько обширны, а речь приближается к нормальной, что с зада­чей они справляются умело и с большим интересом.

При постепенном переходе к контекстной речи, умении само­стоятельно высказываться без опоры на наглядность, выслушать рассказ и поделиться своими соображениями у логопеда появля­ется возможность использовать магнитофонную запись «голоса Буратино» с новой целью.

Буратино. Здравствуйте, дорогие ребята!

                Был недавно я в лесу,

             Дивился на его красу.

              Понравилась мне здесь природа,

            Да вот беда, забыл, ребята, я,

             Какое это было время года.

Остановив запись, логопед говорит: «Пусть Буратино расска­жет, как он ходил по лесу, что видел, чему удивлялся, а мы ему поможем вспомнить, как называется это время года. Поможем? »

Дети, как правило, дружно соглашаются и с нетерпением ждут новых разговоров с Буратино.

Буратино. Иду я по лесу. Солнышко припекает, и такое яр­кое, словно умытое. Где-то что-то капает. А я птичек слушаю. Голоса у них веселые; кто тенькает: тень-тень, кто чирикает: чик-чирик, а кто постукивает громко да весело, будто палочкой по барабану бьет: тук-тук-тук-тук. И песни получаются такие звонкие! Ой-ой, ноги промочил... Снег почему-то мокрый и серый. Ой! Только ступал на снег, а теперь в каждом моем следке вода откуда-то... Побегу-ка я домой к папе Карло погреться и посу­шиться. До свидания.

Прослушав этот текст (как и все приведенные выше) дважды, дети отгадывают, в какое время года Буратино оказался в лесу, обосновывают свои ответы, восстанавливают содержание текста, последовательность услышанного от сказочного героя сообщения.

Логопеду остается только направлять беседу, уточнять требова­ния к речи заикающихся детей.

В последние годы по инициативе детей возник новый вариант работы с магнитофоном. Дети сами начали задавать вопросы Буратино. Логопед записывает их на листок бумаги и кладет рядом с магнитофоном, чтобы он (Буратино) пришел, прочитал и отве­тил. Но больше всего дети любят передавать Буратино разные пожелания, в которых ярко проявляется желание оградить в бу­дущем деревянного человечка от неприятностей. Эту непроизволь­но возникшую форму общения логопед тоже регулирует и исполь­зует не только в целях нравственного воспитания, но и для кор­рекции речи детей в целом.

Помогает этот образ избегать и откровенных нравоучений. Однажды, когда заикающиеся дети стали излишне громко объяс­няться в группе и с трудом осуществляли речевой самоконтроль, на помощь опять пришел веселый человечек... Логопед временно «прекратил» его встречи с детьми. После некоторого перерыва включили магнитофон при детях, «проверить», не приходил ли деревянный мальчик. Дети услышали робкий, осторожный, но зна­комый голос Буратино:

Здравствуйте, дорогие ребята!

Приходить стало к вам страшновато,

Кто-то громко кричит тут у вас,

Так и кажется мне—Карабас-Барабас.

Небольшой я еще человечек

И боюсь очень громкой вашей речи...

В реакции детей на эту запись было множество оттенков: и радость новой встречи, и удивление такой осведомленностью, и откровенное признание «виновных» в шуме, и желание ради лю­бимого героя исправиться, говорить и вести себя так, как тре­буется.

На логопедических занятиях работа над словом, фразой, ее распространением, вариативностью ответов настолько кропотли­ва, детальна, что логопед обязан располагать большим арсеналом средств, способствующих постоянному подкреплению интереса у детей к работе над речью. В нашей практике этот интерес обес­печивает на многих занятиях персонаж из сказки А. Толстого, другим может помочь в осуществлении коррекционных задач ка­кой-нибудь другой сказочный герой.

Магнитофонная запись используется нами и как документ, для констатации навыков детей на разных этапах обучения. За один год коррекционных занятий запись речи каждого заикающегося ребенка производится три раза: в момент поступления, в середине года и затем в конце. Для удобства работы с записями, характе­ризующими состояние речи ребенка, мы производим их следующим образом. Первая запись речи детей в момент поступления в ре­чевую группу осуществляется на первой дорожке магнитофонной ленты, вторую запись, соответствующую половине коррекционного периода, начинаем сразу после окончания первой, только пере­ключив запись на вторую дорожку. Третья (заключительная, ито­говая) запись речи ребенка производится на той же, второй, до­рожке после второй записи. Опыт показывает, что вторая и третья записи по объему не превышают первую, так как первая значи­тельно длиннее из-за несовершенства речи, проявляющегося в частых речевых судорогах, логофобии, эмболофразии, затрудняю­щих свободное общение ребенка. Это имеет значение для того, чтобы вторая и третья записи на второй дорожке умещались до начала записи речи № 2 и № 3 следующего ребенка.

 

Первая запись дорожка № 1 Юра В. № 1 Саша К. №1   Нина В. №1
Вторая записи дорожка № 2 и № 3          Юра  В. №2 и №3 Саша К. № 2 и № 3

Для прослушивания записи речи одного и того же ребенка, сделанной в разное время, логопеду нужно найти только начало записи речи этого заикающегося ребенка. Затем, прослушав пер­вую запись, нажатием переключателя на другую дорожку можно услышать речь этого же ребенка, но уже после проведенной ра­боты. Результат работы над речью при такой технологии очеви­ден, нагляден, облегчает задачи логопеда в коррекционной работе с ребенком. Такая запись показательна для родителей и помогает в других видах логопедической пропаганды.

Содержание речи в начале всех трех записей одного и того же ребенка одинаковое: он сам называет свою фамилию, имя, воз­раст. Далее содержание речи меняется. Первая запись произво­дится во время обследования вновь поступившего ребенка. Она осуществляется таким образом, чтобы в ней, по возможности, на­шли отражение навыки пользования ребенком ситуативной и кон­текстной речью: рассказ об игрушке, по образцу, рассказ из жиз­ни ребенка, его личного опыта, беседа. Для второй записи мы берем уже формы речи, в которых ребенок раньше испытывал наибольшие затруднения. Это можно в дальнейшем использовать для сравнения с состоянием речи в начале года.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...