Технические средства в работе логопеда с заикающимися дошкольниками
Л. В. Боровская, логопед детского сада № 27, г. Томск. В программе обучения правильной речи заикающихся детей старшего дошкольного возраста определено программное содержание и содержание коррекционной работы в различных видах деятельности дошкольников старшего возраста. Деятельность, последовательность, обоснованность предложенных разработок помогают логопедам и в планировании коррекционной работы, и в методике проведения ежедневных занятий по исправлению заикания. Поскольку изучение каждой темы идет на разных занятиях (рассматривание, лепка, аппликация, рисование), происходит прочное и обстоятельное усвоение знаний ребенком. В то же время создаются различные ситуации для упражнения в разнообразных формах речи, соответствующих коррекционным целям, поставленным логопедом. Логопедические занятия не должны быть однообразными. В противном случае у заикающихся сначала пропадает интерес к занятиям с логопедом, затем появляется отрицательное отношение к ним, в результате усугубляется вся работа по коррекции эмоционально-волевой сферы заикающихся дошкольников и по воспитанию у них навыка самоконтроля. Наличие у детей интереса к каждому логопедическому занятию способствует более полной реализации коррекционных задач, так как интерес пробуждает у детей положительные эмоции, а последние являются непременным условием в любой лечебной и коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Учитывая общие педагогические задачи, необходимо помнить, что интерес не только приносит детям радость, но и способствует развитию личности. При удовлетворении интереса у дошкольников формируется — любознательность, стремление к знаниям. Воспитывать эти качества у заикающегося ребенка также необходимо, как и у любого дошкольника, не имеющего тяжелого речевого расстройства.
Чтобы вызвать у ребенка интерес к занятиям, логопед должен тщательно к ним готовиться. У ребенка должен быть красочный, интересный раздаточный материал. Занятия можно разнообразить играми, использовать различные подвижные модели, образные планы-схемы, помогающие детям последовательно, логично составлять рассказы. На индивидуальных логопедических занятиях для обеспечения интереса и для облегчения выполнения чисто технических задач (например, по тренировке артикуляционных органов, развитию силы, длительности и равномерности воздушной струи) используются изо- и фотопособия, различные пособия для дифференциации смешиваемых звуков («волшебные карманчики») и т. п. Большое значение имеет использование технических средств. Логопеды решают много коррёкционных задач, применяя их на своих занятиях. Это помогает им активизировать внимание ребенка, переключать его с одного вида работы на другой. Опыт работы с заикающимися детьми показал, что у них общая неустойчивость нервно-психических процессов, повышенная возбудимость, высокая истощаемость, сниженная работоспособность. Все эти свойства проявляются на занятиях. Специфика логопедической работы в детском саду такова, что многие технические средства логопеды могут использовать только опосредованно, т. е. ссылаясь на них. В нашем детском саду непосредственная работа с применением различных технических средств проводится больше всего воспитателями. Они предварительно планируют и проводят прослушивание грампластинки, радиопередачи, просмотр диафильма, слайдов. Использование технических средств является не только побудительным фактором для мыслительной и речевой деятельности детей, но и на определенных этапах работы с заикающимися помогает в осуществлении различных целей.
Так, на первом этапе обучения воспитатели используют технические средства для ограничения речевого общения детей. Вместе с логопедом они осуществляют отбор материала, обсуждают приемы его преподнесения детям. Чтобы исключить нежелательные споры, активный обмен впечатлениями, бурное проявление эмоций, используется материал, повествующий об изменениях в природе, о временах года. Для упражнения детей в однословных-двусловных ответах логопед вместе с воспитателем продумывает план беседы, сопровождающей демонстрацию слайдов или диафильмов. Информация, которую заключает в себе демонстрируемый материал, предварительно обрабатывается применительно к речевым задачам данного этапа коррекционной работы с заикающимися дошкольниками. В нашей практике мы использовали материал об искусстве, предметах народного промысла и др. (Бородин А. М. Методика развития речи детей. —М., 1974. ). Прежде чем показать детям слайды, диафильмы, воспитатель и логопед проводят большую подготовительную работу, которой придается большое значение. В нее входит: отбор и ознакомление взрослых с материалом, предназначенным для демонстрации, проведение словарной работы, чтобы слова (нуждающиеся в дополнительном разъяснении) и понятия довести до понимания, осмысления детьми заранее. При подготовке также учитываются и особые моменты показа материала. Например, перед демонстрацией некоторых кадров, которые могут вызвать у детей бурную реакцию, продумывается, как снять излишнее эмоциональное напряжение, используя соответствующую интонацию, собственную оценку поступка или ситуации, тем самым как бы помочь детям сдержаться от импульсивного высказывания, провоцирующего заикание. Также скрупулезно ведется подготовка к использованию и других технических средств: просмотр телепередач, прослушивание радиопередач, магнитофонных записей. Используя в работе с детьми различные технические средства, мы постепенно учим их управлять своим поведением и речью. Так, например, перед просмотром диафильма логопед задает детям вопросы: в какое время года происходят события в этой сказке? Кто оказался настоящим другом в этой истории? И т. п. Эти вопросы как бы нацеливают детей, на что им обратить внимание, помогают заикающимся овладевать более сложной самостоятельной ситуативной речью. Весь процесс просмотра или прослушивания можно сделать более осмысленным и корригировать речевое общение детей вне занятий.
В нашем детском саду на логопедических занятиях часто используются такие технические средства, как фильмоскоп, магнитофон, проигрыватель. Они помогают реализовать некоторые другие задачи, необходимые при коррекции звукопроизношения, например когда логопед ставит цель развития слухового внимания, фонематического слуха, тренировку зрительной памяти и т. п. На логопедических занятиях по воспитанию слухового восприятия наиболее часто используются магнитофонные записи неречевых звуков. Это могут быть различные бытовые шумы: шипение воды при закипании на плите, шум работающей швейной или стиральной машины, гудение пылесоса или электрического увлажнителя, перестук костяшек счет, перелистывание страниц и т. п. С этой же целью можно записать на магнитофонную ленту игру на самых разнообразных музыкальных инструментах. Для занимательности можно записать звуки, которые дети часто слышат, но не всегда замечают их (шуршание и возня хомячков, постукивание лапками по полу черепахи, жужжание мухи, поскребывание дворником лопатой по земле или снегу и т. п. ). При знакомстве детей с профессиями работников детского сада записываем голоса сотрудников, звуки работающих инструментов или приборов (пылесоса, холодильника, стиральной машины), шум подъехавшей с продуктами грузовой машины и т. п. Пленка с записью звуков, шумов, загадок, обыгрываний, разговоров сказочных персонажей потребует значительных усилий в момент ее заполнения. К пленке следует обязательно приложить все тексты в нужной последовательности. Для удобства использования желательно против каждого (законченного по смыслу) отрывка в скобках проставить количество минут, необходимых для его прослушивания. Можно к пленке приложить также конспекты или описание использования приемов.
Для использования на занятиях магнитофона логопеду потребуется овладеть методикой воспроизведения звукозаписи (вовремя включить, выключить). Подготовка магнитофонной записи включает в себя следующие этапы: а) подбор речевого материала (загадки о зайце, еже, волке, лисе) и распределение его в нужной для записи последовательности; б) разучивание текста загадок с детьми (желательно из другой группы), отработка четкой, выразительной и неторопливой декламации (желательно, чтобы тембр голоса ребенка-чтеца подходил выбранному персонажу; например для белочки — звонкий, веселый); в) запись одной и той же загадки (или другого по жанру речевого материала) осуществляется подряд дважды — для первоначального ознакомления с текстом и для повторного прослушивания. Паузы между загадками должны быть не менее 4—5 секунд, чтобы логопед успевал нажать на клавишу «стоп» до начала звучания следующего текста. Для экономии пленки запись лучше производить на самой медленной скорости (в нашей практике используется магнитофон марки «Маяк-204»-—скорость 4).
С помощью магнитофонной записи мы осуществляем разные виды работы, например ввод в сказку, рассказ. В подготовительной к школе группе перед знакомством со сказкой И. Соколова-Микитова «Листопадничек» дети прослушивают описание признаков осени, погоды, места, где будут развиваться последующие события. Для этой цели кто-либо из взрослых хорошо поставленным «сказочным» голосом начинает повествование. На магнитофонную ленту желательно произвести запись голоса человека, незнакомого детям данной группы. После прослушивания записи логопед задает детям вопросы: — Куда мы с вами попали? (На болото. ) — Какое оно было? (Зеленое. ) — А листва на деревьях какого цвета? (Золотая. ) — Какое же это было время года? Почему? — Кто и у кого появился? Вопросами логопед помогает детям в составлении ответов и дает правильное направление всей работе над произведением, а также строит образец ответа. Время знакомства с" данной сказкой (III квартал) совпадает с третьим этапом коррекционной работы над речью заикающихся детей подготовительного к школе возраста. В это время они учатся внимательно слушать целые рассказы логопеда и товарищей, составлять сюжетные рассказы по представлению.
Другим вариантом использования магнитофона может быть прослушивание загадок к изучаемой теме от лица какого-нибудь сказочного персонажа или зверька. Например, при прохождении темы «Жизнь животных нашего края летом» логопед говорит: «Одна чудесная белочка загадала мне загадки про своих соседей в лесу. Но я одна не справлюсь с отгадками. Помогите мне! » Дети с большим интересом воспринимают новый вид работы, внимательно слушают загадку. Вместе с логопедом они выясняют непонятные и незнакомые слова и обороты речи. После повторного прослушивания, когда наибольшее количество детей догадывается, о ком говорила белочка, проводится беседа. В ней логопед варьирует свои требования, учитывая речевые возможности каждого заикающегося ребенка на данном этапе. Эти же загадки или фрагменты из них можно записать в другом порядке (каждую теперь уже однократно) и разрешить детям называть отгадку. Прослушивание магнитофонной записи можно сочетать с показом картинок-отгадок. Персонаж, от лица которого ведется «беседа» с детьми, может быть представлен бибабо, или петрушкой, или картинкой с изображением персонажа. Описанный прием особенно эффективен на итоговых занятиях, когда он приурочен к завершению какой-либо темы. В старшем дошкольном возрасте у детей резко возрастают возможности их физического и психического развития. В это время у них появляется множество интересов, новые побуждения к более разнообразным видам деятельности, формируется самостоятельность, творческая активность, совершенствуется умственная деятельность. Для того чтобы побудить заикающихся детей к самостоятельности, творческой фантазии, мы с самого начала коррекционной работы начинаем устраивать им «встречи» с Буратино (тоже посредством магнитофонной записи). На протяжении учебного года «голос» Буратино используется в различных целях. В начале обучения, когда формируется навык овладения ситуативной речью, дети только знакомятся с гостем по записи: слушают, узнают его голос, получают определенный эмоциональный настрой. Включается магнитофон и дети слышат голос Буратино: Из хорошей сказки я пришел, ребята, И пришел не просто так, а загадать загадки. Слушайте загадку обо мне, ребята: Сам я — деревянный, Нос — очень острый, длинный, Ответье-ка мне дружно, Кто я? (Буратино. ) На этом занятии после угадывания голоса героя дети могут ознакомиться с героем сказки А. Толстого по картинке, пользуясь в ответах той формой цечи, которой они уже хорошо владеют. Вопросы логопеда касаются внешнего вида сказочного персонажа, длины его носа, колпачка, внешнего вида башмаков, цвета всех предметов одежды, материала, из которого сделаны человечек и его одежда. Этот вид работы доступен заикающимся детям и в то же время носит элемент новизны, необычности, сказочности. Поддерживая радостный настрой детей, можно учить их управлять своими эмоциями, осуществлять воспитательные цели. Это очень важный фактор в работе с заикающимися, так как эмоционально-волевая сфера у них, как правило, имеет различные отклонения. Как мы «создаем» голос Буратино? На медленной скорости записывается нужный текст низким (желательно мужским) голосом. Текст читается нарочито замедленно, но четко и громко. После того как сказочный герой поздоровается с детьми, при записи необходимо выдержать паузу, достаточную для того, чтобы дети тоже ответили на приветствие. Эта потребность живо проявляется у дошкольников и способствует закреплению правил хорошего тона у заикающихся детей. Прослушивание этой же записи дается на более быстрых оборотах. Таким образом создается впечатление, будто к детям обращается сам Буратино. Постепенно дети научаются определять и называть различные свойства предметов и умеют давать однословные или фразовые ответы по представлению. В это время в игровой форме им даются задания, например определить снег, т. е. назвать его признаки. После выполнения задания (подбора определений: белый, липкий, сверкающий, легкий и другие) логопед включает запись речи Буратино, обращенной к детям. Здравствуйте, дети! Слушал я ваши ответы И придумал про снег загадку. Слушайте внимательно, что у меня получилось. Серебристый, нежный, пышный, Легкий, беленький, неслышный. Он ложится на дорожки Тут немножко, там немножко. Дети вместе с логопедом выясняют, какие придуманные ими слова помогли Буратино, а какие он сумел подобрать сам. Этот прием вытекает из основного требования к речи заикающихся дошкольников — вариативности ответов. У детей вырабатывается внимание к слову, умение воспринимать чужую речь, закрепляется память. В этом виде работы нужно удержать в памяти и слова, найденные детьми, и проделать определенную аналитическую работу над текстом, услышанным от Буратино. Дети еще раз в игровой ситуации стоят перед задачей: быть предельно внимательными, не повторяться. На вопросы логопеда о снеге (по содержанию загадки): «Что делает снег? Куда он ложится? » — дети стараются отвечать распространенным предложением. В следующем обращении к детям логопед ставит цель: подобрать к слову снег другие слова, обозначающие действия или состояние предмета. Логопед. Буратино сказал, что снег ложится, а что еще можно добавить? Что еще происходит со снегом в природе? Дети. Лежит, падает, опускается, валит, кружится, вьется, идет, тает... Если познания детей этим исчерпаны, логопед дополняет: исчезает, хрустит, скрипит, слеживается, твердеет, сверкает и т. д. — и по мере надобности поясняет эти слова. Для изучения программного материала используются и такие виды занятий, как пересказ прочитанного текста, составление рассказа по картинке без вопросов логопеда, беседа по представлению и другие. Используется и анализ речевого материала. К новому виду работы можно снова подключить Буратино: Здравствуйте, дорогие ребята! Я в гости к вам пришел опять, Чтоб вам загадки загадать, Найдите-ка, ребятки, На мой вопрос отгадки. — Сегодня я вам принес стихотворение о своем самом любимом времени года. Послушайте и скажите: какое время года я люблю и за что оно мне так нравится? Зимней свежестью дохнуло На поля и на леса. Низко-низко опустились, Потемнели небеса. И пока еще все спали, Темной ночью все село, И поля, и лес, и сад наш Первым снегом занесло. На заборах, на крылечке Все блестит и все бело, Нет свободного местечка, Всюду снега намело. Этот прием мы обычно используем на обобщающих занятиях. Заикающиеся дети умеют пользоваться полученными на предыдущих занятиях знаниями, стараются отвечать вариативно и дают интересные развернутые ответы. Каждый ребенок старается объяснить, как он догадался, что Буратино любит зиму или говорит о зиме (свежий зимний воздух, низкое и темное небо зимой, снегопад ночью, блестящий и белый снег, снег покрыл все вокруг и т. п. ). После обстоятельного разбора признаков зимы, приведенных в стихотворении, мы строим занятие так, чтобы дети вспоминали и добавляли зимние признаки из собственных наблюдений и впечатлений, полученных от взрослых в беседах, на экскурсиях, при чтении художественных произведений. Главное условие при этом — не повторять признаки, названные товарищами и гостем (имеется в виду Буратино). Знания детей на данном этапе настолько обширны, а речь приближается к нормальной, что с задачей они справляются умело и с большим интересом. При постепенном переходе к контекстной речи, умении самостоятельно высказываться без опоры на наглядность, выслушать рассказ и поделиться своими соображениями у логопеда появляется возможность использовать магнитофонную запись «голоса Буратино» с новой целью. Буратино. Здравствуйте, дорогие ребята! Был недавно я в лесу, Дивился на его красу. Понравилась мне здесь природа, Да вот беда, забыл, ребята, я, Какое это было время года. Остановив запись, логопед говорит: «Пусть Буратино расскажет, как он ходил по лесу, что видел, чему удивлялся, а мы ему поможем вспомнить, как называется это время года. Поможем? » Дети, как правило, дружно соглашаются и с нетерпением ждут новых разговоров с Буратино. Буратино. Иду я по лесу. Солнышко припекает, и такое яркое, словно умытое. Где-то что-то капает. А я птичек слушаю. Голоса у них веселые; кто тенькает: тень-тень, кто чирикает: чик-чирик, а кто постукивает громко да весело, будто палочкой по барабану бьет: тук-тук-тук-тук. И песни получаются такие звонкие! Ой-ой, ноги промочил... Снег почему-то мокрый и серый. Ой! Только ступал на снег, а теперь в каждом моем следке вода откуда-то... Побегу-ка я домой к папе Карло погреться и посушиться. До свидания. Прослушав этот текст (как и все приведенные выше) дважды, дети отгадывают, в какое время года Буратино оказался в лесу, обосновывают свои ответы, восстанавливают содержание текста, последовательность услышанного от сказочного героя сообщения. Логопеду остается только направлять беседу, уточнять требования к речи заикающихся детей. В последние годы по инициативе детей возник новый вариант работы с магнитофоном. Дети сами начали задавать вопросы Буратино. Логопед записывает их на листок бумаги и кладет рядом с магнитофоном, чтобы он (Буратино) пришел, прочитал и ответил. Но больше всего дети любят передавать Буратино разные пожелания, в которых ярко проявляется желание оградить в будущем деревянного человечка от неприятностей. Эту непроизвольно возникшую форму общения логопед тоже регулирует и использует не только в целях нравственного воспитания, но и для коррекции речи детей в целом. Помогает этот образ избегать и откровенных нравоучений. Однажды, когда заикающиеся дети стали излишне громко объясняться в группе и с трудом осуществляли речевой самоконтроль, на помощь опять пришел веселый человечек... Логопед временно «прекратил» его встречи с детьми. После некоторого перерыва включили магнитофон при детях, «проверить», не приходил ли деревянный мальчик. Дети услышали робкий, осторожный, но знакомый голос Буратино: Здравствуйте, дорогие ребята! Приходить стало к вам страшновато, Кто-то громко кричит тут у вас, Так и кажется мне—Карабас-Барабас. Небольшой я еще человечек И боюсь очень громкой вашей речи... В реакции детей на эту запись было множество оттенков: и радость новой встречи, и удивление такой осведомленностью, и откровенное признание «виновных» в шуме, и желание ради любимого героя исправиться, говорить и вести себя так, как требуется. На логопедических занятиях работа над словом, фразой, ее распространением, вариативностью ответов настолько кропотлива, детальна, что логопед обязан располагать большим арсеналом средств, способствующих постоянному подкреплению интереса у детей к работе над речью. В нашей практике этот интерес обеспечивает на многих занятиях персонаж из сказки А. Толстого, другим может помочь в осуществлении коррекционных задач какой-нибудь другой сказочный герой. Магнитофонная запись используется нами и как документ, для констатации навыков детей на разных этапах обучения. За один год коррекционных занятий запись речи каждого заикающегося ребенка производится три раза: в момент поступления, в середине года и затем в конце. Для удобства работы с записями, характеризующими состояние речи ребенка, мы производим их следующим образом. Первая запись речи детей в момент поступления в речевую группу осуществляется на первой дорожке магнитофонной ленты, вторую запись, соответствующую половине коррекционного периода, начинаем сразу после окончания первой, только переключив запись на вторую дорожку. Третья (заключительная, итоговая) запись речи ребенка производится на той же, второй, дорожке после второй записи. Опыт показывает, что вторая и третья записи по объему не превышают первую, так как первая значительно длиннее из-за несовершенства речи, проявляющегося в частых речевых судорогах, логофобии, эмболофразии, затрудняющих свободное общение ребенка. Это имеет значение для того, чтобы вторая и третья записи на второй дорожке умещались до начала записи речи № 2 и № 3 следующего ребенка.
Для прослушивания записи речи одного и того же ребенка, сделанной в разное время, логопеду нужно найти только начало записи речи этого заикающегося ребенка. Затем, прослушав первую запись, нажатием переключателя на другую дорожку можно услышать речь этого же ребенка, но уже после проведенной работы. Результат работы над речью при такой технологии очевиден, нагляден, облегчает задачи логопеда в коррекционной работе с ребенком. Такая запись показательна для родителей и помогает в других видах логопедической пропаганды. Содержание речи в начале всех трех записей одного и того же ребенка одинаковое: он сам называет свою фамилию, имя, возраст. Далее содержание речи меняется. Первая запись производится во время обследования вновь поступившего ребенка. Она осуществляется таким образом, чтобы в ней, по возможности, нашли отражение навыки пользования ребенком ситуативной и контекстной речью: рассказ об игрушке, по образцу, рассказ из жизни ребенка, его личного опыта, беседа. Для второй записи мы берем уже формы речи, в которых ребенок раньше испытывал наибольшие затруднения. Это можно в дальнейшем использовать для сравнения с состоянием речи в начале года.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|