Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обследование звукопроизношения у детей




ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ

 

                                                                                           Т. П. Смирнова,

                                                логопед детского сада № 7, г. Уральск.

Обследование речи детей в логопедических группах имеет большое значение для планирования коррекционной работы. При этом проверяется фонетика, лексика, грамматика, связная речь. Такое обследование занимает у логопедов много времени и сил, так как проверяется каждый ребенок.

Ознакомившись с новой формой фронтального обследования грамматического строя речи у детей, рекомендованного Л. Н. Ефименковой в книге «Формирование речи у дошкольников» (М.: Про­свещение. — 1981), мы пытаемся применять ее при обследовании звукопроизношения. При обследовании важно сократить время. С этой целью одновременно обследовали 5 человек.

Для обследования звукопроизношения проводится большая подготовительная работа:

1. Готовится наглядный материал в комплектах (от 3-х до 5-ти), комплект содержит предметные и сюжетные картинки, в на­звании которых имеется проверяемый звук.

Для того чтобы удобнее было пользоваться таким количеством материала, его размещают в альбоме. Первый набор картинок на­клеивается в альбом полностью, а четыре других — вкладываются в конверты.

2. Для проверки того или иного звука картинный материал подбирают таким образом, чтобы в определенном слове не было других трудных для произношения звуков (р, л, ш, ж и т. д. ).

3. Речевое задание дается одновременно всем детям.

4. Протокол обследования готовится заранее, а заполняется во время обследования. Это не занимает много времени, так как многие графы заполняют знаками (+, N) (см. приложение № 1 —расположение граф по горизонтали; приложение № 2 — располо­жение граф по вертикали. )

Обследуются следующие группы звуков: свистящие (с, с', з, з', ц), шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (л, л', р, р'), заднеязыч­ные (к, к', г, г', х), звонкие (в, б, д), дифтонги (я, е, ё, ю), гласные (а, о, у, э, ы).

Каждый звук обследуется в семи позициях: в начале слова, в середине, в конце, со стечением согласных, во фразе, изолиро­ванно, в слогах. Отмечается дефект произношения. Если ребенок произносит звук правильно, то во всех графах ставится знак ( + ), а в графе «Дефект произношения»—(N)—норма. Если же звук произносится искаженно или заменяется другим, в протоколе это фиксируется образцами речи ребенка. При этом учитывается, как ребенок произносит звук самостоятельно, по картинке или отра­женно (См. приложение № 3. )

В качестве примера приведем запись обследования звука с.

Дети сидят за столами, и у каждого свой набор картинок. У одного ребенка — сумка, лиса, автобус, скамейка. Соня поливает капусту. У другого — собака, весы, лес, капуста. Слава стоит на мосту. У третьего — санки, колесо, класс, мост. Лиса бежит по лесу.

Если одновременно обследуются пятеро детей, тогда для чет­вертого рекомендуется такой набор картинок: сова, оса, пес, снего­вик. Сова сидит на суку. А для пятого — сад, коса, нос, слон. Соня купила сумку.

По этим картинкам можно предложить детям следующие за­дания.

По предметной картинке. Назовите, у кого что нарисовано на картинке. (Называть надо по одному. «Саша, ты, пожалуйста, назови»... И т. д. )

По сюжетной картинке. Назовите, кто что делает на вашей картинке.

 

Приложение № 1

 

п/п

Фамилия, имя

имя

Возраст

Типы заданий

Свистящие

Шипящие

 

 

 

 

 звуки со  начало Я  середина и

 конец

 течение

и

 фраза

■ tf

изолиров.

 

 в слогах

 

 дефект произношения

 

звуки

 

начало

 

середина

конец

стечение

 

фраза

 

изолиров.

 

в слогах

 

дефект произношения

 

Сонорные

Заднеязычные

Звонкие

звуки

начало

середина конец стечение фраза

изолиров.

я

слогах

дефект произношения

звуки начало

середина

конец

стечение

фраза

изолиров.

в слогах

дефект произношения

звуки

начало

середина

конец

стечение

фраза

изолиров.

в слогах

 

дефект произношения < =f Я
 

 

Названия различных положений

звуков даны вертикально для сокращения места в таблице. В рабочем виде все названия следует располагать горизонта-льно, чтобы в каждой графе можно было записать полностью

проверяемое слово (особенно в случаях неправильного

произношения исследуемого звука).

 

Дифтонги

Гласные

 звуки

начало

середина конец стечение фраза изолир.

в слогах

дефект произношения

звуки

начало

середина

конец

стечение

фраза

изолир.

в слогах

дефекты произношения

 

                                                                                           

Приложение № 2

 

 

 

 

 

 

 

 

№ п/п

Фамилия, имя

Воз-

раст

Типы заданий

Звуки

Свистящие

начало середина конец стечение фраза изо­лиро­ванно в слогах дефект произно­шения

 

 

 

название картинки   сумка лиса нос слон

 

во фразе м/з

 

 

м/з

   _

са—са

   __

ас—ас

     ___

асааса

 

 

с —м/з

самостоятель­ное произне­сение с ____ сумка ____ лиса ___ нос ____ слон
отражен- ное произнесение   _____ сумка ____ лиса ___ нос ____ слон

 

 

                     Обследование звукопроизношения.                       Приложение № 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п/п

Фамилия, имя

Воз­раст

Типы зада-ний

Свистящие

Шипящие

зву­ки нача­ло сере­дина ко­нец стече­ние фра­за изо-лир. в сл. де­фект зву­ки нача­ло сере­дина ко­нец стече­ние

1.

Аста-фьев Юра

 

карт, сам. отр. с                 ш        
карт, сам. отр. с'                 ж        
карт, сам. отр. з                 ч    

 

 
карт. сам. отр. з'                 щ    

 

карт, сам. отр. ц                        

2.

Кузне-цов Андрей

 

карт, сам. отр. с                 ш        
карт, сам. отр. с'                 ж        
карт, сам. отр.                 ч        

 

 


Если ребенок, называя слово, произносит звук искаженно, то запись в протоколе делается так, как указано в приложении № 2. Кроме того, ребенку, который произносит обследуемый звук дефектно, предлагается произнести данный звук изолированно, повторить за логопедом, например: «Покажи, как выходит воздух из шарика». (С-с-с. )

Ребенку предлагают повторить за логопедом слоги с нужным звуком, например: са, со, су, сы; ас, ос, ус, ыс; аса, осо, усу, ысы.

Таким образом обследуется каждый звук одновременно у не­скольких детей..,

Групповая форма позволила нам значительно сократить время на обследование звукопроизношения. Такое обследование зани­мает три занятия. Индивидуально проверяется звукопроизношение только в тех случаях, если ребенок отсутствовал в этот день в детском саду или начинал посещать группу позже остальных.

Групповая форма обследования и схематическая фиксация ре­зультатов должны занять ведущее место при обследовании звуко­произношения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...