Обследование звукопроизношения у детей
ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ
Т. П. Смирнова, логопед детского сада № 7, г. Уральск. Обследование речи детей в логопедических группах имеет большое значение для планирования коррекционной работы. При этом проверяется фонетика, лексика, грамматика, связная речь. Такое обследование занимает у логопедов много времени и сил, так как проверяется каждый ребенок. Ознакомившись с новой формой фронтального обследования грамматического строя речи у детей, рекомендованного Л. Н. Ефименковой в книге «Формирование речи у дошкольников» (М.: Просвещение. — 1981), мы пытаемся применять ее при обследовании звукопроизношения. При обследовании важно сократить время. С этой целью одновременно обследовали 5 человек. Для обследования звукопроизношения проводится большая подготовительная работа: 1. Готовится наглядный материал в комплектах (от 3-х до 5-ти), комплект содержит предметные и сюжетные картинки, в названии которых имеется проверяемый звук. Для того чтобы удобнее было пользоваться таким количеством материала, его размещают в альбоме. Первый набор картинок наклеивается в альбом полностью, а четыре других — вкладываются в конверты. 2. Для проверки того или иного звука картинный материал подбирают таким образом, чтобы в определенном слове не было других трудных для произношения звуков (р, л, ш, ж и т. д. ). 3. Речевое задание дается одновременно всем детям. 4. Протокол обследования готовится заранее, а заполняется во время обследования. Это не занимает много времени, так как многие графы заполняют знаками (+, N) (см. приложение № 1 —расположение граф по горизонтали; приложение № 2 — расположение граф по вертикали. )
Обследуются следующие группы звуков: свистящие (с, с', з, з', ц), шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (л, л', р, р'), заднеязычные (к, к', г, г', х), звонкие (в, б, д), дифтонги (я, е, ё, ю), гласные (а, о, у, э, ы). Каждый звук обследуется в семи позициях: в начале слова, в середине, в конце, со стечением согласных, во фразе, изолированно, в слогах. Отмечается дефект произношения. Если ребенок произносит звук правильно, то во всех графах ставится знак ( + ), а в графе «Дефект произношения»—(N)—норма. Если же звук произносится искаженно или заменяется другим, в протоколе это фиксируется образцами речи ребенка. При этом учитывается, как ребенок произносит звук самостоятельно, по картинке или отраженно (См. приложение № 3. ) В качестве примера приведем запись обследования звука с. Дети сидят за столами, и у каждого свой набор картинок. У одного ребенка — сумка, лиса, автобус, скамейка. Соня поливает капусту. У другого — собака, весы, лес, капуста. Слава стоит на мосту. У третьего — санки, колесо, класс, мост. Лиса бежит по лесу. Если одновременно обследуются пятеро детей, тогда для четвертого рекомендуется такой набор картинок: сова, оса, пес, снеговик. Сова сидит на суку. А для пятого — сад, коса, нос, слон. Соня купила сумку. По этим картинкам можно предложить детям следующие задания. По предметной картинке. Назовите, у кого что нарисовано на картинке. (Называть надо по одному. «Саша, ты, пожалуйста, назови»... И т. д. ) По сюжетной картинке. Назовите, кто что делает на вашей картинке.
Приложение № 1
Приложение № 2
Обследование звукопроизношения. Приложение № 3
Если ребенок, называя слово, произносит звук искаженно, то запись в протоколе делается так, как указано в приложении № 2. Кроме того, ребенку, который произносит обследуемый звук дефектно, предлагается произнести данный звук изолированно, повторить за логопедом, например: «Покажи, как выходит воздух из шарика». (С-с-с. ) Ребенку предлагают повторить за логопедом слоги с нужным звуком, например: са, со, су, сы; ас, ос, ус, ыс; аса, осо, усу, ысы. Таким образом обследуется каждый звук одновременно у нескольких детей.., Групповая форма позволила нам значительно сократить время на обследование звукопроизношения. Такое обследование занимает три занятия. Индивидуально проверяется звукопроизношение только в тех случаях, если ребенок отсутствовал в этот день в детском саду или начинал посещать группу позже остальных. Групповая форма обследования и схематическая фиксация результатов должны занять ведущее место при обследовании звукопроизношения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|