2. Анализ речи товарища.. 3. Коллективное озвучивание диафильмов.
⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16 2. Анализ речи товарища. Магнитофонные записи использовались также для анализа детьми речи своих сверстников. Это осуществлялось на фронтальных занятиях. На одном занятии для прослушивания давалась запись речи нескольких детей (двух-трех). Это могут быть рассказы по сюжетным картинкам, придумывание конца к началу рассказа логопеда, рассказы из личного опыта и творческие рассказы. После прослушивания записей дети анализируют речь своих товарищей, учитывают содержание рассказа, последовательность, интонационную выразительность и звукопроизношение. Оценивая речь своих сверстников, дошкольники иногда руководствуются личными симпатиями. В таком случае запись повторяется, сравниваются противоречивые высказывания и вместе с детьми выясняется, кто дал правильную оценку. Каждый раз логопед обращает внимание на умение вслушиваться в речь, правильно, объективно оценивать речь своих товарищей. В дальнейшем дети постепенно приобретают умение правильного анализа. Приведем пример анализа речи своих товарищей заикающимися детьми (III этап работы. Логопед Т. Копылова). Составление конца к началу рассказа «Как мишка потерял сапожки и как он их нашел». Подготовка логопедом детей к анализу рассказ а: «Вы должны следить за речью Иры, за последовательностью рассказа: соблюдает ли она интонацию, правильно ли произносит звуки? Встречаются ли в ее рассказе новые, неизвестные вам слова? Понравится ли вам ее рассказ? » Анализ записи рассказа детьми: «Ира следила за своей речью, она говорила громко». «Ира рассказывала все по порядку. Следила за звуками. Ира ошиблась один раз. Она сказала «выплынул», а надо «выплыл». «У Иры хороший рассказ, она меняла голос. У нее еще ошибка была. Она сказала «зарадовал-ся», а надо «обрадовался».
Подведение итога логопедом: «Вы правильно все сказали о рассказе Иры. Хорошо сказали о последовательности и выразительности. Вы внимательно слушали, поэтому заметили ошибки и не забыли сказать о неправильных словах. Хорошо, что вы заметили все ошибки в рассказе Иры». Прослушивание и анализ речи товарищей повышает интерес и вызывает у детей желание быть записанными на магнитофонной пленке. Но записать каждого ребенка, тем более давать для прослушивания запись каждого из них только на занятиях невозможно. Это требует большого количества времени. Наш опыт показывает, что в этом нет необходимости. Прослушивание магнитофонных записей речи отдельных детей же в значительной мере повышает их внимание к собственной речи и к речи товарищей, способствует выработке самоконтроля, что крайне важно для детей дошкольного возраста. Кроме логопедов, с магнитофонными записями работают и воспитатели, они используют их в свободное от занятий время, и в частности на вечерах досуга. 3. Коллективное озвучивание диафильмов. Сюда входят записи инсценировок, озвучивание диафильмов. Детям предоставляется возможность самим выбирать диафильм. Выбранный диафильм тщательно готовится воспитателем для озвучивания. С этой целью вместе с детьми несколько раз про- сматрнвается пленка, распределяются роли. Во время подготовки к демонстрации диафильма обсуждается характер и речь каждого персонажа, а затем диафильм озвучивается и речь записывается на магнитофонную пленку. Опыт показывает, что в ходе подготовки к озвучиванию диафильма создаются замечательные условия для автоматизации поставленных звуков, выработки контроля и самоконтроля. Сколько высказываний появляется у детей о том, кому лучше удается подражание персонажам по характеру, интонационной окраске, чистоте произношения! Воспитатель подготовительной к школе группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи подготовила удачно озвученный детьми диафильм «Голодный волк» (по узбекской народной сказке).
В сказке очень много персонажей, поэтому в озвучивании приняли участие все дети. Это тоже очень важно, так как коллективное озвучивание диафильмов имеет большое воспитательное значение. Оно оказывает влияние на воспитание выдержки, внимания, умения вовремя включиться, чтобы продолжить рассказ товарища, соблюдать темп речи, характерный для того или иного персонажа, правильно пользоваться силой голоса в соответствии с характером действующего лица, удержаться от соблазна сделать замечание опоздавшему с репликой товарищу и т. д. Магнитофонные записи речи детей во многом помогают в работе по исправлению речи. Разумеется, что такие записи возможны только во втором полугодии учебного года, когда детям поставлены все звуки и идет закрепление полученных навыков. В начале учебного года мы тоже показываем диафильмы детям, но озвученные взрослыми (логопедами, воспитателями). Озвученные диафильмы облегчают педагогам показ: он свободен от чтения текста и может наблюдать за детьми во время просмотра диафильма. Целенаправленное исистематическое использование магнитофона ускоряет процесс овладения правильными речевыми навыками. Применение технических средств — один из целесообразных и полезных приемов положительного воздействия на ребенка в системе коррекционнойработы. Не менее эффективным средством может быть магнитофон и в проведении методической работы. В логопедический детский сад воспитатели приходят работать из массовых дошкольных учреждений. И хотя это чаще всего опытные воспитатели, но овладеть спецификой коррекционной работы совсем не просто и процесс этот длительный. Успех коррекционного обучения во многом зависит от овладения знаниямиоб особенностях формирования психических процессов у детей с недоразвитием речи, заикающихся и детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, о характерных проявлениях речевых дефектов и т. д.
В нашем детском саду мы используем все формы методической работы: педсоветы, семинары, консультации, педчтения, коллективные просмотры открытых занятий, взаимопосещения, беседы и др. Самым эффективным приемом обучения воспитателей является наблюдение за поведением детей, как общим, так и речевым. Здесь ярко проявляются характерные особенности нарушения психических процессов: восприятия, внимания памяти и т. д.; моторных нарушений, речевых нарушений. Однако частые посещения групп с целью наблюдения за поведением детей и беседы с ними в специально организованной обстановке не всегда желательны, особенно на первых этапах работы. Да и дети в присутствии посторонних раскрываются не полностью и неохотно, а порой и просто не вступают в речевое общение. Вот в таких случаях неоценимую услугу оказывает магнитофон. Мы широко используем магнитофонные записи для проведения консультаций и семинарских занятий с воспитателями. Как правило, это записи речи детей при поступлении в детский сад и при выпуске в школу или массовый детский сад, обговаривание режимных процессов, сравнительные записи речи детей с разными речевыми нарушениями: фонетико-фонематическим недоразвитием, общим недоразвитием речи или заиканием с различной степенью тяжести. Есть записи речи детей и с нормальным речевым развитием для сравнения. Записи готовятся заранее в спокойной обстановке, когда дети более всего расположены к доверительной беседе со своим логопедом или воспитателем. Затем они прослушиваются на консультациях, семинарских Занятиях воспитателей. Приведем пример семинарского занятия на тему «Сравнительная характеристика речи детей нормально развивающихся и детей с общим недоразвитием речи». На семинар были представлены записи речи детей и предложено определить, к какому речевому нарушению отнести речь каждого из детей. Записи готовились в одинаковых условиях, и каждому ребенку задавался один и тот же вопрос: «Какую сказку хочешь рассказать? » 1. Вова Боровик — 6 лет. «Три поросенка».
«Жили-были на свете три поросенка. Все они были розовень-кие, все с одинаковыми хвостиками, а звали — Наф-Наф, Нуф-Нуф и Ниф-Ниф. Все лето они кувыркались в зеленой траве, а когда наступила холодная осень, храбрый Наф-Наф догадался. И Наф-Наф сказал: «Пора подумать о зиме». А когда стало холодней и холодней, Ниф и Наф взялись наконец за работу. Ниф смастерил дом из соломы, а Наф — из веток и тонких прутьев и побежали они. Два маленьких поросят за ручку взялись и побежали к Наф. Наф невдалеке тоже себе строил дом, и два братья его взялись за работу. — Что ты строишь? Это дом для поросенка или крепость? — Дом поросенка должен быть крепость, — и Наф сказал. И два храбрых братца пошли гулять по лесу. Они плясали, пели, а когда вышли в лес, что так расшумелись, что разбудили волка. — Что это за шум? — Волк побежал, где был шум, а два храбрых братца шли и шли. Волк щелкнул зубами — ой, Ниф быстро побежал до своей хижины и быстро закрыл дверь. Он говорит: «Отворяй», то есть... » 2. Лим Коля — 6 лет. «Три медведя» (шипящие звуки заменяет на свистящие; р — одноударный, речь смазанная. Мы приводим запись, не заменяя звуков). «Жили-были три медведя. Красная шапочка. Однажды медведи ушли гулять в лес. Подружки пошли за Красной шапочкой гулять, к Машеньке, то есть они пошли. Идут, идут за кустик, за веточку, за кустик, за веточку. Идут, идут, вдруг Машенька заблудилась. Машенька заблудилась и стала кричать: «Ау-ау! », никто не слышал. Она пошла дальше. Идет, идет, видит, домик стоит, открытам дверька. Туда зашла в перву комнату. Там стоят стул, стул, три похлебки и три стуля. Она долго не ела... Сначала. .. на Михаил Ивановича большой стул и неудобно было. Она села Настася Петровны, и неудобно тоже было, она всю похлебку схлебала, потом села на Мишуткину стул, ей понравилось, она ею похлебку съела, стала — понавилось. Качаться на стуле, качается, качается. Машка упала и стул сломался, потом она зашла вторую комнату, там три кровати. Она села, легла на втору. . . на перву.. . Михаил Ивановича — неудобно, она села на вторую кровать, поменьше, Настаем Петровны и неудобно, онатлегла на Мишуткину и неудобно, она лежала, лежала и уснула, и медведи пришли. И медведи пришли с гулянья, проголодались, кушать хотели. Сели и Иван Михайлыч сказал: «Кто мою похлебку сю схлюбал? », а Настася Петровна сказала: «Кто мою похлебку похлебал? » Мишутка залез на стул: «Кто мою похлебку похлебал? » Иван Михайлысь сказал: «Кто. .. мое место стул сдвинул? »; Настася Петровна сказала: «Кто мой стул двинул? », Мишутка сказал: «Кто мой стул сломал? » Пошли средню комнату. Настас, это, Ван Михась сказал: «Кто мою постель помял? »; а Настасья Петровна сказала: «Кто маму (мою) постель сломал тоже? », а Мишутка взял скамейку и крикнул: «Вот она, вот она! » Кно (окно) было открыто, маленько открыла окно и убежала. Так медведи ее не догнали».
3. Шарафеев Ильдар — 6 лет. «Репка» (р — неустойчивый, ш, ж заменяет с, з; ч-т'. Запись рассказа приводим без замены звуков). «Жил-был дед и бабка. Дед вышел на улицу в огород. Он посадил маленькую репку. Он посадил и пошел домой, а репка была большая-пребольшая. Бабушка выглянула в окошко, она испугалась большая репка. И дедушка выглянул в окошко и тоже испугался, то большая репка. Дедушка побежал тянул, тянул, не смог тянуть. Дедушка позвал бабушку. Бабушка с дедушкой тянул, никак не смогли. Бабка позвала сыночка. Они тянули, тянули, никак, это, не оторвали репку. Потом нутька позвала сынка. Тянули они, никак не смогли тянуть, потом табачка позвала кошку, они тянули, тянули, тянули, никак не оторвали. Потом кошка позвала мышку, они тянули, тянули, потом они упали». После прослушивания записей воспитатели анализируют их. Логопеды дополняют воспитателей и полнее дают характеристику речи детей, обращают внимание на то, что даже выбор сказок помогает определить нарушение: дети с общим недоразвитием речи знают мало сказок, часто путают и соединяют в одну персонажи из разных сказок и т. д. В процессе коррекционной работы с детьми большое значение имеют режимные моменты. Это время хорошо использовать для закрепления навыков речи. Воспитателям, вновь приступившим к работе, это не всегда удается. Магнитофонные записи позволяют наглядно показать им целенаправленность проведения закрепления речи во время режимных моментов, а также требования к речи взрослого и способы постановки вопросов. Например, запись речи во время подготовки к обеду дежурными детьми. Старшая группа. Дети с общим недоразвитием речи (2-й год пребывания в детском саду). Цель разговора. Закрепление употребления количественных числительных и ориентировки в окружающем. Воспитатель. Кто сегодня дежурит? Сима. Мы с Алешей. Воспитатель. Кто что будет делать? Алеша. Я буду ложки раскладывать. С и м а. А я тарелки. Воспитатель. Сима, а сколько мелких тарелок ты поставила на стол? Сима. Пять. Воспитатель. Алеша, а сколько глубоких тарелок ты поставил? Алеша. Тоже пять. Воспитатель. Почему пять? Алеша. Потому что Сима поставила пять. Воспитатель. А ты к каждой мелкой тарелке поставил по одной глубокой тарелке? Алеша. Да. Воспитатель. Сима, я вижу на этом столе только три тарелки, поставь еще одну. Сима. Нет, не надо. Воспитатель. Почему? Сима. Потому что будет лишняя, здесь сидят трое детей. Воспитатель. Алеша, кто сидит на этом месте? Алеша. Ильгиз. Воспитатель. Как ты думаешь, ему удобно будет кушать? Алеша. Нет. Воспитатель. Почему? Алеша. Потому что ложка лежит с левой стороны. Воспитатель. С какой стороны тарелки ее надо положить? Алеша. С правой. Воспитатель. По сколько ложек ты разложил на каждый стол? Алеша. По пять. Воспитатель. Почему по пять? Алеша. Потому что за столом сидят пять детей. Воспитатель. А сколько ложек ты положил к каждой тарелке? Алеша. По одной ложке. Воспитатель. Сима, расскажи все про этот стол. Сима. Глубоких тарелок стоит пять, то есть три (поправляется ребенок после осмотра стола) и мелких три, бокалов три и ложки лежат три. Воспитатель. А чего не хватает? Сима. Салфеток. Воспитатель. Попроси Алешу поставить салфетки. Сима. Алеша, поставь, пожалуйста, салфетки на столы. Алеша. Сейчас поставлю. Воспитатель. Вы очень красиво накрыли столы. Сейчас дети будут смотреть, как вы накрыли столы. Я думаю, им понравится. Магнитофонные записи удобны тем, что их можно прослушивать многократно, чтобы во всей полноте проанализировать содержание: речь детей и речь взрослого, насколько она необходима в данной ситуации, уместна, естественна. После прослушивания магнитофонных записей и анализа речи детей и воспитателя воспитатели начинают понимать, что обговаривание — это процесс, направленный не только на закрепление новых навыков речи, но и знаний и умений, воспитания нравственных качеств, культурно-гигиенических навыков. Прослушивая записи, каждый раз подчеркиваем, что эти процессы должны проходить в непринужденной обстановке, вызывать у детей интерес, побуждать их принимать активное участие; обговаривание не должно проходить на элементы занятий, состоять из речевых упражнений. Благодаря использованию магнитофонных записей воспитатели быстрее овладевают знаниями об особенностях и закономерностях развития детей с речевыми нарушениями, методическими приемами работы по коррекции речи. Живое восприятие записей помогает полнее раскрыть характерные проявления речевых нарушений, отдельных компонентов речи и их сочетаемости; обследование общего поведения детей позволяет сделать соответствующие выводы и определить, что станет ведущим в коррекции дефекта у того или иного ребенка. Кроме того, воспитатель не пассивно исполняет указания логопеда, а активно и с большей ответственностью включается в коррекционно-воспитательную работу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|