Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Анализ речи товарища.. 3. Коллективное озвучивание диафильмов.




2. Анализ речи товарища.

Магнитофонные записи использовались также для анализа детьми речи своих сверстников. Это осуществлялось на фронталь­ных занятиях. На одном занятии для прослушивания давалась запись речи нескольких детей (двух-трех). Это могут быть расска­зы по сюжетным картинкам, придумывание конца к началу рассказа логопеда, рассказы из личного опыта и творческие расска­зы. После прослушивания записей дети анализируют речь своих товарищей, учитывают содержание рассказа, последовательность, интонационную выразительность и звукопроизношение. Оценивая речь своих сверстников, дошкольники иногда руководствуются личными симпатиями. В таком случае запись повторяется, срав­ниваются противоречивые высказывания и вместе с детьми выяс­няется, кто дал правильную оценку. Каждый раз логопед обраща­ет внимание на умение вслушиваться в речь, правильно, объектив­но оценивать речь своих товарищей. В дальнейшем дети постепенно приобретают умение правильного анализа. Приведем пример ана­лиза речи своих товарищей заикающимися детьми (III этап ра­боты. Логопед Т. Копылова).

Составление конца к началу рассказа «Как мишка потерял са­пожки и как он их нашел».

Подготовка логопедом детей к анализу рас­сказ а: «Вы должны следить за речью Иры, за последователь­ностью рассказа: соблюдает ли она интонацию, правильно ли произносит звуки? Встречаются ли в ее рассказе новые, неизвест­ные вам слова? Понравится ли вам ее рассказ? »

Анализ записи рассказа детьми: «Ира следила за своей речью, она говорила громко». «Ира рассказывала все по порядку. Следила за звуками. Ира ошиблась один раз. Она ска­зала «выплынул», а надо «выплыл». «У Иры хороший рассказ, она меняла голос. У нее еще ошибка была. Она сказала «зарадовал-ся», а надо «обрадовался».

Подведение итога логопедом: «Вы правильно все сказали о рассказе Иры. Хорошо сказали о последовательности и выразительности. Вы внимательно слушали, поэтому заметили ошибки и не забыли сказать о неправильных словах. Хорошо, что вы заметили все ошибки в рассказе Иры».

Прослушивание и анализ речи товарищей повышает интерес и вызывает у детей желание быть записанными на магнитофонной пленке. Но записать каждого ребенка, тем более давать для про­слушивания запись каждого из них только на занятиях невозмож­но. Это требует большого количества времени. Наш опыт показы­вает, что в этом нет необходимости. Прослушивание магнитофон­ных записей речи отдельных детей же в значительной мере по­вышает их внимание к собственной речи и к речи товарищей, спо­собствует выработке самоконтроля, что крайне важно для детей дошкольного возраста.

Кроме логопедов, с магнитофонными записями работают и воспитатели, они используют их в свободное от занятий время, и в частности на вечерах досуга.

3. Коллективное озвучивание диафильмов.

Сюда входят записи инсценировок, озвучивание диафильмов. Детям предоставляется возможность самим выбирать диафильм.

Выбранный диафильм тщательно готовится воспитателем для озвучивания. С этой целью вместе с детьми несколько раз про-

сматрнвается пленка, распределяются роли. Во время подготовки к демонстрации диафильма обсуждается характер и речь каждого персонажа, а затем диафильм озвучивается и речь записывается на магнитофонную пленку. Опыт показывает, что в ходе подго­товки к озвучиванию диафильма создаются замечательные усло­вия для автоматизации поставленных звуков, выработки контроля и самоконтроля. Сколько высказываний появляется у детей о том, кому лучше удается подражание персонажам по характеру, интонационной окраске, чистоте произношения! Воспитатель подго­товительной к школе группы с фонетико-фонематическим недораз­витием речи подготовила удачно озвученный детьми диафильм «Голодный волк» (по узбекской народной сказке).

В сказке очень много персонажей, поэтому в озвучивании при­няли участие все дети. Это тоже очень важно, так как коллектив­ное озвучивание диафильмов имеет большое воспитательное зна­чение. Оно оказывает влияние на воспитание выдержки, внима­ния, умения вовремя включиться, чтобы продолжить рассказ товарища, соблюдать темп речи, характерный для того или иного персонажа, правильно пользоваться силой голоса в соответствии с характером действующего лица, удержаться от соблазна сделать замечание опоздавшему с репликой товарищу и т. д.

Магнитофонные записи речи детей во многом помогают в рабо­те по исправлению речи. Разумеется, что такие записи возможны только во втором полугодии учебного года, когда детям постав­лены все звуки и идет закрепление полученных навыков.

В начале учебного года мы тоже показываем диафильмы де­тям, но озвученные взрослыми (логопедами, воспитателями). Озвученные диафильмы облегчают педагогам показ: он свободен от чтения текста и может наблюдать за детьми во время просмот­ра диафильма.

Целенаправленное исистематическое использование магнито­фона ускоряет процесс овладения правильными речевыми навы­ками.

Применение технических средств — один из целесообразных и полезных приемов положительного воздействия на ребенка в сис­теме коррекционнойработы.

Не менее эффективным средством может быть магнитофон и в проведении методической работы. В логопедический детский сад воспитатели приходят работать из массовых дошкольных учреж­дений. И хотя это чаще всего опытные воспитатели, но овладеть спецификой коррекционной работы совсем не просто и процесс этот длительный.

Успех коррекционного обучения во многом зависит от овладе­ния знаниямиоб особенностях формирования психических процес­сов у детей с недоразвитием речи, заикающихся и детей с фоне­тико-фонематическим недоразвитием, о характерных проявлениях речевых дефектов и т. д.

В нашем детском саду мы используем все формы методической работы: педсоветы, семинары, консультации, педчтения, коллективные просмотры открытых занятий, взаимопосещения, беседы и др. Самым эффективным приемом обучения воспитателей являет­ся наблюдение за поведением детей, как общим, так и речевым. Здесь ярко проявляются характерные особенности нарушения пси­хических процессов: восприятия, внимания памяти и т. д.; моторных нарушений, речевых нарушений. Однако частые посещения групп с целью наблюдения за поведением детей и беседы с ними в спе­циально организованной обстановке не всегда желательны, осо­бенно на первых этапах работы. Да и дети в присутствии посто­ронних раскрываются не полностью и неохотно, а порой и просто не вступают в речевое общение. Вот в таких случаях неоценимую услугу оказывает магнитофон. Мы широко используем магнито­фонные записи для проведения консультаций и семинарских заня­тий с воспитателями. Как правило, это записи речи детей при по­ступлении в детский сад и при выпуске в школу или массовый дет­ский сад, обговаривание режимных процессов, сравнительные записи речи детей с разными речевыми нарушениями: фонетико-фонематическим недоразвитием, общим недоразвитием речи или заиканием с различной степенью тяжести. Есть записи речи детей и с нормальным речевым развитием для сравнения.

Записи готовятся заранее в спокойной обстановке, когда дети более всего расположены к доверительной беседе со своим лого­педом или воспитателем. Затем они прослушиваются на консуль­тациях, семинарских Занятиях воспитателей.

Приведем пример семинарского занятия на тему «Сравнитель­ная характеристика речи детей нормально развивающихся и детей с общим недоразвитием речи». На семинар были представлены за­писи речи детей и предложено определить, к какому речевому нарушению отнести речь каждого из детей. Записи готовились в одинаковых условиях, и каждому ребенку задавался один и тот же вопрос: «Какую сказку хочешь рассказать? »

1. Вова Боровик — 6 лет. «Три поросенка».

«Жили-были на свете три поросенка. Все они были розовень-кие, все с одинаковыми хвостиками, а звали — Наф-Наф, Нуф-Нуф и Ниф-Ниф. Все лето они кувыркались в зеленой траве, а когда наступила холодная осень, храбрый Наф-Наф догадался. И Наф-Наф сказал: «Пора подумать о зиме». А когда стало холодней и холодней, Ниф и Наф взялись наконец за работу. Ниф смастерил дом из соломы, а Наф — из веток и тонких прутьев и побежали они. Два маленьких поросят за ручку взялись и побежали к Наф. Наф невдалеке тоже себе строил дом, и два братья его взялись за работу. — Что ты строишь? Это дом для поросенка или кре­пость? — Дом поросенка должен быть крепость, — и Наф сказал. И два храбрых братца пошли гулять по лесу. Они плясали, пели, а когда вышли в лес, что так расшумелись, что разбудили вол­ка. — Что это за шум? — Волк побежал, где был шум, а два храб­рых братца шли и шли. Волк щелкнул зубами — ой, Ниф быстро побежал до своей хижины и быстро закрыл дверь. Он говорит: «Отворяй», то есть... »

2. Лим Коля — 6 лет. «Три медведя» (шипящие звуки заменя­ет на свистящие; р — одноударный, речь смазанная. Мы приводим запись, не заменяя звуков).

«Жили-были три медведя. Красная шапочка. Однажды медве­ди ушли гулять в лес. Подружки пошли за Красной шапочкой гу­лять, к Машеньке, то есть они пошли. Идут, идут за кустик, за веточку, за кустик, за веточку. Идут, идут, вдруг Машенька заблудилась. Машенька заблудилась и стала кричать: «Ау-ау! », никто не слышал. Она пошла дальше. Идет, идет, видит, домик стоит, открытам дверька. Туда зашла в перву комнату. Там стоят стул, стул, три похлебки и три стуля. Она долго не ела... Снача­ла. .. на Михаил Ивановича большой стул и неудобно было. Она села Настася Петровны, и неудобно тоже было, она всю похлебку схлебала, потом села на Мишуткину стул, ей понравилось, она ею похлебку съела, стала — понавилось.

Качаться на стуле, качается, качается. Машка упала и стул сломался, потом она зашла вторую комнату, там три кровати. Она села, легла на втору. . . на перву.. . Михаил Ивановича — неудобно, она села на вторую кровать, поменьше, Настаем Пет­ровны и неудобно, онатлегла на Мишуткину и неудобно, она ле­жала, лежала и уснула, и медведи пришли. И медведи пришли с гулянья, проголодались, кушать хотели. Сели и Иван Михайлыч сказал: «Кто мою похлебку сю схлюбал? », а Настася Петровна сказала: «Кто мою похлебку похлебал? » Мишутка залез на стул: «Кто мою похлебку похлебал? » Иван Михайлысь сказал: «Кто. .. мое место стул сдвинул? »; Настася Петровна сказала: «Кто мой стул двинул? », Мишутка сказал: «Кто мой стул сломал? » Пошли средню комнату. Настас, это, Ван Михась сказал: «Кто мою по­стель помял? »; а Настасья Петровна сказала: «Кто маму (мою) постель сломал тоже? », а Мишутка взял скамейку и крикнул: «Вот она, вот она! » Кно (окно) было открыто, маленько открыла окно и убежала. Так медведи ее не догнали».

3. Шарафеев Ильдар — 6 лет. «Репка» (р — неустойчивый, ш, ж заменяет с, з; ч-т'. Запись рассказа приводим без замены звуков).

«Жил-был дед и бабка. Дед вышел на улицу в огород. Он по­садил маленькую репку. Он посадил и пошел домой, а репка была большая-пребольшая. Бабушка выглянула в окошко, она испуга­лась большая репка. И дедушка выглянул в окошко и тоже испу­гался, то большая репка. Дедушка побежал тянул, тянул, не смог тянуть. Дедушка позвал бабушку. Бабушка с дедушкой тянул, никак не смогли. Бабка позвала сыночка. Они тянули, тянули, ни­как, это, не оторвали репку. Потом нутька позвала сынка. Тянули они, никак не смогли тянуть, потом табачка позвала кошку, они тянули, тянули, тянули, никак не оторвали. Потом кошка позвала мышку, они тянули, тянули, потом они упали».

После прослушивания записей воспитатели анализируют их. Логопеды дополняют воспитателей и полнее дают ха­рактеристику речи детей, обращают внимание на то, что даже выбор сказок помогает определить нарушение: дети с общим недоразвитием речи знают мало сказок, часто путают и соединяют в одну персонажи из разных сказок и т. д.

В процессе коррекционной работы с детьми большое значение имеют режимные моменты. Это время хорошо использовать для закрепления навыков речи.

Воспитателям, вновь приступившим к работе, это не всегда удается. Магнитофонные записи позволяют наглядно показать им целенаправленность проведения закрепления речи во время режим­ных моментов, а также требования к речи взрослого и способы по­становки вопросов.

Например, запись речи во время подготовки к обеду дежурны­ми детьми. Старшая группа. Дети с общим недоразвитием речи (2-й год пребывания в детском саду).

Цель разговора. Закрепление употребления количествен­ных числительных и ориентировки в окружающем.

Воспитатель. Кто сегодня дежурит?

Сима. Мы с Алешей.

Воспитатель. Кто что будет делать?

Алеша. Я буду ложки раскладывать.

С и м а. А я тарелки.

Воспитатель. Сима, а сколько мелких тарелок ты постави­ла на стол?

Сима. Пять.

Воспитатель. Алеша, а сколько глубоких тарелок ты по­ставил?

Алеша. Тоже пять.

Воспитатель. Почему пять?

Алеша. Потому что Сима поставила пять.

Воспитатель. А ты к каждой мелкой тарелке поставил по одной глубокой тарелке?

Алеша. Да.

Воспитатель. Сима, я вижу на этом столе только три та­релки, поставь еще одну.

Сима. Нет, не надо.

Воспитатель. Почему?

Сима. Потому что будет лишняя, здесь сидят трое детей.

Воспитатель. Алеша, кто сидит на этом месте?

Алеша. Ильгиз.

Воспитатель. Как ты думаешь, ему удобно будет кушать?

Алеша. Нет.

Воспитатель. Почему?

Алеша. Потому что ложка лежит с левой стороны.

Воспитатель. С какой стороны тарелки ее надо положить?

Алеша. С правой.

Воспитатель. По сколько ложек ты разложил на каждый стол?

Алеша. По пять.

Воспитатель. Почему по пять?

Алеша. Потому что за столом сидят пять детей.

Воспитатель. А сколько ложек ты положил к каждой та­релке?

Алеша. По одной ложке.

Воспитатель. Сима, расскажи все про этот стол.

Сима. Глубоких тарелок стоит пять, то есть три (поправляет­ся ребенок после осмотра стола) и мелких три, бокалов три и ложки лежат три.

Воспитатель. А чего не хватает?

Сима. Салфеток.

Воспитатель. Попроси Алешу поставить салфетки.

Сима. Алеша, поставь, пожалуйста, салфетки на столы.

Алеша. Сейчас поставлю.

Воспитатель. Вы очень красиво накрыли столы. Сейчас дети будут смотреть, как вы накрыли столы. Я думаю, им понра­вится.

Магнитофонные записи удобны тем, что их можно прослуши­вать многократно, чтобы во всей полноте проанализировать содер­жание: речь детей и речь взрослого, насколько она необходима в данной ситуации, уместна, естественна.

После прослушивания магнитофонных записей и анализа речи детей и воспитателя воспитатели начинают понимать, что обговаривание — это процесс, направленный не только на закрепление новых навыков речи, но и знаний и умений, воспитания нравствен­ных качеств, культурно-гигиенических навыков.

Прослушивая записи, каждый раз подчеркиваем, что эти про­цессы должны проходить в непринужденной обстановке, вызывать у детей интерес, побуждать их принимать активное участие; обговаривание не должно проходить на элементы занятий, состоять из речевых упражнений.

Благодаря использованию магнитофонных записей воспитатели быстрее овладевают знаниями об особенностях и закономерностях развития детей с речевыми нарушениями, методическими приема­ми работы по коррекции речи. Живое восприятие записей помо­гает полнее раскрыть характерные проявления речевых наруше­ний, отдельных компонентов речи и их сочетаемости; обследование общего поведения детей позволяет сделать соответствующие выво­ды и определить, что станет ведущим в коррекции дефекта у того или иного ребенка. Кроме того, воспитатель не пассивно испол­няет указания логопеда, а активно и с большей ответственностью включается в коррекционно-воспитательную работу.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...