2. Современные подходы создания открытой профессионально-образовательной среды учреждений СПО.
2. Современные подходы создания открытой профессионально-образовательной среды учреждений СПО. Антипенко Э. В. Antipenko Е. V. Наставничество – важнейший фактор повышения качества подготовки конкурентоспособных специалистов для аграрного сектора экономики Mentoring is the most important factor in improving the quality of training of competitive specialists for the agricultural sector of the economy Аннотация. Статья посвящена вопросам использования актуализированного института наставничества в профессиональном образовании и его влияния на качество подготовки конкурентоспособных специалистов для аграрного сектора экономики. Теоретические положения иллюстрируются результатами практической деятельности Борского агропромышленного техникума – региональной инновационной площадки по теме «Модель корпоративного наставничества как фактор профессионального развития педагогических кадров региональной системы среднего профессионального образования». Annotation. The article is devoted to the use of the updated Institute of mentoring in professional education and its impact on the quality of training of competitive specialists for the agricultural sector of the economy. Theoretical positions are illustrated by the results of practical activities of the Bor agro-industrial College – a regional innovation platform on the topic «Сorporate mentoring Model as a factor of professional development of teachers of the regional system of secondary vocational education». Ключевые слова: аграрный сектор экономики, сельское хозяйство, конкурентоспособность, профессиональная компетентность, наставничество, менторинг, тьюторинг, коучинг, фасилитация. Keyword: agricultural sector of the economy, agriculture, competitiveness, professional competence, mentoring, mentoring, coaching, facilitation. Сельское хозяйство является одной из наиболее значимых отраслей экономики любого государства. Это, прежде всего, производство продуктов питания, сырья для перерабатывающей промышленности. В России за счёт аграрного сектора удовлетворяется до 75% спроса населения на товары народного потребления [3]. Важность сельскохозяйственной отрасли для устойчивости экономики в целом, благосостояния граждан, отмечена В. В. Путиным в ходе совещания с членами Правительством РФ, состоявшемся 1 апреля 2020 года [4].
Значение аграрного сектора, стоящие перед ним амбициозные задачи обостряют проблему дефицита специалистов, которая сегодня актуальна для многих сфер российской экономики. Сложившиеся социально-экономические условия требуют постоянного обновления и совершенствования системы образования, среднего профессионального образования (СПО), в частности. «…в ближайшие годы должна быть создана региональная сеть современных организаций профессионального образования, в которых граждане могут получить современное образование и стать высококвалифицированными специалистами для любой из сфер экономики региона с гарантией последующего трудоустройства на предприятии Ленинградской области. » [7, 6]. Поиск инновационных технологий, обеспечивающих непрерывную модернизацию среднего профессионального образования, актуализация целей и задач образовательной среды, нарастающий объём требований работодателя диктуются необходимость повышения качества подготовки конкурентоспособного специалиста для мощно развивающейся экономики. Термин «конкурентоспособность» пришёл в педагогику в конце 20 века из экономики и менеджмента. Анализ литературы показывает, что, не смотря на разность подходов многочисленных исследователей (Р. Я. Ахметшина, Н. В. Борисова, О. В. Душкина, М. Д. Князева, Л. Н. Митина, Р. А. Фатхутдинова, Д. В. Чернилевский и др. ), суть термина связывается с социальной активностью личности, готовностью к участию в конкурентной борьбе, базирующейся на профессионально-личностных, индивидуально-личностных и духовно-нравственных ресурсах. Конкурентоспособный специалист, это не только профессионал высокого уровня, а личность, обладающая нестандартным мышлением, способная находить основания для правильных решений, непрерывно продолжая учиться самостоятельно.
Выступая специфичной отраслью экономики, сельское хозяйство предъявляет свои требования к конкурентоспособному специалисту. Возникновение новых организационно-правовых форм предприятий, изменения в структуре занятых на селе настойчиво требуют формирования нового типа квалифицированных кадров, обладающих целым комплексом деловых и личностных качеств, которые включают предпринимательские, организаторские и коммуникативные способности, умение работать с информацией, стремление к высокому качеству результатов своего труда [1]. В 2020 году Борскому агропромышленному техникуму присвоен статус региональной инновационной площадки по теме «Модель корпоративного наставничества как фактор профессионального развития педагогических кадров региональной системы СПО». Первые положительные результаты, достигнутые в процессе реализации проекта, заставили задуматься о наставничестве, как инструменте формирования конкурентоспособности у обучающихся техникума – будущих специалистов аграрного сектора. Наставничество как социальный феномен присущ всем периодам развития нашей страны. Считается, что оно сложилось в XVIII веке в ремесленном деле, где основной принцип обучения – наставничество мастера, а «ученик должен был терпеливо, неустанно, самозабвенно создавать изделие, не отступая от наставлений и указаний, то есть строго следуя заданным канонам». В XIX веке наставничество стало значимой практикой в духовном воспитании. Духовный наставник становится транслятором эталонов нравственности, морали, духовного опыта, толкователем христианских добродетелей в непосредственном общении с учениками [2, -c 130-131]. В XX веке наставничество стало ведущей практикой введения в трудовую деятельность молодых специалистов. Существовала налаженная система, которая в основном ориентировалась на трудовое воспитании и производство. Наибольшего расцвета наставничество достигло в 70-80 годы прошлого века, приобрело массовый характер и получило высокую оценку руководства страны. Хотя в дальнейшем, в 90-е годы, после распада СССР, оно пришло в полный упадок.
23 декабря 2013 года В. В. Путин на совместном заседании Государственного совета РФ и Комиссии при Президенте РФ по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития отметил необходимость возрождения института наставничества [6]. В связи с этим, тема наставничества занимает приоритетную позицию в национальном проекте «Образование» и проходит красной нитью в ряде федеральных проектов: «Успех каждого ребёнка», «Учитель будущего», «Социальные лифты для каждого», «Молодые профессионалы». Всё это направлено на повышение качества деятельности педагогов и создание модели карьерного роста, где звание «наставник» определено высшей ступенью профессионального мастерства. Понятия «наставничество», выделяя те или иные признаки, разрабатывали многие исследователи (Е. Н. Фомин, Л. Г. Почебут, Ю. Л. Львова, В. И. Жильцов, Б. М. Бим-Бад и др. ). Неизменной для большинства из них оставалась суть процесса: передача социального и профессионального опыта. Наставник передаёт наставляемому не только набор знаний, но и модели действий в различных профессиональных ситуациях. Именно этим он отличается от классического педагога, у которого другие задачи, много учеников и, как правило, не хватает времени на погружение в работу с каждым. Наставник взаимодействует глубже. Его педагогическая деятельность заключается в восполнении того или иного образовательного дефицита у наставляемого и совместном выстраивании его индивидуальной образовательной траектории. [5, 233]. Новый подход к системе корпоративного наставничества привёл к необходимости более широкого взгляда на включённые в модель формы: «педагог СПО – обучающийся», в частности. Наставничество – это двусторонний, взаимообогащающий, взаимонаправленный процесс, который необходим наставнику не менее, чем его подопечному. Для самого педагога наставническая деятельность является наиболее эффективным способом повышения квалификации, развития инновационного содержания собственной деятельности, а как следствие, выхода на более высокий уровень профессиональной компетенции. Это было учтено при разработке модели корпоративного наставничества в Борском агропромышленном техникуме.
Анализ работ ряда исследователей (Батышева С. Я, Боговарова В. А., Кириенкова Н. В., Мухаметзянова Ф. Г., Райс О. И., Саляхутдинова Д. Р., Свиридова А. Н., Соколова Е. И., Хайрутдинова Р. Р., Фаляхова И. И. и др. ) позволил вывести и интегрировать в модель дифференцированную классификацию – «ментор», «тьютор», «коуч», «фасилитатор», связанную с оценкой профессионализма наставников, основанной на психолого-педагогической компетенции. Менторинг (от лат. Mentos – намерение, цель, дух), предполагает целенаправленную передачу опыта наставником по типу «делай как я». Так, обучающимся Борского агропромышленного техникума в рамках изучения учебной дисциплины «Овощеводство» предлагалось вырастить в домашних условиях томат сорта «Балконное чудо». Все технологические операции (подготовка грунта и семян, посадка, пикировка, пасынкование и др. ) преподаватель транслировал по средствам телекоммуникационной связи в режиме онлайн. Оставалось лишь повторять то, что он делал. Довести томаты до технической зрелости удалось не всем (68%), но материал усвоили на порядок выше, практически, все. 44% обучающихся, заинтересовались технологией выращивания полезных культур в домашних условиях, решив продолжать это занятие. Появилась идея транслировать разработанный курс в школы. Основная цель – популяризация профессий сельскохозяйственной направленности. Тьюторинг (от лат. Tutoren – наставник, опекун) – направлен на сопровождение процесса обучения, обсуждение опыта переноса полученных знаний в реальную практику. Поэтому уместно упомянуть о применяемой в техникуме практике освоения учебных дисциплин в реально действующих ферме-лаборатории и лаборатории по переработке молока. Такой подход позволяет максимально погрузиться в осваиваемую профессию, а также своевременно выявить обучающихся, которым она не интересна. Квинтэссенцией тьюторинга, на наш взгляд, является система дуального обучения, когда перенос знаний в реальную практику происходит там, где наставляемому предстоит работать. Соответствующие переговоры с базовым сельскохозяйственным предприятием (ООО «Цвелёво») проводятся. На основе более близких, партнёрских взаимоотношений строится коучинг (англ. Couch – тренер). Основная задача педагога не просто передать опыт, а подготовить, вдохновить наставляемого на самостоятельных поиск решения возникающих профессиональных проблем. Такого рода отношения выстраиваются при освоении учебных дисциплин и МДК, заканчивающихся лабораторно-практическими занятиями, когда обучающемуся ставится практическая задача (например, произвести вспашку поля), которую тот решает, используя ранее освоенные навыки (подготовка и наладка машинно-тракторного агрегата, разметка участка, оценка условий, наладка и т. д. ). Практика обучения в техникуме показывает, что успех возможен только в том случае, если наставнику удалось донести до подопечного суть и значение каждой операции, подготовить его к самостоятельному их выстраиванию в технологические процессы.
Фасилитация (от лат. Facilis – лёгкий, удобный) связывается с успешной групповой коммуникацией на основе креативных моделей обучения. В палитре профессионализма фасилитатора сочетаются элементы менторинга, тьюторинга и коучинга. Таким наставником в техникуме является мастер производственного обучения О. А. Егоров. Используя личный авторитет, соревновательные технологии (в учебный процесс интегрирован чемпионат «Абилимпикс»), практико-ориентированный подход, эффективно сочетая групповую и индивидуальную работу, ему удаётся сплотить учебную группу, обеспечить успешную социальную адаптацию каждого обучающегося и достичь высоких образовательных результатов. Так, в 2020 году 76% его выпускников освоили образовательную программу на «хорошо» и «отлично». Половине присвоен повышенный квалификационный разряд. Трудоустроиться смогли все желающие. Подопечные О. А. Егорова, традиционно востребованы на базовых предприятиях техникума, в том числе, сельскохозяйственного профиля. Предложения о трудоустройстве большинство из них получают ещё в процессе производственной практики и успешно адаптируются на рабочем месте. Реалии современного общества требуют от педагога СПО не ограничиваться передачей знаний, а предполагают необходимость оказания обучающимся помощи с выбором образовательной и профессиональной траектории, адаптации в коллективе (в том числе, трудовом), налаживании профессиональных и личных контактов. Реализация этих требований расширяет рамки традиционной педагогической деятельности до деятельности наставника. Всестороннее развитие системы наставничества в организациях СПО позволит быстро и качественно решать задачи профессионального выбора, становления и самореализации обучающихся, включать их в проектирование процессов развития, оказывать помощь в самоорганизации, формировать профессиональную компетентность, то есть, подготовить конкурентоспособных специалистов, востребованных во всех секторах экономики, в том числе, в аграрном. Список литературы: 1. Асташонок Е. А., Рудик А. С. Подготовка конкурентоспособных специалистов сельского хозяйства в омской области // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. - Спецвыпуск № 3 [Электронный ресурс]. - URL: https: //clck. ru/Rkrz2 (дата обращения 04. 11. 20). 2. Савинова С. Ю., Кудрявцева В. В. Наставничество: традиция и новые смыслы // Научное мнение. 2015. №15. С. 130-137. 3. Сельское хозяйство: профессия будущего и настоящего // Свободная деревня [Электронный ресурс]. - URL: https: //clck. ru/RjSE9 (дата обращения 03. 11. 20). 4. Совещание с членами правительства // Президент России [Электронный ресурс]. - URL: https: //clck. ru/MnmFx (дата обращения 04. 11. 20). 5. Соина В. М. Наставничество как предмет научной рефлексии // Мир науки, культуры, образования. №5 (84). 2020. - с. 232-234. 6. Стенографический отчёт о совместном заседании Государственного совета и Комиссии при Президенте по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития // Президент России [Электронный ресурс]. - URL: https: //clck. ru/RmvgM (дата обращения 05. 11. 20). 7. Тарасов С. В. Профессиональное образование в регионе – вызовы времени и перспективы развития // Профессиональное образование в современном мире: традиции и инновации: в 2 т.: материалы Международной научно-практической конференции (19-20 февраля 2019 г., г. Выборг) / Под ред. С. В. Тарасова. - Гатчина: Изд-во ГИЭФПТ, 2019. - Т. 1. - с. 5-9.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|