Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Vorontsov A. S. Формирование здоровьесберегающей среды как условие профессионального обучения инвалидов и лиц с ОВЗ. Formation of a health-saving environment as a condition for vocational training of disabled people and persons with disabilities




Vorontsov A. S.

Формирование здоровьесберегающей среды как условие профессионального обучения инвалидов и лиц с ОВЗ

Formation of a health-saving environment as a condition for vocational training of disabled people and persons with disabilities

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы формирования здоровьесберегающей среды как условия профессионального обучения инвалидов и лиц с ОВЗ.

Abstract: The article deals with the formation of a health-saving environment as a condition for vocational training of disabled people and persons with disabilities.

Ключевые слова: Ребенок с ОВЗ, здоровье, инвалидность, здоровьесберегающая среда, профессиональное обучение, нарушения в развитии, создание условий, факторы, механизмы.

Keywords: Child with disabilities, health, disability, health-saving environment, vocational training, developmental disorders, creation of conditions, factors, mechanisms.

Теоретическое обучение в образовательном учреждении несомненно увеличивает нагрузку на организм подростков. Они меньше двигаются, больше сидят, в результате чего возникает дефицит мышечной активности и увеличиваются статические напряжения. Растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная активность приводит к развитию целого ряда заболеваний. В последние годы наблюдается рост нервно-психических расстройств, ухудшается состояние психической адаптации подростков, что приводит к табакокурению, алкоголизации, наркомании.

Причины такого негативного влияния обучения на состояние здоровья подростков носят как объективный, так и субъективный характер. Действительно, образовательных учреждениях не хватает удобной мебели, трудно создать оптимальный воздушно-тепловой и световой режимы, зачастую невозможно составить расписание занятий, отвечающее требованиям возрастной физиологии и гигиены. Однако следует отметить, что довольно часто причины ухудшения здоровья подростков в процессе их пребывания в образовательном учреждении связаны с неправильными действиями педагогов, или их бездействием при решении задач охраны здоровья обучающихся.

Физиологически доказано, что двигательная активность необходима в любом возрасте. «Движение» способствует не только физическому развитию человека, но и является средством становления личности и её особенностей. Для обучающихся с ослабленным здоровьем активная двигательная деятельность подчас недоступна, поэтому возникает дефицит в удовлетворении данной потребности.

Поэтому двигательная активность для больных подростков крайне необходима, но со своими особенностями организации занятий, особенностями их проведения, особенностями дозирования нагрузок. Правильное физическое воспитание укрепляет и закаливает организм, повышает сопротивляемость к воздействию отрицательных факторов окружающей среды, является наиболее эффективным средством неспецифической профилактики и важнейшим стимулятором гармоничного роста и развития.

Ограниченная мышечная деятельность не только задерживает развитие организма, ухудшает здоровье, но и приводит к тому, что на последующих возрастных этапах обучающийся с трудом осваивает или вовсе не может овладеть теми или иными жизненно необходимыми двигательными навыками. Восполнение вынужденного дефицита движений при помощи дозированных физических упражнений и правильной организации всего двигательного режима является одной из главных задач физического воспитания обучающихся с ОВЗ.  

Только длительное и систематическое применение физических упражнений общего и специального характера, нарастающая тренированность, адекватная его функциональным возможностям, в конечном итоге могут обеспечить адаптацию организма к нагрузкам и привести к ликвидации возникших в результате заболевания общих и местных нарушений.

Занятия физической культуры рассматриваются не только как возможные пути реализации потребности в движениях, но, прежде всего, как обогащение обучающихся знаниями, умениями и навыками выполнения физических упражнений, воспитание потребности и привычки к ежедневным занятиям физкультурой. При наличии такой потребности и умений, полученных на занятиях, обучающиеся в часы досуга самостоятельно занимаются подвижными играми, делают утреннюю гимнастику и, таким образом, получают необходимый объем движений.

Выделяются три группы здоровья в образовательном учреждении:

1. Основная медицинская группа. В нее включают подростков без отклонений в состоянии здоровья (или с незначительными отклонениями), имеющих достаточную физическую подготовленность.

2. Подготовительная медицинская группа. В нее включают подростков, имеющих незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, а также недостаточную физическую подготовленность.

3. Специальная медицинская группа. В нее включают обучающихся с имеющимися отклонениями в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке.

Занятия по физической культуре с обучающимися 3 группы должны проводиться по специально разработанной программе в условиях обычного режима учреждения. Результаты врачебных исследований и практический опыт показывают, что при многих заболеваниях (в периоды между приступами ревматизма, при хроническом воспалении легких и др. ) у обучающихся, отнесенных к специальной группе, имеются сходные нарушения в организме: примерно одинаково снижены уровень работоспособности, функциональные возможности сердечно-сосудистой, дыхательной систем и т. д. Поэтому для них можно организовать групповые учебные занятия, несмотря на различный характер заболеваний.

В случаях обострения хронического заболевания педагог ограничивает физические нагрузки, учитывая при этом характер течения, частоту, тяжесть и причины обострений. Для обучающихся с выраженными проявлениями болезни следует применять лечебную физическую культуру. Включение обучающихся в специальную медицинскую группу может носить как временный, так и постоянный характер (в зависимости от вида заболевания и других отклонений в состоянии здоровья).

Перевод из специальной в подготовительную группу, а затем в основную должен производиться совместно врачом и преподавателем — при условии положительных результатов, полученных во время занятий в предыдущей группе. Полное прекращение занятий физическими упражнениями может носить только временный характер. Сроки возобновления занятий физической культурой и спортом после перенесенных заболеваний и травм определяются врачом индивидуально для каждого обучающегося с учетом всех клинических данных (тяжести и характера заболевания или травмы, степени функциональных нарушений, которые были вызваны заболеванием или травмой). Принимаются во внимание также пол, возраст, компенсаторные способности организма и другие индивидуальные особенности.

Организация и проведение занятий с обучающимися специальной медицинской группы намного сложнее, чем занятий со здоровыми детьми. В некоторых образовательных учреждениях допускается практика совместных занятий ребят, имеющих отклонения в состоянии здоровья, с обучающимися основной и подготовительной групп. Такие занятия малоэффективны. Обучающиеся этой группы обычно малоподвижны, не решаются выполнить ряд упражнений, стесняются на занятиях, движения делают неуверенно и робко, боясь ошибиться и стать предметом насмешек.

В других образовательных учреждениях при медицинских осмотрах часть обучающихся освобождается от занятий, и в часы занятий физического воспитания предоставляются самим себе и нередко за 45 мин подвергаются гораздо большей физической нагрузке, чем та, которую они могли бы получить на занятии. В некоторых случаях обучающимся, которым запрещено заниматься физкультурой, разрешают наблюдать за занятиями своих товарищей. Иногда такие подростки участвуют в подготовительной части занятия физкультуры, от основной части их освобождают, и они включаются в занятия только в конце урока, что резко повышает их физическую нагрузку.

Все перечисленные методы являются неправильными. Они часто угнетающе действуют на психику подростка. Поэтому занятия по физической культуре для обучающихся с ослабленным здоровьем следует проводить отдельно от других обучающихся, что щадит психику, освобождает от лишнего напряжения.

Комплектование специальных медицинских групп перед новым учебным годом должно осуществляться с учетом возраста, показателей физической подготовленности, функционального состояния и степени выраженности патологического процесса, по данным медицинского обследования, проведенного в апреле-мае текущего года. Наполняемость групп – 10-15 человек.

 Обучающиеся, отнесенные к специальной группе, занимаются по особой программе - адаптивной. В ее основу положено содержание общей программы, из практического раздела которой исключены средства физического воспитания, способные вызывать перенапряжения организма, например, физические упражнения, приводящие к максимальным и близким к ним напряжениям сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата. В программе предусматриваются следующие практические разделы: гимнастика, подвижные игры, легкая атлетика, плавание, лыжи. Кроме того, в учебный материал добавлены специальные упражнения оздоровительного характера (корректирующие осанку, дыхательные и др. ). Специальная программа не содержит нормативных требований, хотя предусматривает достижение уровня физической подготовленности, обеспечивающего успешное развитие.

Основное место на занятиях отводится гимнастике, поскольку с ее помощью можно успешно совершенствовать основные двигательные качества и развивать двигательные навыки. В программу введен раздел дыхательных упражнений, которыми следует пользоваться на каждом занятии. Обращается особое внимание на воспитание правильной осанки и на укрепление мышц спины и живота. Для снижения утомления и повышения работоспособности широко используются упражнения для расслабления мышц.

Вместе с тем из гимнастики полностью исключены следующие упражнения: лазанье по канату, подтягивание и акробатические упражнения, связанные с натуживанием, продолжительным напряжением, вызывающим длительную задержку дыхания. Из легкой атлетики особое внимание придается строго дозированным ходьбе и бегу, эти виды тренируют и укрепляют сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Прыжки в длину и в высоту ограничиваются (с укороченного разбега, с трех шагов, не более двух, трех прыжков в одном занятии и т. д. ). Ограничены упражнения и на скорость, силу, выносливость. Продолжительность игр с бегом и прыжками, а также дистанции бега сокращаются. Например, продолжительность игры с бегом и прыжками не должна превышать 5 минут.

От преподавателя во всех случаях требуется правильная дозировка нагрузки, совмещения бега, прыжков с умеренной ходьбой, успокаивающими и дыхательными упражнениями при окончании их. Занятие в специальной медицинской группе строится по стандартной схеме (подготовительная, основная и заключительная части), однако, в отличие от обычных занятий, имеет свои принципиальные особенности.

В подготовительной части занятия (до 20 мин) выполняются общеразвивающие упражнения (в медленном и среднем темпе), чередуясь с дыхательными. Нагрузка повышается постепенно; применяются такие упражнения, которые обеспечивают подготовку всех органов и систем к выполнению основной части занятия. В этой части  не следует использовать много новых упражнений, а также интенсивные нагрузки. Здесь должны присутствовать такие элементы, как построение, объяснение задач занятий, ходьба в различном темпе и направлениях, комплекс дыхательных упражнений, упражнения с набивными мечами, бег в медленном темпе.

В основной части занятия (20-22 мин) обучающиеся овладевают основными двигательными навыками, получают определенную для них максимальную физическую нагрузку, испытывают эмоциональное напряжение. Подбор упражнений в этой части занятия предусматривает решение ряда задач: овладение простейшими двигательными навыками, разностороннее развитие (в пределах возможностей занимающихся) основных физических качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости. Большое внимание уделяется развитию гибкости и улучшению координации движений. С этой целью применяются бег (отрезки по 20-30 м), чередующийся с ускоренной ходьбой, метанием, подвижными играми, эстафетами, упражнениями на равновесие.

Упражнения на быстроту, а также новые и поэтому пока сложные для обучающихся движения на координацию следует разучивать в начале основной части занятия. Это обусловлено тем, что с наступлением утомления центральной нервной системы снижается быстрота смены процессов возбуждения и торможения, создаются затрудненные условия для разграничения раздражителей.

Упражнения, дающие большую общую нагрузку (игры, бег и др. ) и вызывающие сильное эмоциональное переживание, целесообразнее использовать в конце основной части занятия. Сильное возбуждение, усталость затрудняют овладение техникой последующих упражнений, воспитание быстроты и ловкости. Необходимо чередование упражнений, учитывая особенности их структуры, влияние на группы мышц и функции организма в целом с тем, чтобы создавать наиболее благоприятные условия для выполнения последующих упражнений. Для снятия утомления между выполнением различных заданий рекомендуется применение упражнений на расслабление.

В заключительной части занятия (3-5мин. ) используются упражнения, восстанавливающие организм после физической нагрузки (ходьба, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление и др. ).

Занятие завершается изложением его результатов и заданием на дом.

Комплексное использование средств, методов и форм организации занятий с обучающимися с ослабленным состоянием здоровья не только способствует укреплению здоровья, повышению умственной и физической работоспособности, но и содействует формированию здоровья личности.

Список литературы:

1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. № 2

2. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. / Под ред. М. М. Безруких. – М., 2003.

3. Щербатова Н. Г. Использование образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ // Молодой ученый. — 2015. — №19.

4. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе- М.: АПК и ПРО, 2002. - 121с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...