Николаева Н. И. Nikolaevа N. I. новые подходы к организации работы в современных условиях. new approaches to the organization of work in modern conditions
Николаева Н. И. Nikolaevа N. I. Воспитательная роль библиотеки: новые подходы к организации работы в современных условиях Educational role of the library: new approaches to the organization of work in modern conditions Аннотация: В статье рассматриваются новые подходы к организации работы библиотеки в современных условиях. Особенно отмечена воспитательная роль библиотеки и усилениеинформационно-библиотечными аспекта, обеспечивающего информационную поддержку образовательного процесса. Abstract: The article deals with new approaches to the organization of the library in modern conditions. The educational role of the library and the strengthening of the information and library aspects that provide information support for the educational process are especially noted. Ключевые слова: воспитание. библиотека, информационно-библиотечный центр, подход. Key words: education. library, information and library center, approach. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 N 273-ФЗ (ред. от 21. 10. 2014) определяет воспитание как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. В современных социокультурных условиях понятие «воспитание» особенно актуально, и поэтому воспитательная работа в учреждениях СПО приобретает особую значимость. Ведь среднее профессиональное образование призвано ориентировать молодежь в мире, раскрывая гуманистические установки, воспитывать личностную культуру будущих специалистов, формировать мировоззрение, гражданскую ответственность развивать творческие способности и эмоциональную восприимчивость. Информационные технологии стремительно вошли в нашу жизнь, и проблемы развития информационного общества подошли к работе библиотекаря вплотную. Для всех не секрет, что дети практически перестали читать. По многим дисциплинам у обучающихся появились большие пробелы в знаниях, поэтому необходимо в план внеурочной деятельности библиотеки постоянно вносить коррективы.
В связи с этим, воспитательная работа библиотеки Борского агропромышленного техникума строится как целенаправленная, систематическая и скоординированная совместная деятельность преподавательского состава, административно-управленческого персонала и студентов по формированию и развитию личности будущего специалиста. Целью воспитательной работы в библиотеке является воспитание высоконравственной, толерантной, духовно развитой и физически здоровой личности гражданина и патриота своей Родины, сохраняющей и приумножающей культурные ценности народов России; а также формирование конкурентоспособного специалиста, понимающего региональные, государственные и глобальные проблемы современного общества, воспринимающего как лично значимые и готового их решать. Воспитание - процесс постоянного творческого поиска. Сегодня оно может и должно быть понято не как передача опыта от старшего поколения к младшему, а как взаимодействие и сотрудничество субъектов образовательной деятельности (библиотекарей, преподавателей и студентов) в сфере их совместной учебной и внеучебной деятельности. К важнейшим условиям реализации концепции воспитания в библиотеке техникума относятся: ориентация на конкретный конечный результат воспитательных усилий; опора на творческую активность студенческих коллективов; эффективное использование гибкой системы стимулирования, поощрений в воспитательном процессе, сочетание задач воспитательного воздействия с решением проблем социальной заботы о молодежи; наличие стремления субъектов воспитания к повышению эффективности воспитательного процесса.
В библиотеке техникума сохранено соответствие планируемого содержания воспитательной работы требованиям Типовых положений и других федеральных, региональных нормативно-правовых и локальных актов образовательного учреждения, целям и задачам целостного воспитательно-образовательного процесса. А также соответствие содержания воспитывающих влияний учебной и внеучебной деятельности компонентам государственных образовательных стандартов, связанных с реализацией воспитательной функции по всем направлениям развития личности. В связи с обозначенными задачами, структура годового плана библиотеки включает в себя следующие разделы: 1. Содержание и организация работы с пользователями: мероприятия в поддержку чтения; героико-патриотическое воспитание; правовое воспитание; экологическое просвещение; пропаганда здорового образа жизни; краеведение; возрождение духовной культуры; нравственное воспитание; профориентация; работа с социально-незащищенными детьми. 2. Информационная – справочно библиографическая работа. За годы работы в воспитательном пространстве техникума сложился единый студенческий и преподавательский коллективы. Педагогическая часть коллектива представляет союз единомышленников, воспитателей-профессионалов, способных к реальному самоанализу и творчеству, поддержке и обоснованию инновационных подходов в воспитании. Для достижения воспитательных целей в библиотеке техникума создана хорошая психологическая атмосфера, которая характеризуется демократичным стилем управления, отношениями сотрудничества; много внимания уделяется психологической комфортности студента; сложились и множатся традиции коллектива, активно внедряются воспитательные инновации; осуществляется принцип сотворчества. Концепция воспитательной деятельности библиотеки техникума постоянно совершенствуется, обогащается за счет постоянного изучения, обобщения положительного опыта воспитательной работы с обучающимися и распространения этого опыта среди кураторов. Библиотека активно участвует в реализации программы воспитательной работы техникума, используя различные формы и методы индивидуальной и массовой работы.
В работе используются как традиционные формы, так и новые подходы, и принципы. Одной из традиционных форм является выставочная деятельность библиотеки, без которой её просто невозможно представить. Выставки — это ориентир в книжном мире. Каждая выставка представляет акт творчества, ведь она формирует читательский вкус, выполняет просвещенческую и эстетическую функции. Решая задачу развития у будущих специалистов эстетического вкуса, проводятся выставки, посвященные жизни и творчеству писателей, поэтов, художников, артистов (автобиографические фотографии, высказывания, книги, иллюстрации). «И все - таки услышат голос мой»-вечер - портрет А. А. Ахматовой, «Пусть душа останется чиста» – вечер-портрет русского поэта Н. М. Рубцова, «рукописи не горят» -вечер, посвященный творчеству М. А. Булгакова, литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству поэта Эдуарда Асадова «Во имя жизни и любви». Работа по патриотическому воспитанию проводится в библиотеке целенаправленно и постоянно освещаются исторические даты, такие как день снятия блокады Ленинграда, день воина интернационалиста, Сталинградская битва, день памяти жертвам Хатыни, День Победы. Все выставки сопровождаются беседами, показом видеоролика или фильма. Обучающиеся с большим интересом слушают и смотрят материал патриотического плана, они получают знания об исторических событиях, в их глазах появляется чувство гордости за нашу Родину. Формирование здорового образа жизни в молодежной среде всегда было и остается актуальным направлением в работе библиотеки. Беседа для подростков о ОБЖ «Мы выбираем жизнь! » (профилактика вредных привычек), «Курение - вред, курению нет! », беседа- предупреждение «Спайсы – новый бич России или как отравить целое поколение», «Удовольствие жить уверенно здорово», «Осторожно, КОРОНОВИРУС! » Одной из основных ценностей и социальных норм гражданского общества является толерантность. Толерантность сегодня превратилась в ключевую проблему для всего мира. В библиотеке проводятся следующие мероприятия на эту тему: «Дети против террора», «Скажем терроризму - НЕТ», «Мода на экстремизм – глупость, или…»
С целью сохранения контингента эффективно проводится работа по адаптации студентов 1 курса. Вместе с кураторами и мастерами производственного обучения студенты знакомятся с фондами библиотеки, с литературой по профессиям, изучают материалы по выбранной профессии (историей профессии, что каждый обучающийся должен знать и уметь после окончания техникума, куда может пойти работать и др. ) Эти все вопросы обсуждаются в процессе просмотра видеоролика по каждой из конкретных профессий. Много лет техникум сотрудничает с МБУ БМКМЦ «Бокситогорская центральная библиотека. Совместно проводятся классные часы: «Мы против террора», «Без срока давности» - урок памяти жертв политических репрессий, «От Великой смуты до Дня народного единства» - историко-литературный час воинской славы России, «Непокоренные» - героико-патриотический час, ко дню снятия блокады Ленинграда, «Шаг в бессмертие» -Афганская война в судьбах наших земляков, «Большое Заречье-русская Хатынь» - час памяти сожженных немецко-фашистскими оккупантами деревень Ленинградской области, героико-патриотический час ко Дню Победы «Война. Победа. Память» и др. В условиях перехода на ФГОС библиотека сегодня становится информационно-библиотечными центром, обеспечивающим информационную поддержку. Стандарт нацеливает на преобразование библиотек в библиотечно-информационные центры, способные не только максимально обеспечить информационными ресурсами многоплановую деятельность образовательного учреждения, но и непосредственно обусловить формирование универсальных учебных действий у обучающихся. В связи с этим, вся воспитательная деятельность библиотеки направлена на то, чтобы представлять студентам многообразие точек зрения, различные подходы, теории, концепции, системы взглядов на тот или иной предмет, явление, событие. И для студентов это чрезвычайно важное условие формирования критического мышления, самостоятельных суждений, воспитания личностной культуры будущих специалистов, гражданской ответственности и патриотизма, развития творческих способностей.
Список литературы: 1. Национальный проект «Культура». – Текст: электронный // Министерство культуры Российской Федерации: офиц. сайт. – 2020. – 29 мая. –URL: https: //www. mkrf. ru/about/nationalproject/about-project/ (дата обращения: 17. 08. 2020).
2. О проекте Библиотека нового поколения. – Текст: электронный // Национальный проект «Культура»: [сайт] – URL: http: //новая библиотека РФ/project/ (дата обращения: 17. 08. 2020). 3. Инновационные формы массовой работы библиотек / сост. О. Г. Колесникова. – Текс: электронный // Национальная библиотека Удмуртской республики: сайт – 2016. – 16 авг. – URL: https: //unatlib. ru/librarians/methodical-materials/informational-and-analytical- 68 materials/briefs/2698-innovatsionnye-formy-massovoj-raboty-bibliotek (дата обращения: 17. 08. 2020) 4. «Новые формы работы библиотек в современных условиях». – URL: http: //metod. library. karelia. ru/files/301. pdf (дата обращения: 17. 08. 2020). – Текст: электронный. 5. Рыжкова Т. И. Новые формы библиотечной работы, привлечение читателей. – Текст: электронный // Библиофил. – 2013. – 15 нояб. – URL: http: //solbiblfil2. ucoz. ru/blog/novye_formy_bibliotechnoj_raboty_privlechenie_chitatelej/2013-11- 15-309 (дата обращения: 17. 08. 2020). 6. Привлечь и удержать: формы библиотечной работы в помощь образованию / МКУК «ЦБС ИМР СК г. Изобильный. Инновационно-методический отдел; сост.: С. П. Минегалева, Г. В. Жаркова. – URL: https: //ru. calameo. com/read/003184923e36c4894d7b8 (дата обращения: 17. 08. 2020). – Текст: электронный. 7. Формы библиотечных мероприятий / сост. Курбатова Е. В. – Текст: электронный // Центральная муниципальная детская библиотека им. Максима Горького: неофиц. сайт. – URL http: //www. gorlib. ru/ (дата обращения: 17. 08. 2020). 8. Инновационные формы работы в библиотеке / МКУК «ЦБС ИМР СК г. Изобильный, Инновационно-методический отдел; сост. Г. В. Жаркова. – URL: https: //clck. ru/QKbuU (дата обращения: 17. 08. 2020). – Текст: электронный.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|