Егоров О. А. Egorov O. A. Возможности открытой профессионально – образовательной среды. для повышения качества образования
Егоров О. А. Egorov O. A. Возможности открытой профессионально – образовательной среды для повышения качества образования Opportunities of an open professional and educational environment to improve the quality of education Аннотация: В данной статье рассматриваются возможности открытой профессионально-образовательной среды организаций СПО как фактора повышения качества подготовки специалистов среднего звена производства. Abstract: This article discusses the possibilities of an open professional and educational environment of VET organizations as a factor in improving the quality of training of mid-level specialists. Ключевые слова: профессионально-образовательная среда, качество, возможности, обучение, образование. Keywords: professional and educational environment, quality, opportunities, training, education. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому её гражданину право на образование, «общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях» и обязательность основного общего образования. Основная задача системы образования в современном обществе - обеспечить каждому человеку свободный и открытый доступ к образованию на протяжении всей его жизни, с учётом его интересов, способностей и потребностей. Для того чтобы осуществить это право, необходимо создание открытой профессионально - образовательной среды и в полном объёме использование её возможностей для повышения качества образования. Как точно сформулировал известный итальянский педагог Лорис Малагуцци, образовательная среда может быть «третьим учителем» - после родителей и педагогов - и в значительной степени помогать учителю и ученикам.
Однако среда сама по себе не может улучшать качество образования, если учителя и обучающиеся не станут использовать её по назначению. Процесс обучения всегда выходит на первый план, тем более при переходе на новый тип образовательной среды. Под открытой образовательной средой мы понимаем определённую систему ресурсов и условий образовательного учреждения, способствующих формированию личности каждого обучающегося, а также возможностей для его развития, содержащихся в социальном окружении, содействующую её самоопределению в современном информационном обществе. Открытую профессионально - образовательную среду характеризуют следующие признаки: внешняя и внутренняя коммуникация; динамическое окружение с элементами неопределённости; наличие условий, позволяющих оптимально удовлетворять потребности и интересы субъектов образовательного процесса; признание роли обучающегося как субъекта процесса образования; осуществление образовательного процесса в условиях демократизации, гуманизации при соблюдении прав и свобод человека; рефлексивный подход в управлении; сочетание современного менеджмента с общественной самодеятельностью и самоуправлением при постановке и достижении общих целей; информационная обеспеченность внутренних и внешних процессов, её доступность; внутренняя мотивация и готовность педагогов к работе в инновационном режиме; конкурентоспособность и способность к изменениям. Ключевой идеей построения открытой профессионально - образовательной среды как целостной системы, является создание условий, способствующих развитию образовательного учреждения и успешной социализации обучающихся посредством самоопределения в современном информационном обществе. Для создания открытой - образовательной среды способствующей повышению качества профессиональной подготовки студентов важно выполнить следующие задачи: формирование и развитие профессиональных компетенций; выработка умения самостоятельно решать проблемную ситуацию; повышение мотивации к профессионально - трудовой деятельности студентов по выбранной специальности; мониторинг результатов освоения дисциплины; развитие познавательных и творческих способностей студентов; выработка умения работы с информацией: ориентироваться в дополнительной литературе, использовать интернет - ресурсы; развитие интереса, связанного с потребностью получения информации.
Сегодня уделяется особое внимание взаимодействию и взаимовлиянию образовательного учреждения и социума, акцентируется внимание на роли образовательной среды в процессе формирования личности. Образовательная среда как системно организованное образовательное пространство для овладения различными видами и формами человеческой деятельности, имеющее свои социальные, социально - педагогические, психолого - педагогические, кадровые, материально - технические особенности, обеспечивает обучающемуся условия для освоения главных принципов взаимодействия с разными социокультурными пространствами, помогает раскрывать себя миру, овладевать значимыми социальными ролями. В образовательной среде современного образовательного общества, наряду с передачей социального опыта и ценностных ориентаций, решается главная цель образования - формирование системы целостного мировоззрения; навыков самопознания и выявления собственных затруднений, освоение методов самостоятельного овладения знаниями и умениями. Под открытой образовательной средой мы понимаем определённую систему ресурсов и условий образовательного учреждения, способствующих формированию личности каждого студента, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном окружении, содействующую её самоопределению в современном информационном обществе. Открытую образовательную среду учреждения СПО проектируют как среду, состоящую из социальных объединений, куда входят различные ведомства и службы, организации, прямо или косвенно имеющие отношение к проблемам образования, различные среды самореализации: семья, улица, дополнительное образование, общественная самодеятельность.
Это обеспечивает практические формы включения обучающихся в реальную жизнь, формирование у них способностей проектирования и анализа собственного действия в меняющихся социальных условиях. Создание открытой образовательной среды предусматривает работу в двух встречных направлениях: введение обучающихся во внешний по отношению к образовательному учреждению социум и включение внешнего социума в образовательное пространство образовательного учреждения, что станет одним из условий успешной социализации обучающихся. Вместе с тем, на сегодняшний день можно говорить о том, что международное экспертное сообщество фиксирует ряд решений для образовательной среды, которые, по мнению исследователей, могли бы помочь достичь современного уровня качества образования и в особенности развивать социально - эмоциональные навыки, навыки решения проблем. Среда обеспечивает возможность работать с современными информационными технологиями: если есть доступ к Wi - Fi из любой точки здания, и каждый студент может работать с информацией со своего личного устройства (смартфон, планшет, ноутбук); есть библиотека, которая предполагает не только использование учебных, научно - популярных и художественных книг, но и проведение досуга - клубной деятельности, дискуссии, свободной коммуникации; среда трансформируема, если есть возможность зонировать кабинет или учебное пространство для разных видов деятельности, и объединять несколько помещений; в образовательном помещении есть холлы, которые могут быть использованы и как спортивные залы и для проведения культурно - массовых мероприятий; учебные кабинеты или классы становятся универсальными: вместо предметных классов (математика, русский язык, информатика) появляются классы, в которых можно провести урок любому преподавателю или группе; мастерские и лаборатории могут объединяться в единый блок и т. д. Безусловно, реализация вышеизложенных решений на уровне всех образовательных учреждений в России потребует: определения понятия «образовательная среда» в нормативно - правовой базе федерального уровня; преодоления ряда существующих административных, правовых, организационно - финансовых, культурных барьеров.
Согласно ФЗ - 273 от 29 декабря 2012 года, «Образование в Российской Федерации - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства. Совокупность приобретаемых знаний, умений и навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, определённых объёма и сложности в целях интеллектуального, духовно - нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов». Роль понятия образовательной среды в данном законе играет определение средств обучения и воспитания - «приборы, оборудование, включая спортивное оборудование, инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно - наглядные пособия, компьютеры, информационные - телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и электронные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности». [1]. Но, фиксируя необходимость материального обеспечения необходимо говорить также о моральных, художественных, эстетических и этических ценностях. Существует ещё один важный комплекс документов, регулирующих образовательный процесс в РФ - федеральные, государственные образовательные стандарты (ФГОС). Например, ФГОС описательно трактует образовательную среду уже гораздо шире. Он указывает не только на материально - технические и санитарно - бытовые требования, но и на социально - бытовые условия труда, архитектурную доступность и комфортную реализацию образовательной деятельности, имея в виду, в том числе и психологический комфорт. Существующие методические разработки в этой области дают возможность заинтересованным сторонам добиваться повышения эффективности образовательного процесса за счёт разработки и внедрения средовых решений, а также информационной обеспеченности внутренних и внешних процессов, её доступности; внутренней мотивации и готовности педагогов к работе в инновационном режиме, конкурентоспособности и способности к изменениям. Ключевая идея - построение открытой образовательной среды как целостной системы, способствующей развитию и успешной социализации обучающегося посредством его самоопределения в современном информационном обществе.
Под целостной системой образовательной среды мы понимаем взаимодействие и взаимовлияние урочного и внеурочного пространств, основанных на принципах здоровьесбережения, мотивации, расширения информационного пространства и связей с внешним социумом. В открытую образовательную среду образовательного учреждения включаются структуры, обеспечивающие связь со средой, и совокупность социальных структур, выполняющих общие с образовательным учреждением социально - педагогические функции и имеющих возможность взаимодействовать между собой при выполнении этих функций. При анализе проблем влияния образовательной среды на развитие человека исследователи исходят из представления о том, что внутренняя психологическая организация обучаемого адекватно может быть раскрыта и изменена только в контексте анализа всей системы, воздействующего на него внешнего окружения. В сферу структурного психологического анализа образовательной среды, направленного на выделение разнокачественных её составляющих, чаще всего попадают три взаимосвязанных фактора: Ø Физическое окружение: архитектура учебного здания, степень открытости - закрытости конструкций дизайна учебных помещений, размер и пространственная структура классных и других помещений в здании учебного заведения, лёгкость их пространственной трансформации при возникшей необходимости, возможность и широта пространственных перемещений в них субъектов и т. п. Ø Человеческие факторы: пространственная и социальная плотность субъектов учебно - воспитательного процесса, степень скученности и её влияние на социальное поведение, личностные особенности и успеваемость обучающихся, изменение персонального и межличностного пространств в зависимости от условий конкретного образовательного учреждения, распределение статусов и родителей, половозрастные и национальные особенности обучающихся и преподавателей и т. д. Ø Программа обучения: акциональная (от слова «акция» т. е. система действий), деятельностная структура, стиль преподавания и характер социально - психологического контроля, кооперативные или же конкурентные формы обучения, содержания программ обучения, т. е. их традиционность, консерватизм или гибкость и т. д. Открытая профессионально - образовательная среда является одним из важнейших элементов современной системы образования. Именно поэтому к формированию новой системы образования необходимо привлекать различные организации, которые имеют отношение к проблемам образования, могущие обеспечить прохождение студентами различных видов практик и стажировок, а впоследствии предоставить рабочие места, Цели и задачи современного образования переключились с простого усвоения знаний на формирование компетентности по всем отраслям дисциплин, развитие личности студента и обучающегося, способного, использовать полученные знания, самостоятельно профессионально развиваться, внося вклад в развитие своей страны. Эффективность учебно - воспитательного процесса должна обеспечиваться открытой образовательной средой, системой информационно - образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения. Именно открытая образовательная среда является - важнейшим условием и одновременно средством формирования новой системы образования. Список литературы: 1. ФЗ-273 от 29 декабря 2012 года «Образование в Российской Федерации». 2. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). 3. Баева И. А. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников: дисс. доктора психол. наук: 19. 00. 07. СПб., 2002 386 с. 4. Карпенко М. П. Образовательная среда и интеллектуальный потенциал обучаемых // Инновации в образовании. – 2005 - N 4 - С. 84-103. 5. Панов В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. – СПб.: Питер. 2007 – 352 с. 6. Чернова О. В. Проектирование образовательной среды [Текст]: Учеб. пособие / О. В. Чернова, И. Г. Шендрик. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф. - пед. ун-т», 2006 93 с. 7. Ясвин В. А. Я 804 Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001 — 365 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|