Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Баранова О. А. Baranova O. A. Формирование здоровьесберегающей среды как условие профессионального обучения инвалидов и лиц с ОВЗ




Баранова О. А.

Baranova O. A.

Формирование здоровьесберегающей среды как условие профессионального обучения инвалидов и лиц с ОВЗ

Formation of a health-saving environment as a condition for vocational training of disabled people and persons with disabilities

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы формирования здоровьесберегающей среды как условия профессионального обучения инвалидов и лиц с ОВЗ.

Abstract: The article deals with the formation of a health-saving environment as a condition for vocational training of disabled people and persons with disabilities.

Ключевые слова: Ребенок с ОВЗ, здоровье, инвалидность, здоровьесберегающая среда, профессиональное обучение, нарушения в развитии, создание условий, факторы, механизмы.

Keywords: Child with disabilities, health, disability, health-saving environment, vocational training, developmental disorders, creation of conditions, factors, mechanisms.

Особые дети - это дети с различными отклонениями в развитии, иначе их теперь называют детьми с ограниченными возможностями здоровья. Термин «инвалидность» заменяет широко распространенные термины «ребенок с отклонениями в развитии» и прочее. По статистике, каждая десятая семья в течение жизни сталкивается с проблемой инвалидности близкого человека. Последовательность ребенка-инвалида во многом зависит от того, какую поведенческую стратегию в обращении с ним мы все выберем.

Проблема профессионального обучения людей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) не только привлекает внимание педагогов, психологов и социальных работников, но и является одним из приоритетных направлений современной социальной и образовательной политики России. Государственные качественные профессиональные навыки и способности этих лиц обеспечивают им успешную социализацию и возможность интеграции в общество, что позволяет им достичь независимости. [1; 3; 4].

Поскольку здоровье является важным показателем качества жизни, необходимо обеспечить подходы к сохранению здоровья образования этой категории студентов. Это также связано с тем, что определенный социальный статус, особые условия деятельности, повседневная жизнь и образ жизни отличают эту категорию населения от других и делают их чрезвычайно уязвимыми в социальном плане, поскольку они подвергаются воздействию негативных социальных, образовательных факторов в профессиональной жизни. Люди с ограниченными возможностями здоровья испытывают значительные трудности с условиями образования, которые можно встретить на разных уровнях - психологическом, технологическом, методическом и т. д. И больше, чем другие участники, нуждаются в профессиональной подготовке по вопросам здоровья. [3; 4; 6].

Необходимо уточнить, что «сохранение здоровья» - понятие многомерное. Психолого-педагогические и социокультурные аспекты сохранения здоровья рассматривались в работах Н. П. Абаскаловой, В. Ф. Базарного, Г. К. Зайцевой и др. Современная теория здоровья рассматривается в единстве физического (Л. П. Гуреев, А. П. Матвеев, С. Б. Мельников и др. ), гигиенического (В. В. Колбанов, Г. Н. Сердюковская, и др. ), морального (О. С. Богданова, И. Ф. Харламов и др. ) образования. Региональные подходы к решению проблем здоровьесберегающего образования описаны в работах Е. Н. Вайнер, Е. М. Казина, С. Г. Серикова и др.; применение здоровьесберегающих технологий в практике учебного процесса (Н. З. Кайгородова, Т. Ф. Орехова, Н. Ф. Талызин и др. )

В целом образование, сохраняющее здоровье, основано на идее отдавать приоритет здоровью субъектов образовательного процесса как основополагающей составляющей, обеспечивая оптимальную поддержку жизни каждого педагога и обучающегося, успешно адаптируясь в образовательный процесс на физиологическом, психологическом и социальном уровнях через обучение и укрепление механизмов охраны здоровья, ориентацию на здоровый образ жизни.

Приобщение к здоровому образу жизни является результатом положительного течения ряда взаимосвязанных процессов: присвоение как интернализация социальных ценностей здорового образа жизни (я хочу); овладение знаниями (знать); овладение навыками и умениями (могу); развитие личностных качеств (умею); обогащение своего опыта (есть и буду).

Однако, следует отметить, что существующие в настоящее время исследования, связанные с формированием здоровьесберегающего отношения к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидам, в сфере профессионального образования нуждаются в подтверждении и более глубоком изучении данного вопроса. В частности, в педагогической науке недостаточно работ, направленных на формирование условий, актуализирующих потенциал здоровьесберегающей образовательной среды, представляющей собой единое пространство адаптации, реабилитации и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой таким педагогическим системам и направлениям, как коллективная педагогика, гуманистическая педагогика, личностно-ориентированная педагогика. Её отличает приоритетность сохранения здоровья участников образовательного процесса. На наш взгляд, оздоровительная педагогика должна основываться, прежде всего, на идеях гуманизма и гармонии с природой.

Здоровьесберегающая педагогика – это область знаний, характеризующая процесс реализации образовательными учреждениями функций поведения и укрепления здоровья обучающихся. Руководствуясь идеями здоровьесберегающей педагогики, для сохранения и укрепления здоровья подростков важно использовать возможности самой педагогики и деятельности педагогов. Основная цель здоровьесберегающей педагогики - сохранить здоровье обучающихся в процессе их обучения и воспитания и, следовательно, обеспечить каждому выпускнику такой уровень здоровья, который позволяет им осуществлять свои жизненные планы, удовлетворять потребности и запросы. Здоровьесберегающая педагогика также предполагает формирование у каждого обучающегося навыков и умений к здоровому образу жизни, а также формирование культуры здоровья.

Образовательное учреждение может и должно заниматься изучением проблем со здоровьем, поскольку это важнейшая категория, характеризующая условия обучения конкретного человека, формирование и развитие его душевных и духовных качеств, его физического совершенства и совершенствования, цель, отношение к жизни.

Доступная образовательная среда формируется за счет: развития инфраструктуры образовательного учреждения; создания нового уровня профессиональной компетентности педагогов; подготовка родителей к осознанному выбору образовательной траектории для своих детей; создания благоприятного социально-психологического климата (отношение студентов к сверстникам-инвалидам, если речь идет о техникуме).

Опираясь на характеристики целостной, здоровьесберегающей среды обучения, раскроем особенности ее структурных элементов, а также психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса. Компоненты среды психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса, отвечающие целям сохранения здоровья, имеют ряд особенностей. Пространственно-предметный компонент, включающий в себя объекты пространственной организации учебных аудиторий, является мобильным, легко трансформируемым и позволяет организовать учебное пространство в соответствии с формами обучения (фронтальное, в микрогруппах, в группах занятий).

Социальная составляющая - это сотрудничество партнеров образовательного процесса, заинтересованных в достижении образовательных целей. Психолого-педагогическое взаимодействие построено таким образом, чтобы подготовить обучающихся к переходу от позиции субъекта педагогического воздействия к позиции активного участника образовательного процесса, а оттуда - к позиции субъекта. Позиция педагога определяется дидактическими задачами и в контексте использования различных технологий обучения может быть разной: наставник, организатор, координатор, консультант, фасилитатор и т. д.

Психодидактический компонент (содержание обучения и методы его развития) позволяет организовать мотивированную, рациональную, эргономичную, эффективную внутреннюю учебную деятельность обучающихся, в которой место внешней регуляции занимает процесс самообразования, регулирование, исключающее возможность информационной перегрузки.

Используемые методы и технологии обучения позволяют обучающимся стать субъектами познавательной деятельности (обеспечить развитие обобщенных методов педагогической работы, навыков самоорганизации, самоконтроля, рефлексии), развить познавательную сферу, сформировать информационную культуру и культура воспитательной работы. В этом качестве положительно зарекомендовали себя современные педагогические технологии: технология проектного обучения, портфолио, информация, сеть, педагогические семинары и мастер-классы, модульное обучение, кейс-технологии и т. д.

Субъекты здоровьесберегающей среды психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса характеризуются наличием устойчивой и эффективной мотивации, связанной с учебно-познавательной деятельностью.

Таким образом, в основе профессионального образования для сохранения здоровья людей с ограниченными возможностями должны лежать: обеспечение паритета образования и здоровья, что подразумевает включение сохранения и укрепления здоровья обучающихся в целевой компонент профессионального образования; наиболее полное и разностороннее понимание психофизиологических особенностей обучаемых и их учет в учебном процессе; создание здоровьесберегающей дидактической образовательной среды, представляющей собой единое пространство адаптации, реабилитации и развития для каждого отдельного студента, обеспечивающее условия для информационно-психологической безопасности и личностного развития в учебном процессе.

Список литературы:

1. Абаскалова, Н. П. Теория и практика формирования ЗОЖ учащихся и студентов в системе «Школа-ВУЗ» [Текст]: автореф. дисс. доктора пед. наук / Н. П. Абаскалова. – Барнаул, 2000. – 48 с.

2. Акбашев, Т. Ф. Валеопедагогика как система [Текст] / Т. Ф. Акбашев // Проблемы педагогической валеологии. – СПб, 2017 – С. 7–10.

3. Ковриго, Н. М. Формирование потребности в здоровье и здоровом образе жизни – важная педагогическая задача [Текст] /Н. М. Ковриго //Образование и здоровье. – Калуга, 2018. – С. 149–150.

4. Кулева, С. В. Проблемы создания школы здоровья в условиях инновационного учебного заведения [Текст] / С. В. Кулева // Завуч. – 2018. – №3. – С. 49–60.

5. Тихомирова, Л. Ф. Теоретико-методические основы здоровьесберегающей педагогики [Текст]: монография / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль, Изд-во ЯГПУ, 2014. – 240 с.

6. Шамова, Т. И., Давыденко, Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе [Текст] / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2010. – 384 с.

 

Воронцов А. С .

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...