Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Аркадьев А. Н. Arkadyev A. N. Патриотическое воспитание обучающихся. как социально-педагогическая проблема. Patriotic education of students as a socio-pedagogical problem




Аркадьев А. Н.

Arkadyev A. N.

Патриотическое воспитание обучающихся

как социально-педагогическая проблема

Patriotic education of students as a socio-pedagogical problem

Аннотация. В работе рассматриваются вопросы патриотического сознания и воспитания личности, как решение социально-педагогической проблемы в условиях образовательного учреждения.

Annotation. The paper deals with the issues of patriotic consciousness and education of the individual, as a solution to the socio-pedagogical problem in the conditions of an educational institution.

Ключевые слова: патриотизм, проблема, патриотическое воспитание, формы и методы патриотического воспитания.

Key words: patriotism, problem, patriotic education, forms and methods of patriotic education.

Становление гражданского общества и правового государства в стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня идет процесс изменения отношения гражданина России с государством и обществом. Гражданин получил возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время, возросла ответственность за свою судьбу и судьбу людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

В настоящее время наблюдается процесс изменения российского общества. Происходит смена общественных ценностей, нравственных ориентиров, приоритетов и их носителей, разрушение идеологии стали причиной понижения воспитательного воздействия таких ведущих институтов воспитания семьи, учреждений образования и культуры на формирование патриотических качеств обучающихся. Равнодушие, цинизм, агрессия, аморальное поведение, падение нравов, незнание собственной истории и культуры, неуважительное отношение к старшему поколению и государству, падение престижа военной службы, утрата чувств патриотизма, в молодежной среде и обществе в целом и другие негативные явления, распространившиеся в современном обществе, создают множество прецедентов для деформации личности.

Патриотизм относится к числу идеалов, утрата которых делает общество нежизнеспособным. Он тесно связан с концепцией национальной безопасности. В этой ситуации актуальны слова выдающегося русского публициста начала ХХ века М. О. Меньшиков, который писал: «Патриотизм, если он истинный, - высшее счастье нации. Приказать быть патриотом нельзя. Надо сделать так, чтобы было чем гордиться, и не было того, за что приходилось краснеть». Отсюда воспитание патриотизма у подрастающего поколения является в настоящее время важнейшей задачей государства.

Нормативно-правовые аспекты патриотического воспитания определяются в государственных документах Российской Федерации – Конституции РФ, федеральных законах, постановлениях Правительства РФ, федеральных программах. Статья 70 Конституции РФ определяет «Государственный флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются Федеральным Конституционным законом».

Патриотическое воспитание молодежи - проблема, встающая на повестку дня современной России. Она была и остается извечной проблемой во все времена и у всех народов. Каждая эпоха, каждый исторический период по-своему отражается в сознании людей. Проявление патриотизма и формирование патриотического сознания у подрастающего поколения россиян имеет свои особенности. Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности. Патриотизм проявляется в активной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями и ценностями народа.

Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты. Какие же проблемы стоят перед военно-патриотическим воспитанием сегодня, какие задачи ставит жизнь и из чего черпать цели их достижения, какие формы и методы наиболее приемлемы для данного исторического периода?

Здесь нужно учитывать особенности времени, особенности экономических отношений в обществе и социальной обстановки. Патриотизм – в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству. Воспитание – это специально организованный и целенаправленный процесс по становлению личности ребенка, усвоении им норм и правил поведения в обществе. Патриотическое воспитание – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей и молодежи ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России. Социальная педагогика — теория и практика познания, регулирования и реализации образовательно-воспитательными средствами процесса социализации или человека, результатом которого является приобретение индивидом ориентации и эталона поведения.

Проведём анализ работы по военно-патриотическому воспитанию в ГАПОУ ЛО «Борский агропромышленный техникум» за период с сентября 2020 года по май 2021 года. Беседы, анкетирование, анализ практики показал, что современная молодёжь практически не знает многих важных героических и трагических событий в истории Родины, а также традиций и культуры страны. Поэтому при проведении методической работы с подростками, по корректировке социально-педагогических и нравственно-патриотических проблем, можно выделить несколько этапов:

1. Начальный – выявление уровня сформированности нравственных качеств у обучающихся.

2. Основной – формирование духовно-нравственных качеств личности через систему воспитательных мероприятий патриотического характера.

3. Заключительный – диагностика, которая может показать результаты работы положительные негативные моменты в данном воспитательном направлении по достижению воспитательных целей.

Основой работы является создание педагогических условий для духовно-нравственного воспитания обучающихся в процессе внеурочной деятельности. Воспитательная работа строится так, чтобы она была направлена на развитие индивидуальности обучающегося и возможности для каждого проявить свои положительные качества личности.

Работа по военно-патриотическому воспитанию направлена на создание условия для: социализации личности в современных условиях; повышение духовной культуры воспитанников, проявления активной гражданской позиции; формирование духовно-нравственных качеств и патриотических качеств личности; создание условий для творческой и личной самореализации.

Целью работы является отбор наиболее оптимальных для данного коллектива форм и методов, способствующих духовно-нравственному, патриотическому воспитанию в процессе учебной и воспитательной деятельности, повышение духовной культуры обучающихся, формирование духовно-нравственных качеств.

Достижение данных целей предполагает решение следующих задач: создание благоприятного нравственно-психологического климата в студенческом коллективе; изучение традиций и обычаев своего народа, изучение истории родного края, воспитание уважения к прошлому своего народа; организация творческой, личностно - и общественно значимой деятельности.

Для достижения целей используются разные формы деятельности с учётом возрастных и психологических особенностей обучающихся. Опыт обеспечивает: рост успешности обучающихся; нравственное и физическое взросление; расширение знаний о семье, малой родине, России; воспитание целостной личности.

Работа с родителями. Взаимодействие педагога и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении подростка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Формы работы с родителями: анкетирование, беседы, консультации, родительские собрания, «мобильная связь», проведение совместных часов общения, вечеров. Работа строится с учетом базовых потребностей, присущих возрасту обучающихся. Важным аспектом при проведении занятий во внеурочное время является психологический комфорт: доброжелательная обстановка, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция на желание подростка выразить точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор.

В первую очередь, опираясь на социальные потребности в самоутверждении, самовыражении и самоопределении. В условиях техникума перед подростками выдвигается большое разнообразие перспектив. Воспитанники, как правило, хотят добиваться высоких результатов в своей будущей профессиональной деятельности. Поддержать эту перспективу удается благодаря активному и тесному сотрудничеству педагогов и обучающихся.

Такими средствами воспитания поэтапно удается решать следующие основные задачи: воспитание преданности и любви к Родине; воспитание общественной активности; воспитание коллективизма и товарищеской взаимопомощи; воспитание уважения к старшим; формирование потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и спортом в целях повышения работоспособности, дисциплинированности, подготовке к предстоящей трудовой и общественной деятельности.

В ходе занятий изменился взгляд на многие проблемы, в частности, изменилось мнение о ключевых моментах жизненного пути, на отношения с окружающими людьми, с друзьями. Ребята стали больше задумываться о нравственной стороне внутренних и внешних конфликтов, о толерантных отношениях с окружающими людьми.

При организации работы реализуется следующая воспитательная цепочка: любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям. Воспитание и уважение к старшим, к людям труда (приобщение к традициям народа, стремление чтить память погибших воинов, проявление уважения к людям пожилого возраста).

Работа по военно-патриотическому воспитанию в техникуме включает в себя много направлений и мероприятий, вот несколько из них: уроки Мужества; посещение, уборка братских захоронений и иных памятных мест нашего края; показ военно-патриотических фильмов; работа по направлению общероссийского движения «Бессмертный Полк»; аудиторные и внеклассные занятия и открытые уроки, посвящённые памятным датам нашей Родины; участие в военно-патриотических конкурсах и акциях; организация стенгазет, и электронных публикаций, посвящённых памятным датам нашей Родины; работа волонтёрского клуба «Борец» и военно-патриотического клуба «Гарнизон»; проведение военно-полевых сборов и дня призывника.

Очень важно убедить обучающихся в том, что любовь к Родине - это не только тогда, когда рвутся снаряды. Она проявляется в постоянном стремлении человека сделать жизнь лучше – хорошо учиться, хорошо работать, помогать, тому, кому нужна помощь: товарищу, родителям по дому, соседям и т. д. Поддержать хорошее дело, выступить против зла и насилия – это тоже патриотизм и гражданственность.

Совместная работа педагогического коллектива техникума, направленная на патриотическое воспитание обучающихся, как социально-педагогическая проблема ведется целенаправленно, системно. Обучающиеся активно участвуют в конкурсах, акциях, встречах и мероприятиях патриотической направленности. Такая деятельность воспитывает социально активных и неравнодушных граждан страны, позволяет сформировать позитивное отношение к окружающему миру, людям, самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, воспитать чувство патриотизма, ответственность за дела и поступки.

 

Список литературы:

1. Дахин, А. Н. Педагогическая технология в контексте патриотического воспитания / А. Н. Дахин, Н. Г. Семенов, А. А. Цыбулько. – Текст: непосредственный // Школьные технологии. – 2019. – No 6. – С. 35-45. – Библиогр.: с. 45 (4 назв. ). – ISSN 2220-2641.

2. Кунин, А. Воспитать патриота. Внеурочная деятельность в ОБЖ / А. Кунин. – Текст: непосредственный //Основы безопасности жизнедеятельности. – 2019. – No 1. – С. 36-38: 4 фото. – ISSN 0868-488X.

3. Мурзина, И. Я. Перспективные направления патриотического воспитания / И. Я. Мурзина, С. В. Казакова. – Текст: непосредственный //Образование и наука. – 2019. – Т. 21, No 2. – С. 155-175. – Библиогр.: с. 171-175 (29 назв. ). – ISSN 1994-5639.

4. Прищепа, М. А. Интеграция патриотического и физического воспитания молодежи как важный фактор формирования личности / М. А. Прищепа. – Текст: непосредственный // Физическая культура в школе. – 2020. – No 6. –С. 25-27. – Библиогр: с. 26 (5 назв. ). – ISSN 0130-5581.

5. Юров, И. А. Формирование гражданских и патриотических ценностных ориентаций у молодежи: монография / И. А. Юров. – Москва: Русайнс, 2020. – 132 с. – ISBN 978-5-4365-5976-6. – URL: https: //www. book. ru/book/939529 (дата обращения: 07. 04. 2021). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей. – Текст: электронный.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...