Рудакова И. В. Rudakova I. V. Роль профессиональных объединений в учреждениях СПО для личностного и профессионального роста педагога
Рудакова И. В. Rudakova I. V. Роль профессиональных объединений в учреждениях СПО для личностного и профессионального роста педагога The role of professional associations in the institutions of vocational education for the personal and professional growth of the teacher Аннотация: в данной статье отмечена роль профессиональных объединений в учреждениях СПО для личностного и профессионального роста педагога. Выделены принципы поэтапного взаимодействия руководства учреждения с основными профессиональными объединениями. Abstract: This article notes the role of professional associations in the institutions of vocational education for the personal and professional growth of the teacher. The principles of step-by-step interaction of the institution's management with the main professional associations are highlighted. Ключевые слова: объединения, личностный и профессиональный рост, принципы, этапы, подход. Key words: associations, personal and professional growth, principles, stages, approach. Организация работы профессиональных объединений педагогов в современной образовательной ситуации является мощным фактором совершенствования их профессиональных компетенций. Любое профессиональное объединение педагогов выступает как система их совместной деятельности, их профессионального общения и как любая система характеризуется набором определенных параметров. По мнению Поташника М. М. профессиональные объединения педагогов – это самопроизвольно возникшая или целенаправленно созданная группа преподавателей, мастеров производственного обучения, психологов, членов администрации (приглашенных) определенным образом оформленная, призванная решать те или иные задачи образовательной организации и самих членов объединений. Назначение, функции профессиональных объединений многообразны, способствуют включению педагогов в принятие управленческих решений, в управление образовательной организацией.
Профессиональное объединение педагогов может быть рассмотрено как малая группа, команда, микроколлектив, общность, организация в организации и т. п. В настоящее время в образовательных учреждениях действует более двадцати видов различных объединений педагогов. Самыми распространёнными объединениями педагогов являются: Методическое объединение – традиционно существующее и наиболее распространенное объединение педагогов одного (или близкого) профиля деятельности в учреждении образования. Педагоги в нем занимаются, прежде всего, методической работой: разработкой частной методики по предмету, обсуждением приемов, методов, форм, методик, технологий обучения и воспитания по актуальным темам. Консилиум - это совещание, взаимная консультация экспертов, специалистов в той или иной области знаний. Участники консилиума - это прежде всего все преподаватели, работающие в конкретной группе, психологи, психиатр, если есть возможность, то нейрофизиолог и социолог, разумеется, классный руководитель, воспитатели и т. п. Творческие микрогруппы - это абсолютно добровольное, нередко стихийно возникшее содружество двух-трех (редко - четырех) преподавателей, действующее до тех пор, пока не исчерпается необходимость взаимного профессионального общения. Наибольший интерес здесь представляет основание, на котором педагоги объединились в группу для осуществления какой-то формы взаимного творчества. Мастер-класс - ярко выраженная форма ученичества именно у педагога - мастера, то есть передача ученикам опыта, мастерства, искусства в точном смысле, чаще всего путем прямого и комментированного показа приемов работы. Современные требования к уровню профессионализма педагога предполагают качественное изменение структуры научно-методического и психолого-педагогического сопровождения его деятельности.
Проблема совершенствования деятельности и развития профессиональных объединений педагогов в системе СПО обусловлена рядом противоречий, важнейшим из которых является противоречие между существующей традиционно сложившейся практикой деятельности профессиональных объединений педагогов преимущественно как методических групп, осуществляющих мониторинг и коррекцию деятельности преподавателей одного или нескольких сходных предметных профилей, и назревшей необходимостью расширения поля самостоятельной творческой педагогической деятельности педагогов на мотивационно-рефлексивной основе. Формирование и развитие профессионального объединения связано со способностью ставить реально достигаемые цели, строить и при необходимости корректировать систему взаимодействий и взаимоотношений, которые обеспечат достижение целей и наиболее эффективные результаты. В деятельности профессионального объединения можно различать три вида целей: текущие цели учебно-воспитательной деятельности; цели развития учебно-воспитательной деятельности; цели саморазвития профессионального объединения. Наиболее сформированное и развитое объединение ставит перед собой цели всех трех видов. Работа по их реализации должна строиться с учетом принципов взаимодействия профессиональных объединений педагогов и администрации школы. Первый принцип – единство целей: текущих, развития и саморазвития. Второй принцип – доверие и ответственность – подразумевает способность руководителей и всех участников процесса преобразований принимать важные решения, брать на себя ответственность за их реализацию, а также за все последствия принятых решений. Третий принцип – опора на сильные стороны. Он подразумевает задействование всех ресурсов, которые участники образовательного процесса могут вложить в этот процесс. Только продиагностировав и изучив психолого-педагогические характеристики профессиональных объединений педагогов, а именно организацию деятельности, взаимодействие и сработанность, можно говорить о системе управления профессиональным объединением педагогов, что актуализирует те или иные ценности.
Система управления персоналом в образовательной организации включает в себя следующие взаимосвязанные элементы (способы): организации и стимуляции деятельности, а также построения взаимодействия. Для решения каждой конкретной проблемы профессиональные объединения педагогов могут работать в рамках научно-педагогического исследования. Содержание и формы взаимодействия администрации и профессиональных объединений педагогов могут быть представлены поэтапно: Этап I: выработка гипотезы по решению проблемы. Цель: рассмотреть область проблемы, все ее пересечения с другими проблемами. Содержание: создание экспертной группы, сбор информации по стартовому состоянию проблемы, разработка концепций по решению проблемы. Способы соорганизации совместной деятельности: совместная деятельность по формированию и формулированию проблемы посредством анализа ее состояния и тенденций функционирования. Этап II: мозговой штурм. Цель: выработать пути решения проблемы. Содержание: выделение приоритетных направлений по решению проблемы, согласование путей решения проблемы с субъектами внутритехникумовского управления. Способы соорганизации совместной деятельности: совместная деятельность по презентации сути проблемы и путей ее решения. Этап III: методика решения проблемы. Цель: составить план действий. Содержание: выбор стратегии и трактовки руководства, включающий мотивационный компонент, разработка методик решения проблемы. Способы соорганизации совместной деятельности: совместная деятельность по разработке плана решения проблемы на основе анализа и синтеза, проведенного профессиональными объединениями педагогов. Этап IV: реализация решения проблемы. Цель: решить возникшую проблему. Содержание: обсуждение с коллегами, администрацией путей реализации решения проблемы, реализация действий по решению проблемы: введение новшества в педагогический процесс и отслеживание хода его развития и внедрения; осуществление контроля и коррекции данной деятельности, оценка результатов решения проблемы, рефлексия действий, мониторинг влияния решения проблемы на качество функционирования образовательного учреждения и принятие решений о внесении корректировок отдельных сторон проблемы.
Способы соорганизации совместной деятельности: совместная деятельность по обеспечению координации и интеграции всех субъектов внутритехникумовского управления в процессе решения проблем. Результатом взаимодействия являются характеристика индивидуального опыта работы профессионального объединения педагогов; разработка совокупности целевых установок профессиональных объединений педагогов, ориентированных на их решение в рамках всего ОУ, и направленность осуществляемых изменений во внутритехникумовском управлении; сформированность тенденций прогрессивной динамики качества организации образовательного процесса и его результатов. Необходимо учитывать, что профессиональные объединения педагогов, как правило, ориентируются на решение следующих взаимосвязанных задач: развития профессиональной компетентности педагогических работников; повышения эффективности деятельности и развития образовательных процессов в техникуме. Эволюционные процессы реформирования современного образования повлекли за собой изменения в миссии, назначении, структуре, сущности деятельности и критериях результативности профессиональных объединений педагогов, выступающих в качестве реально действующих субъектов развития образовательного учреждения. Целостность образовательного процесса в современном образовательном учреждении создается коллективом педагогов в конкретной ситуации образовательного учреждения и определяет различия не только в осуществлении деятельности учреждения в различных режимах (функционирования и развития), но и различия в индивидуальной профессиональной деятельности ее субъектов (педагогов, профессиональных педагогических объединений, студентов и пр. ). Профессиональное педагогическое объединение становится субъектом развития образовательного учреждения в том случае, если инициируется и обеспечивается индивидуальное профессиональное развитие каждого педагога на основе рефлексии и осознанного целеполагания;
Список литературы: 1. Афанасьева Т. П., Немова Н. В. Поддержка деятельности образовательных учреждений муниципальной методической службой: Методическое пособие / Под ред. \ 1. В. Немовой. - М.: АПКиПРО, 2004, - 87с. 2. Бессолицина Р. В. Инновационные подходы к организации научно- методической работы // Методист. -2006. -№1. -С. 25-27.
3. Блохина, Е. В. Методическая работа: понятие, сущность, управление / Курган, 2003. С. 34 4. Дуранов, М. Е., Гостев А. Г. Исследовательский подход к профессиональной деятельности Текст.: учебное пособие / М. Е. Дуранов, А. Г. Гостев Челябинск: ЧелГУ, 1996. - 72 с. 5. Дружинин, В. И. Методическая работа в образовательном учреждении. -Курган, ИРОСТ, 2011. -138с. 6. http: //sch647. mskobr. ru/files/plan_raboty_mo_nachalki_na_2014-2015. doc 7. http: //www. schoolrm. ru/schools/sc25sar/upload/teachers/metod_groups.. doc
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|