Ермейчук Н. А. Ermeychuk N. A. Основные требования к созданию инновационной профессионально-образовательной среды учреждения СПО в современных условиях
Ермейчук Н. А. Ermeychuk N. A. Основные требования к созданию инновационной профессионально-образовательной среды учреждения СПО в современных условиях The main requirements for the creation of an innovative professional and educational environment of the institution of vocational education in modern conditions Аннотация. В статье рассматриваются основные требования к созданию инновационной профессионально-образовательной среды учреждения СПО в современных условиях для подготовки конкурентоспособных специалистов среднего звена в области экономки, производства и общественной сферы региона. Особое внимание уделено созданию условий по внедрению федеральных проектов национального проекта «Образование» 2019-2024 гг. Abstract: The article deals with the basic requirements for the creation of an innovative vocational and educational environment of secondary vocational education in modern conditions for the training of competitive mid-level specialists in the field of economics, production and the public sphere of the region. Particular attention is paid to creating conditions for the implementation of federal projects of the national project «Education» 2019-2024. Ключевые слова: требования, проект, образовательная и инновационная профессионально-образовательная среда. Keywords: requirements, project, educational and innovative professional and educational environment. Профессиональное образование всегда решало и в настоящее время призвано решать задачи воспроизводства потребности в кадрах для развивающейся экономики. Особо необходимо выделить систему среднего профессионального образования (далее – СПО), которое, по мнению многих ученых и практиков, рассматривается как ресурс социально-экономического развития каждого региона и инвестиции в человеческий капитал. А каждая организация СПО выступает хозяйствующим субъектом с собственной конкурентной инновационной профессионально-образовательной средой.
Для достижения целей и разрешения проблем, стоящих перед организациями СПО, необходимо приблизить требования государства (уровень квалификации по образованию), работодателей и учредителей (компетенции по видам профессиональной деятельности), рынка труда профессий, а также потребности и возможности каждой личности (обучение на основе индивидуальной образовательной траектории). В последние годы в Российской Федерации приняты документы, которые определяют государственную образовательную политику. Основными целями и задачами данных документов является повышение качества и эффективности процессов подготовки рабочих кадров и специалистов на базе учреждений СПО. Отметим, что эти цели, структура и логика построения принятых документов существенно определяет основные компоненты образовательного процесса в образовательных учреждениях разных видов, уровней, ведомств и отраслей. Основным документом, затрагивающим качество подготовки компетентных специалистов, первую очередь, относится национальный проект «Образование» 2019-2024. Деятельность по выполнению задач национального проекта, в частности, федеральных проектов «Учитель будущего», «Цифровая образовательная среда», «Молодые профессионалы», «Социальная активность», «Новые возможности для каждого» и других, требует повышенного внимания к организационно-методическому сопровождению данной работы в учреждениях СПО по созданию инновационной профессионально-образовательной среды для того, чтобы сопровождение было системным, адресным, непрерывным, качественным, эффективным и опережающим. Из теории синергетики следует, что любая система, в том числе и СПО, действует более эффективно и качественно, если она открыта для взаимодействия с другими системами, как внутри, так и снаружи. Это взаимодействие может проявляться в разных формах: в виде интеграции структур и компонентов, создания ресурсных центров, объединений, кластеров, фирм, творческих групп, а также путем формирования и использования инновационной профессионально-образовательной среды.
Проблемы взаимоотношений «человек-среда» вызывают огромный интерес у ученых и практиков различных научных отраслей (философия, психология, педагогика, социальная экология, культурология, социология и др. ). Так, Тарасов С. В., изучая проблемы образовательной среды, показывает, что «процесс становления и развития человека трудно понять без изучения целостного контекста его жизни, особенностей и условий взаимодействия внутренних структур сознания и его окружения» [5, с. 4]. В широком смысле слова профессионально-образовательную среду можно представить как структуру, имеющую следующие взаимосвязанные уровни: – глобальный (мировые тенденции развития культуры, экономики, политики, образования, глобальные информационные сети и др. ); – региональный (образовательная политика, общая и педагогическая культура, образ жизни в соответствии с этническими и социальными нормами, обычаями и традициями, средства массовой информации и др. ); – локальный (образовательное учреждение, микрокультура, психологический климат, ближайшее окружение человека, семья и др. ). Тарасов С. В. подчеркивает, что образовательная среда может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие. А «деструктивный характер среды, например, может быть обусловлен непрофессионализмом педагогов, личностными особенностями субъектов среды», а также многими другими факторами [6, с. 4 с]. Каждое образовательное учреждение, имея особенности и отличия, может и должно формировать свою среду. В связи с этим нужно остановиться на основных требованиях к созданию и использованию инновационной профессионально-образовательной среды учреждения СПО. Отметим, что ученые Тарасов С. В., Топоровский В. П. и др. в своих работах выделили основные виды профессионально-образовательных сред, которые условно подразделяются по следующим аспектам: – по стилю взаимодействия внутри среды (конкурентная – кооперативная, гуманитарно-технократическая и др. ); – по характеру отношения к социальному опыту и его передаче (традиционная – инновационная, национальная – универсальная и др. );
– по степени творческой активности (творческая – регламентированная и др. ); – по характеру взаимодействия (открытая – замкнутая и др. ). Таким образом, основными требованиями к процессам создания инновационной профессионально-образовательной среды являются требования по учету следующих структур и компонентов: 1. Пространственно-семантический, включающий архитектурно-эстетическую организацию жизненного пространства обучающихся (архитектура зданий, пространственная структура учебных, производственных помещений, возможность пространственной трансформации тех, где организовано обучение, теоретические и практические занятия, при возникающей необходимости и др. ) и символическое пространство образовательной организации (символы – герб, гимн, традиции, настенная информация и др. ). 2. Содержательно-методический, характеризующий теоретические основы качества и эффективности среды в ходе профессиональной подготовки специалистов. Как показывает анализ, наиболее оптимальным для этого является развивающееся образование на основе модульно-компетентностного и средового подходов. Методологические основания развивающего образования включают социальные, дидактические, психологические и методические аспекты, характеризующиеся вариативным и развивающим характером, личностно-ориентированной направленностью, развитием субъектных качеств участников образовательного процесса. 3. Коммуникационно-организационный компонент среды будет основным, определяющим, если в процессе ее создания образовательной деятельности будут учтены следующие принципы: - взаимопонимания и удовлетворенности субъектов образовательного процесса взаимоотношениями и деятельностью; - преобладающегопозитивного настроя субъектов; - авторитетности субъектов образовательного процесса; - степениучастия в управлении образовательным процессом; - сплоченности и сознательности всех участников процесса;
- продуктивностивзаимодействий в ходе образовательного процесса и удовлетворенности его результатами. Основными ориентирами (критериями) и подходами для разработки теорий и концептуальных положений, на основе которых образовательная организация может создать собственную инновационную профессионально-образовательную среду, являются: 1. Этическая обоснованность (теория создания и применения среды должна базироваться на нравственных принципах, авторской позиции). 2. Доступность (характеризует теоретические положения, идеи, и предложения, выделенные четко и доступно для оценки и применения). 3. Внутренняя согласованность (показывает свободу от внутренних противоречий и логическую связь теоретических положений друг с другом). 4. Комплексность (концепция создания и работы должна рассматривать главные стороны образовательного процесса, личности субъектов, социокультурные условия, может быть использована как логический каркас для объединения и интеграции усилий по формированию и развитию среды). 5. Практическая ценность (на основе концепции возможна эффективная работа элементов, означающую практическую результативность инновационной профессионально-образовательной среды техникума). 6. Универсальность (основные концептуальные идеи могут быть применены в деятельности образовательных систем и организаций). 7. Информатизация и цифровая трансформация образовательного пространства среды – важнейшей реальности современности. 8. Опережающее обучение (в отличие от традиционного, ориентировано не только на подготовку к конкретной профессиональной деятельности, но и на формирование личности, готовой к постоянному совершенствованию профессионализма и освоению знаний. Оно способствует формированию многофункциональных интегративных профессиональных компетентностей для обеспечения успешной личностной, социальной и профессиональной адаптации). Нельзя не отметить ещё одного требования. До последнего времени изучение проблем образования инвалидов концентрировалось преимущественно на получении общего образования данной категорией обучающихся и переходе от «специального» образования в коррекционных школах к инклюзивному. В настоящее время в связи с четким осознанием необходимости поднятия социально-экономического статуса инвалидов в российском обществе, обострением проблемы нехватки трудовых ресурсов в стране, а также ростом числа самих инвалидов среди населения происходит повышение интереса и к вопросам обучения инвалидов и лиц с ОВЗ.
В настоящее время профессиональное обучение инвалидов и лиц с ОВЗ активно ведется в Ленинградской области (численность инвалидов в организациях СПО составила в 2020 году 119 человек, количество обучающихся с ОВЗ – 211 человек). Базовой профессиональной организацией, осуществляющей эту деятельность, является ГБПОУ ЛО «Мичуринский многопрофильный техникум». Здесь организовано психолого-педагогическое сопровождение студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ, а также налажено взаимодействие с центром по их трудоустройству. Региональной площадкой профессиональной подготовки для лиц с ОВЗ и инвалидов, имеющих интеллектуальные нарушения, является ГАПОУ ЛО «Мультицентр социальной и трудовой интеграции» в г. Всеволожск. Решением проблем профессионального обучения инвалидов и лиц с ОВЗ активно и результативно занимаются и в педагогическом коллективе ГАПОУ ЛО «Борский агропромышленный техникум». Важно, что защита прав детей с особыми образовательными потребностями, поддержка и развитие их способностей и талантов, создание условий для получения качественного образования должны быть предусмотрены в условиях создания и деятельности профессионально-образовательной среды техникума. Таким образом, открытая инновационная профессионально-образовательная среда учреждений СПО, в нашем случае – техникума, представляет совокупность социальных, культурных, экономических, законодательно-нормативных, профессиональных, производственных, а также специально организованных психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых происходит личностное, социальное и профессиональное становление личности. Для повышения качества и эффективности профессионального образования и подготовки инновационная профессионально-образовательная среда должна быть целостностой, содержательной, динамичной, вариативной, опережающей и создавать условия для формирования и проявления профессиональных и личностных качеств субъектов в процессе обучения и в ходе производственной деятельности. Открытая инновационная профессионально-образовательная среда должна определять образ жизни и деятельности человека, под влиянием которой формируются установки, ценности, стереотипы личности в ходе учебы и деятельности. Важно отметить, что эта деятельность представляет собой двусторонний процесс, потому что по мере становления мировосприятия и формирования компетентности обучающегося происходит обратное влияние личности на ценности, культуру, структуры и другие компоненты среды.
Список литературы: 1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ " Об образовании в Российской Федерации" Вестник Образования России. - 2012. 2. Концепция развития профессионального образования Ленинградской области на 2018-2030 годы «Профессиональное образование Ленинградской области: новые ориентиры - новое качество». 3. Методические рекомендации по разработке и внедрению инновационных технологий в реализацию дополнительных профессиональных программ, в том числе по созданию сети симуляционных центров (виртуальных лабораторий). – 2021, 47 с. 4. Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //docs. cntd. ru/document/565227683 (дата обращения: 22. 02. 2021) 5. Региональная инновационная площадка: «Модель корпоративного наставничества как фактор развития педагогических кадров региональной системы СПО» ГАПОУ ЛО «Борский агропромышленный техникум». 2020. 6. Тарасов С. В. Образовательная среда и развитие школьника. – СПб. ЛОИРО. 2003. – 139с. 7. Топоровский В. П. Технологии создания инновационной профессионально-образовательной среды в колледже. /Материалы НПК. Тихвинский медицинский колледж, 2020. 8. Федеральный проект «Новые возможности для каждого» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https: //minobr. gov-murman. ru/files/98120250-novye-vozmozhnosti-dlya-kazhdogo-pasport-f. pdf (дата обращения: 03. 03. 2021) 9. Формирование «доступной среды» в системе профессионального образования Ленинградской области. 2018, 207 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|