Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Цифровизация образования – важнейшее условие профессионального роста и развития педагога.




3. Цифровизация образования – важнейшее условие профессионального роста и развития педагога.

 

Морозова М. В.

Morozova M. V.

Современные подходы к организации методической деятельности по повышению профессионального уровня педагогических кадров в организациях СПО

Modern approaches to the organization of methodological activities to increase the professional level of pedagogical personnel in ACT organizations

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к созданию системы методической работы, обеспечивающей непрерывность повышения уровня профессиональной компетентности работников профессионального образованияна основе проекта модели корпоративного наставничества. Теоретическое обоснование проекта подкреплено практическими результатами начального этапа его реализации.

Annotation. The article examines approaches to the creation of a system of methodical work that ensures continuity of professional competence of professional education workers through the draft corporate mentoring model. The theoretical rationale behind the project is supported by the practical results of the initial phase of its implementation.

Ключевые слова: модель, наставничество, профессиональный рост, методическая работа, корпоративное обучение, инновации.

Keywords: model, mentoring, professional growth, methodical work, corporate training, innovations.

В условиях модернизации образования, и, в частности, среднего профессионального образования, сложившийся традиционный стереотип методической деятельности, как обслуживающей и контролирующей структуры по отношению к деятельности педагогов, становится не актуальным. Переход к подготовке кадров для инновационной экономики, существенно повысил её значение.

Мы считаем, что основные подходы к совершенствованию методической деятельности проявляются в актуализации продуктивного использования методов, форм и ее содержания, в активном сопровождении участия педагогов в инновационной деятельности и творческих проектах, в способности разрабатывать и внедрять новые образовательные программы и педагогические технологии.

Как показывает анализ, одной из основных тенденций совершенствования деятельности методической службы является формирование у педагога устойчивой потребности в самообразовании, необходимости непрерывного побуждения его к изучению новой информации и опыта, к самостоятельному приобретению знаний, их актуализации и творческом применении в различных ситуациях, выработке навыков самоанализа и самооценки [1].

Значительно изменились, в связи с этим, и требования к методистам, как субъектам образовательной практики. Сегодня востребован методист не опекун и контролёр, а модератор, тьютор, наставник, способный создать условия для профессионального роста педагогов и внедрения ими новаций.

В данном контексте человеческий капитал рассматривается как основной стратегический ресурс, и отдельная роль в этом направлении отводится образовательным организациям, которые могут и должны стать обучающими организациями, заинтересованными в развитии своих работников и несущими за это ответственность.

Поэтому система внутриорганизационного обучения способна выступить в роли современной модели управления человеческими ресурсами и стать практическим инструментом трансформации методической работы в корпоративное обучение, обеспечить её непрерывный характер, позволяющий теснейшим образом связать содержание методической работы с педагогическими запросами, проблемами и дефицитами педагогов данного коллектива, и результатами реального образовательного процесса.

С пониманием всей важности этой задачи, коллективом техникума в 2019 году разработан проект «Модель корпоративного наставничества как фактор профессионального развития педагогических кадров региональной системы среднего профессионального образования». В марте 2020 года распоряжением комитета общего и профессионального образования Ленинградской области № 651-р ГАПОУ ЛО «Борский агропромышленный техникум» присвоен статус Региональной инновационной площадки (РИП) по реализации инновационной модели внутрикорпоративного наставничества. Научным руководителем проекта утвержден доктор педагогических наук, профессор В. П. Топоровский.

Проект модели наставничества создан в целях достижения контрольных точек федеральных проектов «Современная школа», «Социальная активность», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего» и «Молодые профессионалы» в рамках Национального проекта «Образование» и регулирует отношения, связанные с функционированием различных форм корпоративного наставничества, способствующих профессиональному становлению и развитию педагогических кадров системы среднего профессионального образования.

Целью проекта является разработка эффективной модели профессионального развития педагогических кадров в образовательных организациях СПО на основе корпоративного наставничества.

Выделим основные задачи РИП: Предоставить каждому участнику ресурсы и возможности для осознанного развития и приобретения необходимых навыков для профессиональной и личной самореализации. Создать канал обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого участника. Сформировать открытое корпоративное сообщество на основе доверительных и партнерских отношений, как внутри образовательной организации, так и с социумом.

Главной идеей проектаявляетсярешениезадач посозданию условий для непрерывного повышения квалификации, профессионального становления и развития педагогических работников техникума за счёт внутренних ресурсов - корпоративного взаимодействия по принципу «обучая обучаюсь».

В качестве гипотезы выдвинуто следующее предположение: процесс совершенствования профессиональной компетентности педагогов техникума будет более эффективным, если он организован в самой образовательной организации на основе модели включающей следующие аспекты: наличия механизмов выявления и привлечения ресурсов (материальных, человеческих, интеллектуальных, информационных, временных) профессиональной образовательной организации, необходимых для реализации индивидуальных маршрутов развития; мотивации педагогов к совершенствованию их профессиональных компетенций вовлечением их в конкурсы профессионального мастерства, в процесс подготовки к аттестации, к активному участию в общественной жизни образовательной организации; построения индивидуальных маршрутов развития профессиональной компетентности педагогов; создания дидактического комплекса для обеспечения процесса совершенствования профессиональной компетентности (нормативные положения, пособия, дополнительные образовательные программы, диагностический материал).

Управление внедрением модели представляет многоуровневую структуру (4 уровня), в которой администрации и методической службе отведена роль модератора, фасилитатора, ментора, тьютора, а не контролёра или опекуна. Структура модели наставничества включает в себя следующие формы наставничества: «педагог – педагог»; «работодатель – педагог»; «педагог – студент»; «педагог – школьник».

Каждая форма включает в себя несколько вариаций, предусматривающих цели и задачи, ожидаемые и оцениваемые результаты, портреты участников, описание этапов взаимодействия, область применения. Например, форма наставничества «Педагог – педагог» имеет вариации: «опытный педагог – молодой специалист»; «лидер педагогического сообщества – педагог, испытывающий проблемы»; «прогрессивный педагог – опытный педагог»; «равный – равному»; «куратор – наставник»; «координатор – педагог».

Использование различных форм и вариаций наставничества помогают учесть индивидуальные потребности и личностно-профессиональные запросы педагога, его опыт и уровень подготовки, психофизиологические и когнитивные особенности, проследить траекторию профессионального роста педагога на каждом этапе межаттестационного цикла.

Кроме того, образовательная организация имеет возможность максимально расширить условия для непрерывного повышения квалификации, профессионального становления и развития педагогов за счет сотрудничества с внешним корпоративным социумом (ЛОИРО, образовательные организации, предприятия и др. ), что позволяет в процессе взаимодействия осваивать технологические, исследовательские, андрагогические, экспертные, информационные направления методической деятельности.

Алгоритм реализации модели наставничества предусматривает ряд последовательных и взаимосвязанных этапов. Срок реализации – 2 года.

Анализируя результаты работы первого года реализации проекта, следует отметить, что за этот период отработана структура «Школа наставничества», разработана нормативно – правовая база, создана группа в социальных сетях для работы в период пандемии. Полностью апробированы следующие направления: подготовка условий для запуска программы наставничества; сформирована база наставляемых и наставников, определены наставнические пары и группы, организовано обучение наставников.

При реализации этих этапов проведены различные методические мероприятия: педагогические советы, методические совещания, заседания ПЦК, собеседования, консультации, заседания рабочих групп, беседы, анкетирования, опросы, переговоры, тренинги. Педагоги обучались взаимодействию, работали с документацией, собирали методические материалы, осуществляли мониторинг, анализировали результаты опросов и анкетирования, формировали собственные запросы на наставничество и т. д.

Задача по организации работы наставнических пар (6 этап) рассчитана на двухлетний цикл работы, во время которого необходимо осуществить следующие мероприятия: построение и выполнение индивидуальных маршрутов развития профессиональной компетентности педагогов; выявление и привлечение ресурсов (материальных, человеческих, интеллектуальных, информационных, временных), необходимых для реализации индивидуальных маршрутов развития; мотивация педагогов к совершенствованию их профессиональных компетенций вовлечением в конкурсы профессионального мастерства, в процесс подготовки к аттестации, к активному участию в общественной жизни образовательной организации; создание дидактического комплекса для обеспечения совершенствования профессиональной компетентности (нормативные положения, пособия, дополнительные образовательные программы, диагностический материал).

На данном этапе важно применять такие формы методической работы, как индивидуальные собеседования наставляемых и кураторов; консультации; взаимопосещение занятий; курсы повышения квалификации; совместные творческие дела; работа с документами; самообразование; заседания ПЦК; конкурсы профессионального мастерства; анализ результатов.

Нужно отметить следующие результаты работы ГАПОУ ЛО «Борский агропромышленный техникум» по реализации проекта за первый год:

- Создано тринадцать наставнических пар.

- Повысили квалификационную категорию 8% педагогических работников.

- Прошли обучение в ЛОИРО и других организациях по программам повышения квалификации 100% педагогических работников.

- Прошли программу профессиональной переподготовки в ЛОИРО и других организациях 19% педагогов.

- Повышают свой профессиональный уровень в ВУЗах и учреждениях СПО 13% молодых специалистов.

- Успешно прошли аттестацию на соответствие занимаемой должности 9 молодых и вновь принятых специалистов.

- 10% педагогов активно участвовали в различных онлайн – конкурсах.

- Проведено две стажировки по теме наставничества для коллег из других образовательных учреждений.

- Транслирование опыта и текущих результатов реализации проекта на муниципальном уровне – 1 выступление; региональном уровне – 11 выступлений и 4 публикации; на всероссийском уровне – 1 публикация.

Ещё один важный, можно сказать, основной показатель педагогической деятельности – это успехи обучающихся. Мониторинг результатов образовательной деятельности показал, что по сравнению с предыдущим годом успеваемость выросла на 2%, средний балл – на 0, 2%.

Считаем важным результатом данной деятельности расширение перечня компетенций конкурсов профессионального мастерства WorldSkills и Абилимпикс с 7 до 15, в которых обучающиеся техникума принимают участие. Увеличилось количество призовых мест (12). Педагоги впервые в текущем году подготовили к участию в чемпионатах учеников выпускных классов общеобразовательных школ по четырём компетенциям чемпионата Абилимпикс (9 призовых мест).

Системная, непрерывная, спланированная работа методической службы техникума помогает решить одну из главных задач - не сводить ее работу к разовым мероприятиям, а обеспечить непрерывный характер, позволяющий теснейшим образом связывать содержание методической деятельности с педагогическими запросами, дефицитами, проблемами коллектива с результатами образовательного процесса.

Библиографический список:

1. Национальный проект «Образование», паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16)

2. Амренова М. М. Время новых решений: подходы к формированию современной системы методической работы в образовательной организации // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3.

3. Богданова Л. А. Наставничество в профессиональном образовании: методическое пособие /авт. -сост.: Л. А. Богданова, Л. Н. Вавилова, А. Ю. Казаков и др. - Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2014. – 144 с.

4. Лабунская Н. Л. и др. Наставничество как институт профессионального становления молодых педагогов: описание системы работы – Новокузнецк: Изд-во «ГБОУ СПО КузТСиД», 2015. – 89 с

5. Модель корпоративного наставничества как фактор профессионального развития педагогических кадров региональной системы СПО, инновационный проект ГАПОУ ЛО «БАПТ», 2020 год.

6. Корпоративное наставничество: опыт БФ «Хранители детства»// Режим доступа: http: //gospress. ru/2019/10/24/korporativnoe-nastavnichestvo-fondahraniteli-detstva/

7. Синягина Н. Ю и др. Методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися: под общим научным руководством Н. Ю. Синягиной, д. психол. н., профессора; Министерство просвещения РФ, АНО «ИРСКиП»

8. Топоровский В. П. Особенности развития компетентности педагога в свете требований профессионального стандарта //Педагогический поиск; инновационный и исследовательский опыт в образовании: 2016, ЛОИРО, - СПб, с 6-12.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...