Закатов А. А. Zakatov A. A. Формирование общих и профессиональных компетенций. у обучающих учреждений СПО. Formation of general and professional competencies in training institutions of VET
Закатов А. А. Zakatov A. A. Формирование общих и профессиональных компетенций у обучающих учреждений СПО Formation of general and professional competencies in training institutions of VET Апробация: В данной статье рассмотрены процессы формирования общих и профессиональных компетенций у обучающихся учреждений СПО. Показана работа на примере организации внеурочной деятельности обучающихся. Обоснована работа учебной микрофирмы по обучению основам регулировки и ремонта дизельной топливной аппаратуры. Approbation: This article discusses the processes of formation of general and professional competencies in students of VET institutions. The work on the example of the organization of extracurricular activities of students is shown. The work of the training microfirm on training in the basics of adjustment and repair of diesel fuel equipment is substantiated. Ключевые слова: формирование, профессионализм, компетенции, основы, методология, информационные технологии. Keywords: formation, professionalism, competences, basics, methodology, information technologies. Процесс формирования общих и профессиональных компетенций - это средство для достижения высокого уровня качества профессионального образования. Наиболее эффективным способом формирования общей и профессиональной компетентности выпускников является применение в процессе обучения современных информационных технологий. Эти технологии позволяют развивать навыки самообразования, эффективно находить, оценивать, анализировать и использовать необходимую информацию для успешного включения ее в свою профессиональную деятельность. Использование интернета открывает широкий доступ к любой научной и технической информации. Одним из условий профессиональной компетентности является квалифицированный поиск информации, знание ее источников, культура чтения и восприятия, умение эффективно представлять результаты собственной деятельности. Интернет пространство даёт возможность для поиска информации, её выбора, общения с авторами, преподавателями, участниками различных конференций и интернет сообществ.
В науке выделяют следующие виды компетенций: Общекультурные компетенции обеспечивают развитие, жизненный успех, социальную адаптацию личности, способствующие решению профессиональных задач, задач социального участия и личного роста вне зависимости от конкретного направления профессиональной деятельности. Профессиональные – это компетенции, обеспечивающие успех и карьерный рост в конкретной сфере профессиональной деятельности. И общекультурная, и профессиональная группы делятся на три кластера: мировоззренческий, нормативный и инструментальный. В мировоззренческий кластер входят компетенции, отражающие способность выпускника использовать научные знания о природе, человеке и обществе в процессе своей профессиональной деятельности, социального участия и личностного роста. Мировоззренческий кластер общекультурной группы компетенций включает компетенции по использованию общих знаний о мире, человеке и обществе. В нормативный кластер входят компетенции, позволяющие выпускнику давать оценку ситуации, личности, поступка, формировать собственное отношение с точки зрения определенных социальных норм (права, морали) и руководствоваться ими в процессе своей профессиональной деятельности, социального участия и личностного роста. Нормативный кластер общекультурной группы компетенций включает в себя компетенции, позволяющие дать оценку ситуации, личности, поступка с точки зрения общих правовых и этических норм. Нормативный кластер профессиональной группы компетенций включает в себя компетенции, позволяющие дать оценку ситуации, личности или поступка с точки зрения специальных разделов права и норм профессиональной этики, которые характерны для определенного вида профессиональной деятельности.
Инструментальный кластер составляют компетенции, отражающие способности использовать сложившиеся умения и навыки в процессе своей профессиональной деятельности, социального участия и личностного роста. Инструментальный кластер общекультурной группы компетенций включает в себя инструментальные компетенции, проявляющиеся вне зависимости от конкретной сферы профессиональной деятельности (например, способность планировать свою работу, ответственность, инициативность и т. п. ). В группе общекультурных компетенций кластеры также подразделяются на компетенции. Мировоззренческий кластер: естественнонаучные компетенции; антропологические компетенции; культурно-исторические компетенции; обществоведческие компетенции. Нормативные компетенции: правовые компетенции; этические компетенции. Инструментальные компетенции: коммуникативные; научно-исследовательские; валеологические; андрагогические; организационно – управленческие; информационно-технологические. Выделим общие подходы к построению средств оценки компетенций. Главным требованием к средству оценки является валидность, то есть способность данного средства оценки измерять именно ту компетенцию, которую оно призвано измерять. К дополнительным универсальным требованиям относятся точность и надежность. Способность решать те или иные задачи в свою очередь может быть инструментально измерена через умения выпускника (студента) результативно выполнять учебные задания, моделирующие комплексное решение реальных задач, либо отдельные аспекты их решения. Таким образом, образом связь между компетенциями и задачами может быть развернута в трехзвенную модель. Образовательные технологии должны быть ориентированы на формирование профессиональных и общих компетенций обучаемых. В связи с этим возрастает роль и значение использования в учебном процессе информационных компьютерных технологий при изучении предметов специальных дисциплин. Информационные технологии с использованием компьютера, дающие возможность перевести обучение на качественно новый уровень, отвечают основным принципам педагогической технологии: предварительному проектированию; воспроизводимости; целеобразованию; служат средством подготовки и передачи информации обучаемому.
Одним из путей реализации задачи по использованию информационных технологий является разработка мультимедийной презентации для занятий специальных дисциплин. Преподаватель работает в программе PowerPoint. Прежде чем проектировать компьютерную презентацию занятий, педагог разбивает весь курс дисциплины на модули, что дает возможность показать, из каких учебных элементов он состоит, как они взаимосвязаны между собой. В эпоху информационной насыщенности проблемы компоновки знания и оперативного его использования приобретают колоссальную значимость. Среди них фреймовая модель, с помощью которой информация систематизируется в определенные таблицы. Применение информационных технологий для оценивания качества обучения дает целый ряд преимуществ перед проведением обычного контроля. Прежде всего, это возможность организации централизованного контроля, обеспечивающего охват всего контингента обучаемых. Компьютеризация позволяет сделать контроль более объективным, не зависящим от субъективности преподавателя и эффективно осуществлять обратную связь. Тем самым педагог может мобильно и гибко управлять качеством обучения на занятии. Таким образом, применение мультимедийной презентации способствует разностороннему развитию студентов, и педагог способен обеспечить полноценное занятие, текущий контроль и управление деятельностью обучающихся. Они же получают возможность собственного творческого самовыражения, самостоятельного варьирования уровня и глубины изучаемого материала, осуществляют самоконтроль. Как показывает практика, использование информационных компьютерных технологий при преподавании специальных дисциплин усиливает у обучающихся интерес к обучению, повышает качество усвоения материала, активизирует мыслительную и познавательную деятельность, актуализирует зрительную и логическую память.
Компетентность педагогов является основным ресурсом обеспечения качества образования. При определении степени компетентности анализируются различные показатели: педагогический стаж, квалификационная категория, уровень продуктивной деятельности педагога и его методического мастерства, владение содержанием предметной области, уровень эмоциональности результативность, личностные качества, результативность и др. Профессиональная компетентность преподавателя - это многофакторное явление, представляющее собой профессионализм, компетентностное образование, включающее в себя систему теоретических знаний преподавателя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации и показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности и др. ). Использование современных технологий обучения, в том числе инновационных, существенно влияют на развитие компетентности педагогов, повышение качества образовательного процесса. Профессионализм педагога характеризует единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и выражает его профессиональную компетентность. Компьютерные и информационные технологии (ИКТ) прочно и основательно вошли в жизнь современного общества и более чем естественно нашли свое применение в различных отраслях российской экономики. В наше современное время трудно представить грамотного специалиста в любой экономической сфере, не владеющего ИКТ. Современные, высокоточные технологические процессы производства требуют образованных, высококвалифицированных специалистов и на уровне рабочих профессий, а уж, что говорить о специалистах среднего и высшего звена. Поэтому, считается формирование информационно-образовательной среды на основе знаний компьютерных технологий, и их активное внедрение в учебно-воспитательный процесс - главная задача учреждений СПО. И образовательная организация в этом важном процессе не является исключением. Курсовое и дипломное проектирование, выполнение письменных экзаменационных работ студентов технических профессий и специальностей проходят с использованием информационных технологий. Использование ИКТ оказывает неизменно положительное влияние на результат труда преподавателей, а также на высокую эффективность обучения по различным профессиям и специальностям. Задача преподавателя - пробовать создать на своих занятиях условия, при которых обучающийся мог бы научиться пользоваться компьютерными программами при выполнении проектов, смог бы овладеть навыками достаточно высокого уровня работы в сети Интернет, находить нужную информацию и правильно её использовать. Знать компьютерные и информационные технологии – это очень важный аспект в работе преподавателя специальных дисциплин.
Профессиональное образование должно быть адекватно потребностям российской экономики и общества в целом. Информатизация системы СПО является одним из главных условий, определяющих успешное развитие экономики, науки, культуры. Для прохождения учебной практики необходимо развитие системы самостоятельной работы, выполнение которых является обучение студентов правильно работать с учебной литературой, применять имеющиеся знания на практике. Эти виды работ должны развивать логическое мышление обучающихся. Большое значение в формировании общих и профессиональных компетенции учеников имеет производственная практика. Производственная практика является составной частью учебно-воспитательного процесса (УВП), она проводится на завершающем этапе обучения, на рабочих местах в организациях и предприятиях различных организационно-правовых форм на основе прямых договоров, заключаемых между организациями, предприятиями и техникумом. Во время производственной практики студенты самостоятельно выполняют работы, характерные для профессии и уровня квалификации.
Список литературы: 1. Введенский В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. – 2009. – №10. – С. 51-55. 2. Дружилов С. А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // Сибирь. Философия. Образование. – Научнопублицистический альманах: СО РАО, ИПК, г. Новокузнецк. – 2014 (выпуск 8). 3. Кучугурова Н. Д. Формирование профессиональной компетенции будущего специалиста //Проблемы и перспективы педагогического образования в 21 веке. – М., 2014. 4. Профессиональный стандарт педагога (утвержден по приказу Минтруда от 25. 12. 2014 года, зарегистрированного в Минюсте 19. 02. 2015 года). 5. Шуберт Ю. Ф., Андреещева Н. Н. Формирование у студентов профессиональных компетенций // Среднее профессиональное образование. – 2013. – № 12.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|