Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дегтярева А. Н. Degtyareva A. N. Развитие творческого потенциала обучающихся. через кружковую работу. Development of creative potential of students through circle work




Дегтярева А. Н.

Degtyareva A. N.

Развитие творческого потенциала обучающихся

через кружковую работу

Development of creative potential of students through circle work

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития творческого потенциала обучающихся через организацию кружковой работы.

Annotation. The article deals with the development of the creative potential of students through the organization of circle work.

Ключевые слова: развитие, творчество, потенциал, кружковая работа.

Key words: development, creativity, potential, circle work.

Понятие творческого потенциала многие крупнейшие педагоги трактуют, как интегративное свойство человека (Н. С. Лейтес, В. Д. Шадриков и др. ). Суть его состоит в определении природы творчества, одаренности, как общей предпосылки развития творческого потенциала человека. Другие авторы творческие способности представляют, как максимальное выражение способностей (Г. Айзенк, Д. Векспер, К. Гуревич и др. ). Третьи связывают творчество с художественной областью деятельности.

Для нас представляется важным уточнить сущность творческого потенциала, как интегративного свойства человека, поскольку мы считаем, что для студента, неспециализированного в своих предположениях, творческий потенциал важен, как продуктивная основа для познавательных, образовательных, общественных и иных видов деятельности и всестороннего развития личности.

Данное свойство, несмотря на то, что оно присуще человеку, для, своего развития требуется обеспечение специальных условий в организации образовательного процесса (Н. С. Иванова, А. А. Рожкова, И. Е. Садовникова) [2]. Об этом свидетельствуют исследования, посвященные изучению творческого развития обучающихся. Одной из приоритетных проблем в современном образовании, является проблема раннего выявления, обучения и воспитания творческих детей. Работа с такими детьми требует много времени, внимания и душевного тепла. Но самое главное условие для максимально возможного развития творческих способностей детей в сочетании с практическими навыками, накопителями социального опыта и формирование уверенности в своих силах.

Кружковая работа имеет все возможности для того, чтобы, учитывая индивидуальные способности и интересы детей, учить всех разному, причем содержания и методы обучения могут быть рассчитаны на разные уровни умственного развития детей и корректироваться в зависимости от конкретных возможностей, способностей и запросов обучающихся детей. Выявлять и развивать обучающихся можно через кружки, конкурсы [1].

Работа с творческими подростками в рамках кружковой деятельности, имеет свои определенные особенности. При выявлении таких обучающихся следует уделить особое внимание креативности, работоспособности и трудолюбию, и стараться развивать эти качества. Ведь любой кружок имеет практическую направленность, т. е. конечным результатом при его изучении должно быть создание нового продукта (изготовление швейного изделия, изделий декоративно-прикладного искусства, подготовка праздника, выставки, ярмарки и т. д. ).

На кружковых занятиях важно наблюдать за работой обучающихся, проводить диагностическое тестирование, создавать условия для заинтересованности в этой деятельности. По итогам анкетирования, наблюдений, результатов деятельности на кружковых занятиях выявляются талантливые обучающиеся, перед ними ставятся серьезные цели и совместными усилиями педагога и обучающегося следует достигать этих целей.

Воспитание эстетического вкуса в кружке должно идти через понимание обучающимися художественных и технологических возможностей. В процессе творческой деятельности обучающиеся должны понять, что каждый материал требует лишь ему присущей декоративной трактовки и обобщения.

Обучающиеся должны усвоить, что и как можно сделать в той или иной технике. Для этого необходимы наглядные пособия-образцы. Работа по образцам позволяет на начальном этапе освоить технологию, познать декоративные и технологические возможности того или иного материала. Н. Д. Левитов пишет: Если даже замечательные люди из области искусства в начале своей творческой деятельности не могли обойтись без следования образца, то обучающиеся нуждаются в помощи педагога, в противном случае их самостоятельность превратится в бесхозное оригинальничание ими в реальное «творчество» без знания путей выполнения творческих замыслов.

Очень многое зависит от первого задания, которое руководитель предложит кружковцам. Оно должно быть понятным, доступным для выполнения, интересным по декоративным результатам. Желательно, чтобы первое задание было небольшим по объему, и чтобы его можно было выполнить за одно-два занятия. Руководитель кружка должен знать, что на задания общего характера, выполняемые по одному и тому же образцу, потребуется разное время. Пока один едва завершит первую полученную, другой успеет две-три работы. В этом специфика индивидуально-творческой деятельности кружка.

Есть несколько моментов, которые необходимо учитывать в работе с обучающимися, многие, силу своих возрастных особенностей не смогут выполнять упражнения по овладению тем или иным технологическим приемом. Поэтому для закрепления технологического приема необходимо разбирать 2-3 примерно одинаковых по сложности изделия, учитывая психологические особенности и, зная, что они уже умеют делать, какими приемами владеют, можно для них подбирать более сложные изделия. Следовательно, для развития творческих способностей необходимо создать благоприятствующие условия, использовать наиболее эффективные методы и учитывать возможности каждого.

Анализ кружковой деятельности, результатов работы в кружке, позволяют делать вывод о том, что задача, педагога состоит в том, чтобы выстроить свою педагогическую деятельность так, чтобы создать условия, при которых любой подросток мог продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно, открывая и осваивая свой собственный потенциальный дар.

Таким образом, творческий потенциал представляет собой интегративную характеристику личности, эмоционально-личностного, мотивационно-волевого компонентов, подлежащих развитию в целенаправленно организованных условиях внеурочной деятельности. Положительная динамика развития творческого потенциала обеспечивается поэтапным усложнением содержания деятельности в условиях кружковой работы.

Список литературы:

1. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. Под ред. проф. А. В. Петровского - М.: 2015.

2. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы среднего общего образования. Приложение к Письму Министерства образования и науки РФ от 12. 05. 2011 No03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

3. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику / А. В. Мудрик. – М.: МПСУ, 2009. – 564 с.

4. Назаренко В. В. Формы внеурочной деятельности школьников: факультативы, кружки, проектная деятельность / В. В. Назаренко // Сибирский педагогический журнал. – 2017. – No3. – С. 103-107.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...