Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цирюльникова Е. В. Tsiryulnikova E. V. Формирование компетенций у обучающихся. в процессе участия в чемпионатах «Абилимпикс» системы




Цирюльникова Е. В.

Tsiryulnikova E. V.

Формирование компетенций у обучающихся

в процессе участия в чемпионатах «Абилимпикс» системы

среднего профессионального образования

Formation of competencies among students in the process of participation in the championships " Abilympics" of the system of secondary vocational education

 

Аннотация: В данной статье рассматриваются процессыформирования компетенций у обучающихся в процессе участия в чемпионатах «Абилимпикс» системы среднего профессионального образования. Теоретические обоснования подкреплены практическими пояснениями на основе Сити-фермерства как элемента опережающего обучения профессии будущего.

Abstract: This article deals with the processes of formation of competencies among students in the process of participation in the championships " Abilympics" of the system of secondary vocational education. Theoretical justifications are supported by practical explanations on the basis of City farming as an element of advanced training of the profession of the future.

Ключевые слова: формирование, компетенции, чемпионат, «Абилимпикс», Сити-фермерство.

Keywords: formation, competence, championship, " Abilympics", City farming.

Возрастающая потребность современной экономики в специалистах СПО остро ставит вопрос перед системой профессионального образования актуальные задачи: насколько способны образовательные организации повысить качество подготовки специалистов, тем самым повлиять на развитие производительных сил общества и урегулировать ситуацию на рынке труда.

Сегодня для обеспечения конкурентоспособности выпускников на рынке труда уже недостаточно давать им некоторую сумму знаний и умений, нужны новые методологические подходы, и в соответствии с ними, новые принципы и технологии профессиональной подготовки. Это, в свою очередь, определяет и диктует опережающий характер профессионального образования.

За педагогикой и образованием, наряду с образовательной и производственной функциями, закреплены социальные функции: адаптивная и гуманистическая. Адаптивная функция связана с приспособлением будущего специалиста к конкретным требованиям производственно-социальной среды, а гуманистическая – с развитием личности будущего выпускника в направлении его профессиональной деятельности.

В науке выделяют следующие методологические подходы опережающего профессионального образования: прогностически-технологический, связанный с тем, что содержание и характер профессионального образования должны соответствовать требованиям техники и технологиям, пока ещё не существующим, но уже просматриваемым в возможностях внедрения. Общественный, экономически ориентированный подход, связанный с тем, что количество подготовленных высококвалифицированных работников должно опережать существующий спрос на них в целях формирования образовательно-профессионального потенциала. Личностный, экономически детерминированный подход, связанный с формированием более качественных профессиональных знаний, умений и развитием способностей работников и, как результат, более высокой оплатой труда.

Современный специалист должен владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определёнными навыками творческого решения практических задач, постоянно повышать квалификацию, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Все эти качества необходимо формировать при обучении в образовательном учреждении на основе компетентностного подхода. Поэтому важнейшей задачей среднего профессионального образования в настоящее время является переход от оценки знаний к оценке компетенций.

Профессиональная компетентность и качества личности подвержены развитию, в основе которого лежат, с одной стороны, способности и профессионально значимые мотивы, с другой – реальная деятельность и ее функциональные модели. Эффективность процесса формирования профессиональных компетенций выпускников обеспечивается при многообразии различных подходов к его осуществлению, при этом ведущим является компетентностный подход.

В качестве одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности называет способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. Компетентность всегда проявляется в деятельности. Таким образом, о сформированности профессиональной компетентности можно судить по навыкам и умениям, применяемым специалистом для решения сложных задач не только профессионального, но и межличностного характера.

Профессиональная компетенция будущего специалиста заключается в способности успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода, принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности, а также определяет социальную значимость будущего специалиста, его востребованность, мобильность и готовность к инновационной профессиональной деятельности. Формируя систему предметных знаний и умений, необходимо уделять внимание развитию личностных и социальных компетенций, определяющих (при одном и том же уровне образования) конкурентоспособность выпускника.

27 октября 2016 года в Ленинградской области состоялся первый Региональный чемпионат Ленинградской области по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью «Абилимпикс». Чемпионат проводился в рамках развития в России движения «Абилимпикс» – международных конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью.

Координатором Регионального чемпионата выступил Мичуринский многопрофильный техникум, который является региональным центром компетенций «Абилимпикс». Чемпионат прошёл на трёх площадках Ленинградской области. ГБПОУ ЛО «Мичуринский многопрофильный техникум» стал площадкой проведения чемпионата по компетенциям «Флористика», «Ландшафтный дизайн», «Ремонт и обслуживание автомобилей».

На площадке ГАПОУ ЛО «Борский агропромышленный техникум» прошли соревнования по компетенциям «Слесарное дело», «Малярное дело». ГБПОУ ЛО «Кингисеппский колледж технологии и сервиса» провёл соревнования по компетенции «Поварское дело». Данные учреждения СПО являются профессиональными образовательными организациями, обеспечивающими инклюзивное образование инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Ленинградской области.

«Абилимпикс» – Международное некоммерческое движение, основной деятельностью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства, как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом.

Цель «Абилимпикс»: содействие развитию профессиональной инклюзии обучающихся, выпускников и молодых специалистов с инвалидностью на рынке труда. В ГАПОУ ЛО «Борский агропромышленный техникум» на сегодняшний день обучается инвалидов и лиц с ОВЗ – 90 человек и ежегодно выпускается с рабочей профессией – 45 человек.

Проведение таких чемпионатов способствует формированию у молодых инвалидов и лиц с ОВЗ мотивации к получению профессионального образования по профессиям, востребованным в современных условиях, привлечению внимания к жизненной активности самих инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Речь идет о формировании новой концепции независимой жизни при одновременном акценте на взаимную помощь и поддержку в совместном преодолении трудностей и испытаний, вызванных ограниченными возможностями здоровья, а техникум заботимся о своих обучающихся и выпускниках.

То есть чемпионаты профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «Абилимпикс» являются существенным шагом, новым вектором в развитии системы профессиональной ориентации, профессионального обучения и трудоустройства людей с инвалидностью. Движение «Абилимпикс» помогает эффективно решать проблемы социализации людей с ограниченными возможностями здоровья, изменяет ситуацию в сфере профориентации, мотивации и трудоустройства инвалидов, позволяет узнать о компенсаторных, творческих способностях инвалидов.

Всё эти подходы нашли отражение в рамках разработанного инновационного проекта «Сити – фермерство как элемент опережающего обучения профессии будущего» в образовательном процессе ГАПОУ ЛО «Борский агропромышленный техникум». Кроме обозначенных подходов, при внедрении в образовательный процесс элементов сити-фермерства определяется ещё один актуальный современный подход – предпринимательский, так как освоение данной профессии предполагает не только выращивание продукции для собственных нужд, но и организацию собственного дела с целью производства и реализации выращенной продукции или созданного продукта (например, фитокартины, овощная продукция и пр. ).

Сити-фермерство – это перспективное направление, в сельском хозяйстве, занимающееся выращиванием сельскохозяйственной продукции в городских условиях. Предпосылки к развитию сити – фермерства складывались уже очень давно, в связи с высокой урбанизацией населения. По прогнозам Организации Объединенных Наций, (ООН), уже к середине 21 века в сельской местности останется лишь треть от общего количества людей на Земле. Как таковое, понятие сити – фермерства и, соответственно, профессия сити – фермер возникли в Сингапуре в 2012 году, где впервые была применена система вертикального озеленения на крыше небоскреба.

В первую очередь это направление несет себе идею создания идеальной городской среды. О перспективности данного направления говорит и высокая популярность. Так, идею уже подхватили многие страны, с высокой плотностью населения в городах и мегаполисах.

Эта идея нашла отклик и уже активно вводится в Южной Корее, Китае и США. Например, можно отметить стартап «Пленти», новый проект американской компании, которая уже получила многомиллионные инвестиции и внедряет свои идеи во многих странах, вовлекая все больше участников.

Сити-фермер – это человек, который выращивает продукты питания в городской среде. Сейчас это, преимущественно, растения (салаты, микрозелень, перцы, ягоды и водоросли), но в перспективе возможно выращивание грибов, снеков из насекомых (чистый белок) и прочие новинки.

Сити-фермерство предполагает ряд новшеств. В первую очередь это связано с экономией ресурсов. Ярусное размещение и компактность в первую очередь позволит сэкономить площадь и пресную воду. Урожайность овощных культур не будет зависеть от погодных (внешних) условий. Кроме того, новаторы предлагают вовсе отказаться от использования почвы, заменяя ее на высокопитательные составы, тем самым позволяя полностью отказаться от минеральных и органических удобрений. Снижение затрат на электричество, при применении высокомощных led-ламп. Абсолютно стерильное производство.

Отличительной чертой сити-фермерства является применение новых и новейших технологий и оборудования. Это значит, что ближайшее будущее потребует от каждого сегодняшнего обучающегося самостоятельности, инициативности, творческого мышления, способности разбираться в ситуации будущих профессий и находить правильное решение.

     Определено, что сити-фермерство – это перспективное направление в сельском хозяйстве. Сити-фермер – специалист по разработке проектов, обустройству зеленых насаждений на крышах домов и в зданиях крупных городов. Такие вертикальные формы, представляющие собой автономные и экономичные конструкции. Сейчас Сити-фермерство активно развивается, а это значит, что профессия Сити-фермер становится все более востребованной. Сити-фермерство не зависит от погодных условий и может позволить получать урожай в течение всего года.

Необходимость введения данной компетенции обусловлена необходимостью социальной адаптации и получение навыков работы с новым оборудованием, возможность выбрать будущую профессию. Введение в программу профессионального обучения элементов освоения новой перспективной профессии «Сити-фермер» имеет ряд неоспоримых преимуществ для выпускников техникума:

- Процесс обучения основан на применении межпредметных связей: овощеводство (выращивания овощных, зеленных культур); конструирование (сборка фитокартин, модулей для выращивания микрозелени и пр. ); электромонтаж (простейший монтаж электрооборудования, работа с электроприборами); системная инженерия (сборка автоматизированной системы); флористика (составление композиции с декоративными культурами), что позволяет расширить диапазон профессиональных компетенций выпускника.

Список литературы:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...