Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. Реализация федеральных проектов «Молодые профессионалы», «Учитель будущего» Национального проекта «Образование» 2019-2024 гг.




4. Реализация федеральных проектов «Молодые профессионалы», «Учитель будущего» Национального проекта «Образование» 2019-2024 гг.

Муромцева Г. С .

Muromtseva G. S.

Технологии подготовки студентов к конкурсам

в рамках стандартов WSI.

Technologies for preparing students for competitions within the framework of WSI standards.

Аннотация: В данной статье рассматриваются основные задачи и требования по подготовке к чемпионатамWSI, формированию качеств, необходимых для успешного участия в конкурсном движении.

Abstract: This article discusses the main tasks and requirements for preparing for the WSI championships, the formation of qualities necessary for successful participation in the competitive movement.

Ключевые слова: технологии, стандарт, конкурс, WSI, подготовка, мастерство, квалификация.

Keywords: technology, standard, competition, WSI, training, skill, qualification.

 

Сегодня в нашей стране все большую силу набирает движение WorldSkills. WorldSkills International (WSI) – международная некоммерческая ассоциация, целью которой является повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру, популяризация рабочих профессий через проведение международных соревнований. [1].

Другими словами – это олимпиада рабочих профессий мирового уровня. Поэтому в реализации комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, одним из условий является участие в движении WorldSkills. Важнейшей задачей системы профессионального образования сегодня является повышение качества подготовки кадров в соответствии с современным уровнем развития образования и ожиданиями работодателей.

Социуму нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные на практике решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. В связи с этим, основной акцент при подготовке к конкурсам должен быть направлен на мотивацию, которая, в свою очередь, зависит от свободы выбора: если обучающийся выбрал специальность самостоятельно и осознанно, то его мотивация всегда выше, чем у тех студентов, за которых выбор сделал кто-то другой, например, родители. При подготовке к конкурсам и чемпионатам педагог старается не просто передать собственный опыт, но и укрепить у студента веру в свои профессиональные возможности, в достижение успеха, овладением новыми техниками, дальнейшего развития и профессионального роста [5].

Ежегодно студентам ГАПОУ ЛО «Борский агропромышленный техникум» предоставляется возможность принимать участие в конкурсах и чемпионатах, олимпиадах, профессионального мастерства. Участвуя в чемпионатах по стандартам WorldSkills, коллектив техникума решает следующие виды задач: подготовка студентов к участию в подобного рода чемпионатах должна начинаться с 1-го курса; необходимо расширять материально-техническую базу для подготовки к чемпионатам; принимать еще более активное участие как в соревнованиях, так и в конкурсах, семинарах и конференциях для поэтапной подготовки студента к мировому уровню морально, психологически и физически.

Также при подготовке очень большое внимание уделяется самостоятельной работе студента. Но необходимо отметить, что самостоятельная работа в современной образовательной модели вообще стоит на первом месте. Самое главное, обучающийся должен уметь продуктивно, рационально и качественно самостоятельно работать как в области теоретических, так и в области практических навыков [3].

Огромное значение в формировании профессионализма, компетенций, профессионально-значимых личностных качеств имеют практические занятия с использованием стандартов WorldSkills. На практических занятиях педагоги решают следующие задачи:

- формирование у обучающихся системы базовых профессиональных умений (умения планировать, организовывать, проводить с использованием различных средств, методов и форм организации учебной деятельности на занятиях по всем учебным предметам, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности;

- развитие умений и навыков работы с учебно-методической литературой, анализа результатов образовательного процесса и использования методического опыта других педагогов;

- развитие умений определять содержание и методические приёмы проведения диагностики и оценки учебных достижений обучающихся с учетом особенностей возраста, группы и отдельных студентов;

- развитие умений находить и использовать методическую литературу и другие источники, необходимые для подготовки к занятиям и др.

Особое значение в ходе проведения практических занятий имеет оценка уровня готовности студента  к сдаче демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Russia и для участия в чемпионатах «Молодые профессионалы» WSI. Активное внедрение в образовательный процесс компетентностного подхода, создание условий для формирования у обучаемого опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляют основу подготовки обучающегося к участию в конкурсах профессионального мастерства и к успешной самостоятельной профессиональной деятельности [3].

Для примера уточним методику отбора и подготовки участников к чемпионату «Молодые профессионалы» («Ворлдскиллс Россия») по компетенции «Малярные и декоративные работы». Целью данной работы является обобщение полученного опыта и разработку механизмов подготовки участника к чемпионату. При этом нужно решить следующие задачи: Определить критерии отбора участника для участия в чемпионате. Изучить стандарты WSR по компетенции «Малярные и декоративные работы», отработать навыки использования технической документации.

Для того чтобы достичь положительных результатов, необходимо разработать методику отбора и подготовки участника. Этот процесс разбивается на несколько этапов:

Первый этап – первичный отбор. Для организации первичного отбора наиболее важный параметр для будущих кандидатов – это желание участвовать (мотивация). Желание участвовать, профессионально развиваться, а также чётко понимать объём временных, эмоциональных и других видов затрат, которые связаны с подготовкой и участием в конкурсе.

Второй этап – отработка целевых параметров участника по реализации себя в профессии, видения себя в перспективе.

Третий – определение и отработка способности к профессии и обучаемость.

Если рассматривать профессию «Мастер отделочных строительных и декоративных работ», то наиболее важной характеристикой будущего участника, и просто профессионала, является хороший эстетический вкус, острота цветовосприятия, творческий потенциал и креативное мышление, пространственное воображение, отличная зрительная память, внимательность к мелочам, ответственность, аккуратность. Если технологии, оборудование, материалы и инструменты незнакомы, их нужно изучить, недостающие навыки освоить.

У каждого будущего участника должны быть здоровые амбиции, как на соревнованиях, так и в профессиональной сфере, а также, умение правильно расставлять приоритеты. Немаловажным аспектом является способность к критической самооценке, адекватное отношение к конструктивной критике и умение слушать. Это очень важный момент, так как на соревнованиях по стандартам WSI участник выступает не один, а в тесном взаимодействии с экспертом, и поэтому от умения слушать и слушаться эксперта зависит результат выступления. И не последним по важности требованием к кандидатам является психологическая устойчивость.

Так как одним из отличий конкурсов по стандартам WSI является его продолжительность (15-22 часа в течение 3-4 дней), психологическая устойчивость позволяет участнику пройти всю дистанцию, не снижая уровня качества работы. На первом этапе рекомендуется отобрать группу кандидатов для обеспечения конкуренции и более продуктивной работы. Делать ставку на одного кандидата на первом этапе категорически нельзя.

Знакомство со стандартами WSR и технической документацией. Стандарты WSR подразделяются на несколько разделов, где расписано, что участник должен знать, понимать и быть в состоянии делать: организация труда и самоорганизация; навыки общения и межличностной коммуникации; решение возникающих проблем, инновационность и креативность; создание и понимание планов и технических чертежей; нанесение красок кистью и валиком; нанесение красок с помощью краскораспылителя; оклеивание обоями; отделка, декоративные техники; нанесение знаков/надписей. [6].

Необходимо изучить регламент чемпионата и кодекс этики и техническую документацию. Техническая документация состоит из:

⦁ Технического описания (ТО), указываются «рамки» технологий и навыков, квалификация и объем работ, управление компетенцией и коммуникация, отраслевые требования техники безопасности.

⦁ Конкурсного задания (КЗ), в котором подробно и однозначно описываются конкретные задачи для выполнения конкурсанту в течение отведенного времени, а также условия, влияющие на оценку. На выполнение конкурсного задания отводится от 15 до 22 часов. Конкурсное задание разбито на модули – от 4 до 9. Каждый из модулей имеет свой вес в баллах.

⦁ Критериев оценок (КО), состоящих из аспектов. Каждый аспект имеет свой вес в баллах. Количество аспектов должно быть в пределах от 50 до 300. Оптимально – от 75 до 250. Вес каждого не должен превышать 2-х баллов.

⦁ Инфраструктурного листа (ИЛ), который содержит перечень оборудования, инструмента и расходных материалов.

Третий этап – тренировочный, который состоит из следующих уровней: анализ способностей кандидатов; составление профиля умений и навыков; составление индивидуального плана подготовки кандидата; тренировочные мероприятия; контроль результатов; отбор основного кандидата для участия в предстоящем чемпионате более высокого уровня.

Техническая подготовка к выполнению конкурсного задания. По чётко прописанным модулям разрабатывается технология и дизайн, проводится отработка, сначала по элементам, а затем полностью.

 Критерии оценки и тактика набора баллов. Работа в этом направлении ведется параллельно с технической подготовкой и состоит в глубоком знании оценочной схемы и умением расставлять критерии по степени важности, в том числе в стрессовых ситуациях.

 Психологическая подготовка. Во время технической подготовки, специально моделируются ситуации для проверки стрессоустойчивости. (этот момент мы не учитывали, при подготовке).

Результат: используя такую схему подготовки, обучающийся техникума, Хан Сергей, занял 3-тье место и получил бронзовую медаль на региональном чемпионате «Молодые профессионалы» (Worldskills Russia) в Ленинградской области 2021г.

Таким образом, участие в конкурсах позволяет заявить молодым талантам о себе, сориентировать молодежь на воспитание любви к профессии, помогает объективно оценить силы и возможности, нацелить на дальнейшее самосовершенствование, создавая условия для профессионального, творческого и личностного развития.

Конкурсы учат высокому профессиональному мастерству, воспитывают гордость за профессию, приобщают к секретам мастерства, сокращают путь ученика к высокой профессиональной деятельности. В ходе конкурса работодатели имеют возможность увидеть уровень сформированности профессиональных компетенций будущих выпускников, внести предложения и сделать выводы о качестве подготовки обучающихся.

Список литературы и интернет-источников:

1. Типовой Регламент Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WORLDSKILLS), утвержденный Генеральным директором Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия» Р. Н. Уразовым.

2. Белова Н. Г., Шевченко А. Е. Использование стандартов конкурса «Молодые профессионалы» (WorldSkills) для совершенствования качества педагогического образования в условиях колледжа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //slovo. mosmetod. ru.

3. Колбина О. В. Формирование профессиональных компетенций студентов в ходе подготовки к чемпионату Worldskills Russia [электронный ресурс] // Теория и практика образования в современном мире: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г. ). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 106-108. — URL https: //moluch. ru/conf/ped/archive/277/14051/ (дата обращения: 11. 04. 2021).

4. Методические рекомендации к Требованиям к организации и проведению Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills), утвержденные Приказом Генерального директора Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия» № 65/1 от 27. 07. 2016г.

5. Слизкова Е. В., Астаева С. С. Подготовка обучающихся к конкурсам профессионального мастерства как фактор качества образования в СПО // Молодой ученый. - 2016. - №6. 2. - С. 101-105. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //moluch. ru.

6. WorldSkills Russia [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https: //worldskills. ru/o-nas/dvizhenie-worldskills/.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...