1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Российская газета. 2012. (с изм. и доп. от 01.05.2019 № 85-ФЗ).
1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ // Российская газета. 2012. (с изм. и доп. от 01. 05. 2019 № 85-ФЗ). 2. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. – М. Логос, 2016. – 440 с. 3. Маврин А. Н. Рабочая программа дисциплины «Практическое (производственное) обучение». – Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2015. – 25 с. 4. От информационного общества – к обществам знаний. / Сост. Е. И. Кузьмин, В. Р. Фирсов. – СПб.: Питер, 2016. – 84 с. 5. Прогнозирование будущего: новая парадигма / под ред. Г. Г. Фетисова, В. М. Бондаренко. – М.: Аст, 2018. – 269 с. 6. Информационно-методическое сопровождение инклюзивного обучения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www. eduvluki. ru/ (Дата обращения: 07. 05. 2019 г. ). Егорова Н. И. Egorova N. I.
Организация жизненного и профессионального самоопределения обучающихся во внеурочной деятельности в современных условиях Organization of life and professional self-determination of students in extracurricular activities in modern conditions Аннотация: В статье затрагиваются проблемы профессионального самоопределения. Показано, что эффективно использованный потенциал внеурочной деятельности включает в себя разработку комплекса мероприятий по совершенствованию организации жизненного и профессионального самоопределения обучающихся. Abstract: The article touches upon such problems of professional self-determination. It is shown that the effectively used potential of extracurricular activities includes the development of a set of measures to improve the organization of life and professional self-determination of students. Ключевые слова: самоопределение, профессиональное самоопределение, жизненное самоопределение, личность, мотивация.
Key words: self-determination, professional self-determination, life self-determination, personality, motivation. В настоящее время всё чаще затрагивается вопрос о свободном выборе обучающимися будущей профессии и планировании своей трудовой деятельности, жизненной траектории. Немаловажный акцент уделяется социально-экономическим условиям, в которых происходит самоопределение обучающихся, и на отношение обучающихся к выбору профессии. Научно-техническое развитие в стране, появление новых материалов и технологий ведёт к возникновению новых профессий, исчезновению ранее существующих, и, следовательно, изменениям на рынке труда, где требуются более квалифицированные специалисты, рабочие, способные легко адаптироваться к новым условиям труда. В федеральном государственном образовательном стандарте говорится о необходимости подготовки обучающихся в образовательном учреждении к профессиональному самоопределению на современном этапе развития общества. Обеспечение целостной системы организации профессионального самоопределения представляет собой задачу государственной важности [1]. Именно от того, насколько возможно раскрыть потенциал, решить задачи жизненного и профессионального самоопределения, будут зависеть показатели достижения профессиональной компетенции граждан нашей страны. Выбор профессии становится неоспоримой ценностью, которая в дальнейшем может определять качество жизни, уровень доходов, положение в обществе и т. д. От этого будут зависеть жизненные успехи, показатели физического и психического здоровья граждан Российской Федерации. Условия современной жизни, изменения, которые происходят сегодня в экономике, общественной жизни, предъявляют к молодым людям жёсткие требования - безошибочно выбирать будущий профессиональный род деятельности и свой дальнейший жизненный путь [4]. Подготовка обучающихся к профессиональному самоопределению реализуется не только через организацию учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, но и через вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность соответствующего направления. Эффективно использованный воспитательный потенциал внеурочной деятельности обучающихся может стать важным инструментом в формировании полезных членов общества в условиях профессионально грамотного осуществления педагогического воздействия на основе гуманистического подхода.
Однако, этот потенциал используется в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения недостаточно: свободное время иногда заполняется неинтересными, формализованными воспитательными мероприятиями, на которые обучающиеся приходят без желания; для проводимых мероприятий привлекаются только активисты, нет индивидуального подхода для охвата всех обучающихся [5]. Цель: сформировать у обучающихся готовность самостоятельно планировать и реализовывать перспективы своего образовательно-профессионального маршрута в соответствии со своими возможностями, способностями и с учётом требований рынка труда. Задачи: обеспечить вариативность профработы за счёт комплекса форм и методов, применяемых в воспитательной работе; создать условия для повышения мотивации обучающихся в жизненном и профессиональном самоопределении; выявить потенциал занятий во внеурочной деятельности. Самоопределение представляет собой личностный процесс, зависящий от внешних и внутренних факторов в различные жизненные периоды. Самоопределение делится на три подтипа: профессиональное, которое подразумевает под собой выбор профессии; личностное, в котором происходит расстановка приоритетов: развитие в карьере, личное совершенствование; жизненное-определяющее цели существования. Суть жизненного самоопределения заключается в формировании навыков социальной компетентности - основы для адаптивного и позитивного поведения, что, в свою очередь, позволяет человеку адекватно выполнять нормы и правила в обществе, эффективно решать проблемы. Профессиональное и жизненное самоопределение рассматриваются в тесной взаимосвязи, так как составной частью жизненного самоопределения является: трудовая деятельность, досуг, учёба и прочее [6].
Профессиональное самоопределение представляет собой длительный, непрерывный процесс, который связан с развитием личности, активной деятельностью личности, направленной на оценку своих потребностей и возможностей, осознанный выбор жизненного пути. На профессиональное самоопределение обучающихся влияют внешние и внутренние факторы. Среди внешних факторов выделяют социально-экономические и социально-психологические. К ним относятся: социальная обстановка, в которой развивается обучающийся; большая система социальных структур, органы государственного управления и принимаемые ими экономические и политические решения; традиции и обычаи, сложившиеся в обществе; культура, средства массовой информации [3]. Огромное значение на повышение мотивации к профессиональному самоопределению оказывают семья, группы сверстников и товарищи. Престижность профессии является одним из факторов, который оказывает влияние на выбор профессионального пути обучающихся. К внутренним факторам относят способности обучающегося, особенности памяти и внимания. Возможность выполнять ту или иную деятельность во многом определяется способностями человека. Они развиваются в процессе творческой деятельности под влиянием окружающей общественной среды. Большой потенциал имеет система дополнительного образования, способствующая формированию представлений о профессиях, профессиональному самоопределению обучающихся. Внеурочная деятельность нацелена не только на обучение, но и на развитие и воспитание обучающихся в процессе творческой деятельности. Это оздоровление и адаптация, выявление творческой одарённости, развитие способностей и интересов, формирование готовности к непрерывному образованию, самореализации, самоопределению обучающихся. Внеурочная деятельность предусматривает организацию процесса познания и может проходить в индивидуальной, групповой и коллективной формах деятельности. На занятиях реализуется личностно-ориентированный подход. Знание индивидуальных особенностей, уровня развития и интересов обучающихся являются основными в образовательном процессе. В общежитии создаются условия для выявления и дальнейшего развития одарённых обучающихся, а также условия для анятий обучающихся с ограниченными возможностями.
Во внеурочной деятельности успешно развивается деятельность художественно-эстетической направленности, способствующая знакомству с основными видами декоративно-прикладного творчества, развитию творческой активности и практических способностей обучающихся в сфере дизайна; выбора возможной профессии. Представляя свои изделия на выставках, участвуя в конкурсах, обучающиеся имеют возможность общаться со сверстниками, занимающимися подобным видом творческой деятельности, получая огромный социальный опыт общения, взаимодействия и совместной деятельности. Именно здесь проявляется потребность в самоактуализации, в стремлении совершенствоваться, проявлять себя, реализовывать свои возможности и способности [8]. Для осуществления внеурочной деятельности в общежитии используются наиболее эффективные формы работы индивидуального и группового характера: беседы, собрания, тематические и развлекательные вечера, викторины, лекции, соревнования, конкурсы, мастер-классы. В общежитии образовательного учреждения создаются условия для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовке к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. В процессе коллективного внеурочного времяпрепровождения происходит стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, обучение нормам поведения в обществе. Дополнительные знания и возможности во внеурочной деятельности представляет социальное партнёрство, а используя потенциал сетевого взаимодействия, во многом решается проблема профессиональной ориентации студентов. Обучающиеся активно участвуют в волонтёрском движении, принимая участие в акциях, оказывая помощь пожилым людям и т. д. Организация и проведение различных мероприятий с участием обучающихся осуществляется в результате совместной деятельности воспитателей и педагогов. Процесс профессионального самоопределения обучающихся нуждается в управлении, которое выполняется с помощью следующих функций: планирование, организация, мотивация, координация, контроль, коррекция. Таким образом, работа, которая проводится в общежитии в течение учебного года, направлена на формирование личностных качеств. Мероприятия проводятся в форме бесед, викторин, вечеров-встреч, конкурсов, мастер-классов. При планировании занятий учитываются возрастные и психофизические особенности, а также уровень самостоятельности обучающихся.
Выбор профессиональной деятельности всегда связан с личными идеалами, ценностями и мировоззрением. Закономерным является тот факт, что обучающиеся испытывают трудности в процессе профессионального и жизненного самоопределения. Люди, которые правильно выбрали профессиональную деятельность, основываясь на своих интересах и возможностях, дольше остаются в профессии и показывают достаточно высокие результаты. Среди особенностей организации внеурочной деятельности можно выделить свободу выбора обучающимися заниматься определённым видом деятельности, возможности менять и пробовать свои силы в другой деятельности. Для обдумывания будущего профессионального пути должен быть накоплен большой запас впечатлений, знаний, характеризующих мир труда. В ходе различной трудовой деятельности на занятиях формируется отношение к различным областям труда, воспитывается трудолюбие и ответственность, бережное отношение к результатам труда, складываются представления о ряде профессий и формируется уважительное отношение к людям различных профессий. Таким образом, необдуманный выбор профессии приводит к профессиональной неудовлетворённости и в будущем может стать причиной серьёзных внутренних противоречий. Поэтому к процессу профессионального и жизненного самоопределения необходимо отнестись с высокой значимостью. Список литературы: 1. Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования от 17. 12. 2010 г. № 1897 (ред. от 11 декабря 2020) //СПС Консультант Плюс, - Режим доступа: http: //www. consultant. ru/document 2. Арон И. С. Мотивация к профессиональному самоопределению подростков, находящихся в особой социальной ситуации развития // Психолого-педагогические исследования. Издательство: Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва). 2015. Т. 7. № 1. С. 154-164. 3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е. А. Климов. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 304 с. 4. Нечаев М. П., Фролова С. Л. Современное осмысление проблем профориентации обучающихся // Гаудеамус. 2017. № 2. С. 9-16. 5. Пряжников Н. С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н. С. Пряжников, Л. С. Румянццева. – М.: Изд. центр «Академия», 2013. – 208 с. 6. Французова Е. А. Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях профориентационной работы // Молодой ученый. – 2017. – № 39. – С. 76-79. 7. Хаймовская Н. А., Бочарова А. Л. Социально-психологические аспекты профессионального самоопределения в современном обществе // Психолого-педагогические исследования. Издательство: Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва). 2016. № 1. С. 105-113. 8. Чистякова С. Н. Системная организация педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях социально-экономических перемен [Электронный ресурс] / С. Н. Чистякова // Казанский педагогический журнал. – 2017. – № 1(120). – Режим доступа: http: //cyberleninka. ru/.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|