Федорова А. А. Fedorovа А. А. Саморазвитие специалиста в профессии, как фактор его. профессиональной самореализации. The self-development of a specialist in the profession, as a factor of his
Федорова А. А. Fedorovа А. А. Саморазвитие специалиста в профессии, как фактор его профессиональной самореализации The self-development of a specialist in the profession, as a factor of his professional self-realization Аннотация. В статье рассмотрены пути, формы и методы профессионально – личностного развития молодого педагога и вопросы его самореализации в корпоративном сообществе. Приведены практические примеры проектирования маршрута профессионально – личностного развития молодого педагога. Abstract. The article discusses ways, forms and methods of professional - personal development of the young teacher and issues of his self-realization in the corporate community. Practical examples of designing a route for the professional and personal development of a young teacher are given. Ключевые слова: Саморазвитие, самореализация, индивидуальный маршрут развития, наставничество, молодой специалист. Keywords: Self-development, self-realization, individual development route, mentoring, young specialist. В условиях современных социальных и экономических изменений в области образования, готовность педагога к саморазвитию становится новым и важным требованием жизни. Саморазвитие педагога является не только важным фактором профессиональной самореализации и обеспечения его профессионального и личностного роста, но и способствует осознанию себя в обществе, повышает эффективность деятельности. Саморазвитие – это формирование новых качеств личности. Формирование новых качеств личности связано с разработкой некой идеальной программы саморазвития и выбором технологии и методов реализации этой программы [10]. По мнению ученых, саморазвитие личности – это непрерывный комплексный процесс накопления человеческого капитала, при котором его собственник берет на себя ответственность за этот процесс и сам выбирает средства достижения личной цели в профессиональной деятельности. Саморазвитие основано на анализе нужд наемного работника в контексте его самооценки на фоне структуры основных способностей [6].
Профессиональное саморазвитие – это не массовое и даже не типичное явление, потому что не все обладают качествами, которые необходимы для целенаправленной работы над собой. Саморазвитие происходит только у тех, кто обладает необходимыми качествами, главными из которых являются: - внутренняя мотивация на профессиональные задачи, достижение высоких результатов в их решении и мотивация на себя; - способность к саморазвитию; - понимание содержания и методических основ саморазвития. Эффективность саморазвития зависит и от внешних факторов: - организационных и социально-психологических условий профессиональной деятельности, в более широком контексте – от корпоративной культуры предприятия или организации; - доступности для него современных информационных систем, а также подготовленности к работе с ними; - методического обеспечения условий профессионального развития. [8]. Очевидно, что любой человек, который попадает на работу в конкретную организацию или фирму и желает достичь профессионального успеха, несомненно, будет стремиться к развитию и постарается самореализоваться в рамках этой организации. Идеальный вариант – когда цели человека и цели деятельности организации совпадают [10]. Образовательная организация, как раз, и является таким идеальным сообществом, в котором качеством образовательного процесса заинтересованы все участники, а оно, в свою очередь, напрямую зависит от профессионализма каждого конкретного педагога. Процесс саморазвития педагога Борского агропромышленного техникума осуществляется не только через самообразование, освоение последних научных и методических разработок, обогащение профессиональных знаний, но и посредством внутритехникумовской неформальной коммуникации в различных ее формах: сотрудничество, взаимодействие, наставничество.
Молодой специалист, имеющий здоровые амбиции и мотивацию, естественно, хочет достичь определённых успехов на профессиональном поприще и стать хорошим педагогом. Как это сделать, он вправе выбрать сам: определить направление своего развития, выбрать необходимые средства и уровень методической помощи. Задачи образовательной организации – создать организационно – методические условия для успешной адаптации в коллективе и самореализации в профессии. Борский агропромышленный техникум является Региональной инновационной площадкой по реализации модели корпоративного наставничества и наставничество, как форма сопровождения молодого специалиста, осуществляется целенаправленно, циклично и достаточно эффективно. С первых дней работы в техникуме к каждому молодому специалисту прикрепляется наставник – опытный мастер производственного обучения или преподаватель, который на начальном этапе работы помогает ему определиться с маршрутом индивидуального развития. Чтобы наметить ориентиры и создать мотивацию, молодому педагогу предлагается провести опрос обучающихся на тему «Портрет идеального педагога». Опрос проводится в группах обучающихся, в которых работает молодой специалист. Студентам предлагается не только ответить на предложенные вопросы, но и порассуждать о том, каким качествами должен обладать идеальный, с их точки зрения, педагог. По мнению обучающихся, идеальный педагог – это молодой образованный специалист, технически грамотный, владеющий современными информационными и педагогическими технологиями, хорошо знающий и любящий свой предмет, умеющий увлечь обучающихся. Кроме того, педагог должен иметь активную жизненную позицию, быть в курсе современных трендов и модно одеваться, но придерживаться делового стиля. Исходя из результатов мониторинга, молодой педагог убеждается в том, что студенты мечтают, чтобы они приходили на занятия к педагогам, которые стремятся к саморазвитию и улучшению своей профессиональной деятельности, к справедливости в решении различных вопросов и в отношении к самим обучающимся. Причём, многие обучающиеся называют фамилии некоторых преподавателей и мастеров производственного обучения техникума, которые соответствуют их представлениям о педагоге.
Следовательно, мне, как молодому педагогу, эта информация была крайне интересна и полезна при составлении перспективного плана развития и своего профессионально - личностного роста. Индивидуальный маршрут развития был составлен самостоятельно, а наставник помогал в достижении цели, оказывал организационно-методическую помощь. На первом этапе работы необходимо было приложить все усилия для освоения нового вида профессиональной деятельности – педагогической, без неё невозможно обучать студентов, даже хорошо освоенной, базовой сельскохозяйственной специальности «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции». Поэтому без отрыва от производства пройдено обучение на курсах профессиональной переподготовки ГАОУ ДПО «ЛОИРО» «Педагог профессионального образования», курсах повышения квалификации «Профессиональная компетентность и организация работы мастеров производственного обучения в условиях реализации ФГОС СПО», обучение в медицинском колледже на курсах «Оказание первой помощи». Кроме того, идёт обучение на заочном отделении в педагогическом ВУЗе – ГАОУ ВО ЛО «Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина. В течение первого года педагогической деятельности профессиональный рост и развитие проходило через посещение занятий коллег, обучающих вебинаров, через работу в составе творческой группы над проектом «Сити – фермерство как элемент опережающего обучения профессии будущего», участие в разработке и корректировке программ учебных дисциплин, в движении «Абилимпикс» в качестве эксперта, в «Едином методическом дне», различных профориентационных и внеурочных мероприятиях. Кроме того, стала победителем в областном конкурсе молодых специалистов «Наставник 2. 0» и вошла в совет молодых специалистов при председателе КОПО ЛО Тарасове С. В.
Рассматривая пути профессионального роста и развития молодых педагогов был осуществлен мониторинг освоения профессиональных компетенций через участие во Всероссийском профессиональном тестировании. Для отслеживания результатов выполнения индивидуального маршрута профессионального роста и развития, применяется карта его выполнения, в которой отражены направления и результаты педагогической деятельности, необходимые для саморазвития и профессионального становления. Ближайшими планами собственного развития являются: 1. Освоение технологий внедрения интерактивных формы организации образовательного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации обучающихся. 2. Повышение качества и эффективности проведения занятий на основе внедрения новых педагогических технологий. 3. Систематическое повышение квалификации через посещение курсов; организацию самообразования; работу по выполнению индивидуальной методической темы и др. 4. Регулярное посещение и проведение открытых занятий для собственного анализа и со стороны коллег. 5. Разработка конкурсного задания по компетенции «Производство молочной продукции», продвижение её в рамках Регионального чемпионата «Абилимпикс». 6. Личностный рост через посещение музеев, театров, выставок и участие в волонтёрском движении и социально – значимых мероприятиях. Ожидаемые результаты работы по выполнению индивидуального образовательного развития: более высокие результаты профессионального и личностного роста, повышение качества образовательного процесса; рост мотивации и творческого потенциала обучающихся. Таким образом, разработанный маршрут индивидуального развития определяет ориентиры в достижении цели, а наставничество в различных его формах способствует воплощению новых идей в жизнь и придаёт уверенность в достижении успеха. Ученые считают, что «только саморазвивающийся педагог способен воспитать самопоспитывающегося учащегося, только самореализующийся педагог способен создать условия для эффективной самореализации учащегося общеобразовательной или профессиональной школы» [4].
Список литературных источников: 1. Вековцева Т. А., Резанович И. В. Методы профессионального саморазвития преподавателя ВУЗа //Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. 2. Бондаренко Е. Н. Пути самореализации и самоактуализации педагогических кадров в системах повышения квалификации развитых стран. //Акмеология: Научно-практический журнал. - 2009. - № 1. - С. 17-18.
3. Сараева Н. М. Самореализация педагогов в осложненных условиях жизненной среды //Гуманитарный вектор. - 2012. - № 1 (29). - С. 70-77 4. Батаршев А. В., Макарьев И. С. Творческая самореализация педагога как основа профессионально-личностного становления. //А. В. Батаршев, И. С. Макарьев // Человек и образование. - 2013. - № 3. - С. 38-42. 5. Гравин В. В., Дятлов В. А. – Менеджмент персонала предприятия /В. В. Гравин, В. А. Дятлов. – М., 2000. – 214 с. 6. Поршнев А. Г., Румянцев З. П. Управление организацией: учебник / А. Г. Поршнев, З. П. Румянцев, Н. А. – М.: Столица, 2000. – 669 с. 7. Поташник М. М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2009. - 448 с. 8. Сипак А. Б. Организационное поведение /А. Б. Сипак. – М.: Москва, 2000. – 299 с. 9. Топоровский В. П. Профессиональный стандарт педагога: вызовы времени //Вестник образования и развития науки РАЕН. – Гатчина: ГИЭФПТ, 2016. - №3. – С. 99-103 10. Цевелев В. В., Молотков Ю. И. Основы менеджмента /В. В. Цевелев, Ю. И. Молотков. – Новосибирск: СГУПС, 2009. – 292с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|