Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бовина А. Ю. Bovina A. Yu. Организация жизненного и профессионального самоопределения обучающихся в современных условиях




Бовина А. Ю.

Bovina A. Yu.

Организация жизненного и профессионального самоопределения обучающихся в современных условиях

Organization of life and professional self-determination of students in modern conditions

Аннотация: В статье затрагиваются проблемы профессионального самоопределения личности в современных условиях. Дано теоретическое обоснование понятийного аппарата совершенствования организации жизненного и профессионального самоопределения обучающихся.

Abstract: The article touches upon the problems of professional self-determination of the individual in modern conditions. The theoretical substantiation of the conceptual apparatus of improving the organization of life and professional self-determination of students is given.

Ключевые слова: самоопределение, профессиональное самоопределение, жизненное самоопределение, личность, мотивация.

Key words: self-determination, professional self-determination, life self-determination, personality, motivation.

      Самоопределение личности представляет процесс понимания самого себя, своих возможностей и стремлений, понимания своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни. Профессиональное самоопределение - это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма.

      Один человек считает критерием профессионализма просто принадлежность к профессии или получение специального образования, соответственно и себя оценивает с этих позиций, другой полагает, что критерием профессионализма является индивидуальный творческий вклад в свою профессию, обогащение личности средствами профессии, соответственно, он иначе с этой более высокой планки себя самоопределяет и далее самореализует.

Профессиональное самоопределение предполагает самостоятельное обдумывание не только вариантов своего будущего профессионального старта, но и жизненного пути в целом. Для подростка выбор профессии – в значительной степени моральная проблема. Чем шире диапазон выбора, тем он психологически сложнее.

Жизненное самоопределение - это определение себя относительно общечеловеческих критериев смысла жизни и реализация на основе этого самоопределения. Самоопределение профессиональное - выбор личностью вида будущей профессиональной деятельности, происходит на основе имеющихся у нее профессиональных склонностей, интересов и сложившихся способностей. Сущность профессионального самоопределения заключается в осознании личностью соответствия возможностей требованиям профессии, своей роли в системе социальных отношений и своей ответственности за выполнение обязательств, возникающих в связи со сделанным выбором.

Объектом в данном процессе является профессиональное и жизненное самоопределение обучающихся. Субъектами самоопределения считается обучающийся, способный к реализации себя в будущей профессии, а также преподаватель, помогающий в самоопределении личности. Предмет - процесс формирования навыков осознанного профессионального выбора.

Целью самоопределения является процесс воспитания готовности обучающихся к обоснованному выбору профессии, жизненного пути с учётом склонностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда. Процесс постоянного формирования у подростка готовности самостоятельно планировать и реализовывать перспективы своего развития.

Основными задачами процесса самоопределения личности являются: формирование у подростка ценностного отношения к труду, роли и жизни человека в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности; включение обучающихся в различные виды практической деятельности: трудовую, социальную, игровую, исследовательскую; практическое значение состоит в возможности реализации модели жизненного и профессионального самоопределения обучающихся.

Среди проблем профессионального и жизненного самоопределения личности выделим следующие:

1. Выбор дальнейшего пути образования в условиях изменяющейся структуры и содержания общего, среднего и высшего профессионального образования на более ранней степени образования.

2. Выбор профессии в условиях изменяющейся профессиональной структуры, размывающей представления о профессии как общественно – историческом явлении и конкретных профессиональных видах деятельности.

3. Осложнение профессиональной ориентации в условиях развивающегося рынка труда, для которого характерны высокие требования к профессионализму потенциальных работников: конкурентоспособность, социальная и психологическая адаптация, образовательная и профессиональная мобильность.

4. Недостаточное взаимодействие общеобразовательных учреждений с профессиональными образовательными учреждениями по созданию условий профессионального самоопределения.

Выделим критерии жизненного и профессионального самоопределения:

· Когнитивный - знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств, умений; владение способами самодиагностики и саморазвития; знание многообразия мира труда и профессий; необходимость профессионального выбора в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями; пониманием специфики профильного обучения, его значение для профессионального самоопределения.

· Деятельно-практический - заинтересованность в получении знаний; положительное отношение к продолжению обучения в соответствии с избранным профилем: достижение поставленной цели выбора профессиональной деятельности; адекватное отношение к себе, самостоятельность и активность при осуществлении выбора.

· Мотивационно-ценностный - проявление волевых усилий в достижении поставленных профессиональных целей; проявление своего творческого потенциала, коммуникативности и самостоятельности в достижении наивысших результатов по интересующим дисциплинам; стремление к совершенствованию профессионально важных качеств.

В федеральном государственном образовательном стандарте говорится о необходимости в подготовке обучающихся в образовательном учреждении к профессиональному самоопределению на современном этапе развития общества. Обеспечение целостной системы организации профессионального самоопределения представляет собой задачу государственной важности [1].

Подготовка обучающихся к профессиональному самоопределению реализуется не только через организацию учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, но и через вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность соответствующего направления. Эффективно использованный воспитательный потенциал внеурочной деятельности обучающихся может стать важным инструментом в формировании полезных членов общества в условиях профессионально грамотного осуществления педагогического воздействия на основе гуманистического подхода.

Профессиональное самоопределение представляет собой длительный, непрерывный процесс, который связан с развитием личности, активной деятельностью личности, направленной на оценку своих потребностей и возможностей, осознанный выбор жизненного пути. На профессиональное самоопределение обучающихся влияют внешние и внутренние факторы.

Огромное значение на повышение мотивации к профессиональному самоопределению оказывают семья, группы сверстников и товарищи, школа. Престижность профессии является одним из факторов, который оказывает влияние на выбор профессионального пути обучающихся. К внутренним факторам относят способности обучающегося, особенности памяти и внимания. Возможность выполнять ту или иную деятельность во многом определяется способностями человека. Они развиваются в процессе творческой деятельности под влиянием окружающей общественной среды.

Система образования имеет большой потенциал, способствующий формированию представлений о профессиях, профессиональному самоопределению обучающихся. Внеурочная деятельность нацелена не только на обучение, но и на развитие и воспитание обучающихся в процессе творческой деятельности. Это оздоровление, выявление творческой одарённости, развитие способностей и интересов, формирование готовности к непрерывному образованию, самоопределению обучающихся.

Внеурочная деятельность предусматривает организацию процесса познания и может проходить в индивидуальной, групповой и коллективной формах деятельности. На занятиях реализуется личностно-ориентированный подход. Знание индивидуальных особенностей, уровня развития и интересов обучающихся являются основными в образовательном процессе. В общежитии создаются условия для выявления и дальнейшего развития одарённых обучающихся, а также условия для занятий обучающихся с ограниченными возможностями.

Для осуществления внеурочной деятельности в общежитии используются наиболее эффективные формы работы индивидуального и группового характера: беседы, собрания, тематические и развлекательные вечера, викторины, лекции, соревнования, конкурсы, мастер-классы.

Выбор профессиональной деятельности всегда связан с личными идеалами, ценностями и мировоззрением. Закономерным является тот факт, что обучающиеся испытывают трудности в процессе профессионального и жизненного самоопределения. Люди, которые правильно выбрали профессиональную деятельность, основываясь на своих интересах и возможностях, дольше остаются в профессии и показывают достаточно высокие результаты.

Список литературы:

1. Арон И. С. Мотивация к профессиональному самоопределению подростков, находящихся в особой социальной ситуации развития // Психолого-педагогические исследования. Издательство: Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва). 2015. Т. 7. № 1. С. 154-164.

2. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е. А. Климов. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 304 с.

3. Пряжников Н. С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н. С. Пряжников, Л. С. Румянццева. – М.: Изд. центр «Академия», 2013. – 208 с.

4. Хаймовская Н. А., Бочарова А. Л. Социально-психологические аспекты профессионального самоопределения в современном обществе // Психолого-педагогические исследования. Издательство: Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва). 2016. № 1. С. 105-113.

5. Чистякова С. Н. Системная организация педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях социально-экономических перемен [Электронный ресурс] / С. Н. Чистякова // Казанский педагогический журнал. – 2017. – № 1(120). – Режим доступа: http: //cyberleninka. ru/.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...