Глава 6. Управление персоналом на социальных предприятиях
Глава 6. Управление персоналом на социальных предприятиях 6. 1. Особенности и задачи управления персоналом на социальных предприятиях Социальные предприятия в соответствии с установленными в Российской Федерации критериями, как правило, могут быть отнесены к малым предприятиям. Управление персоналом на малых предприятиях вне зависимости от профиля их деятельности имеют целый ряд особенностей по сравнению с предприятиями среднего и крупного бизнеса[76], [77], [78]. Проанализируем эти особенности. 1. На малых предприятиях очень часто практикуется гибкая организация труда, предполагающая, что один работник занимает несколько должностей и выполняет параллельно несколько видов работ. При этом возможны ситуации, что работник занимает до четырех должностей и самостоятельно планирует распределение своего рабочего времени между этими должностями. В некоторых организациях в принципе отсутствуют формально определенные должности, а за работником просто закрепляется определенный объем работы. 2. Руководство предприятия тесно взаимодействует с работниками, другими словами, руководители доступны для общения с рядовыми работниками. В результате на предприятии складываются неформальные формы взаимодействия между топ-менеджментом предприятия и рядовыми сотрудниками. 3. На малых предприятиях, как правило, наблюдается более высокая информированность рядовых сотрудников – персонал знает основных поставщиков предприятия, особенности взаимодействия с контролирующими органами и стиль работы с клиентами. Высокий уровень информированности ставит руководство предприятия в определенную зависимость от сотрудников и побуждает руководство принимать на работу либо родственников, либо знакомых, либо лиц по рекомендации близких людей.
4. Малые предприятия ориентированы на прием уже подготовленных специалистов, которые получили необходимые компетенции либо во время предшествующей работы в крупных компаниях, либо самостоятельно за счет обучения по собственной инициативе. Руководство малых предприятий в большинстве своем начинают заниматься развитием персонала только в тех случаях, когда этого требует экономическая ситуация на предприятии. 5. На малых предприятиях обычно отсутствует многоуровневая организационная структура. Поэтому персонал понимает, что карьерный рост на предприятии заключается не в повышении по должности, а в расширении функциональных обязанностей, их усложнении и соответственно в увеличении заработной платы. Одновременно для малых предприятий характерна более высокая степень «прозрачности» труда, т. е. руководству более заметны способности, желание трудиться и достижения отдельных работников. 6. Для малых предприятий характерны меньшая степень бюрократичности и формализации производственного процесса – отсутствует большинство документов по организации кадровой работы, которые считаются необходимыми на больших предприятиях. Их место занимают определенные неформальные установки, что, с одной стороны, упрощает взаимодействие в процессе трудовой деятельности, а с другой – может приводить к конфликтам в коллективе. 7. На малых предприятиях высокую значимость имеет личность руководителя – его лидерские качества и предпринимательские навыки в огромной степени определяют экономическое состояние предприятия и индивидуальные доходы сотрудников. 8. Как уже отмечалось, на малых предприятиях часто используются особые формы подбора сотрудников, когда определяющим фактором при приеме на работу становятся не прямые доказательства профессиональной пригодности, а рекомендации определенного круга лиц, близких к руководителю и /или собственнику предприятия. Кроме того, многие малые предприятия занимаются поиском работников, которые обладают специфическим капиталом в форме знакомств, прежних производственных контактов и личных связей, полагая, что такие работники окажутся полезными для получения новых заказов и коммерческих предложений.
9. Для персонала малых предприятий в большинстве случаев характерен низкий уровень социальной защищенности работников – как правило, отсутствуют коллективные договоры, профсоюзные организации, часто не практикуется оплата больничных листов и учебных отпусков для студентов – заочников, не гарантируется охрана труда. 10. На малых предприятиях существуют так называемые «уникальные работники» - некоторые функции на предприятии могут выполнять исключительно они. Например, на предприятии работает только один маркетолог, только один специалист по снабжению, только один программист и т. д. В этом случае возникает определенная зависимость руководства предприятия от этого специалиста, так как его внезапное увольнение может на какой-то период затруднить или даже остановить деятельность предприятия. Кроме того, для социальных предприятий характерны специфические особенности, которые не свойственны другим субъектам малого бизнеса. Во-первых, на социальных предприятиях присутствуют особые источники мотивации: для многих работников социальных предприятий важна именно социальная миссия предприятия. Это может быть обусловлено различными причинами – внутренними убеждениями человека, его воспитанием и образованием, жизненной ситуацией, в которой оказался он или его близкие. Во-вторых, на отдельных социальных предприятиях в соответствии с принятой бизнес – моделью трудятся работники из категорий лиц, нуждающихся в социальной защите – инвалиды; одинокие или многодетные родители; пенсионеры либо граждане предпенсионного возраста; выпускники детских домов; лица, освободившиеся из мест лишения свободы, беженцы или переселенцы и др. Кадровая работа с этими категориями лиц имеет свои особенности.
Наконец, для работы на социальных предприятиях часто привлекаются волонтеры, которые работают неформально, на общественных началах, что также вносит свою специфику в управление персоналом на социальных предприятиях. Таким образом, перечисленные здесь особенности подчеркивают тот факт, что формирование системы управления персоналом на социальных предприятиях имеет свои отличия по сравнению с другими видами предприятий, особенно в сфере среднего и крупного бизнеса. В рамках системы управления персоналом социальных предприятий должны быть решены следующие основные задачи: · формирование и развитие команды стартапа по созданию социального предприятия; · подбор персонала на социальное предприятие; · создание системы адаптации и обучения персонала; · разработка механизмов мотивации сотрудников; · организация работы волонтеров. Далее будут рассмотрены подходы к решению каждой из перечисленных задач.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|