Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 7. Управление продажами в социальном предпринимательстве




Глава 7. Управление продажами в социальном предпринимательстве

7. 1. Аналитическая база в управлении продажами в социальном предпринимательстве

Важнейшей составляющей управления продажами является оценка результатов коммерческой деятельности организации. Социальное предпринимательство, имея характеристики, как коммерчески ориентированного хозяйствующего субъекта, так и некоммерческой организации, целью которой является устранение того или иного социального дефицита, также должно оценивать показатели и динамику продаж, формируя на их основе дальнейший вектор развития.

Важнейшими результатами продаж коммерческих организаций являются:

ü физический объем продаж или количество предоставленных услуг,

ü выручка от реализации товаров (услуг),

ü прибыль от реализации товаров (услуг).

Физический объем продаж (количество предоставленных услуг) - показатель, отражающий количество реализованного товара, выраженное в натуральных единицах измерения. В качестве натуральных единиц измерения могут быть, например, штуки, тонны, метры, литры, кв. метры и т. д.

Выручка от реализации товаров (услуг) – стоимостное выражение физического объема продаж, определяемое по формуле 7. 1. Данный показатель также называют доходом от реализации товаров (услуг).

 

(7. 1. )

где Q пр – физический объем продаж товара( услуг)

Ц – средняя цена продажи за единицу товара (услуги).                                                

Прибыль от продажи товаров (услуг) – превышение выручки от реализации товаров (услуг) над затратами организации, является положительным финансовым результатом от продажи товаров (услуг).

Убыток от продажи товаров (услуг) – превышение расходов организации над выручкой от реализации товаров (услуг), является отрицательным финансовым результатом от продажи товаров (услуг).

Кроме указанных основных показателей коммерческой деятельности, компания может использовать другие дополнительные результаты, например:

ü количество постоянных покупателей;

ü степень удовлетворенности клиентов;

ü оборачиваемость товаров и т. д.

Вышеперечисленные показатели являются абсолютными величинами. Наряду с ними, осуществляется изучение результатов продаж организаций посредством расчетов относительных показателей.

Относительные показатели - определяются отношением двух величин и характеризуют, какая часть числителя приходится на одну единицу знаменателя. Относительные величины имеют важнейшее значение с точки зрения анализа деятельности организаций, т. к. позволяют объективно сопоставить динамику различных показателей.         

В продажах традиционно используются следующие относительные показатели, например:

· доход компании, приходящийся на одного ее сотрудника;

· доход организации, полученный с одного покупателя;

· доход предприятия, полученный с 1 кв. м. площади;

· количество проданных единиц продукции одному покупателю;

· количество реализованной продукции из одного магазина;

· прибыль от продаж с одной единицы продукции и т. д.

Очевидно, что чем выше значения указанных показателей, тем успешнее признается коммерческая деятельность организаций.

Описанная система показателей может быть применена и в отношении социально-ориентированных организаций. Однако необходимость предоставления ими социального блага в значительной степени усложняет оценку результатов деятельности такого рода компаний. Это обусловлено тем, что рост количества проданного товара не гарантирует увеличения в той же мере предоставленных социальных благ.

По этой причине оценка продаж социальных организаций должна включать в себя не только классические коммерческие результаты, но дополняться показателями, отражающими направленность данных организаций, определяющих социальную значимость для общества.

Социальный результат – характеризует изменение состояния благополучателей, связанные с предоставлением социальных продуктов, услуг и др. Он представляет собой

итог деятельности социального предпринимателя, заключающийся в уменьшении социального дефицита.

Социальные результаты могут быть определены, как в натуральных, так и в стоимостных единицах измерения. Так, социальные результатами деятельности социально-ориентированных организаций, выраженных в натуральных единицах измерения, могут быть, например, следующими:

o снижение уровня подростковой преступности вследствие вовлечения детей в полезную общественную деятельность;

o число малообеспеченных семей, у которых стабильно повысился доход благодаря деятельности социальной организации;

o число женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации с маленькими детьми, получающих дополнительных доход благодаря социальному предприятию;

o число людей, отказавшихся от вредных привычек, благодаря деятельности социальной организации;

o число граждан с ограниченными физическими возможностями, которые трудоустроены на социально-ориентированные предприятия;

o количество людей, у которых зафиксировано улучшение психологического состояния;

o численность неблагополучных людей, получивших образование, а в последующем –стабильно оплачиваемую работу за счет деятельности социальной организации;

o количество талантливых творческих людей, получивших финансовую поддержку благодаря деятельности социальных организаций;

o количество людей, живущих в антисанитарных условиях, получивших доступ к санитарии благодаря деятельности социального предпринимателя;

o количество больных детей, которым была оказана необходимая поддержка в рамках деятельности социальной организации и т. д.

Натуральные показатели социальной успешности изучаемых предприятий должны быть дополнены стоимостными результатами, например:

· объем полученного финансирования талантливыми творческими людьми, благодаря деятельности социального предприятия;

· объем привлеченных инвестиций социальными организациями для развития творческих способностей детей из неблагополучных семей;

· доходы, получаемые «трудными» подростками вследствие трудоустройства их на работу на социальные предприятия  и т. д.

Аналогично анализу коммерческой деятельности, социальную деятельность необходимо оценивать как в абсолютном, так и относительном выражениях. Примерами такого рода относительных социальных результатов могут быть:

ü доход на одну женщину, оказавшейся в трудной жизненной ситуации с маленькими детьми, привлеченный благодаря деятельности социальной организации;

ü объем привлеченных средств, приходящихся на одного ребенка из трудной семьи, направленных на развитие его творческих способностей и т. д.

Таким образом, успешность социального предпринимательства заключается в повышении результатов его деятельности. Оценка уровня развития социальной организации обеспечивается посредством анализа динамики его коммерческих и социальных результатов.

Динамика показателя организации  – изменение показателей деятельности организации, выраженное в абсолютных и относительных отклонениях.    Абсолютное отклонение показателя – разность между значениями показателя в текущем и предыдущем периодах. Определяется по формуле 7. 2.

 

(7. 2. )

где Абс. отк. п.. – абсолютное отклонение результата;

П т. п. – значение показателя в текущем периоде;

П п. п. – значение показателя в предыдущем периоде.

Относительное отклонение показателя – отношение значений показателя текущего периода к значению показателя в предыдущем периоде, выраженное в процентах. Определяется в виде темпа роста и темпа прироста показателя (формулы 7. 3 и 7. 4 соответственно)

 

(7. 3. )

где Т р п – темп роста показателя (%)

 

(7. 4. )

где Т пр п - темп прироста показателя (%)

Пример анализа динамики социальных и коммерческих результатов социальной организации представлен в табл. 7. 1. Социальные результаты представлены в строках под номерами с 1 по 3, тогда как коммерческие итоги - в 3-6 строках.  

Анализ данных будет приведен на основе деятельности социальной организации, занимающейся поддержкой развития творческих способностей детей из неблагополучных семей. Сотрудники компании привлекают различными способами финансовые ресурсы для оплаты занятий и соответствующих средств и инструментов для опекаемых детей. В свою очередь, дети, совершенствуясь в творчестве, размещают произведения изобразительного искусства в небольшой художественной галерее, где любой желающий их может приобрести. Доходы от продажи произведений изобразительного искусства получает социальная организация, покрывая, таким образом, расходы на свою текущую деятельность и зарабатывая прибыль. Полученная прибыль направляется на расширение финансовых возможностей компании, улучшение маркетинговых коммуникаций и рост количества поддерживаемых детей.

Таблица 7. 1

Динамика коммерческих и социальных результатов социальной организации

Показатель

Ед. изм.

Месяцы

Отклонение

Январь Февраль Абс. (+/-) Отн. (%)
1. Количество талантливых детей из неблагополучных семей, получивших финансовую поддержку на развитие творчества чел 120, 0
2. Объем привлеченной финансовой поддержки талантливых детей из неблагополучных семей на развитие их творчества тыс руб.   38, 0   111, 9
3. Средний объем привлеченных средств финансовой поддержки творчества детей из неблагополучных семей на одного ребенка тыс. руб. /чел 32, 0 29, 8 - 2, 2 93, 1
4. Количество проданных произведений искусства детей, получивших финансовую поддержку шт - 11 80, 0
5. Доход от продажи произведений искусства поддерживаемых детей из неблагополучных семей тыс. руб. 45, 1 50, 3 5, 2 111, 5
6. Доход, полученный с продажи одного произведения искусства поддерживаемых детей   тыс. руб. 0, 82 1, 14 0, 32 139, 0

 

Анализ данных табл. 7. 1. позволяет сделать следующие выводы. Количество талантливых детей, на развитие творческих способностей которых социальное предприятие привлекало средства, в феврале месяце выросло до 12 человек, что на 2 человека или 20% больше итогов января месяца. Данная динамика может быть оценена положительно, т. к. это свидетельствует о снижении социального дефицита.

Объем привлеченного финансирования в феврале месяце выросло до 358 тыс. руб., что на 38 тыс. руб. или 11, 9 % больше, чем в январе месяце. Данная динамика тоже могла быть оцененной положительно, однако изменение третьего социального результата не позволяет однозначно это сделать.

Средний объем привлеченных средств финансовой поддержки детей из неблагополучных семей в расчете на одного ребенка был рассчитан как отношение объема привлеченной финансовой поддержки талантливых детей к численности поддержанных детей (строка 2 деленная на строку 1 табл. 7. 1). В связи с этим, в феврале месяце социальное предприятие смогло привлечь средств для творческого развития одного ребенка 29, 8 тыс. руб, то есть на 2, 2, тыс. руб. или 6, 1, % меньше, чем в январе. Таким образом, можно сделать вывод, например, что социальная организация стремится уменьшить социальный дефицит посредством количественного охвата аудитории, однако снижение объема предоставляемой помощи одному ребенку свидетельствует о снижение качественной составляющей работы данной организации в отношении предоставляемого социального блага. С другой стороны, социальная организация могла осознанно принять решение о снижении выделяемой помощи одному ребенку, если не предвидит существенного негативного влияния ее снижения на творческое развитие ребенка. Аналогичным образом анализируется динамика коммерческих итогов работы социального предприятия.

Анализ данных, представленных в таблице 7. 1 можно представить в виде графиков, характеризующихся большей наглядностью – рис. 7. 1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...