Удк 376 ббк 74. 3. Проведение обследования интонационной стороны речи. У детей. 55. Схема обследования интонационной стороны речи у детей. 55
Стр 1 из 38Следующая ⇒ УДК 376 1И> К 74. 3 Ш37 СОДЕРЖАНИЕ
Шевцова, Б. Б. Ш37 Технологии формирования интонационной стороны речи / Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина. — М.: ACT: Астрель, 2009. — 222, [2] с— (Высшая школа). ISBN 978-5-17-057705-7 (ООО «Издательство ACT») ISBN 978-5-271-23003-5 (ООО «Издательство Астрель») Учебное пособие для студентов-дефектологов по формированию интонационно-мелодической выразительности речи создается впервые. В пособии представлены физиологические механизмы интонации, предлагается анализ научно-практической литературы по проблеме исследования, а также методы диагностики нарушений просодической стороны речи. Рассматриваются особенности формирования интонационно-выразительных средств речи при различных речевых расстройствах в сопоставлении с нормальным речевым развитием. Предлагаются практические упражнения и задания по формированию навыков интонационно-мелодической выразительности речи. Книга адресована, студентам дефектологических факультетов педвузов, логопедам, педагогам, психолингвистам, психологам. УДК 376 ББК 74. 3 . Подписано в печать с готовых диапозитивов заказчика 19. 01. 2009. Формат 84Х108! /32. Бумага газетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 11, 76. Тираж 3000 экз. Заказ 338. ISBN 978-5-17-057705-7 (ООО «Издательство ACT») ISBN 978-5-271-23003-5 (ООО «Издательство Астрель») ISBN 978-985-16-6806-5 (ООО «Харвест») t L. L. Шсвнов. 1. Л. В. Забродина, 2008 © ООО «Издательство Астрель», 2008 ВОЛШЕБНАЯ СИЛА ИНТОНАЦИИ.. ................................................. 5 ГЛАВА 1 ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИНТОНАЦИИ. ........................................... 6 1. 1. Интонация как паралингвистическое средство общения............ б 1. 2. История изучения интонации в различных дисциплинах.......... 8
ГЛАВА 2 ИНТОНАЦИЯ С РАЗНЫХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ. ....................................................... 12 2. 1. Понятие об интонации в лингвистике............................................ 12 2. 1. 1. Компоненты интонации. ......................................................... 14 Мелодика............................................................................. 14 Ритм.................................... ~. ........................................................ 16 Темп....................................................... ,..................................... 18 Ударение............................................................................. 21 Пауза.,.............................................................................. ,. 23 Тембр................................................................................... 25 2. 1. 2. Понятие о синтагме.......................................................... 27 Синтагма.............................................................................. 28 Интонационные типы синтагм....................................... 31 2. 2. Понятие об интонации в психолингвистике................................ 35 2. 3. Понятие об интонации в психофизиологии и акустике............ 38 ГЛАВА 3 РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИИ В ОНТОГЕНЕЗЕ. ............................................. 44 ГЛАВА 4 ОСОБЕННОСТИ Г0Л0С00БРА30ВАНИЯ У РЕБЕНКА. ......................... 49 ГЛАВА 5 НАРУШЕНИЯ ИНТОНАЦИИ. .............................................................. 52 ГЛАВА б ПРОВЕДЕНИЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ.......................................................................................................... 55 Схема обследования интонационной стороны речи у детей.... 55 1. Обследование восприятия ритма................... .... 55 2. Обследование воспроизведения ритма................ ..... 56 3. Обследование восприятия интонации................ . ' 57 4. Обследование воспроизведения интонации........................... 60 5. Обследование восприятия логического ударения.................. 62 6. Обследование воспроизведения логического ударения....... 64 7. Обследование модуляций голоса по высоте........................... 66 8. Обследование модуляций голоса по силе......................... 68 9. Выявление назального (носового) тембра голоса............ 71
10. Обследование восприятия тембра голоса. '..................... 73
11. Обследование воспроизведения тембра голоса............. 75 12. Обследование речевого дыхания....................................... 77 13. Обследование темпо-ритмической организации речи........ 80 14. Обследование состояния слухового самоконтроля............. 83 ГЛАВА 7 СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ. ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ 89 7. 1. Дыхательная гимнастика (автоматизация навыков нижнереберного дыхания)......................................... 89 7. 2. Артикуляционно-мимическая гимнастика............................... 94 7. 3. Голосовая и интонационная гимнастика................................. 96 7. 3. 1. Упражнения, направленные на тренировку силы и высоты голоса....................................... 96 7. 3. 2. Интонационные упражнения............................................. 97 7. 4. Логоритмические упражнения.......................................................... 97 7. 5. Формирование навыка мягкой голосоподачи, ритмизация речи 100 7. 6. Формирование темпо-ритмической организации речи....... 102 7. 7. Практические упражнения и задания для формирования интонационной стороны речи. (Образцы логопедических упражнений для преодоления нарушений просодической стороны речи).................................................. 108 7. 8. Схема индивидуального логопедического занятия просодических компонентов речи................................................. 118 ГЛАВА 8 РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И НАВЫКА ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ........................................................................ 128 Литература.................................................................................................. 220 ВОЛШЕБНАЯ СИЛА ИНТОНАЦИИ Только интонация убеждает Дельфина де Жирарден Как устроена человеческая речь? Не так уж просто, как кажется на первый взгляд. Основа устной речи — это ее фонетическая система, набор звуковых средств, из которых, как из кирпичиков, складываются более сложные элементы языка — слова. Из слов, в свою очередь, складываются высказывания, а из высказываний — тексты. Что же служит «раствором», объединяющим эти кирпичики в единое целое — связную, осмысленную устную речь? Это — интонация. Она связывает слова в высказывании, отграничивает одно высказывание от другого, раз-, граничивает слова и словосочетания внутри высказывания. Она же объединяет высказывания в единый текст и отделяет один текст от другого. Интонация выделяет наиболее важные в смысловом отношении части высказывания и текста; передает подтекст сообщения, не выраженный словами; определенным образом характеризует самого говорящего и его отношение к тому, о чем он говорит; делает речь выразительной, придает различным текстам различную художественную окраску. С помощью интонации говорящий передает свои эмоции — радость, удивление, грусть, возмущение, гнев — и сам оказывает эмоциональное и волевое воздействие на слушающего, интонационно выражая побуждение, просьбу, приказ, вопрос, приглашение, убеждение. Интонация необходима для того, чтобы могла осуществиться важнейшая функция речи — коммуникативная, чтобы речь действительно стала средством общения людей. Она обладает поистине волшебной силой, без которой общение невозможно.
ГЛАВА 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|