Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Удк 376 ббк 74. 3. Проведение обследования интонационной стороны речи. У детей. 55. Схема обследования интонационной стороны речи у детей. 55




УДК 376 1И> К  74. 3 Ш37


СОДЕРЖАНИЕ


 


Шевцова, Б. Б.

Ш37 Технологии формирования интонационной сто­роны речи / Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина. — М.: ACT: Астрель, 2009. — 222, [2] с— (Высшая школа). ISBN 978-5-17-057705-7 (ООО «Издательство ACT») ISBN 978-5-271-23003-5 (ООО «Издательство Астрель»)

Учебное пособие для студентов-дефектологов по формирова­нию интонационно-мелодической выразительности речи созда­ется впервые. В пособии представлены физиологические меха­низмы интонации, предлагается анализ научно-практической литературы по проблеме исследования, а также методы диагнос­тики нарушений просодической стороны речи.

Рассматриваются особенности формирования интонацион­но-выразительных средств речи при различных речевых рас­стройствах в сопоставлении с нормальным речевым развитием.

Предлагаются практические упражнения и задания по фор­мированию навыков интонационно-мелодической выразитель­ности речи.

Книга адресована, студентам дефектологических факультетов педвузов, логопедам, педагогам, психолингвистам, психологам.

УДК 376 ББК 74. 3

. Подписано в печать с готовых диапозитивов заказчика 19. 01. 2009.

Формат 84Х108! /32. Бумага газетная. Печать офсетная.

Усл. печ. л. 11, 76. Тираж 3000 экз. Заказ 338.

ISBN 978-5-17-057705-7 (ООО «Издательство ACT») ISBN 978-5-271-23003-5 (ООО «Издательство Астрель») ISBN 978-985-16-6806-5 (ООО «Харвест»)

t L. L. Шсвнов. 1. Л. В. Забродина, 2008 © ООО «Издательство Астрель», 2008


ВОЛШЕБНАЯ СИЛА ИНТОНАЦИИ.. .................................................     5

ГЛАВА 1

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИНТОНАЦИИ. ...........................................     6

1. 1. Интонация как паралингвистическое средство общения............ б

1. 2. История изучения интонации в различных дисциплинах.......... 8

ГЛАВА 2

ИНТОНАЦИЯ С РАЗНЫХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ. ....................................................... 12

2. 1. Понятие об интонации в лингвистике............................................ 12

2. 1. 1. Компоненты интонации. ......................................................... 14

Мелодика............................................................................. 14

Ритм.................................... ~. ........................................................ 16

Темп....................................................... ,..................................... 18

Ударение.............................................................................   21

Пауза.,.............................................................................. ,.     23

Тембр...................................................................................   25

2. 1. 2. Понятие о синтагме..........................................................   27

Синтагма.............................................................................. 28

Интонационные типы синтагм.......................................   31

2. 2. Понятие об интонации в психолингвистике................................ 35

2. 3. Понятие об интонации в психофизиологии и акустике............ 38

ГЛАВА 3

РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИИ В ОНТОГЕНЕЗЕ. .............................................    44

ГЛАВА 4

ОСОБЕННОСТИ Г0Л0С00БРА30ВАНИЯ У РЕБЕНКА. ......................... 49

ГЛАВА 5

НАРУШЕНИЯ ИНТОНАЦИИ. ..............................................................   52

ГЛАВА б

ПРОВЕДЕНИЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

У ДЕТЕЙ.......................................................................................................... 55

Схема обследования интонационной стороны речи у детей....         55

1. Обследование восприятия ритма................... .... 55

2. Обследование воспроизведения ритма................ ..... 56

3. Обследование восприятия интонации................ . '  57


4. Обследование воспроизведения интонации........................... 60

5. Обследование восприятия логического ударения.................. 62

6. Обследование воспроизведения логического ударения....... 64

7. Обследование модуляций голоса по высоте........................... 66

8. Обследование модуляций голоса по силе......................... 68

9. Выявление назального (носового) тембра голоса............   71

 

10. Обследование восприятия тембра голоса. '..................... 73

11. Обследование воспроизведения тембра голоса............. 75

12. Обследование речевого дыхания....................................... 77

13. Обследование темпо-ритмической организации речи........ 80

14. Обследование состояния слухового самоконтроля............. 83

ГЛАВА 7

СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ИНТОНАЦИОННОЙ

СТОРОНЫ РЕЧИ. ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ   89

7. 1. Дыхательная гимнастика (автоматизация

навыков нижнереберного дыхания).........................................   89

7. 2. Артикуляционно-мимическая гимнастика...............................   94

7. 3. Голосовая и интонационная гимнастика.................................   96

7. 3. 1. Упражнения, направленные

на тренировку силы и высоты голоса.......................................   96

7. 3. 2. Интонационные упражнения.............................................   97

7. 4. Логоритмические упражнения.......................................................... 97

7. 5. Формирование навыка мягкой голосоподачи, ритмизация речи 100

7. 6. Формирование темпо-ритмической организации речи....... 102

7. 7. Практические упражнения и задания для формирования интонационной стороны речи. (Образцы логопедических упражнений для преодоления нарушений

просодической стороны речи).................................................. 108

7. 8. Схема индивидуального логопедического занятия
с использованием методов коррекции

просодических компонентов речи................................................. 118

ГЛАВА 8

РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И НАВЫКА

ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ........................................................................ 128

Литература.................................................................................................. 220


ВОЛШЕБНАЯ СИЛА ИНТОНАЦИИ

Только интонация убеждает Дельфина де Жирарден

Как устроена человеческая речь? Не так уж просто, как кажется на первый взгляд. Основа устной речи — это ее фонетическая система, набор звуковых средств, из которых, как из кирпичиков, складываются более слож­ные элементы языка — слова. Из слов, в свою очередь, складываются высказывания, а из высказываний — тексты. Что же служит «раствором», объединяющим эти кирпичики в единое целое — связную, осмысленную устную речь?

Это — интонация. Она связывает слова в высказыва­нии, отграничивает одно высказывание от другого, раз-, граничивает слова и словосочетания внутри высказыва­ния. Она же объединяет высказывания в единый текст и отделяет один текст от другого. Интонация выделяет наиболее важные в смысловом отношении части выска­зывания и текста; передает подтекст сообщения, не вы­раженный словами; определенным образом характеризу­ет самого говорящего и его отношение к тому, о чем он говорит; делает речь выразительной, придает различным текстам различную художественную окраску. С по­мощью интонации говорящий передает свои эмоции — радость, удивление, грусть, возмущение, гнев — и сам оказывает эмоциональное и волевое воздействие на слу­шающего, интонационно выражая побуждение, просьбу, приказ, вопрос, приглашение, убеждение. Интонация необходима для того, чтобы могла осуществиться важ­нейшая функция речи — коммуникативная, чтобы речь действительно стала средством общения людей. Она об­ладает поистине волшебной силой, без которой общение невозможно.


ГЛАВА 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...