Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 8. Моделирование функции системы на основе деловой игры САФО

Для получения полного, исчерпывающего перечня всех вероятных функций исследуемого объекта предлагается специальная деловая игра САФО [25].

В основе модели лежит предположение о том, что реальный объект или процесс может рассматриваться как многофункциональная система. Следовательно, возможно представить понятие функции объекта, как его основного назначения, в виде множества всех его возможных функций, представляющих уже группу деятельностей, посредством которых реализуется назначение объекта. Это связано с тем, что любой объект одновременно может быть рассмотрен как моносистема (одна функция реализуется одной структурой) и как полисистема (множество функций реализуется множеством структур). Например, промышленное предприятие как моносистема – это система, реализующая функцию, – выпуск продукции. Целью этой системы является выпуск конкретной номенклатуры продукции. Изменение номенклатуры не меняет основного назначения системы. С другой стороны, если мы примем во внимание то, что предприятие призвано реализовать и определенные социальные, научно-технические, торгово-сбытовые и т.п. цели, оно должно рассматриваться как система со множеством функций и, соответственно, со множеством структур. При этом может происходить постепенное изменение, развитие функций и реализующих их структур.

Рассмотрим более подробно деловую игру САФО. На подготовительном этапе игры формируется начальный перечень возможных функций исследуемого объекта. Для этого могут быть использованы методы экспертных оценок, методы коллективной генерации идей и т.д. Полученный перечень функций упорядочивается по степени их важности, значимости для самого объекта или среды – системы более высокого уровня, цель которой и формирует функцию исследуемой системы и потребности которой должна удовлетворить проектируемая система. Непосредственной целью игры является анализ полученного списка функций, дополнение его, исключение несущественных и обоснование того, что полученный в результате перечень функций будет полностью описывать исследуемый объект.

Иначе говоря, необходимо получить такой перечень функций, который описывал бы только заданный объект, и показать, что всякое добавление или исключение какой-либо функции из этого перечня приводит к другому объекту.

Отсюда предполагается, что объект полностью определяется своим перечнем функций, и знание этого перечня функций позволяет идентифицировать рассматриваемый объект.

Такая задача решается в ходе игры двух групп, состоящих из лиц, не участвовавших в формировании первоначального перечня функций объекта на подготовительном этапе игры.

Ведущий игру имеет начальный перечень функций объекта, упорядоченный по значимости и последовательно (по одной) знакомит игро­ков с функциями, зафиксированными в его списке.

Первой группе не сообщается, какой именно объект исследуется. Ведущий сообщает этой группе лишь начальный список функций. На первом шаге игры это первая из имеющегося у него упорядоченного списка функций. Задача I-ой группы – выявить как можно больше объектов, реализующих эту функцию.

Список объектов, сформулированный группой (I), передается второй группе участников игры.

Второй группе ведущим сообщается, какой объект исследуется и так же, как и первой группе, начальный перечень функций. Исходя из знания объекта, вторая группа уточняет формулировки имеющихся у нее на данном этапе функций и исключает на основании этого из списка объектов, составленного первой группой, те, которые не удовлетворяют модифицированным формулировкам функций.

Список объектов, сокращенный второй группой, передается первой группе. В этот же момент ведущим сообщается игрокам следующая функция из его списка (вторая на втором шаге игры). Задача первой группы состоит теперь в том, чтобы исключить из списка объектов те, которые не удовлетворяют заданному теперь множеству функций и до­полнить его новыми объектами, соответствующими этому множеству функций.

Таким образом, на каждом этапе игры ведущий дополняет множество рассматриваемых функций еще одной: так множество функций, рассматриваемых на i-ом этапе , представляет собой множество функций, рассматриваемых на (i-1)-ом этапе и дополненных i-ой функцией из упорядоченного по значимости начального списка функций ведущего . Формально можно этот процесс представить следующим образом: .

Группа (I) имеет на i-ом этапе множество функций , перечень объектов (), составленный ею на этапе (i-1) и модифицированный группой (II) в . Группа (I) исключает из списка объектов  все объекты, которые не соответствуют «усиленному» множеству функций  и дополняет его объектами, соответствующими . Новый, сформированный на i-ом этапе список объектов  передается в группу (II).

Группа II на i-ом этапе анализирует полученный список объектов , сравнивая его с рассматриваемым объектом. В результате такого анализа группа (II) уточняет имеющиеся формулировки функций и дополняет новыми функциями множество функций , получая, таким образом, свой модифицированный список функций , который, по ее мнению, лучше характеризует объект. Новый список функций  позволяет группе (II) исключить из списка объектов , те, которые не удовлетворяют существенным уточнениям, сделанным ими в списке функций .

На конечном этапе, после введения в игру всех n-функций списка, сформулированного на предварительном этапе, возможны две ситуации.

(1) Перечень объектов, составленный первой группой , содержит только рассматриваемый объект. В этом случае «выигрывает» группа (II), так как начальный перечень функций, модифицированный группой (II) , привел к выявлению рассматриваемого объекта.

(2) Перечень объектов  включает в себя несколько объектов. В этом случае выигрывает первая группа, доказав, что перечень функций рассматриваемого объекта был неполным.

Тогда необходимо искать дополнительные функции объекта, которые исключат из рассмотрения все другие объекты, кроме рассматриваемого. Полученный в результате этого дополнения перечень функций будет полностью характеризовать рассматриваемый нами объект.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...