Задача 6. 1. Материал: пищевые продукты, рвотные массы, промывные воды желудка. Бактериоскопический метод: мазок из материала окрашивают по Граму и преобладание в препаратах стафилококка позволяет
Задача 6 У школьников через несколько часов после обеда в школьной столовой возникло заболевание, характеризующееся острыми болями в животе, тошнотой, рвотой, диареей. Из анамнеза выяснили, что все они на обед ели творог со сметаной. При бактериоскопическом исследовании рвотных масс и остатков творога обнаружены стрептококки. 1. Как провести лабораторную диагностику заболевания? 2. Какие факторы патогенности обусловили развитие такой клинической картины, как их определить? Ответ: 1. Материал: пищевые продукты, рвотные массы, промывные воды желудка. Бактериоскопический метод: мазок из материала окрашивают по Граму и преобладание в препаратах стафилококка позволяет предположить его этиологическую значимость. Бактериологиеский метод: посев исследуемого материала на питательные среды (ЖСА, кровяной агар) с последующим выделением чистой культуры и идентификацией по морфологическим, культуральным и биохимическим свойствам (определение лецитиназы, гемолизинов, плазмокоагулазы, сахаролитических ферментов), постановка антибиотикограммы и фаготипирование. 2. Развитие такой клинической картины обусловили энтеротоксины. Наличие экзотоксина в исследуемом материале и его тип устанавливают в реакции нейтрализации на белых мышах или в РНГА с помощью антитоксических сывороток.
Задача 7 В поликлинику обратился больной с жалобами на высокую температуру, головную боль, слабость, боли в ноге. При осмотре обнаружены покраснения голени, сыпь, отек вокруг покрасневшего места. Врач поставил диагноз «рожистое воспаление? ». 1. Какие микроорганизмы вызывают это заболевание? 2. Какой материал следует отобрать для исследования?
3. Какие методы лабораторной диагностики позволяют уточнить диагноз? Ответ: 1. Данное заболевание вызывают стрептококки группы А. 2. Материал: кровь, сыворотка. 3. Бактериологический метод: посев материала на кровяной агар, идентификация выделенных стрептококков по морфологическим, культуральным, биохимическим свойствам, фаготипирование, постановка антибиотикограммы. Серологический метод: определение титров антиОстрептолизина, антитела против ДНКазы, стрептокиназы, против М – антигенов. Бактериоскопический метод: окраска мазков по Граму и дальнейшая идентификация. Реже используют биологический метод.
Задача 8 В инфекционную больницу поступила девочка 5 лет с жалобами на головную боль, слабость, озноб. При осмотре обнаружены гиперемия зева, лица и туловища, наличие сыпи на коже и зеве. Из анамнеза выяснено, что девочка находилась в контакте с ребенком, больным скарлатиной. 1. Ваш предполагаемый диагноз? 2. Какие методы исследования необходимо применить для подтверждения диагноза? 3. Какие факторы патогенности микроба обусловили появление сыпи? Ответ: 1. Скарлатина. 2. Бактериологический метод: посев материала на кровяной агар, идентификация выделенных стрептококков по морфологическим, культуральным, биохимическим свойствам, фаготипирование, постановка антибиотикограммы. Серологический метод: определение титров антиОстрептолизина, антитела против ДНКазы, стрептокиназы, против М – антигенов. Бактериоскопический метод: окраска мазков по Граму и дальнейшая идентификация. Реже используют биологический метод. 3. Эритрогенин, возможно стрептолизины.
Задача 9 При посеве мазка из зева больного гнойной ангиной на кровяном агаре выросли несколько разновидностей колоний: мелкие, бесцветные, S-формы, окруженные зоной полного и неполного гемолиза. При микроскопии колоний обнаружены грамположительные кокки цепочками.
1. Какие стрептококки выросли на кровяном агаре? 2. Можно ли на основании перечисленных признаков определить вид возбудителя? 3. Как проводят лабораторную диагностику, опишите её. Ответ: 1. β - и α -гемолитические стрептококки. (α -зона неполного гемолиза, β -зона полного гемолиза). 2. Да, можно определить по характеру гемолиза: α -гемолитический стрептококк – S. pneumoniae, β -гемолитический стрептококк – S. pyogenes. 3. Материал: гной, мокрота, кровь. Бактериологический метод: посев материала на кровяной агар, идентификация выделенных стрептококков по морфологическим, культуральным, биохимическим свойствам ( у S. pneumoniae – определение чувствительности к желчным кислотам и проба с оптохином), фаготипирование, постановка антибиотикограммы. Серологический метод: определение титров антиОстрептолизина, антитела против ДНКазы, стрептокиназы; у S. pneumoniae – выявление специфического антигена в реакции латекс – агглютинации, антител. Бактериоскопический метод: окраска мазков по Граму и дальнейшая идентификация. Реже используют биологический метод.
Задача 10 В поликлинику обратился больной с жалобами на высокую температуру, слабость и кашель с мокротой. После осмотра больного и проведения рентгенографического обследования поставлен диагноз «пневмония». Для установления этиологии заболевания мокрота больного была собрана и отправлена в бактериологическую лабораторию. При исследовании патологического материала был обнаружен пневмококк 3 серовара. 1. Какую реакцию ставят для определения сероваров пневмококков? 2. Какова техника её постановки и учёта? Ответ: 1. Реакция микроагглютинации. 2. Первый день: 4 капли экссудата из зараженной мыши наносят на предметное стекло. К первой капле прибавляют агглютинирующую сыворотку I типа, ко второй - сыворотку II типа, к третьей - III типа, к четвертой - изотонический раствор натрия хлорида (контроль). Сыворотки I и II типа предварительно разводят в соотношении 1: 10, а сыворотку III типа - 1: 5. Все капли размешивают, высушивают, фиксируют и окрашивают разведенным фуксином. При положительном результате в одной из капель отмечается скучивание микробов (агглютинация).
Второй день исследования Посевы вынимают из термостата, просматривают и из подозрительных колоний делают мазки. При наличии в мазках грамположительных ланцетовидных диплококков 2-3 колонии выделяют на скошенный агар с сывороткой для получения чистой культуры. Посевы помещают в термостат. Из бульона делают мазки, окрашивают по Граму и микроскопируют. Третий день исследования Посевы вынимают из термостата. Проверяют чистоту культуры - делают мазки, окрашивают по Граму и микроскопируют. При наличии в выделенной культуре грамположительных ланцетовидных диплококков проводят идентификацию выделенной культуры путем посева: 1) на среды Гисса (лактоза, глюкоза, сахароза, мальтоза) проводят посев обычным способом - уколом в среду; 2) на среду с инулином; 3) на среду с оптохином; 4) ставят пробу с желчью.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|